ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ Я–ОБРАЗА И САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Основные подходы к понятию Я-образа в психологии
1.2 Понятие самооценки в современной литературе
1.3 Психологическая характеристика подросткового возраста
Выводы по главе
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ Я–ОБРАЗА И САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования особенностей «Я-образа» и самооценки в подростковом возрасте
Выводы по главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В настоящее время в мире происходят интенсивные социально-экономические и политические изменения, которые отражаются на уровне психологической устойчивости и психологического благополучия общества и каждого его члена. Отмечаются массовые чувства социальной несправедливости, незащищенности, неуверенности в завтрашнем дне, повышенная агрессивность, депрессии, страхи и фобии, развиваются различного рода зависимости, утрата смысла жизни и жизненных перспектив.
На фоне негативных тенденций развития современного общества, социальных изменений, роста индивидуализации в сознании населения возрастают требования к подрастающему поколению. Современному обществу необходима молодежь, способная самостоятельно ориентироваться в стремительно нарастающих информационных потоках, умеющая критически мыслить и вырабатывать осмысленную личностную позицию, что обусловливает необходимость изучения особенностей самосознания подростка.
Современный подросток должен быть уверен в себе, высоко оценивать свои качества и возможности, ставить перед собой жизненные цели, использовать личностные ресурсы для того, чтобы стать не только частью референтной группы, но и общества в целом. Подростковый возраст является одним из наиболее важных этапов в жизни любого человека. Кризис отрочества выявляет противоречие внутри личности, внутри его представления о себе, в его самосознании. Это по сути, попытка утвердить личностью свой способ бытия в мире, осознать себя как целостность и свою способность саморазвития. Период подросткового возраста является значительным этапом в жизни, полным изменений в уровне самооценки и «Я-образа» в целом.
Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Именно в подростковом возрасте складывается образ самого себя и отношение к себе. Они непрерывно связаны со стремлением к самопознанию и саморегуляции. Адекватная самооценка позволяет субъекту отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Следовательно, формирование адекватной высокой самооценки позволит подростку быть в дальнейшей жизни более успешным, а процесс его социализации сделать более эффективным и полноценным.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ Я–ОБРАЗА И САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Основные подходы к понятию Я-образа в психологии
В настоящее время не существует общепринятого понимания и определения понятия «Я-образа». Природу и структуру этого психологического феномена анализировали многие ученые, представители различных подходов и направлений. Термин Я-образа рассматривается в контексте таких понятий как «Я-концепция», «самосознание», «Я», «самооценка», «картина Я», «представление о себе» и неразрывно связано с ними.
Истоки проблемы изучения «Я-образа» берут свое начало в работе У. Джемса. Под глобальным личностным «Я» автор понимал двойственное образование, включающее Я-сознающее и Я-как-объект. Это две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна из них является чистым опытом, а другая – содержанием этого опыта (Я-как-объект). У. Джеймс разделял «образ Я» на «эмпирическое Я» (наличное) и «идеальное Я» (желаемое) [8, с. 27].
В начале ХХ века «образ Я» изучали Ч.Х. Кули и Дж.Г. Мид. В теории «зеркального Я» утверждается, что развитие содержание «образа Я» зависит от общества. В основе развития «образа Я» лежат два типа сенсорных сигналов: непосредственное восприятие и последовательные реакции людей, с которыми индивид себя идентифицирует. В качестве центральной функции «Я-концепции» выступает идентичность как генерализованная позиция в обществе, происходящая из статуса индивида в группе, членом которой он является. «Образ Я» рассматриваться в качестве когнитивно-эмоционального комплекса с определенным уровнем осознанности, выполняющего адаптационную функцию в новой ситуации; условием развития «образа Я» является идентификация с позицией и статусом значимого другого [17, с. 166].
Представители когнитивной психологии рассматривали «Я-образа» как процесс («Я-процесс»), характеризующий самопознание личности. «Я-концепции» не является целостной, так как индивида характеризуется множественными концепциями «Я» и процессами самоконтроля, которые изменяются от ситуации к ситуации. Х. Маркус в структуре «Я» выделяет «Я-схемы», то есть когнитивные структуры, обобщения относительно себя, основанные на прошлом опыте, направляющие и упорядочивающие процесс переработки информации, связанной с «Я» [13, с. 91].
