Введение
1 Теоретические аспекты системы товародвижения организации
1.1 Сущность товародвижения и факторы, оказывающие на него влияние
1.2 Формы организации и технологические цепи товародвижения, их характеристика
2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия
2.1 Характеристика организации ГЛХУ «Воложинский лесхоз»
2.2 Оценка маркетинговой деятельности, проводимой в организации ГЛХУ «Воложинский лесхоз»
2.3 Анализ политики товародвижения организации ГЛХУ «Воложинский лесхоз»
3 Мероприятия по повышению эффективности системы товародвижения организации
Заключение
Список использованных источников
Введение
Система товародвижения - ключевое звено маркетинга и своего рода финишный комплекс во всей деятельности фирмы по созданию, производству и доведению товара до потребителя.
Организация товародвижения продукции базируется на маркетинговых исследованиях, которые являются основой всех маркетинговых действий.
Четкая организация и непрерывный контроль на движение продукции от изготовителя до потребителя на каждом этапе будет свидетельствовать об эффективности функционирования системы в целом. Товародвижение связано с инфраструктурой, необходимой для организации потока товаров от производителя к потребителю. Качественным показателем эффективности использования системы товародвижения является уровень удовлетворения потребностей потребителей.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что на сегодняшний день на рынке продать товар намного легче, чем обеспечить его доставку потребителю. Каждая фирма должна искать наилучший способ хранения и перемещения товаров и услуг для обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей. Эффективность развития канала товародвижения повлияет не только на удовлетворение потребителей товаров, но и на деятельность самой фирмы. В свою очередь, недостаточно развитая система движения товаров и услуг может сделать напрасными любые маркетинговые усилия.
Цель работы - определить основные направления совершенствования политики товародвижения организации ГЛХУ «Воложинский лесхоз».
В соответствии с целью данной работы были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты системы товародвижения в организации;
- провести анализ маркетинговой деятельности в организации ГЛХУ «Воложинский лесхоз»;
- провести анализ системы товародвижения организации ГЛХУ «Воложинский лесхоз» и оценить её эффективность;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы товародвижения в организации ГЛХУ «Воложинский лесхоз».
Объектом исследования является организация ГЛХУ «Воложинский лесхоз».
Предметом исследования является система товародвижения организации ГЛХУ «Воложинский лесхоз».
К основным методам исследования относятся: аналитический, сравнения и оценки, графический.
1 Теоретические аспекты системы товародвижения организации
1.1 Сущность товародвижения и факторы, оказывающие на него влияние
Процесс доведения товаров от предприятий-изготовителей через предприятия оптовой и розничной торговли до потребителей называется товародвижением. Он включает не только физическое перемещение товаров из мест производства в места потребления, но и операции, связанные с их хранением, подсортировкой и подготовкой к продаже на предприятиях торговли.
Товародвижением называется система, которая обеспечивает доставку товара к местам продажи в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания покупателей [15, 135].
Процесс товародвижения в общем виде включает в себя следующие пункты:
- Обработка заказов. Когда заказ клиента получен, начинается движение продукта. Отдел заказов готовит счет-фактуру и отправляет его в различные отделы компании. Товары, отсутствующие на складе, учитываются как непогашенные. Отгруженная продукция сопровождается отгрузочными и платежными документами. Копии отгрузочных и платежных документов направляются в различные подразделения компании. Компьютеры и компьютерные сети используются для ускорения цикла «заказ-отгрузка-счет». Компьютер выдает отгрузочные документы, выставляет счета-фактуры клиенту, корректирует данные учета запасов, выдает заказы на пополнение производства продукции, уведомляет торгового представителя о том, что его заказ выполнен. Все это занимает от нескольких секунд до нескольких минут.
- Складирование. Организация хранения необходима потому, что циклы производства и потребления не совпадают друг с другом. Наиболее ярким примером является сельскохозяйственная продукция, производимая в течение сезона, хотя спрос на нее остается постоянным. Организация складского хранения помогает устранить эти противоречия. Компании могут иметь собственный склад или арендовать помещения в складской организации. Эти коммерческие склады хранят товары и предоставляют платные услуги по их осмотру, упаковке, отгрузке и выставлению счетов. Предприятия используют склады длительного хранения и транзитные склады. Товары хранятся на долгосрочных складах в течение длительного времени.
