Введение
Глава I Девиантное поведение как социально-психологический феномен.
1.1. Девиантное поведение: понятие, причины возникновения, формы девиантного поведения
1.2. Особенности девиантного поведения у подростков
Глава II Организация социально-психологической работы с девиантными подросткам
2.1. Особенности взаимодействия с девиантными подростками
2.2. Методы и формы организации социально-психологической работы с девиантными подростками
Заключение
Библиографический список
Введение
Отклонение в поведении подростков является одной из важных проблем современного общества. Причинами отклонений в поведении ребенка служат результаты изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля над поведением и нарушением эмоциональной сферы личности подростков.
Часто семья просто самоустраняется от процесса воспитания своих детей. Но к ошибкам семейного воспитания дополняются пробелы школьного воздействия на личность ребенка. Слабеет внимание к личности обучающегося, его жизненному опыту, интересам, личностным ценностям, эмоциональной и поведенческой сферам.
При анализе теории вопроса выделилось большое количество определений «девиантного поведения». В теоретической основе по изучению проблемы девиантности поведения можно выделить таких педагогов и психологов О.С.Газман, М.А.Галагузова, Т.И.Шульга, А.В.Мудрик, Л.Я.Олиференко, в работах таких ученых как Выготский Л.С., Блонский 3 П.П., Бехтерев В.М. и др. Проявляется большой интерес к отклоняющемуся поведению подростков под влиянием социальных факторов на особенности личности и на ее эмоциональную сферу.
Цель исследования: выявить особенности социально – психологической работы с девиантными подростками.
Объект исследования: девиантное поведение подростков.
Предмет исследования: особенности социально – психологической работы с девиантными подростками.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие, причины и формы девиантного поведения.
2. Проанализировать особенности девиантного поведения у подростков.
3. Охарактеризовать особенности взаимодействия с девиантными подростками.
4. Определить методы и формы организации социально-психологической работы с девиантными подростками.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, научных исследований по исследуемой проблеме.
ГЛАВА 1. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
1.1 Девиантное поведение: понятие, причины возникновения, формы девиантного поведения.
Исследование феномена девиантного поведения логично начать с рассмотрения более крупного, родового по отношению к нему понятия - поведения, так как девиантное поведение - это, прежде всего некая форма поведения личности, которой присущи все основные качества человеческого поведения.
Термин «поведение» широко используется для определения активности человека, наряду с такими ее проявлениями, как деятельность, общение, познание. Научные представления о человеческом поведении получили бурное развитие в начале XX века, с того времени, когда бихевиористы объявили ее предметом психологической науки и понимали под поведением реакции индивида (подвижные, вегетативные, речевые), которые внешне наблюдаются и функционируют по схеме «стимул – реакция». Это были первичные взгляды на эту проблему, со временем они постоянно менялись. Так, в 1931 году Дж. Уотсон - выразил мнение о том, что поведение – это «непрерывный поток активности, который возникает во время оплодотворения яйца и становится все более сложным в период развития организма» [10, с. 22].
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕВИАНТНЫМИ ПОДРОСТКАМИ
2.1. Особенности взаимодействия с девиантными подростками.
Дети и подростки с отклоняющимся поведением, как правило, оказываются трудными в общении. Чтобы установить с ними контакт для любой последующей работы, требуется приложить довольно много усилий, которые могут оказаться бесплодными. Оказать профессиональную помощь специалисту поможет методика контактного взаимодействия (Филонова Л.Б.).
Контактное взаимодействие — это модель поведения инициатора контакта, вызывающая и усиливающая у другого человека потребность в контакте, продолжении общения, потребность в высказываниях и сообщениях. Автор методики понимает контакт как доверительные отношения, положительно переживаемое психическое состояние, как инструмент исследования и изучения и коррекции.
Целью применения методики является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения.
Взаимодействие педагога с девиантным подростком разворачивается в шести стадиях:
1. Расположение к общению.
2. Поиск общего интереса.
3. Выяснение предполагаемых положительных для общения и демонстрируемых качеств.
