ВВЕДЕНИЕ
1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОГИЛЕВСКОГО РАЙПО
3 СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА МОГИЛЕВСКОГО РАЙПО
3.1 Факторы, определяющие построение ассортимента товаров организации розничной торговли
3.2 Порядок формирования торгового ассортимента и контроль за его состоянием в стационарных розничных торговых объектах
3.3 Порядок формирования торгового ассортимента и контроль за его состоянием в нестационарных розничных торговых объектах
4 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что эффективность формирования ассортимента товаров в каждом конкретном магазине в значительной степени обеспечивает рост основных экономических показателей торговой организации.
Многие розничные организации уделяют недостаточно внимания формированию и управлению ассортиментом, не обосновывают его маркетинговыми принципами: слабо учитывается спрос населения, условия и предложения поставщиков, ценовая политика должна с одной стороны отвечать основным целям и задачам организации, а, с другой, соответствовать государственному регулированию в данной сфере. Внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товаров, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе изученных теоретических материалов и анализа торгового ассортимента разработать и обосновать направления совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента товаров в магазинах розничной торговли.
Для достижения намеченной цели были поставлены и решены следующие задачи:
- определить сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента в розничной торговле;
- рассмотреть факторы, определяющие построение ассортимента товаров организаций розничной торговли;
- проанализировать используемые методы формирования торгового ассортимента в торговых объектах;
- оценить эффективность формирования торгового ассортимента и определить направления совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента.
Предметом и объектом исследования являются коммерческая деятельность по формированию ассортимента товаров в торговом объекте Могилевского РайПО.
Методологическую основу исследования составили как общенаучные, так и специальные методы познания. В процессе исследования и обобщения результатов работы применялись общенаучные методы: теоретическое исследование, экономический анализ, системный анализ, опрос, группировка, графический способ.
1 СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
Коммерческая деятельность в розничной торговле – это систематическая деятельность на розничном рынке, связанная с созданием и реализацией различных товаров (услуг), отвечающих требованиям определенной группы потребителей и обеспечивающих высокие конкурентные позиции предприятия [31, c 139].
Формирование и управление товарным ассортиментом является важной задачей коммерческой деятельности в сфере розничной торговли.
Управление ассортиментом – это сложная система, которая влияет не только на продукт, но и на его упаковку, маркировку, ценообразование и услуги. Все эти термины следует рассматривать вместе, так как они формируют «образ» продукта [3, с.125].
Формирование и реализация ассортиментной политики необходимы для определения условий безубыточности деятельности организации, управления величиной прибыли, оптимизации налогов, прогнозирования собственных инвестиций в развитие бизнеса.
В результате насыщения товарного рынка и увеличения спроса на их товарное предложение организация сталкивается с необходимостью найти свое место на рынке. Она может «выжить» в условиях рыночной экономики и создать предпосылки для внедрения прибыльных предприятий в будущем только за счет применения рациональной управленческой классификационной политики.
Необходимость постоянного развития ассортимента продукции предприятия обусловлена рядом факторов, основными из которых являются: изменение спроса на отдельные виды продукции; появление новых или усовершенствование существующих видов продукции в результате исследований в области техники и технологий; изменение ассортимента конкурентов [4].
Цель ассортиментной политики решается на стратегическом уровне, то есть каждое решение, связанное с этим вопросом, должно учитывать общую бизнес-стратегию розничного рынка. Такой подход обеспечивает достижение конечной цели предприятия, связывает компоненты бизнес-стратегии воедино и позволяет наиболее эффективно использовать имеющиеся ресурсы.
Продуманная ассортиментная политика розничных компаний является не только гарантией установления наилучшей классификационной модели магазина, но и гарантией сохранения его позиций на рынке, а также влияет на формирование имиджа компании.
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОГИЛЕВСКОГО РАЙПО
Могилевское районное потребительское общество (далее – РайПО) – многоотраслевая организация, осуществляющая торговую деятельность, общественное питание, заготовку сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущих и вторичного сырья, производство потребительских товаров, оказание услуг, перевозку товаров, внешнеэкономическую деятельность.