- Поддержание товарно-материальных запасов. Решение об уровне запасов имеет важное значение в области движения продукции и влияет на удовлетворенность потребителей. С одной стороны, компания заинтересована в том, чтобы иметь достаточно запасов для немедленного выполнения всех заказов клиентов. С другой стороны, держать большое количество акций может быть невыгодно.
2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия
2.1 Характеристика организации ГЛХУ «Воложинский лесхоз»
Государственное опытное лесохозяйственное учреждение ГЛХУ «Воложинский лесхоз» является организацией отрасли «лесное хозяйство» и входит в состав Министерства лесного хозяйства. Юридический адрес: Минская обл. г. Воложин, ул. Садовая 3.
Государственное лесохозяйственное учреждение ГЛХУ «Воложинский лесхоз» является организацией отрасли «лесное хозяйство» и входит в состав Министерства лесного хозяйства. Лесная отрасль − одно из наиболее важных для Беларуси направлений. Она оказывает существенное влияние на развитие смежных отраслей народно-хозяйственного комплекса страны и вносит весомый вклад в обеспечение экономической безопасности. ГЛХУ «Воложинский лесхоз» расположено в северо-западной части Минской области на территории Воложинского, части Столбцовского и Ивьевского района. Лесхоз осуществляет лесохозяйственную деятельность (лесопользование; лесовосстановление и лесоразведение; охрана леса от пожаров, незаконных порубок и других лесонарушений; защита лесов от болезней и вредителей; ведение охотничьего хозяйства), занимается заготовкой древесины, ее переработкой, реализацией на внутренний рынок и на экспорт (коммерческая деятельность).
Цели функционирования организации определяются повышением эффективности лесохозяйственного производства, организации рационального лесопользования, обеспечение воспроизводства, охраны и защиты лесов, обустройство лесного фонда, осуществление эффективного контроля в этих сферах.
Основными задачами организации в 2020 году являются:
- повышение продуктивности лесов, за счет улучшения качества и эффективности проводимых лесохозяйственных мероприятий, выравнивание возрастной структуры лесов посредством организации рационального лесопользования, увеличение доли молодняков за счет создания лесных культур на непокрытых лесом землях и на землях, выведенных из сельскохозяйственного оборота, оптимизация породной структуры лесов с целью увеличения удельного веса наиболее ценных хвойных и твердолиственных насаждений;
- осуществление комплекса лесозащитных мероприятий в целях повышения экологической устойчивости лесов, охрана лесного фонда и воспроизводство лесов;
- повышение доходов лесного хозяйства за счет более эффективного использования ресурсного потенциала лесов;
- развитие рыночных продаж древесины в заготовленном виде с использованием механизма биржевых торгов;
3 Мероприятия по повышению эффективности системы товародвижения организации
Для совершенствования складской системы и увеличения пропускной способности склада рекомендуется введение мезонина. Складской мезонин представляет собой многоуровневую металлическую стеллажную конструкцию, состоящую из напольных покрытий из ЦСП, ДСП, OSB3, перфорированных досок, решетчатых полов или сплошных металлических пластин с выемками. Мезонин используется для эффективного и максимального использования высоты помещения за счет увеличения количества этажей склада. Это очень простое и выгодное решение, которое позволяет увеличить пространство для хранения без привлечения дополнительного пространства. Мезонин - это металлическая конструкция, которая на самом деле является новым полом.
Мезонин установлен ближе к области сбора, что является удобным местом, так как позволяет минимизировать расстояние перемещения паллет вокруг склада. Очень часто они помещаются в док-станции. Однако это не является обязательным условием, поскольку склады ранее не были построены без них. Мезонин может иметь разную высоту.
Существует несколько типов мезонинных стеллажей:
Стеллаж для поддонов – это удобный и функциональный дизайн для размещения товаров на поддонах. Структура вешалки паллета разделена в передний конец и глубокий конец. Передняя структура более универсальна и удобна при работе с быстрым оборотом продукта. Кроме того, фронтальный склад позволяет значительно повысить эффективность использования складских помещений. Глубокая полка конструирована для равномерной нагрузки и позволяет максимальной нагрузке склада.
