Введение
1. Экономическая безопасность страны как условие макроэкономического равновесия
2. Факторы и условия экономической безопасности трансформационной экономики
3. Проблемы обеспечения безопасности экономики Республики Беларусь
4. Теории и практика достижения равновесного состояния национальной экономики
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Экономическую безопасность обычно рассматривают как важную качественную черту финансовой системы, определяющую ее способность поддерживать необходимые условия жизнедеятельности населения, стабильное обеспечение ресурсами становления и развития народного хозяйства, а еще поочередную реализацию национально-государственных интересов и целей.
Как показывает международная практика, обеспечение экономической безопасности является залогом независимости государства, условием прочности и эффективности жизнедеятельности населения, достижения успехов. Это разъясняется тем, что собственно экономика представляет собой одну из наиболее актуальных и весомых сторон хозяйственной деятельности общества, личности и государства. Вследствие этого обеспечение экономической безопасности относится к числу наиглавнейших государственных ценностей.
Проблемы экономической безопасности никогда не существовали сами по себе. Они считаются производными от задач финансового подъема на любой ступени становления общества. Точное содержание данной проблемы меняется в зависимости от сформировавшихся в этот период внутренних и внешних факторов.
В Республике Беларусь на данный момент трансформационный этап в экономике осложняется последствиями мирового финансово-экономического кризиса, в связи с чем проблема экономической безопасности имеет сейчас особенную остроту и актуальность.
Актуальность данной проблемы предопределило ее достаточно широкое освещение как в отечественной, так и в зарубежной литературе. Но, к сожалению, концепция экономической безопасности в мировой науке и практике пока не получила единого общепризнанного статуса. При наличии множества существующих методологических разработок, зачастую несовместимых друг с другом, главные мероприятия по проблеме экономической безопасности разрабатываются в различных государствах на основе понимания сути и элементов национальной экономической безопасности. Ко всему прочему, проблема усложняется тем, что понятие «экономическая безопасность» располагается в пограничной зоне между теорией международных отношений и непосредственно экономической наукой.
Целью данной работы является анализ экономической безопасности стран с трансформационной экономикой и определение направлений её повышения.
Поставленная цель предопределяет последовательное решение следующих задач:
- рассмотреть сущность и содержание экономической безопасности страны как условия макроэкономического равновесия;
- изучить факторы и условия экономической безопасности трансформационной экономики;
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СТРАНЫ КАК УСЛОВИЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ
В самом общем плане экономическое равновесие представляет собой соотношение между потребностями и ресурсами, которые необходимы для их удовлетворения. Очевидно, что потребности всякий раз превышают ресурсы. Вследствие этого, как правило, равновесие достигается или при помощи лимитирования потребностей, или при помощи наращивания и оптимизации ресурсов.
На макроуровне принято отличать совокупное и селективное равновесие. Селективное экономическое равновесие представляет собой количественное соотношение (равенство) 2-ух взаимосвязанных характеристик или же сторон экономики. К примеру, селективное равновесие выступает в виде равновесия потребления и производства, товарной массы и покупательной способности, прибылей и затрат государственного бюджета, спроса и предложения и т.д.
В отличие от селективного совокупное экономическое равновесие определяется как соотношение (согласованное развитие) всех отраслей экономической системы. В основу совокупного экономического равновесия положено, ко всему прочему, соотношение между спросом и предложением продуктов и услуг, а также соотношение между спросом и предложением не только одних потребительских благ, но и средств производства, рабочей силы и т.п. По-иному говоря, основным фактором стойкого и размеренного становления экономической системы считается равновесие не лишь только на рынке продуктов, но и на всех других рынках [3, с. 34].
Благодаря взаимосвязи всех рынков, цены одних экономических благ оказывают воздействие на цены прочих благ. А это означает, что совокупное равновесие является равновесием, образующимся в итоге взаимодействия всех рынков, когда изменения спроса или же предложения на одном рынке воздействуют на сбалансирование цен и размеров продаж на всех рынках.
Достижение совокупного равновесия является результатом влияния механизмов на одном рынке на все другие рынки, в т.ч. и на тот рынок, с которого изменения начались. В подобном синергизме критическими становятся взаимодополняемость или же взаимозаменяемость благ. Экономика, как и физический мир, пронизана обилием различных невидимых нитей, которые связывают различные переменные и ставят в зависимость, на первый взгляд, вроде как и совершенно независимые вещи.
На основе вышеотмеченного можно выделить наиболее существенные предпосылки совокупного экономического равновесия [13, с. 79].
