Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса.
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях. К важнейшим функциям относятся:
- функция саморегулирования товарного производства. Она проявляется в том, что при росте спроса на товар производители расширяют масштабы своего производства и повышают цены. В результате производство начинает сокращаться;
- стимулирующая функция. При понижении цен производители сокращают производство, одновременно изыскивают возможности снижения издержек путем внедрения новой техники, технологии, совершенствования организации труда;
- функция установления общественной значимости произведенного продукта и затрат труда. Однако эта функция может действовать в условиях бездефицитного производства;
- регулирующая функция. С помощью рынка устанавливаются основные микро - и макропропорции в экономике, в производстве и обмене;
- функция демократизации хозяйственной жизни, реализации принципов самоуправления. С помощью рыночных рычагов воздействия происходит освобождение общественного производства от экономических нежизнеспособных его элементов и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей.
В каждой системе существуют свои национальные модели организации хозяйства, так как страны отличаются уровнем экономического развития, социальными и национальными условиями. Рыночная экономика включает в себя несколько различных по содержанию моделей экономики. Они отличаются в зависимости от степени воздействия государства на экономику и от приоритетных задач.
Однако современная модель рыночного хозяйствования, которая сложилась в странах с высоко- и среднеразвитой рыночной экономикой, характеризуется рядом общих закономерностей: открытость рынка; высоким уровнем развития экономики страны в целом и инфраструктуры рынка; развитой системой методов регулирования национальной экономики; экономическим ростом. В этом и заключается актуальность темы данной курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является выявление особенностей основных моделей рыночной экономики.
Задачей исследования является анализ моделей рыночной экономики в разных странах, в том числе Республики Беларусь.
Объектом курсовой работы являются национальные экономические модели.
Предметом курсовой работы выступает анализ основных экономических моделей современности.
1. Общая характеристика национальных моделей экономики и критерии их классификации
1.1 Шведская модель рыночной экономики
Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире.
Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.
Другая характерная черта послевоенной Швеции специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.
Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор рассматриваются как результаты этой политики.
В широком смысле шведская модель это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного толкования. [2, c.233]
Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения.
2. Содержание белорусской экономической модели. Анализ состояния и динамика развития
Белорусская модель развития формируется в течение последних лет с началом перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям. И хотя она находится на начальном (в историческом измерении) этапе своего становления, но уже сегодня достаточно ясно в ней проступают те компоненты и характеристики, которые определяют ее общность с рыночными и переходными к рынку моделями экономики и одновременно ее специфику, отражающую белорусский путь к общим целям мировой цивилизации.
Общность определяется прежде всего едиными для всех стран цивилизационными целями и факторами (включая науку, образование, культуру, технику, экономику) и направленностью изменений следующих структурных компонентов, базовых блоков экономической системы:
- политическим устройством государства (ростом демократии, защитой свобод и прав граждан);
- отношениями (правами) собственности (укреплением института частной собственности, плюрализма форм собственности);
- типичным поведением экономических субъектов (ростом свободы экономической деятельности и предприимчивости);
- ролью государства в экономике (усилением регулирующей роли государства);
- характером управления (регулирования) экономическими процессами (сочетанием прямых и косвенных методов регулирования с увеличением роли последних);
- целями и средствами экономической политики (ориентацией на рост благосостояния населения);
- характером внутреннего рынка (укреплением рынка "покупателя");
- социальным фактором (степенью защиты принципов социальной справедливости и стабильности, различной в разных странах, но более высокой в социальном рыночном хозяйстве) [1].
Конкретное страновое содержание этим блокам придают целевая ориентация, ценностные установки, "философия" перехода к рынку, принципы экономической и социальной политики государства, направление общественного развития.
В основу построения социальной рыночной экономики Беларуси положены такие общепризнанные подходы, как: создание правовых гарантий личных прав и свобод граждан, обеспечение приоритетного стремления человека к приумножению личного благосостояния своим трудом; создание системы сильной социальной защиты.
