Введение
1 Теоретические основы сбытовой деятельности предприятия
1.1 Сущность и виды управления сбытовой деятельностью предприятия
1.2 Формирование сбытовой политики организации
2 Анализ сбытовой деятельности ОАО «Гомельдрев»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ основных финансово-экономических показателей предприятия
2.2 Анализ внешней среды ОАО «Гомельдрев»
2.4 Анализ маркетинговой деятельности ОАО «Гомельдрев»
2.4.1 Анализ товарной политики предприятия
2.4.2 Анализ сбытовой политики предприятия
2.4.3 Анализ ценовой политики предприятия
2.4.4 Анализ коммуникационной политики предприятия
2.5 SWOT-анализ
3 Мероприятия по совершенствованию сбытовой деятельности ОАО «Гомельдрев»
3.1 Увеличение объема сбыта путем открытия нового магазина предприятия
3.2 Определение новых каналов сбыта
Заключение
Список использованных источников
Введение
Современный маркетинг требует производства и продвижения высококачественных товаров по разумным ценам для того, чтобы ориентировать потребителей на основе тщательно подобранной информации.
Рекламные акции включают в себя все виды маркетинговых мероприятий, направленных на стимулирование поведения покупателя, иными словами, способных стимулировать немедленную продажу товара. По сравнению с рекламными акциями, реклама и реклама предназначены для достижения других целей, в данном случае таких, как предоставление потребителям информации о новых брендах и влияние на отношение потребителей.
Рекламные акции имеют многоцелевую направленность: потребители, продавцы, реселлеры. Ориентированные на торговлю акции включают в себя использование различных видов дисплеев (выставки, витрины магазинов), скидок и вспомогательных инструментов, предназначенных для активизации отклика оптовиков и розничных торговцев. Ориентированные на потребителя акции включают в себя использование купонов, бонусов, раздачу бесплатных образцов, конкурсы, скидки и многое другое. Организации обычно используют несколько методов для продвижения продуктов одновременно. Максимальный эффект достигается за счет использования рекламы и рекламных методов вместе взятых [2, c 73].
Основная задача стимулирования сбыта - побудить потребителей покупать большое количество товаров и поддерживать регулярные деловые отношения с организацией.
Выбранная мною тема имеет достаточно высокую актуальность в современных рыночных отношениях. В настоящее время все большее число различных организаций, включая производителей и продавцов, прибегают к различным средствам стимулирования сбыта своей продукции. С каждым годом продвижение по службе становится все более и более важным в условиях растущей конкурентной борьбы. Именно с помощью стимулов многие компании стремятся увеличить продажи своей продукции, привлечь новых клиентов к своим брендам и в конечном итоге внести свой вклад в дальнейшее укрепление рынка.
Целью данной курсовой работы является анализ сбытовой деятельности организации, а также совершенствование системы стимулирования сбыта.
Поставленная в курсовой работе цель обусловила решение следующих задач:
- раскрыть сущность роль и значение сбытовой деятельности в условиях рынка;
- дать организационно-эконмическую характеристику ОАО «Гомельдрев»;
- провести анализ внешней среды ОАО «Гомельдрев»;
- провести анализ маркетинговой (сбытовой) деятельности ОАО «Гомельдрев»;
- представить обобщающий SWOT-анализ деятельности ОАО «Гомельдрев»;
- определить мероприятия по совершенствованию сбытовой деятельности ОАО «Гомельдрев».
1 Теоретические основы сбытовой деятельности предприятия
1.1 Сущность и виды управления сбытовой деятельностью предприятия
В новых рыночных условиях хозяйственной деятельности организация несет полную ответственность за результаты своей деятельности. Основной целью производства является обеспечение потребителей необходимой продукцией (услугами) в заданное время, заданного качества и комплектации с минимальными производственными затратами. При решении этой задачи в рыночной среде основное внимание уделяется: потребителям; сбыту продукции; сбытовой деятельности организации.
Реализация продукции важна для организации, так как объем продаж определяет другие показатели деятельности организации: размер дохода; прибыль; уровень прибыли.