1) Равновесие предполагает соотношение социальных целей и финансовых возможностей. Цели и ценности социального становления изменяются, меняются и потребности в ресурсах, а значит, происходят трансформации в пропорциях, появляется надобность в обеспечении нового состояния равновесия.
2. ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ТРАНСФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
На примерах Российской Федерации и Китая рассмотрим факторы и условия экономической безопасности в странах с трансформационной экономикой.
Закон «О безопасности» Российской Федерации определяет экономическую безопасность России как защиту жизненно важных интересов всех жителей страны, всего российского общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. Экономическая безопасность является основной составляющей системы национальной безопасности. Обеспечение экономической безопасности является необходимым условием обеспечения стабильного развития национальной экономики.
Угрозы экономической безопасности – это явления и процессы, которые оказывают негативное влияние на экономическое положение страны, ограничивают экономические интересы личности, общества и государства, создают угрозу ценностям страны и образу жизни нации.
Угрозы экономической безопасности России делятся на внутренние и внешние.
К внутренним угрозам экономической безопасности России следует отнести:
1) усиление имущественного расслоения общества. По данным Минэкономразвития РФ, уровень доходов самых богатых россиян в 15 раз выше, чем у наименее обеспеченных граждан;
2) экономическая и социальная криминализация. Оценки размера теневой экономики России обычно составляют 20-40% ВВП;
3) снижение научно-технического потенциала страны. По абсолютным затратам на науку Россия в настоящее время в 5 раз ниже Германии, в 7 раз ниже Японии и в 17,5-100 раз ниже США.
К наиболее серьезным внешним угрозам экономической безопасности России стоит отнести:
1) утечку мозгов за границу. К сожалению, Россия сейчас является основным поставщиком высококвалифицированных специалистов за рубеж. И в данном случае речь идет о потере местной части населения, способной обеспечить ценность России для международного сообщества в XXI веке;
2) бегство капитала за границу. Термин «бегство капитала» относится к незаконному вывозу капитала за границу. В январе-декабре 2019 года из страны было выведено 5,3 миллиарда долларов по операциям, необъяснимым Центральным банком. Согласно статистике Центрального банка, теневой отток составляет каждый пятый доллар, выведенный частным сектором из страны [19];
3. ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Проблеме обеспечения безопасности экономики Республики Беларусь придается важное значение на законодательном уровне.
Особое внимание экономической безопасности страны уделяется в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 гг., где выделен специальный раздел «Обеспечение экономической безопасности и укрепление обороноспособности страны». В нем определены важнейшие задачи и меры по обеспечению экономической безопасности в ее важнейших сферах.
К настоящему времени в Республике Беларусь создана система мониторинга и обеспечения национальной безопасности. Она базируется на накопленном опыте разработки и реализации положений Концепций национальной безопасности, принятых в 1995 и 2001 гг., которые позволили выйти на новые рубежи в развитии страны, успешно преодолеть острые политические и социальные угрозы переходного периода, состояться Республике Беларусь как суверенному государству, полноправному участнику мировых экономических и политических процессов [7].
Фактические и пороговые значения важнейших показателей экономической безопасности Республики Беларусь в 2015-2019 гг., а также целевой уровень, предусмотренный Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы приведены в таблице 3.1.
Как видно, сопоставление фактических значений с пороговыми и прогнозными значениями свидетельствует, что в 2015-2019 гг. экономическая безопасность страны укрепилась. По большинству показателей достигнут существенный прогресс, который позволил сформировать запас устойчивости национальной экономики к внешним шокам и, несмотря на неблагоприятную экономическую конъюнктуру, обеспечить положительные темпы прироста ВВП, сохранение занятости, макроэкономической стабильности в условиях глобального экономического кризиса. Однако в то же время по ряду показателей наблюдаются весьма отрицательные тенденции, которые в общем случае могут поставить под угрозу дальнейшее развитие страны, в том числе ее экономическую безопасность. Более подробно каждый из них проанализируем далее.
Анализ таблицы 3.1 позволяет выделить 2 группы показателей экономической безопасности Республики Беларусь в зависимости от динамики их значений и соотношения с пороговым уровнем.
Первая группа – показатели, которые не превышают пороговые значения и динамика их изменений не демонстрирует критического ухудшения.
4. ТЕОРИИ И ПРАКТИКА ДОСТИЖЕНИЯ РАВНОВЕСНОГО СОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Урок распада СССР состоит в том, что для безопасного существования недостаточно иметь мощную армию и высокотехнологичную оборонную промышленность, нужны еще многие слагаемые экономики: развитый сектор потребительских благ и услуг; внутренняя социально-политическая стабильность и надежная социальная база реформ; достаточный оборонный потенциал, сбалансированный с общим потенциалом экономики. Крупные диспропорции между всей экономикой и оборонной ее частью, как показал опыт СССР, очень опасны.