Потолочные стеллажи – это разновидность полки, используемой для хранения деталей на складах товаров различных видов (например, контейнеров, ящиков, ящиков и т. д.) и ручной работы с ними.
Передвижные стеллажи – это конструкция, предназначенная для помещений с ограниченным пространством, и требуется система, которая может классифицировать ее содержимое. Эти стеллажи идеально подходят для различных архивов и библиотек [3, с.133].
Консольные стеллажи используются для хранения негабаритных товаров. Для размещения таких грузов используйте специальное оборудование.
Заключение
Товародвижением называется система, которая обеспечивает доставку товара к местам продажи в точно определенное время и с максимально высоким уровнем обслуживания покупателей.
Государственное опытное лесохозяйственное учреждение ГЛХУ «Воложинский лесхоз» является организацией отрасли «лесное хозяйство» и входит в состав Министерства лесного хозяйства. Юридический адрес: Минская обл. г. Воложин, ул. Садовая 3.
Цели функционирования организации определяются повышением эффективности лесохозяйственного производства, организации рационального лесопользования, обеспечение воспроизводства, охраны и защиты лесов, обустройство лесного фонда, осуществление эффективного контроля в этих сферах.
В настоящее время ГЛХУ «Воложинский лесхоз» не ведет самостоятельной маркетинговой политики, а действует в рамках общего вектора маркетинговых мероприятий Белорусским производственно‐торговым концерном лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно‐бумажной промышленности «Беллесбумпром», что накладывает определенные ограничения на самостоятельность поведения организации на рынке.
Стоит в первую очередь обратить внимание на тот факт, что во всех рекламных и информационных материалах, используемых организацией ГЛХУ «Воложинский лесхоз» присутствует товарный знак организации.
Средствами рекламной кампании являются:
- реклама в средствах массовой информации;
- реклама в сети Internet (корпоративный сайт);
- выпуск рекламных материалов.
Планирование объемов производимой и реализуемой продукции. Предполагаемое количество реализуемой продукции определяется специалистами ГЛХУ «Воложинский лесхоз» в несколько этапов. В первую очередь, сравнивается количество произведенной и реализованной продукции за текущий и прошедший периоды. Далее отдел маркетинга производит анализ все клиентов, как собственной сети, так и сторонних организаций, которые приобретали продукцию в анализируемый период времени прошлого периода. Анализ производится по следующим критериям: местоположение и частота закупок. После этого изучается, какие виды продукции были реализованы для того, чтобы определить, какие виды пользуются наибольшим спросом. После этого анализируются условия продаж, договора и составляется план.
После того как план производства разработан, необходимо выбрать необходимые каналы распределения. Данные каналы различаются по уровням – по числу посредников между ГЛХУ «Воложинский лесхоз» и конечным потребителем.
В основном продукция ориентирована на внутренних потребителей, а именно на удовлетворение потребностей людей, проживающих в Воложинском районе.
1. Абдукаримов, И. Т. Анализ финансового состояния и финансовых результатов предпринимательских структур: учеб. пособие для вузов / И. Т. Абдукаримов, М. В. Беспалов. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 214 с.
2. Абрютина, М. С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности: учеб. пособие / М. С. Абрютина. – М.: Дело и Сервис, 2015. – 464 с.
3. Акулич, В. В. Анализ деятельности организации розничной торговли / В. В. Акулич // Планово-экономический отдел. – 2016. – № 8. – С. 52-59.
4. Акатьева, М. Д. Бухгалтерский учет и анализ: учеб. для вузов / М. Д. Акатьева, В. А. Бирюков. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 252 с.
5. Алесинская, Т. В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления / Т. В. Алесинская. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2015. – 116 с.
6. Анализ товарных запасов и оборачиваемости товаров / лекции по экономике фирмы [Электронный ресурс] – 2020. – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/tovarnye-zapasy.html
7. Аникин, Б.А. Основные и обеспечивающие функциональные подсистемы логистики. Учебник / Б.А. Аникин. - М.: Проспект, 2015. - 893 c.