Кроме того, производство и логистика зависят от продаж. Поэтому статус реализации продукции в конечном итоге определяет результаты работы организации, деятельность которой направлена на достижение максимальной прибыли [3, c 28].
Ориентация отечественных предприятий на рыночные отношения предполагает использование современных методов работы, оказывающих положительное влияние на производственный процесс и сам рынок. Одним из них является маркетинг, который является эффективным средством достижения целей деятельности организации на рынке.
Теория маркетинга считается философией предпринимательской деятельности. Эта философия ставит личность потребителя в Центр организации и целей организации.
Продажи — это элемент маркетингового процесса, который является завершающим этапом обеспечения потребителей необходимыми товарами. Его цель - создать эффективную систему передачи товара от производителя потребителю с минимальными затратами [1, с 15].
Сбытовое звено обеспечивает связь между производственной организацией и потребителем. Продавцы должны учитывать интересы организации и потребителей одновременно. Они представляют организацию потребителям: находят новых клиентов, привлекают их внимание к информации о предлагаемых товарах и услугах и продают их. В то же время они представляют интересы потребителей в бизнесе и выступают в качестве "защитников интересов потребителей" [1, с 17].
Наиболее важными направлениями использования маркетинговых методов в организации сбытовой деятельности являются:
- Разработка политики продаж;
Определение маркетинговой стратегии;
- клиент;
- продажа;
促销 продвижение по службе.
2 Анализ сбытовой деятельности ОАО «Гомельдрев»
2.1 Общая характеристика предприятия
ОАО «Гомельдрев» является одним из крупнейших и старейших мебельных предприятий в Республике Беларусь, которое присутствует на рынке с 1879 года.
ОАО «Гомельдрев» создано в соответствии с законодательством Республики Беларусь о приватизации государственного имущества путем преобразования Арендного производственного деревообрабатывающего предприятия «Гомельдрев» с участием работников арендного предприятия (приказ Мингосимущества от 28.03.1997 г. №85) и зарегистрировано решением Гомельского облисполкома от 30.04.1997 г. №296, регистрационный номер №24-150.
Решением Гомельского облисполкома от 27.04.2000 г. №229 предприятие зарегистрировано в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за №400021353.
Акционерное общество входит в состав Белорусского производственно-торгового концерна лесной деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.
В настоящее время ОАО «Гомельдрев» обладает полной инфраструктурой производств, позволяющей обеспечить технологический цикл производства корпусной мебели самого разнообразного назначения (мебель для зала и гостиной, мебель для спальни и жилой комнаты, мебель для детской комнаты); мебель для офиса; производство мебельных заготовок; лесозаготовка; производство багета, карнизов; производство шпона строганного и облицовок из него, материала облицовочного на основе бумаг, пропитанных смолой с глубокой степенью отвердения и пиломатериалов из круглого леса, черновых мебельных заготовок.
Структура управления ОАО «Гомельдрев» включает в себя филиал «Гомельский леспромхоз», филиал «Паркетный завод», филиал ФОРМ ОАО «Гомельдрев», Московский филиал ОАО «Гомельдрев». Также цеха основного производства: цех лесопиления, раскроечно-заготовительный цех; сушильный цех, мебельные цеха № 3, 4, 15, 19, 20, 72; фанерный цех, спичечный цех, цех по производству багета, цех металлодеталей, цех по производству панелей домов каркасного типа. Вспомогательное производство состоит из цехов: котельный паросилового хозяйства, КИПиА, ремонтно-механический, транспортный, погрузочно-разгрузочный, электроцех, участок связи, склады готовой продукции, охрана, пожарная служба.
3 Исследование рынка сбыта и мероприятия по совершенствованию сбытовой деятельности ОАО «Гомельдрев»
Ситуация на мебельных рынках основных стран-импортеров продукции ОАО «Гомельдрев» сильно разнится в зависимости от рассмотрения конкретного сегмента.
Предприятие работает в двух ценовых сегментах: «средний» и «выше среднего» и предлагает мебель из массива березы, дуба, ольхи.
Основные рынки сбыта мебели ОАО «Гомельдрев»:
1) Республика Беларусь;
2) Российская Федерация;
3) Украина.