Выводы по первой главе
Проведенный теоретический анализ литературы по проблеме исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. В психологии понятие «Я-образ» рассматривается как система представлений индивида о самом себе, осознаваемую, рефлексивную часть личности, которая является инструментом познания себя, выступает в качестве регулятора действия. В отечественной психологии «Образ Я» рассматривается в качестве набора характеристик, посредством которых индивид описывает себя как индивидуальность. Зарубежные психологи данное понятие рассматривают как многоаспектный феномен, набор образов, понятий, целей или задач. Структуру «Я-образа» образуют: знание индивида о своих особенностях (когнитивный компонент) и отношение к себе (аффективный компонент). «Я-образ» осуществляет контроль и интерпретацию поведения, влияние на выбор индивидом своей активности, что обусловливает особенности развития позитивного или негативного образа себя.
2. В психологии самооценка рассматривается как важнейший компонент самосознания, показатель отношения к себе и продукт отражения самоотношения, которое интегрировано с ней в Я-образе. Самооценка личности представляет собой системообразующее ядро индивидуальности, определяющее поведение человека, уровень его притязаний. Самооценка является степенью отражения у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всем компонентам «Я». Важная роль в формировании самооценки принадлежит сопоставлению образа «реального Я» с образом «идеального Я».
3. В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие самосознания, развивается когнитивная и эмоциональная сферы психики, реконструируются отношения с родителями и сверстниками, формируется Эго-идентичность, формируется произвольная регуляция поведении, рефлексия и самооценка. Интеграция самосознания подростка приводит его к осознанию себя в единстве всех проявлений, к осознанию своей особенности, уникальности, появляется способность суждения в отношении себя и оценки своей личности. В этом период активно формируется самооценка, а в связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной, а также отмечается субъективная значимость составляющих «Я-образа», Развитие Я-образа в подростковом возрасте начинается с осознания качеств своего «наличного» «Я», оценки своего тела, внешности, поведения и способностей.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ Я–ОБРАЗА И САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
2.1 Организация и методы исследования
С целью выявления особенностей Я-образа и самооценки в подростковом возрасте нами было проведено эмпирическое исследование.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление особенностей Я-образа и самооценки в подростковом возрасте с помощью тестирования;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Исследование проводилось на базе Белорусского государственного университета имени Максима Танка. В исследовании приняли участие 30 учащихся 7-8 классов в возрасте 13-14 лет. Выборку исследования составили 15 девочек и 15 мальчиков подросткового возраста.
В основе исследования лежала гипотеза о том, что существуют половые различия в характеристиках Я-образа и уровне самооценки в подростковом возрасте.
В качестве психодиагностического инструментария были использованы следующие методики:
1. Тест «Кто Я?» М. Куна – Т. Мак-Партленда [26].
Цель: выявление «образа-Я», содержательных характеристик идентичности личности.
Вопрос «Кто Я?» напрямую связан с характеристиками собственного восприятия человеком самого себя, то есть с его образом-Я.
Шкала анализа идентификационных характеристик включает в себя 24 показателя, которые, объединяясь, образуют 7 обобщенных показателей-компонентов идентичности: Социальное Я; Коммуникативное Я; Материальное Я; Физическое Я; Деятельное Я; Перспективное Я; Рефлексивное Я.
Испытуемый должен написать в течение 15 минут 20 ответов на вопрос «Кто Я?». С помощью теста «Кто Я?» также можно определить: уровень рефлексивности идентичности; уровень дифференцированности идентичности; валентность идентичности
2. Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан [16].
Выводы по второй главе
Проведенное эмпирическое исследование позволило выявить следующее:
1. Содержание «Я-образа» у мальчиков и девочек подросткового возраста различается. В подростковом возрасте мальчики склонны описывать себя суждениями, относящимися к показателям Социального Я и Физического Я. При этом, они практически не использовали в своих описаниях суждения, связанные с общением, материальной обеспеченностью и перспектив в различных сферах. Девочки подросткового возраст описывают себя суждениями, относящимися к показателям Коммуникативного Я, Рефлексивного Я, Перспективного Я, Деятельного Я.
