ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕСТИВАЛЕЙ-КОНКУРСОВ
1.1 Анализ литературных источников по теме исследования
1.2 Специфика организации фестивалей-конкурсов и их функции в системе социально-культурной деятельности
ГЛАВА 2 РОЛЬ КОНКУРСА В ПОВЫШЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА
2.1 Характеристика проекта фестиваля-конкурса «Я играю джаз»
2.2 Анализ эффективности проекта фестиваля-конкурса «Я играю джаз»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Музыкальные связи являются древнейшей формой творческого общения людей. Сегодня связи в области музыки – одно из наиболее массовых и эмоционально наполненных проявлений культурного обмена людей всех рас и национальностей, различной религиозной, профессиональной, возрастной, социальной принадлежности. Такое активное участие в музыкальном обмене определено самой природой музыки.
Спецификой данного направления культурного обмена является обширная аудитория и большое эмоциональное воздействие на слушателей и зрителей. Музыкально-исполнительское искусство обладает исключительными возможностями в формировании позитивного образа страны, народа, и может являться мощным инструментом в современных международных отношениях. Глобализация, прозрачность границ, информационный прогресс ставят сегодня задачу тесного взаимодействия национальной культуры с культурами других государств, придают культурным связям Беларуси большую значимость.
Музыка, как и многие аспекты культуры, не может существовать в ограниченном пространстве какого-либо социума, народа или государства. Выдающиеся музыканты, путешествуя по всему миру с концертами, активно общаясь друг с другом в рамках различных конкурсных проектов, фестивалей и гастролей, совместных мероприятий, могут завоевать репутацию не только в своей стране, но и на мировом уровне. Именно для этой цели и существует фестивально-концертная деятельность, которая, кроме всего прочего, являются еще и системой отбора для исполнителей.
Одной из наиболее распространенных форм музыкальных связей, их неотъемлемой частью являются конкурсы исполнительского мастерства. Они расширяют возможности для контактов, а также способствуют формированию имиджа исполнителей и повышают их профессиональный уровень. В условиях динамичного развития современного общества, когда требуется всестороннее развитие личности и удовлетворение ее интересов к досугу и творчеству, исполнительская деятельность создает благоприятные и объективные предпосылки музыкального творчества, формирования здоровых потребностей и высоких эстетических вкусов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ФЕСТИВАЛЕЙ-КОНКУРСОВ
1.1 Анализ литературных источников по теме исследования
Фестивально-конкурсная деятельность представляет собой сложное социокультурное взаимодействие, которое выполняет функции сохранения и обновления культурных традиций общества, это процесс системной передачи нормативно-ценностного и творческого опыта, способствующий активному культурному самоопределению, саморазвитию и самореализации личности. Фестивали и конкурсы как явление социально-культурной жизни отличаются особой атмосферой праздника. Они ориентированы на представление творческой деятельности лучших художественных коллективов и исполнителей. Основная задача этих мероприятий – внести свежую струю в культурную жизнь страны, региона, города, создать максимально широкое поле притяжения как для профессионалов в области театра и музыки, так и для рядовых зрителей и слушателей.
Фестиваль-конкурс как форма творческой деятельности на протяжении многих лет привлекает внимание исследователей самых разных областей гуманитарного знания. Фестивально-конкурсная деятельность сопровождает человеческое общество с самых древних времен и является неотъемлемой составляющей культуры в целом. «С одной стороны фестивально-конкурсная деятельность формирует социокультурную сферу жизни общества, а с другой стороны действует в соответствии с ней» [3, с. 36]. Таким образом, это своего рода непрерывный двухсторонний процесс, который обеспечивает перманентную актуальность праздника для общества.
Слово «конкурс» имеет латинское происхождение (concursus). «Конкурс – это соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу» [1, с. 28].
ГЛАВА 2 РОЛЬ КОНКУРСА В ПОВЫШЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА
2.1 Характеристика проекта фестиваля-конкурса «Я играю джаз»
Краткое описание проекта.
В рамках данной работы был проанализирован проект открытого фестиваля-конкурса исполнителей на музыкальных инструментах «Я играю джаз». Уникальность проекта состоит в том, что он направлен на формирование положительного имиджа не только современного музыканта, как личности, востребованной и необходимой для культурно развитого и современного общества, но и джазового искусства.
Название проекта: «Я играю джаз»
Вид проекта – краткосрочный.
Тип проекта – культурный.
Место проведения: Учреждение образования «Минский государственный Дворец детей и молодежи».
Сроки выполнения: 22-23 февраля 2020 г.
Заказчик – Отдел образования Минского городского исполнительного комитета.
Исполнитель: Учреждение образования «Минский государственный Дворец детей и молодежи».