На рынке Беларуси основная часть реализуемой мебели относится к «среднему» ценовому сегменту, сегмент «выше среднего» является нишевым и количественно ограничен. Данные сегменты рынка контролируются крупнейшими отечественными производителями: ЗАО «Молодечномебель», ОАО «Гомельдрев», ЗАО «ХК «Пинскдрев», ЗАО «Бобруйскмебель». Косвенными конкурентами являются предприятия СЭЗ, которые работают в более низких ценовых сегментах, при этом значительно влияют на объем продаж основных игроков деревообрабатывающей промышленности РБ в посткризисный период, когда ценовой фактор становится определяющим.
Импорт представлен образцами мебели Российской Федерации, Италии, Испании и стран Средней Азии.
Наиболее быстрыми темпами развивается сегмент мебели «эконом» класса во многом благодаря агрессивной ценовой политикой со стороны производителей указанной продукции. Стоит ожидать бурный рост данного сегмента в течение ближайших трех лет, далее он постепенно начнет переходить к стадии насыщения.
Товаропроводящая сеть организации представлена объектами фирменной торговли, дилерами и иными покупателями. ОАО «Гомельдрев» является соучредителем двух субъектов оптово-розничной сети:
– ООО «МебельТорг», г. Москва;
– ООО «Торговый дом Азербайджан-Беларусь», г. Баку.
Цифровые данные об отгрузке товарной продукции по странам–получателям за 2017-2019 гг. представлены в пункте 2.4.2.
Основная доля поставок продукции в изучаемом периоде приходилась на внешний рынок (59,84% в 2019 году). При этом большую долю экспорта продукции приходилось на Россию (49,17 % в 2019 году).
Заключение
В процессе написания данной работы нами была изучена теория и практика организации сбытовой деятельности на предприятии.
Обобщая многие определения логистики, ее можно охарактеризовать как науку об управлении минимальными затратами, связанными с перемещением товаров и связанных с ними информационных потоков от основного источника к конечному потребителю. По мнению многих зарубежных специалистов, логистика-это более широкая категория, чем маркетинг, многие основные функции которого были переданы именно ей.
Продвижение играет важную роль в общей системе продвижения товаров и услуг и имеет много преимуществ для организации. По сравнению с рекламой, она позволяет быстро влиять на спрос. Это помогает привлечь новых клиентов и сохранить приверженность к продукту или магазину. Объектом исследования в данной работе является ОАО «Гомельдрев».
ОАО «Гомельдрев» является одним из крупнейших и старейших мебельных предприятий в Республике Беларусь, присутствует на рынке с 1879 года. Успех и узнаваемость продукции с торговой маркой "Гомельдрев" обусловлены хорошо развитой сетью торговли и дистрибьюторов, включающей представителей стран СНГ и белорусского региона.
Маркетинговая стратегия компании основана на анализе текущей динамики продаж, изучении и формировании потребностей потребительской части рынка, поиске новых продуктов в новых нишах, как на новых, так и на уже освоенных рынках. Маркетинговые услуги компании в виде мероприятий по обеспечению реализации мероприятий по поддержанию производства, а также их увеличению без снижения рентабельности, на основе отслеживания действий конкурентов.
Гомельдрев использует все 3 типа каналов дистрибуции на Белорусском и российском рынках. Оптовые посреднические звенья состоят из дилеров категории 1 и категории 2. С помощью посредников ОАО "Гомельдрев" экспортирует свою продукцию более чем в 20 стран мира.
В вопросе формирования цен на продукцию ОАО «Гомельдрев»» придерживается принципа установления эластичных цен в зависимости от региона сбыта (за счет транспортных расходов вырастет), объема выпускаемой продукции. С одной стороны, чтобы цены соответствовали рыночным, и, способствовали устойчивому спросу на продукцию, а с другой – обеспечивали бы безубыточность производства и получения максимальной прибыли.
На ОАО «Гомельдрев» применяются следующие виды коммуникационной политики: пропаганда; реклама; стимулирование сбыта.
Предприятие использует пропаганду с целью создания благоприятного мнения о предприятии и его продукции через статьи в СМИ, через благотворительные акции и т.д.