Рассмотрим теоретические аспекты равновесного состояния экономики.
Представители классического направления рассматривали модель общеэкономического равновесия в краткосрочном периоде при соблюдении условий совершенной конкуренции. В основе этой модели лежит закон рынков, разработанный французским экономистом, Жаном-Батистом Сэем (1762-1832), или закон Сэя. Сущность закона Сэя кратко можно сформулировать следующим образом: предложение товаров создает свой собственный спрос. Другими словами, произведенный объем продукции обеспечивает суммарный доход, равный ценности всех созданных товаров, а, следовательно, достаточен для ее полной реализации.
Совокупный спрос (AD) включает в себя взаимосвязь между количественным спросом и общим уровнем цен. При увеличении уровня цен требуемое количество уменьшается. Совокупный спрос представляет собой сумму всех рыночных требований и имеет типичную форму убывающей функции. Он выражает тот объем, который экономические агенты будут покупать при разных уровнях цен, и это означает платежеспособный спрос. Совокупный спрос состоит из плановых расходов всех экономических агентов.
Структура совокупного спроса может быть выражена следующим образом: AD = C + I + G + NX.
Совокупный спрос состоит из плановых расходов домашних хозяйств (C), плановых инвестиционных компаний (I) государственных расходов на покупку товаров и услуг (G) и чистого экспорта (NX). C, I и NX зависят от уровня цен. Государственные расходы следует считать довольно постоянными.
Соотношение между уровнем цен и размером совокупного спроса обратно пропорционально (рисунок 4.1). В случае снижения уровня цен запланированные совокупные расходы растут. Если уровень цен падает, то непосредственное влияние на расходы домохозяйств (C) таково, что их располагаемый доход остается неизменным номинально, но его реальная стоимость увеличивается. Это означает, что домохозяйства могут покупать больше товаров и услуг.
Совокупное предложение (AS) используется для выражения совокупного выпуска в экономике. Кривая совокупного предложения определяет взаимосвязь между общим количеством поставляемой продукции и уровнем цен в экономике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самое оптимальное состояние национальной экономики это состояние макроэкономического равновесия. Необходимым условием для его достижения выступает эффективная экономическая безопасность страны. Экономическую безопасность можно рассматривать как состояние экономики и институтов государственной власти, при котором обеспечиваются как гарантированная защита национальных интересов, так и социальная направленность существующего политического строя, необходимый оборонный потенциал даже при условиях неблагоприятного развития внутренних и внешних опасностей. Экономическая безопасность является не только защищенностью национальных интересов, но и готовностью и способностью институтов власти формировать механизмы по реализации и защите национальных интересов развития отечественной экономики, поддержанию социально-политической стабильности в обществе.
С развалом командно-административной экономики в государствах постсоциалистического пространства, которые были обременены тяжелыми трансформационными кризисами и не имели опыта формирования действенной и эффективной рыночной системы, проблемы экономической безопасности встали крайне остро.
Почти все экс-социалистические страны, с преимущественно индустриальным типом экономики столкнулись с проблемой переходной экономики, которая представляла угрозу их экономической безопасности. Для стран СНГ этот период был ознаменован развалом бывшего СССР, переходом от плановой к рыночной экономике. Системные реформы в постсоветских странах прошли достаточно долгий путь. Среди трансформаций переходного периода основное место занимает изменение роли государства, экономическая стабилизация, приватизация, развитие и формирование инфраструктуры рынка, интеграция в мировое хозяйство.
Государственная стратегия экономической безопасности может быть успешно реализована только при соблюдении ряда определенных требований. Во-первых, необходимо четко разграничить функции аппарата государственной власти на местном и государственном уровнях. Во-вторых, должны быть четко сформулированы и законодательно закреплены цели национальной экономики, концепция экономической безопасности и разработан инструментарий ее обеспечения. В-третьих, требуется адекватное информационное обеспечение регулирующей функции государства. Направления государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности должны осуществляться в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития страны и государственного бюджета на каждый последующий год. Опыт государств с переходной экономикой показывает, что создание действенной системы экономической безопасности страны – это непростая задача, и успех ее выполнения зависит от эффективности и последовательности принимаемых решений по трансформации экономики.
1. Анализ опыта стран Европейского Союза в сфере обеспечения национальной экономической безопасности [Электронный ресурс] / Электронный портал «Global international scientific analytical project». – Режим доступа: http://gisap.eu/ru/node/172/.
2. Беларусь на пути достижения Целей устойчивого развития: буклет / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2019. – 36 с.