3. Пути совершенствования белорусской экономической модели
По мнению известного белорусского экономиста, бывшего кандидата в президенты Республики Беларусь, Я.Ч.Романчука, в ближайшем будущем экономическая модель Республики Беларусь может развиваться по одному из трех сценариев.
Первый сценарий – кризисный. Он смоделирован, как продолжение текущей политики правительства. С применением отдельных пожарных мер монетарной и фискальной политики. Падение ВВП начнется уже в 2014 г. и не закончится до 2016 г. Белорусский рубль будет быстро дешеветь. Острая проблема золотовалютных резервов заставит правительство ограничивать спрос на валюту. Торговый и платежный баланс останутся хронически отрицательными. К ним с большим минусом подключится баланс бюджета. Реальные доходы будут падать, а количество «лишних» рабочих мест на госпредприятиях расти.
Второй сценарий – номенклатурный. Он отличается от кризисного тем, что предполагает активную продажу государственного имущества и активов. Без изменения существующего порядка приватизации. Экономика также будет сокращаться. Однако к 2016 г. новые собственники сформируют спрос на большую макроэкономическую устойчивость. Они же будут заинтересованы в изменении инвестиционного климата, развитие финансового и валютного рынков. Это сценарий мягкой, избирательной либерализации с креном в пользу «точек роста». Через два года можно ожидать заметного увеличения притока иностранного капитала. Это будут возвращаться вывезенные ранее белорусские деньги, если их собственники будут уверены в политической и правовой надежности такой легализации средств.
Третий сценарий – либеральный или ответственный. Складывание экономики Беларуси проходит так быстро, что, по большому счету, у ответственных полисимейкеров выбора нет. Мы довели до предела ресурс плановой экономики, по мнению политика. Либеральный сценарий – это системное увеличение экономической свободы по всем направлением при одновременном создании прозрачного, малого, эффективного государства. Его реализация предполагает изменение системы принятия решений. Администрация президента в Беларуси должна стать таким же полноценным правительством, как в США. Ей должны быть переданы все функции и полномочия. Очень важно создать Группу антикризисного реагирования, которая будет вырабатывать системные, координированные решения.
Либеральный сценарий не останавливает падение ВВП в 2014 г. Вполне вероятно, что и 2015 год будет на грани отрицательных темпов роста, но уже через два года возможно изменение тренда с падения на рост.
Выделяют следующие основные модели экономики: шведская, американская и японская. Шведская модель экономики имеет смешанный характер, сочетающий рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления. Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики.
Американская модель - это либеральная рыночно-капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно-конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.
Японская модель характеризуется определенным отставанием уровня жизни населения (в том числе уровня заработной платы) от роста производительности труда. За счет этого достигается снижение себестоимости продукции и резкое повышение ее конкурентоспособности на мировом рынке. Препятствий имущественному расслоению не ставится. Такая модель возможна только при исключительно высоком развитии национального самосознания, приоритете интересов нации над интересами конкретного человека, готовности населения идти на определенные материальные жертвы ради процветания страны.
Белорусская модель развития формируется в течение последних лет с началом перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям. И хотя она находится на начальном (в историческом измерении) этапе своего становления, но уже сегодня достаточно ясно в ней проступают те компоненты и характеристики, которые определяют ее общность с рыночными и переходными к рынку моделями экономики и одновременно ее специфику, отражающую белорусский путь к общим целям мировой цивилизации.
Социально ориентированная белорусская модель предполагает тип рыночной экономики, основой которой является плюрализм форм собственности, значительная степень участия государства в обеспечении эффективного функционирования экономики, регулировании занятости, формировании условий, регулировании доходов населения, обеспечивающих удовлетворение наиболее значимых потребностей всего населения.
Основными характеристиками белорусской модели экономики в ближайшем будущем будут являться:
– сильная эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;
– равенство различных форм собственности, сотрудничество государства и бизнеса, в основе которого лежит главный критерий - повышение конкурентоспособности белорусской экономики;
1 Белорусская экономическая модель [Электронный ресурс] / Гречнева, Е.Ф., БГУ: официальный сайт юридического факультета. - Режим доступа: http://www.law.bsu.by/pub/11/grechneva_1.doc/. - Дата доступа: 25.03.2017.
