ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
1.2 Семьи «группы риска» как особая категория семей
1.3 Психологические особенности подростков, проживающих в семьях группы риска
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Результаты исследования психологических особенностей подростков, проживающих в семьях группы риска
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современная семья – это сложная устойчивая система, которая создает особую атмосферу жизни, формирующую нормы взаимоотношений и поведения растущего человека. Создавая определенный социально-психологический климат, семья оказывает решающее влияние на развитие личности ребенка как сейчас, так и в будущем.
Несомненно, семья играет ведущую роль в формировании личности. Изучая характер семейных отношений, анализируя сферу материальных, бытовых и иных условий жизни детей, можно не только выявить некоторые факторы, вызывающие ненадлежащее формирование личности и, в конечном итоге, противоправное поведение подростков, но и проследить их возникновение, увидеть причины и механизмы их последствий. Именно традиции, семейный образ жизни, семейные ценности и ответственное воспитание способствуют развитию личности молодого человека [3].
Как социальная группа, семья может стать группой социального риска из-за ряда конкретных социальных факторов, причин или нарушений нормального функционирования, а также различных факторов, способствующих развитию патологических состояний.
Семья «группы риска» – это семья, которая из-за различных неблагоприятных экономических, психологических, образовательных, социально-демографических и других факторов не может обеспечить адекватные условия жизни и воспитания детей и нуждается в социальной помощи и поддержке для более успешного выполнения своих основных функций по содержанию и воспитанию детей [14].
Другими словами, семьи «группы риска» – это семьи, которым в одиночку практически невозможно преодолеть трудности, возникшие в их жизни, что приводит к искажению семейных отношений, искаженным моральным и ценностным ориентациям и к потере ими социальной значимости, духовного и морального облика. Все это, несомненно, отрицательно сказывается на личностном развитии детей, на фоне чего подростки как лакмусовая бумажка, впитывают в себя все пороки семейных проблем.
Подростковый возраст – это длительная и довольно сложная переходная фаза в возрастном развитии, во время которой различные психофизические изменения связаны с половым созреванием и взрослением ребенка. Наибольшая чувствительность пубертатного периода – формирование различных качественных изменений физиологического и психологического развития ребенка. Такая перестройка тела напрямую влияет на изменение реакции подростка на различные факторы окружающей среды, что, в свою очередь, оказывает прямое влияние на общее развитие личности ребенка [2].
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
Самая важная черта подросткового возраста – это фундаментальное изменение уверенности в себе, которое необходимо для дальнейшего развития и воспитания подростка как личности. Расстройства самооценки могут приводить к агрессии, тревоге, трудностям в общении, а иногда и к попыткам суицида [1, c. 31].
В подростковом возрасте молодые люди активно развивают уверенность в себе, вырабатывают собственную систему самооценивания и самоотношения, а также развивают свою способность проникновения в свой собственный мир.
В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость. В его голове происходит постепенный сдвиг от внешних (в основном родительских) оценок к внутренним.
Подросток созревает физиологически и психически, и в дополнение к новым чувствам и желаниям, у него появляются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. В процессе развития личности на ее внутреннюю сторону, с более или менее характерными чертами на характер в целом. Это включает в себя иногда преувеличенное осознание собственной идентичности. Самооценка – это центральное образование человека. Она во многом определяет социальную адаптацию человека, регулирует его поведение и действия [1, c. 76].
Самооценку подростка определяет формирование определенных качеств личности. Например, адекватный уровень способствует развитию у подростков уверенности в себе, самокритики, настойчивости или чрезмерной самоуверенности и некритичности.
Подростки со склонностью к завышению самооценки проявляют достаточное ограничение активности и больше внимания к общению.
Для агрессивных подростков характерны чрезмерная самооценка (как максимально положительная, так и максимально отрицательная), повышенные страхи, опасения обширных социальных контактов, эгоцентризм и неспособность найти выход из сложных ситуаций.
Развитие рефлексии не ограничивается внутренними изменениями в самой личности, в контексте которых становится возможным более глубокое понимание других людей. Становится возможным развитие самосознания как центрального новообразования подросткового возраста, которое полностью зависит от содержания окружающей среды.
Выводы по 1 главе
Самая важная черта подросткового возраста – это фундаментальное изменение уверенности в себе, которое необходимо для дальнейшего развития и воспитания подростка как личности. Расстройства самооценки могут приводить к агрессии, тревоге, трудностям в общении, а иногда и к попыткам суицида.
Семья «группы риска» – это семья, которая недостаточно выполняет свои функции, а также подвержена влиянию негативных социальных факторов. Слово риск означает возможность, высокую вероятность чего-то, обычно негативного, нежелательного, что может произойти, а может и не произойти. Поэтому, когда говорят о семьях с «группами риска», подразумевается, что на эти семьи влияют некоторые нежелательные факторы, которые могут работать, а могут и не работать. По сути, речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это опасность для общества со стороны детей.