8. Афанасенко, И. Д. Коммерческая логистика. учебник для вузов / И.Д. Афанасенко. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 352 c.
9. Баско, И.М. Логистика: учеб. пособие / И. М. Баско [и др.]. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2017. – 431 с.
10. Гаджинский, А. М. Логистика: учебник для высших учебных заведений по направлению подготовки «Экономика» / А. М. Гаджинский. – М.: Дашков и Кº, 2010. – 484 с.
11. Гермацкий, А. Классификация материальных ресурсов в закупочной логистике / А. Гермацкий // Директор. – 2016. – № 3. – С. 17-19.
12. Герасимов, Б.И. Основы логистики / Б.И. Герасимов, В.В. Жариков, В.Д. Жариков. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 304 с.
13. Горяев, Н.К. Основы логистики: учеб. пособие / Н. К. Горяев, О. Н. Ларин. – Челябинск: Изд. центр ЮУрГУ, 2017. – 178 с.
14. Григорьев, М.Н. Логистика. Продвинутый курс: учебник / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. – М.: Юрайт, 2018. – 734 с.
15. Дроздов, П.А. Основы логистики: учебное пособие / П.А. Дроздов. – Минск, 2018. – 211 с.
16. Дроздов, П.А. Управление запасами в цепях поставок: учеб. -методич. пособие. – Минск: ИБМТ БГУ, 2017. – 103 с.
17. Дыбская, В.В. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок: [учебник] / В. В. Дыбская [и др.]. – М.: Эксмо, 2015. – 939 c.
18. Еловой, И.А. Логистика: учеб. -методич. пособие / И.А. Еловой. – Гомель: БелГУТ, 2015. – 165 с.
19. Ельдештейн, Ю. М. Логистика: учеб. -метод. комплекс / Ю. М. Ельдештейн. – Красноярск, 2016. – 387 с.
20. Иванов, Г. Г. Экономика организации (торговля): учеб. для вузов / Г. Г. Иванов. – М.: Форум, 2016. – 352 с.
21. Касымхан С. Н. Зарубежный опыт управления запасами предприятия / С. Н. Касымхан // Наука и образование. – 2016. – № 9. – С. 24-30.
22. Кизим, А. А. Логистика и ее принципы в сфере малого бизнеса / А. А. Кизим // Наука и образование. – 2017. – № 12. – С. 27-31.
23. Ковалев, Г.А. К вопросу развития методологических основ логистики / Г. А. Ковалев // SCIENCETIME. – 2017. – № 6. – С. 19-26.
24. Ковалев, М. Н. Управление межцеховыми поставками в логистической системе предприятия / М. Н. Ковалев // Вестник ГГТУ им. П. О. Сухого. – 2015. – № 2. – С. 92-100.
25. Когденко, В. Г. Методология и методика экономического анализа в системе управления коммерческой организацией: монография / В. Г. Когденко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 543 с.
26. Коробкин, А. З. Экономика организации отрасли: учеб. пособие для вузов / А. З. Коробкин. – Минск: Изд-во Гревцова, 2016. – 288 с.
27. Кравченко, Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учеб. для вузов / Л.И. Кравченко. – М.: Новое знание, 2017. – 509 с.
28. Кузнецова, Т.В. Обоснование выбора метода размещения объектов в цепи поставок / Т.В. Кузнецова // Труд. Профсоюзы. Общество. – 2017. – № 1. – С. 32-34.
29. Куличенко, В. Ю. Учет товарных запасов в торговле и проблемы отражения их в учетной политике / В. Ю. Куличенко, В. С. Яковенко // Экономические науки. – 2018. – № 79-1. – С. 28-32.
30. Курочкин, Д. В. Логистика: [транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная]: курс лекций / Д. В. Курочкин. – Минск: ФУАинформ, 2012. – 268 с.
31. Лемеш, В. Н. Методика формирования учетной политики: учеб. пособие для магистрантов / В. Н. Лемеш. – Минск: Выш. шк., 2016. – 222 с.