3. Богомолов, В.А. Введение в специальность «Экономическая безопасность»: Учебное пособие / В.А. Богомолов. – М.: Юнити, 2015. – 279 c.
4. Валовой внешний долг Беларуси за 2019 г. вырос на 3,7% [Электронный ресурс] / Интерфакс-запад: новости Беларуси и мира. – Режим доступа: https://interfax.by/news/policy/ekonomicheskaya_politika/1272990/.
5. Внешний долг Беларуси на конец I квартала 2019-го: размер и динамика – инфографика [Электронный ресурс] / Банки и финансы Беларуси. – Режим доступа: https://banki24.by/news/3379-vneshniy-dolg-belarusi-na.
6. Гордиенко, Д.В. Обеспечение экономической безопасности Китая в условиях глобализации / Д.В. Гордиенко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2018. – № 29 (218). – С. 45-62.
7. Концепция национальной безопасности Республики Беларусь: утв. Указом Президента Респ. Беларусь 17 июля 2001 г., № 390. – Минск: Ин-т нац. безопасности, 2003. – 164 с.
8. Криворотов, В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: Учебное пособие / В.В. Криворотов, А.В. Калина. – М.: Юнити, 2015. – 351 c.
9. Криворотов, В.В. Экономическая безопасность государства и регионов: Учебное пособие / В.В. Криворотов, А.В. Калина, Н.Д. Эриашвили. – М.: Юнити, 2018. – 56 c.
10. Кутукова, Е.С. Экономическая безопасность в призме современных экономических процессов / Е.С. Кутукова. – М.: Русайнс, 2017. – 352 c.
11. Орехова, Т.Р. Экономическая безопасность современной России в условиях кризиса: Монография / Т.Р. Орехова, В.И. Орехов, О.В. Карагодина. – М.: Инфра-М, 2017. – 319 c.
12. Показатели оценки уровня экономической безопасности государства [Электронный ресурс] / Электронный портал «Доступная бизнес-система». – Режим доступа: http://simplehomebusinesssystem.com/pokazateli-ocenki-urovnya-ekonomicheskoj-bezopasnosti-gosudarstva/.
13. Попов, М.В. Экономическая безопасность: Учебное пособие / М.В. Попов, М.А. Каткова, Н.В. Манохина, Л Мамаева. – М.: Инфра-М, 2018. – 576 c.
14. Родионова, Л.Н. Экономическая безопасность: концепция, стандарты / Л.Н. Родионова. – М.: Русайнс, 2019. – 32 c.
15. Сильвестров, С.Н. Экономическая безопасность России: методология, стратегическое управление, системотехника / С.Н. Сильвестров. – М.: Русайнс, 2015. – 22 c.
16. Статистический ежегодник Республики Беларусь 2019 / Под ред. Медведевой И.В. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2019. – 472 с.
17. Теоретико-правовые вопросы обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь: тез. докл. респ. науч.-практ. конф. (Минск, 19 дек. 2017 г.) / учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь»; редкол.: А.А. Вишневский (отв. ред.) [и др.]. – Минск: Академия МВД, 2017. – 243 с.
18. Ускова, Т.В. Ключевые угрозы экономической безопасности России / Т.В. Ускова // Проблемы развития территории. – 2019. – № 1 (99). – С. 7-16.
19. ЦБ зафиксировал новую волну бегства теневого капитала из России [Электронный ресурс] / Финансовые новости. – Режим доступа: https://www.finanz.ru/novosti/valyuty/cb-zafiksiroval-novuyu-volnu-begstva-tenevogo-kapitala-iz-rossii-1028888365.
20. Экономика Белоруссии [Электронный ресурс] / Википедия – Свободная энциклопедия. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_Белоруссии.
21. Экономическая безопасность социально-экономических систем: вызовы и возможности: Сборник научных трудов II междунар. науч.-практ. конф., (г. Белгород, 18 апреля 2019 г.) / под науч. ред. проф. Е.А. Стрябковой, доц. А.М. Кулик. – Белгород: ООО «ЭПИЦЕНТР», 2019. − 416 с.
22. Экономическая безопасность: Учебное пособие / Под ред. В.А. Богомолова. – М.: Юнити, 2015. – 295 c.
23. Экономическая безопасность: Учебник / Под ред. Мантусова В.Б., Эриашвили Н.Д. – М.: Юнити, 2018. – 384 c.
24. Экономическая теория: микро; макро. Краткий курс. Под ред. М. И. Ноздрин-Плотницкого. - Минск: Мисанта, 2017.-304 с.
25. The Word Bank Data China [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://data.worldbank.org/country/CN.