Организация зарегистрирована решением Могилевского исполнительного комитета № 375, от 19.10.2005 г. в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 700018794. Устав РайПО утвержден Собранием уполномоченных Могилевского районного потребительского общества (протокол от 31.07.2007 г. № 7).
Могилевское РайПО является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках и иных небанковских кредитно-финансовых организациях, печать с его полным наименованием, штампы. РайПО на добровольных основах входит в Могилевский областной союз потребительских обществ и Белорусский республиканский союз потребительских обществ.
Могилевское РайПО играет важную роль в жизнедеятельности района. Эта роль выражается, прежде всего, в обслуживании сельского населения. РайПО посредством предприятий торговли, автомагазинов, предприятий общественного питания осуществляет торговую деятельность в 15 сельских советах или 274 населенных пунктах. На долю потребительской кооперации в 2019 г. приходилось 36,85% розничного товарооборота района. Численность населения, обслуживаемого РайПО составляет около 40,1 тыс. человек.
С организацией торгового обслуживания сельского населения непосредственно связана заготовительная отрасль потребительской кооперации, которая служит не только дополнительным источником товарных и сырьевых ресурсов, но и выполняет такую важную социально-экономическую функцию, как доведение сырья от производителей до перерабатывающих предприятий и поставки на экспорт, способствует росту денежных доходов населения.
Торговая отрасль РайПО на 01.01.2020 г. располагала 109 стационарными торговыми объектами, из которых 91 – магазинов, расположенных в сельской местности, торговой площадью 7755 кв. м., и 18 – расположенных в городской местности торговой площадью 785 кв. м.
3 СОСТОЯНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА МОГИЛЕВСКОГО РАЙПО
3.1 Факторы, определяющие построение ассортимента товаров организации розничной торговли
При формировании ассортимента товаров в розничной торговой сети Могилевского РайПО учитываются внутренние и внешние факторы.
К внешним факторам, не зависящим от торговых организаций, относятся:
• либерализация экономики;
• тенденции развития экономики;
• степень развития товарно денежных отношений;
• уровень доходов, темпы их роста;
• система налогообложения и финансирования;
• законодательная база, ее стабильность и лояльность к бизнесу;
• степень благоприятствования внешней среды для развития коммерческой деятельности;
• степень разнообразия организационно правовых форм субъектов коммерческой деятельности, работающих на рынке, формирующих конкурентную среду;
• тенденции развития внешнеэкономических связей.
Внутренними факторами, которые зависят от деятельности торговых организаций, являются:
• степень эффективности и адаптации к реальным условиям форм и методов работы с субъектами коммерческих отношений и потребителями;
• масштабы коммерческой деятельности;
• структура коммерческого аппарата, его квалификация, результативность работы;
• эффективность коммерческой стратегии;
• инновационность коммерческих решений;
• использование современных достижений, передового опыта при организации коммерческой деятельности [3].
Данные факторы оказывают наиболее существенное влияние на деятельность торговой организации и определяют структуру розничного товарооборота (таблица 3.1).
4 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА
Учитывая проведенное в курсовой работе исследование, можно предложить пути совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента товаров в розничной торговле Могилевского РайПО.
1. Для того, чтобы более детально понять нужды покупателей, их запросы, и грамотнее сформировать ассортиментную политику, предлагаем Могилевскому РайПО провести анкетирование.
Решаемая проблема – определить основные проблемы в формировании товарного ассортимента в Могилевского РайПО. Задачи – узнать основные предпочтения жителей города:
– выяснить основные проблемы в формировании товарного ассортимента в сфере предоставления услуг (в Могилевского РайПО);
– сформировать мероприятия, направленные на улучшение товарного ассортимента в Могилевского РайПО.
Для анализа покупательского спроса в Могилевского РайПО было проведено маркетинговое исследование в городе Могилев, в котором приняли участие покупатели продуктового магазина №60, продуктового магазина №7 и продуктового магазина «Изюминка». В качестве предмета исследования были выбраны потребности покупателей. Методом сбора информации стал опрос, при помощи анкеты (Приложение А).