В качестве основных мероприятий по повышению эффективности сбытовой деятельности ОАО «Гомельдрев» предложено открытие новой точки фирменного магазина и внедрение нового канала сбыта через сеть Интернет.
1. Акулич, М. Методы анализа структуры сбыта организация / Маргарита Акулич // Продажи. – 2010. - №1/2. – с. 13-20.
2. Алексеенко, Н.А. Экономика промышленного предприятия: учеб. пособие / Н.А. Алексеенко, И.Н. Гурова. - Минск: Издательство Гревцова, 2009.- 264с.
3. Баканов, М.И. Теория экономического анализа: учебн. пособие/ М.И. Баканов – М.: ЮНИТИ, 2009. – 416 с.
4. Басовский, Л.Е. Маркетинг: Курс лекций / Л.Е. Басовский. - М.: ИНФРА-М, 2003. – 219 с.
5. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом: учеб. /Н.П. Беляцкий.- Минск: Книжный дом, 2007. - 496с.
6. Болт, Г. Дж. Практическое руководство по управлению сбытом: учеб. пособие / Г. Дж. Болт. – Москва: ЮНИТИ, 2005. – 418 с.
7. Бронникова, Т.С. Маркетинг: учеб. пособие / Т.С. Бронникова. – М.: ПРИОР, 2002. – 128 с.
8. Голубков, Е.П. Маркетинг: выбор лучшего решения: учебник / Е.П. Голубков. − М.: Экономика, 2009. − 283 с.
9. Голубков, Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры / Е.П. Голубков. – М.: Дело, 2005. – 188 с.
10. Дещеня, А. Внедрение лизинговой компании в сбытовую сеть организации / Андрей Дещеня // Продажи. – 2008. - №4. – с. 24-27.
11. Дрозд, И. Совершенствование системы сбыта продукции промышленного предприятия / И. Дрозд // Маркетинг: идеи и технологии. – 2014. – № 7. – С. 34-41.
12. Ермолович, Л.Л Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебн. пособие / Ермолович Л.Л. [и др.]; под общ. ред. Л.Л. Ермолович. - Минск: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2009. - 576 с.
13. Зеньков, В.С. Маркетинг / В.С. Зеньков, Т.Г. Зорина. – М.: Экоперспектива, 2003. – 403 с.
14. Кириенко, Н.М. Стратегия организации сбытовой деятельности на перерабатывающем предприятии: практический опыт / Кириенко Н.М.// Аграрная экономика. – 2009. - №4. – с. 42-46.
15. Козлов, В.А. Коммерческая деятельность организации: стратегия, организация, управление: учеб. пособие / В.А. Козлов, С.А. Уварова. – Москва: Политехника, 2000. – 322 с.
16. Коротков, А.В. Маркетинговые исследования: учеб. пособие для вузов / А.В. Коротков. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 367 с.
17. Котлер, Ф. Основы маркетинга: учеб. пособие / Ф. Котлер, Д. Вильямс. – Москва: издательский дом, 2007. – 656 с.
18. Котляров, И. Д. Маркетинг: учеб. пособие / И. Д. Котляров. – М.: ЭКСМО, 2010. – 235 с.
19. Кнышева, Е.Н. Маркетинг: учеб. пособие / Е.Н. Кнышева. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 410 с.
20. Мацуро, Ю. Стимулирование сбыта /Ю. Мацуро // Маркетинг, реклама и сбыт. – 2009. - №1. –С. 56.
21. Ноздрёва, Р.Б. Маркетинг: учеб. пособие. – М.: ТК Вилби, Издательство Проспект, 2005. – 232 с.
22. Официальный сайт ОАО «Гомельдрев» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gomeldrev.by/– Дата доступа: 05.10.2020.
23. Рыбченко, С.А. Методы стимулирования сбыта: учеб. пособие / С.А. Рыбченко Т.В. Евстигнеева. – Ульяновск: ГТУ, 2007. – 184 с.
24. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности организации: учеб. пособие / Г.В. Савицкая. - Минск.: Новое издание, 2002. – 292 с.