2. На достоверном уровне у мальчиков наиболее выражены такие компоненты, как: Социальное Я и Физическое Я. У девочек наиболее выражены такие компоненты «Я-образа», как: Коммуникативное Я, Перспективное Я и Рефлексивное Я.
3. Большая часть мальчиков подросткового возраста имеет завышенную самооценку – они обладают уверенностью в себе и своих способностях, убежденностью в возможности достигнуть собственными усилиями значительных успехов в учебной деятельности, отличаются активностью, самостоятельностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Девочки преимущественно имеют среднюю адекватную самооценку – они способны видеть в себе как положительные, так и отрицательные качестве, адекватное оценить свои способности, являются активными, находчивыми, бодрыми, имеют интерес и самостоятельно ведут поиск своих ошибок в работах, выбирают задачи, которые соответствуют их возможностям. Соотношение мальчиков и девочек с заниженной самооценкой примерно равное. Сравнивания выраженность отдельных качеств личности у подростков, можно отметить, что у мальчиков преобладают такие качества, как: уверенность в себе, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками. У девочек преобладают такие качества, как: ум, способности, характер, внешность.
4. Достоверные различия между группой мальчиков и группой девочек по уровню самооценки отсутствуют. Следовательно, в результате сравнения не были обнаружены половые различия у подростков по уровню самооценки. Это означает, что уровень самооценки у мальчиков и девочек подросткового возраста примерно находится на одном уровне.
Гипотеза исследования о том, что существуют половые различия в характеристиках Я-образа и уровне самооценки в подростковом возрасте, подтвердилась.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе теоретического анализа литературы по теме исследования установлено, что в психологии понятие «Я-образ» рассматривается как система представлений индивида о самом себе, осознаваемую, рефлексивную часть личности, которая является инструментом познания себя, выступает в качестве регулятора действия. В отечественной психологии «Образ Я» рассматривается в качестве набора характеристик, посредством которых индивид описывает себя как индивидуальность. Зарубежные психологи данное понятие рассматривают как многоаспектный феномен, набор образов, понятий, целей или задач. Структуру «Я-образа» образуют: знание индивида о своих особенностях (когнитивный компонент) и отношение к себе (аффективный компонент). «Я-образ» осуществляет контроль и интерпретацию поведения, влияние на выбор индивидом своей активности, что обусловливает особенности развития позитивного или негативного образа себя.
В психологии самооценка рассматривается как важнейший компонент самосознания, показатель отношения к себе и продукт отражения самоотношения, которое интегрировано с ней в Я-образе. Самооценка личности представляет собой системообразующее ядро индивидуальности, определяющее поведение человека, уровень его притязаний. Самооценка является степенью отражения у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всем компонентам «Я». Важная роль в формировании самооценки принадлежит сопоставлению образа «реального Я» с образом «идеального Я».
В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие самосознания, развивается когнитивная и эмоциональная сферы психики, реконструируются отношения с родителями и сверстниками, формируется Эго-идентичность, формируется произвольная регуляция поведении, рефлексия и самооценка. Интеграция самосознания подростка приводит его к осознанию себя в единстве всех проявлений, к осознанию своей особенности, уникальности, появляется способность суждения в отношении себя и оценки своей личности. В этом период активно формируется самооценка, а в связи с увеличением критичности подростка к себе его самооценка становится более адекватной, а также отмечается субъективная значимость составляющих «Я-образа», Развитие Я-образа в подростковом возрасте начинается с осознания качеств своего «наличного» «Я», оценки своего тела, внешности, поведения и способностей.
Проведенное эмпирическое исследование позволило установить, что содержание «Я-образа» у мальчиков и девочек подросткового возраста различается. В подростковом возрасте мальчики склонны описывать себя суждениями, относящимися к показателям Социального Я и Физического Я.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Юрайт, 2010. – 563 с.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные труды по психологии / Б.Г. Ананьев. – М. Издательство Санкт-Петербургского университета, 2011. – 964 с.
3. Андронова, Е.И. Проблема компонентов, характеристики и основных типов самосознания в психологии / Е.И. Андронова // Вестник Томского гос. университета. – 2007. – № 35. – С. 149–153.