Следует отметить, что понятие «группа риска» зародилось в контексте приоритета общественных интересов в советское время. Данная концепция позволила выделить категорию людей, семей, поведение которых может представлять определенную опасность для окружающих и для общества в целом, поскольку противоречит общепринятым нормам и правилам.
Детское поведение – один из показателей семейного благополучия. Следствием семейного воспитания в неблагополучной семье часто приводят к выраженному эгоизму, высокомерию, нетерпимости и трудностям в общении со сверстниками и взрослыми. Как упоминалось выше, у ребенка из неблагополучной семьи больше всего страдает эмоционально-волевая сфера. При этом он всячески пытается сопротивляться, адаптироваться, хоть как-то выжить.
Среди психологических особенностей, формирующихся у несовершеннолетних вследствие жизни в неблагополучной семье, выделяют следующие:
• неразвитость потребностно-мотивационной сферы личности, проявляющуюся в деформации ценностных ориентаций, норм морали и нравственных установок; отсутствии системы положительно ориентированных внутренних запретов; доминировании утилитарных интересов, потребительского отношения к жизни;
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕМЬЯХ ГРУППЫ РИСКА
2.1 Организация и методы исследования
Цель нашего исследования – изучение психологических особенностей подростков, проживающих в семьях группы риска.
Этапы исследования:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) выявление психологических особенностей подростков, проживающих в семьях группы риска;
3) обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов, формулирование выводов исследования.
Гипотеза исследования: проживание в семьях «группы риска» влечет за собой отклоняющиеся от нормы психологические особенности развития подростков.
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 11 города Минска».
Выборка исследования: в исследовании приняли участие 60 подростков, проживающих в семьях группы риска. 30 мальчиков и 30 девочек.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, психологическое тестирование («Диагностика показателей и форм агрессии» А. Басс, А. Дарки и «Диагностика уровня самооценки личности» Г.Н. Казанцева), количественный и качественный анализ результатов.
Для достижения цели мы использовали методики:
• «Диагностика показателей и форм агрессии» Авторы: А. Басс, А. Дарки.
• «Диагностика уровня самооценки личности» Автор: Г.Н. Казанцева
Описание методик.
«Диагностика показателей и форм агрессии» Авторы: А. Басс, А. Дарки.
Цель: диагностика агрессивных и враждебных реакций.
Тест состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый должен ответить «да» или «нет». При составлении анкеты для различения проявлений агрессии и враждебности А. Басс и А. Дарки выделили следующие типы реакций: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия, чувство вины.
Выводы по 2 главе
Таким образом, при работе мы использовали следующие методы: опросник состояния агрессии Басса-Дарки, методику «Диагностики уровня самооценки личности Г.Н. Казанцевой».
После проведения первого опросника состояния агрессии Басса-Дарки, мы выявили, что данные по шкалам «Раздражение» и «Вербальная агрессия» у мальчиков находится на высоком уровне, у девочек на повышенном. Это говорит о том, что испытуемым, а особенно мальчикам, присуща готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость) и выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
У мальчиков выявлен повышенный уровень по шкалам «физическая агрессия», «косвенная агрессия», «обида», «подозрительность» и «чувство вины». Это говорит о том, что мальчикам свойственно использование физической силы против другого лица, так же агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная, зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия, в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред, и убеждение в том, что они являются плохими людьми, что поступает зло, а также ощущают угрызения совести.
У девочек так же выявлен повышенный уровень по шкалам «косвенная агрессия», «обида», «подозрительность» и «чувство вины». Девочкам свойственно выражение агрессии, направленного против другого человека, зависть и ненависть к действительным или вымышленным действиям, начиная от подозрения и предостережения людей до веры в то, что другие люди планируют и причиняют вред, а также убеждение, что они плохие люди, которые делают зло и испытывают угрызения совести.
Можно сказать о том, что результаты девочек и мальчиков схожи, но у мальчиков агрессия проявляется на большем уровне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Самая важная черта подросткового возраста – это фундаментальное изменение уверенности в себе, которое необходимо для дальнейшего развития и воспитания подростка как личности. Расстройства самооценки могут приводить к агрессии, тревоге, трудностям в общении, а иногда и к попыткам суицида.
Семья «группы риска» – это семья, которая недостаточно выполняет свои функции, а также подвержена влиянию негативных социальных факторов. Слово риск означает возможность, высокую вероятность чего-то, обычно негативного, нежелательного, что может произойти, а может и не произойти. Поэтому, когда говорят о семьях с «группами риска», подразумевается, что на эти семьи влияют некоторые нежелательные факторы, которые могут работать, а могут и не работать. По сути, речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это опасность для общества со стороны детей.