4. Выяснение опасных для общения и демонстрируемых качеств.
5. Адаптивное поведение партнеров.
6. Установление оптимальных отношений[10, c. 76].
Заключение
Трудности в приспособлении, адаптации к требованиям современной сложной экономической, политической, духовной жизни испытывают в основном подростки. Девиантное поведение подростков является, с одной стороны, результатом разнонаправленных по содержанию и формам реализации процессов, происходящих в обществе в целом, с другой стороны, тех изменений, которые происходят в среде ближайшего окружения: в семье, школе. Девиантное (отклоняющееся), поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам (законам, правилам, традициям и социальным установкам).
Определяя девиантное поведение как поведение, отклоняющееся от норм, следует помнить, что социальные нормы изменяются, что придает отклоняющемуся поведению исторически преходящий характер. Исходя из сказанного, можно трактовать девиантное поведение, как нарушение не любых, а наиболее важных для данного общества в данное время социальных норм.
Поэтому для эффективной работы с данного рода отклонениями необходимо учитывать причины и виды отклоняющегося поведения, т.е. комплексное использование технологий социальной работы в учреждениях социальной помощи.
1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. − 214 с
2. Антонова Л.Н. Психология и педагогика поддержки // Прикладная психология и психоанализ. – 2015. - № 1. - С. 17-35
3. Бордовская Н.В. Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения. Учебник для ВУЗов, 2013.-780 с
4. Валисевич Ф. В. Традиции и инновации в работе с детьми группы риска / Валисевич Ф. В., Г.В. Дозморова. – Пермь, 2002, С. 2-27
5. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога. – М., 2002. – 160 с
6. Волков Б.С. Психология подростка/ Б.С. Волков. – М.: Изд во Речь, 2011. – 357 с
7. Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации: поколен. подход // Социол. исслед. — 2012. — № 1. — С. 96-105
8. Зиновьева М. Девиантное поведение детей и подростков как симптом психологического неблагополучия современной России // Философия социал. коммуникаций. - 2011. - № 3. - С. 160-172
9. Илатовская Л.А. Психологическое сопровождение детей группы риска // Социал. педагогика. – 2011. - № 4. - С. 89-97
10. Каминер А.М. Психолого-педагогические аспекты девиантного поведения подростков и молодежи / А.М. Каминер, Е.А. Майорова; Акад. повышения квалификации и переподгот. работников образования, Фонд, 2012. – 156 с
11. «Новые перспективы». - М.: Academia: АПКиПРО, 2013. - 81 с.: табл. - Библиогр.: с. 75-80
12. Кокоренко В.Л. Социальная работа с детьми и подростками / В.Л. Кокоренко, Н.Ю. Кучукова, И.Ю. Маргошина. - М.: Академия, 2011. - 256 с
13. Клочкова А.В. Роль СМИ в детерминации девиантности// Ломоносовские чтения. - М., 2014. - С. 294-304
14. Остапенко Г.С. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением / Г.С. Остапенко, Р.И. Остапенко // Перспективы науки и образования. – 2013. - № 1. – С. 54-60
15. Перешина Н.В., Заостровцева, М.Н. Девиантный школьник: Профилактика и коррекция отклонений / Н.В. Перешина, М. Н. Заостровцева. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 192 с
16. Подростки и молодежь в меняющемся о-ве: междунар. конф. сб. тез. междунар. конф. - М.: Новый отсчет, 2011. - 255 с
17. Родермель Т.А. Девиантное поведение подростков: философский и клинико-психологический аспекты: учеб. пособие / Т.А. Родермель. – Новосибирск, 2015. – 99 с
18. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Гриф МО РФ, 2013. -700 с
19. Селиванова З.К. Смысложизненные ориентации подростков // Социол. исслед. – 2010. – № 2. – С. 87 —92
20. Узорова Т.М. Профилактика девиантного поведения в детстко- подростковой и молодежной среде // Актуальные вопросы теории и практики социальной работы : сб. науч. тр. / М-во образования и науки Рос. Федерации, Вологод. гос. пед. ун-т. – Вологда, 2011. – С. 108