Методы реализации проекта:
1) подготовка пакета нормативно-правовых документов;
2) формирование материально-технической базы;
3) заключение договоров с партнерскими организациями;
4) информационная кампания;
5) реализация проекта;
6) подведение итогов;
7) распространение результатов (ролики соц. рекламы, афиши, баннеры, видео-отчет).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы были рассмотрены понятие и типология фестиваля-конкурса. Обзор литературы по теме исследования показал, что слово «конкурс» имеет латинское происхождение (concursus). Конкурс – это соревнование, соискательство нескольких лиц в области искусства, наук и прочего, с целью выделить наиболее выдающегося (или выдающихся) конкурсанта-претендента на победу. Фестивально-конкурсная деятельность сопровождает человеческое общество с самых древних времен и является неотъемлемой составляющей культуры в целом. Фестивали-конкурсы различных видов искусств обладают большим социальным и экономическим потенциалом, благодаря чему могут приносить выгоду не только своим организаторам, но и целым регионам. Типология фестивалей-конкурсов может быть различна, в зависимости от жанровой и видовой направленности, места проведения, статуса конкурса, источников финансирования, художественной концепции.
В ходе работы была рассмотрена специфика организации фестивалей-конкурсов и их функции в системе социально-культурной деятельности. Организация фестивалей-конкурсов представляет собой комплекс мероприятий, реализующихся в определенной последовательности, направленных на достижение успешного результата. Процесс организации и реализации смотра-конкурса включает следующие этапы:
- обоснование идеи и названия фестиваля-конкурса;
- определение инициатора организации и проведения фестиваля-конкурса;
- сегментация и характеристика целевой аудитории и контактных групп;
- постановка целей и задач фестиваля-конкурса;
- проектное обоснование основных событий и ритуала фестиваля-конкурса;
- организация работы оргкомитета (инициативной группы);
1. Аванесова, Г. А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / Г. А. Аванесова. – Москва: Аспект Пресс, 2006. – 236 с.
2. Алексеева, Е. Праздник как средство массовых коммуникаций / Е. Алексеева // Новое время. – 2004. – № 7. – С. 15-18.
3. Альтшуллер, Г. С. Творчество как точная наука: монография / Г. С. Альтшуллер. – М.: Наука, 1979. – 175 с.
4. Блэкуэлл Р. Поведение потребителей / Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Дж. Энджел. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 944 с.
5. Бухвалов, В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и отрудничества / В. А. Бухвалов. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – С. 3-11.
6. Гальперина, Т. И. Режиссура культурно-досуговых программ: рабочая тетрадь / Т. И. Гальперина. – Москва: Совет. спорт, 2007. – 131 с.
7. Диевский, В. А. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры: учеб. пособие / В. А. Диевский, И. А. Малышева. – СПб.: Планета Музыки, 2012. – 160 c.
8. Жарков, А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: учебник / А. Д. Жарков. – Москва: МГУКИ, 2007. – 480 с.
9. Завершинский, К. Ф. Культура и культурология в жизни общества: учеб. пособие / под ред. В. П. Большакова. – Великий Новгород: Изд-во НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 289 с.
10. Келдыш, Г. В. Музыкальный энциклопедический словарь / Г. В. Келдыш. – Москва: «Сов. Энциклопедия», 1990. – 671 с.
11. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник для студ. вузов /Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников; МГУКИ. – Москва: МГУКИ, 2004. – 539 с.
12. Коленько, С. Г. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учебник и практикум для академического бакалавриата / С. Г. Коленько. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 370 c.
13. Новикова, Г. Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: учеб. пособие / Г. Н. Новикова. – Москва: МГУКИ, 2010. – 158 с.
14. Переверзев, М. П. Менеджмент в сфере культуры и искусства: учеб. пособие / М. П. Переверзев, Т. В. Косцов. – М.: Инфра-М, 2017. – 320 c.
15. Подаева, Н. Г. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: учеб. пособие / Н. Г. Подаева, М. В. Подаев. – СПб.: Планета Музыки, 2010. – 384 c.
16. Поливаев, О. И. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие / О. И. Поливаев, О. М. Костиков, О. С. Ведринский. – СПб.: Планета Музыки, 2013. – 544 c.
17. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под ред. Е. И. Григорьева. – Москва: Тамбовский гос. у-т им. Г. Р. Державина, 2002. – 504 с.
18. Тульчинский, Г. Менеджмент специальных событий в сфере культуры / Г. Тульчинский, С. Герасимов, Е. Лохина. – Санкт-Петербург: «Ланъ», 2010. – 386 с.
19. Тульчинский, Г. Л. Менеджмент в сфере культуры: учеб. пособие / Г. Л. Тульчинский, Е. Л. Шекова. – СПб.: Планета Музыки, 2013. – 544 c
20. Хоровая самодеятельность как средство воспитания: сб. ст.; науч. ред. П. П. Левандо, Д. Н. Ардентов. – Л.: ЛГИК, 1981. – 183 с.
21. Шекова, Е. Л. Менеджмент и маркетинг в сфере культуры: учеб. пособие / Е. Л. Шекова, Г. Л. Тульчинский, В. Н. Евланов. – СПб.: Лань, Планета Музыки, 2012. – 160 c.