Перед составлением анкеты был проведен пилотный опрос, в ходе которого было опрошено 30 покупателей. Им был задан следующий открытый вопрос: «Какие показатели (свойства) продукта определяют Ваш выбор того или иного товара?». Опрос проводился в устной форме, а регистратор сам заполнял бланк со слов респондента, то есть анкетный опрос осуществлялся экспедиционным способом [29].
Критерием отбора служила покупка определенного вида продукции (кисломолочные продукты, рыба, мясо, мясные изделия, хлебобулочные и кондитерские изделия). Для выявления информации о том, сколько составляют расходы на продукты питания в семье, респондентам предлагался следующий вопрос: «Какую долю в бюджете Вашей семьи составляют расходы на продукты питания?» и предложены варианты ответов. Данные представлены на рисунке 4.1.
Из рисунка 4.1 видно, что половина опрошенных респондентов (51%) ежемесячно тратят на продукты питания значительную сумму. Следовательно, можно сделать вывод о том, что покупатели хотели бы приобретать качественный товар, расходуя на продукты почти все заработанные деньги. В первую очередь руководству необходимо учитывать этот факт при формировании ассортимента продуктов и при установлении цен на них.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование ассортимента товаров – процесс подбора и установления номенклатуры товаров, соответствующей спросу покупателей и обеспечивающей высокую прибыльность торговой организации. Важнейшим принципом формирования ассортимента товаров является обеспечение его соответствия характеру спроса обслуживаемого населения.
Формирование должно предусматривать комплексное удовлетворение спроса покупателей в рамках избранного сегмента рынка. В связи с этим ассортимент товаров, предлагаемых покупателям, должен обладать достаточной широтой и глубиной, при этом широта ассортимента определяется числом товарных групп, подгрупп и наименований товаров, включенных в номенклатуру, а глубина – числом разновидностей товаров по каждому наименованию.
Объектом исследования в курсовой работе выступило Могилевское РайПО.
Могилевское районное потребительское общество - многоотраслевая организация, осуществляющая торговую деятельность, общественное питание, заготовку сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущих и вторичного сырья, производство потребительских товаров, оказание услуг, перевозку товаров, внешнеэкономическую деятельность.
Проведенный анализ финансово-хозяйственной деятельности РайПО показал, что организация имеет положительную динамику основных показателей финансовой деятельности, однако снижение показателей рентабельности, связанное с опережением темпов роста затрат над темпами роста выручки, свидетельствует о неэффективной деятельности предприятия.
Коммерческая работа по формированию ассортимента товаров в розничной торговой сети РайПО ведется на основании нормативных документов, поэтапно, формирование ассортимента входит в обязанности товароведа. Ассортиментные перечни разработаны для каждого отдела и секции. Основополагающим принципом формирования ассортимента является соответствие ассортимента магазина характеру предъявляемого потребителями спроса, также используются такие принципы как принцип обеспечения оптимальной широты, глубины, а также устойчивости и обновляемости ассортимента и обеспечение рентабельной работы магазина.
Проверки магазинов РайПО проводятся два раза в месяц. По магазинам, в результате проверок которых были выявлены нарушения устанавливается более частый график проверки – два раза в неделю.
1 Бобович, А. Управление ассортиментом товаров розничной торговли предприятиями / А. Бобович // Вестник БГЭУ. – 2011. – № 5-6. – С.70-74.
2 Бузукова, Е. Построение ассортиментной матрицы / Е. Бузукова // Торговля и общественное питание. – 2011. – № 15/16. – С. 24-26.
3 Виноградова, С. Н. Коммерческая деятельность: учебник для ССУЗ / С. Н. Виноградова, О. В. Пигунова. – Минск: Высш. шк., 2012. – 288 с.
4 Войцеховская, С.В. Торговый объект оформляет ассортиментный перечень товаров / С. В. Войцеховская // Налоги Беларуси. – 2015. – № 25. – С. 55-59.
5 Данилов, Г. В. Моделирование влияния ассортимента продукции на основные показатели предприятия / Г. В. Данилов, Е. С. Войнова, И. Г. Рыжова // Экономический анализ: теория и практика. – 2012. – № 15 (апрель). – С. 40-46.