4. Арон, И.С. Специфика межличностных отношений подростков со сверстниками и взрослыми в особой социальной ситуации развития / И.С. Арон // Конфликтология. – 2013. – Т. 2. – С. 168-175.
5. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс; пер. с англ.; под ред. В.Я. Пилиповского. – М.: Прогресс, 2001. – 422 с.
6. Буслаева, Е.Н. Особенности развития личности современных подростков / Е.Н. Буслаева, Ю.Г. Астахова // Европейские исследования. – 2015. – № 10. – С. 107-112.
7. Валявко, С.В. Современные исследования проблемы самооценки в зарубежной психологии / С.В. Валявко, П.А. Жокина // Системная психология и социология. – 2016. – № 4. – С. 13-21.
8. Джеймс, У. Личность // Психология самосознания: Хрестоматия / под. ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах-М, 2000. – С. 7–44.
9. Князева, Т.Н. Взаимосвязь развития рефлексии и когнитивно-личностных свойств в подростковом возрасте / Т.Н. Князева, Е.В. Ершова // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 6. – С. 191-200.
10. Коваленко, В.А. Генезис самооценки личности как психологический феномен // Вестник Адыгейск. гос. университета. – 2011. – № 3. – С. 1–5.
11. Кон, И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание / И.С. Кон. – СПб.: Питер, 2002. – 465 с.
12. Кузнецова, Д.А. Особенности развития мышления в подростковом возрасте / Д. А. Кузнецова, О.А. Братцева // Молодой ученый. – 2018. – № 22. – С. 285-288.
13. Курбанова, З.С. Проблема развития самооценки личности подростка под влиянием взаимоотношений со сверстниками / З.С. Курбанова // Известия ЮФУТН. –2006. – № 1. – С. 91-95.
14. Лихтенберг, Дж.Д. Клиническое взаимодействие: Теоретические и практические аспекты концепции мотивационных систем / Пер. с англ. А.М. Боковикова. – М.: Когито-Центр, 2003. – 368 с.
15. Макаров, В.К. Особенности самосознания подростков / В.К. Макаров // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С. 94-98.
16. Методика диагностики самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан // Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. – М.: Бахрах, 2011. – С. 169-174.
17. Мид, Дж.Г. Избранное / Пер. В.Г. Николаева. – М. : Академия, 2009. – 290 с.
18. Музюкин, В.В. Самооценка, уровень притязаний как факторы становления развития личности / В.В. Музюкин // Непрерывное профессиональное образование как фактор устойчивого развития: сборник трудов конференции. – М., 2017. – С. 291-295.
19. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2017. – 640 с.
20. Новгородцева, А. П. Внутренние конфликты подросткового возраста / А. П. Новгородцева // Культурно-историческая психология. – 2006. – № 3. – С. 38–50.
21. Панченко, С.А. Психологическое здоровье подростков в контексте их личностного развития / С.А. Панченко // Известия ЮФУТН. – 2006. – № 1. – С. 95-98.
22. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. – 75 с.
23. Сидоров, К.Р. Самооценка в психологии / К.Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – № 2. – С. 224–234.
24. Талайко, С.В. Влияние кризиса идентичности на позитивный рост личности подростка / С.В. Талайко // Теоретические и прикладные аспекты кризисной психологии. – Минск: НИО, 2001. – 223 с.
25. Темиева, А.Р. Самооценка личности как психологический феномен / А.Р. Темиева, Е.Ф. Сердюкова // Взгляд современной молодежи на актуальные проблемы гуманитарного знания: сборник трудов конференции. – Грозный, 2019. – С. 107-110.
26. Тест Куна. Тест «Кто Я?» (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой) // Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре / Т.В. Румянцева. – СПб., 2006. – С. 82-103.
27. Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 160 с.
28. Четверткова, А.В. Качества личности современного подростка: психологический портрет / А.В. Четверткова // Человек в мире культуры. – 2016. - № 2. – С. 87-92.
29. Шукуров, Р. Самооценка – аффективный компонент самосознания / Р. Шукуров // Гуманитарный трактат. – 2018. – № 27. – С. 92-95
30. Шупарова, К.В. Подхода к пониманию самооценки младших школьников в зарубежной и отечественной психологии / К.В. Шупарова // Академия педагогических идей «Новация». – 2016. – № 6. – С. 11–21.