Следует отметить, что понятие «группа риска» зародилось в контексте приоритета общественных интересов в советское время. Данная концепция позволила выделить категорию людей, семей, поведение которых может представлять определенную опасность для окружающих и для общества в целом, поскольку противоречит общепринятым нормам и правилам.
Детское поведение – один из показателей семейного благополучия. Следствием семейного воспитания в неблагополучной семье часто приводят к выраженному эгоизму, высокомерию, нетерпимости и трудностям в общении со сверстниками и взрослыми. Как упоминалось выше, у ребенка из неблагополучной семьи больше всего страдает эмоционально-волевая сфера. При этом он всячески пытается сопротивляться, адаптироваться, хоть как-то выжить.
Среди психологических особенностей, формирующихся у несовершеннолетних вследствие жизни в неблагополучной семье, выделяют следующие:
• неразвитость потребностно-мотивационной сферы личности, проявляющуюся в деформации ценностных ориентаций, норм морали и нравственных установок; отсутствии системы положительно ориентированных внутренних запретов; доминировании утилитарных интересов, потребительского отношения к жизни;
• операциональная сфера личности может включать в себя: слабое доверие к людям; неспособность адаптироваться в незнакомой среде; неспособность к устойчивым межличностным отношениям; низкую ответственность и самообладание; эмоциональную неуравновешенность и неспособность к контролю над своими эмоциями, побуждениями, влечениями; замкнутость; робость; мнительность; раздражительность; жесткость; агрессивность; легкость закрепления различных отрицательных привычек; неадекватность самооценки; «вязкость» мышления;
1. Авдулова, Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова. – М.: ИЦ Академия, 2017. – 336 c.
2. Айхорн, А. Трудный подросток / А. Айхорн. – М.: Эксмо-Пресс, Апрель-Пресс, 2017. – 304 c.
3. Акутина, С.П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников / С.П. Акутина // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 2. – С. 51-54.
4. Алмазов, Б.Н. Методика и технологии работы социального педагога / Б.Н.Алмазов, Н.Н.Бессонова – М.: Академия, 2016. – 192с.
5. Бойко, В. В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / В.В. Бойко. – М.: Союз, 2019. – 160 c.
6. Волков, Б.С. Возрастная психология. В 2 ч. Ч.2: От младшего школьного возраста до юношества / Б.С. Волков. – М.: Владос, 2015. – 343 c.
7. Выхристюк, О. Ф. Медицинская помощь сиротам и детям из неблагополучных семей / О.Ф. Выхристюк. – М.: Медицина, 2016. – 352 c.
8. Григорович, Л. А. Проблема нравственного развития подростка: моногр. / Л.А. Григорович. – М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2017. – 248 c.
9. Гуров, В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей / В.Н. Гуров. – М.: Педагогическое общество России, 2019. – 855 c.
10. Дроздов С.Ю. Работа с учащимися "группы риска" / С.Ю. Дроздов// Справочник классного руководителя. – 2015. – №12. – С. 11-15.
11. Железнова И.В. Дети «группы риска» современной школы. Какие они? Обратная сторона медали // Гуманитарные научные исследования. – 2015. – № 4 – с. 26
12. Зарецкая Н.Ю. Ребенок с особыми потребностями в семье: системный семейный подход // Семейная психология и семейная психотерапия. –2016. –№1. – С.62-68.
13. Зубков В. И. Социологическая теория риска / В. И. Зубков. – Академический Проект 2019. – 384 c.
14. Иванченко, В. Подростки из неполных семей / В. Иванченко. – М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. – 164 c.
15. Курагина, Г. С. К вопросу об уточнении понятий «семья группы риска», «дети группы риска» / Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Опыт Санкт-Петербурга / под ред. Ю. Ю. Ивашкиной, О. В. Костейчука. – СПб.: СПб ГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2019. – №18. – 11-18 с.
16. Мельникова С.В. Семья как институт социализации ребёнка. // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2018. – № 3. – С. 31-36.
17. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт. том 3: психология личности: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. – Люберцы: Юрайт, 2015. – 739 c.
18. Посысоев, Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Учебник для академического бакалавриата / Н.Н. Посысоев. – М.: Юрайт, 2019. – 259 c.
19. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. Учебное пособие для вузов / О.Г. Прохорова. – М.: Юрайт, 2018. – 821 c.
20. Ребенок группы риска: откуда берутся трудные дети / Л.И. Петрова. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 350 с.
21. Савинов, Л. И. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей / Л.И. Савинов, Е.В. Камышова. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 260 c.
22. Холостова Е.И. Социальная работа: история, теория и практика. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 905 с.
23. Шнайдер, Л. Б. Основы семейной психологии / Л.Б. Шнайдер. – Москва: Огни, 2018. – 928 c.