6 Журавлев, В.А. АВС-анализ ассортимента товаров в торговых организациях / Валерий Журавлев // Маркетинг: идеи и технологии. – 2013. – №1. – С. 15–21.
7 Жук, А. Комментарий к Закону Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республики Беларусь» / А. Жук // Планово-экон. отдел. – 2014. – № 6. – С. 106-111.
8 Зобкова, З.С. Тенденции в формировании ассортимента продуктов / З.С. Зобкова // Молочная промышленность. – 2013. – № 6. – С. 50-51.
9 Коцур, М.В. Конкурентоспособная ассортиментная политика в системе целей предприятия / М.В. Коцур // Проблемы управления. – 2010. – №4. – С. 149-155.
10 Львова, Т.Н. Использование категорийного менеджмента в управлении ассортиментом торгового предприятия / Т.Н. Львова, И.А. Семенова, Е.С. Ушаков // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. – 2015. – №5. – С.44-51.
11 Магомедов, Ш.Ш. Ассортиментная политика торгового предприятия / Ш. Ш. Магомедов // Маркетинг. – 2011. – № 1. – С. 51-60.
12 Мишкова, М. П. Оптимизация ассортимента продукции посредством управленческих решений / М.П. Мишкова // Финансовый директор. – 2016. – № 2. – С. 45-48.
13 Мирочицкая, И.В. Обоснованность рациональной ассортиментной структуры продукции предприятия методом рангового анализа / И.В. Мирочицкая, О. Марчук // Аграрная экономика. – 2015. – № 2. – С. 30-35.
14 О регулировании цен на социально значимые товары Постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 15 апреля 2020 г. №30 // Консультант плюс [Электронный ресурс]. / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020.
15 О перечнях товаров и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства торговли Республики Беларусь: Пост. Мин-ва антимонопольного регулирования и торговли Респ. Беларусь от 27.06.2017 г. №28 // Консультант плюс [Электронный ресурс]. / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
16 Оптимизация ассортимента в розничной торговле / подготовил М. Лавченко // Финансовый директор. – 2015. – № 1. – С. 62–68.
17 О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь: закон Республики Беларусь от 8 января 2014 г. № 128-3 (в ред. от 13.07.2016 3397-З)//Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
18 О перечнях товаров: постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 27.06.2017 № 28 //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
19 Положение о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 (в ред. от 17.11.2018 № 824) //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
20 Закон Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» (в ред. от 22.06.2018 № 111-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
21 Закон Республики Беларусь от 27.08.2008 № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта» (в ред. от 18.06.2013 №36-З) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2013.
22 Правила продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.2014 № 703 (в ред. от 17.11.2018 № 824) //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
23 Петриченко, В.В. Успех концепции «Длинного хвоста»: Будущее за ассортиментной политикой / В. В. Петриченко // Хлебопродукты. – 2012. – № 9. – С. 22-23.
24 Розничный товарооборот организаций торговли по городам и районам / национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.belstat.gov.by
25 Симонова, А.П. Ассортиментная политика фирмы / А.П. Симонова. – Минск : Высшая школа, 2009. – 423 с.
26 Соколова, М. Принципы оптимальной ассортиментной политики / М. Соколова // Товаровед & торговля. – 2013. – № 5. – С. 12-14.
27 Трушкевич, Н.Л. Современные методы анализа ассортиментной политики предприятия / Н.Л. Трушкевич // Вестник Белорусского государственного экономического университета. – 2013. – № 1. – С. 121-127.
28 Тюлькова, Е. Г. Концепции категорийного менеджмента при формировании ассортимента продовольственных товаров / Тюлькова Е. Г., Красовский П. // Товаровед & торговля. – 2014. – №5. – С. 11-13.
29 Яшева, Г. А. Анализ эффективности формирования и планирования ассортимента / Г. Я. Яшева // Планово-экон. отдел. – 2014. – №9. – С. 36-41
30 Яковлев, Г. А. Основы коммерции: учебное пособие / Г.А. Яковлев. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 224 с.