2 Вечканов, Г.С. Макроэкономика / Г.С.Вечканов. — СПб.: Питер, 2012. — 464 с.
3 Внешняя торговля Беларуси [Электронный ресурс] / Министерство иностранных дел Республики Беларусь: официальный сайт. - Режим доступа: http://mfa.gov.by/export/. - Дата доступа: 25.03.2017.
4 Войтов, А.Г. Экономика. Общий курс. 9-е изд., перераб. и доп. / А.Г.Войтов. — М.: ИТК Дашков и К, 2009. — 600с.
5 Государственное регулирование экономики: десятая Международная научно-практическая конференция, (Минск, 10-11 апр. 2014 года): сборник научных статей. В 2ч. Ч.1 / Академия управления при Президенте Республики Беларусь; [редкол.: С.А. Пелих (пред.) и др.]. - Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2014. - 409 с.
6 Добрынин, А.И. Экономика: учеб. пособие для вузов / А.И.Добрынин. - М.: Юрайт-М, 2012. - 302 с.
7 Индекс потребительских цен [Электронный ресурс] / МайФин.бай. - Режим доступа: http://myfin.by/wiki/term/indeks-potrebitelskih-cen/. - Дата доступа: 25.03.2017.
8 Индексы потребительских цен по Республике Беларусь [Электронный ресурс] / официальный сайт Нацстат РБ. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/tseny/operativnaya-informatsiya_4/indeksy-potrebitelskih-tsen-po-respublike-belarus/. - Дата доступа: 25.03.2017.
9 Капканщиков, С.Г. Макроэкономика: учебное пособие / С.Г.Капканщиков. - М.: Кнорус. — 2010. — 394с.
10 Кривяков, С.В. Теоретический анализ экономических систем / С.В.Кривяков. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 2013. - 200 с.
11 Кузнецов, Б.Т. Макроэкономика / Б.Т.Кузнецов. — М.: Юнити-Дана, 2009. — 464 с.
12 Министерство финансов Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/. - Дата доступа: 25.03.2017.
13 Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года [Электронный ресурс] / официальный сайт Министерства экономики РБ. - Режим доступа: http://srrb.niks.by/info/program.pdf. - Дата доступа: 25.03.2017.
14 Национальный статистический комитет Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт Нацстат РБ. - Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators. - Дата доступа: 25.03.2017.
15 Основные показатели экономики Республики Беларусь [Электронный ресурс] / официальный сайт Министерства экономики Республики Беларусь. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/nfiles/001256_826952_Itogi.pdf. - Дата доступа: 25.03.2017.
16 Средняя зарплата в Беларуси [Электронный ресурс] / МайФин.бай. - Режим доступа: http://myfin.by/info/srednyaya-zarplata-v-belarusi. - Дата доступа: 25.03.2017.
17 Статистический ежегодник "Республика Беларусь-2014" / сост. В.И.Зиновский. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2014. - 534 с.
18 Статистический ежегодник "Республика Беларусь-2015" / сост. И.В.Медведева. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2015. - 524 с.
19 Численность безработных в Беларуси возросла до 21,8 тыс.человек [Электронный ресурс] / БЕЛТА. - Режим доступа: http://www.belta.by/society/view/chislennost-bezrabotnyh-v-belarusi-vozrosla-do-218-tys.-chelovek-56017-2014. - Дата доступа: 25.03.2017.
20 Экономика: мифы об экономике США (миф №2 - долг) [Электронный ресурс] / Экономика. - Режим доступа: http://economy-lj.livejournal.com/52353.html. - Дата доступа: 25.03.2017.
21 Электронный портал Нацбанка Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / официальный сайт Нацбанка Республики Беларусь. - Режим доступа: http://nbrb.by. - Дата доступа: 25.03.2017.