ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1 Теория психоэмоционального выгорания в отечественной и зарубежной литературе
1.2 Условия, механизмы и факторы формирования синдрома психоэмоционального выгорания
ГЛАВА 2 ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СТАНЦИИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
2. 1 Особенности формирования синдрома профессионального выгорания у медицинских работников
2.2 Анализ деятельности учреждения здравоохранения «Могилевская городская станция скорой медицинской помощи» и медицинских работников скорой медицинской помощи
ГЛАВА 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СТАНЦИИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
3.1 Оценка уровня психоэмоционального выгорания медицинских работников станции скорой медицинской помощи
3.2 Разработка рекомендаций по профилактике психоэмоционального выгорания сотрудников скорой медицинской помощи
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ПРИЛОЖЕНИЕ В
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
ВВЕДЕНИЕ
Ничто не является для человека та-кой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек…
В.Шмитбауэер
Проблема устойчивости к стрессам людей в различных профессиях с давних пор привлекала внимание психологов. Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности из-за необходимости постоянного контакта с другими людьми. Использованное в эпиграфе введения высказывание доктора Вильгельма Шмитбауэра как метафору можно положить в основу исследований психологического феномена – синдрома психоэмоционального выгорания.
Медицинские работники по уровню психоэмоционального истощения находятся на первом месте среди профессий «человек – человек», так как в своей повседневной деятельности постоянно сталкиваются со страданием людей и нуждой воздвижения своеобразного барьера психологической защиты от пациента, иначе его отсутствие грозит им эмоциональным выгоранием.
В самой природе медицинского труда заложена эмоциогенность, причём спектр испытываемых эмоций весьма разнообразен: медики вынуждены постоянно находиться в атмосфере чужих эмоций, служить то утешителем, то мишенью для раздражения и агрессии. Тем не менее, психика людей от при-роды устроена так, что человек не может оставаться равнодушным к проявлениям эмоций со стороны окружающих, человек «заражается» эмоциями других людей. Кроме того к этому добавляются ещё и вторичные переживания по поводу чужих проблем, вызванные незримым, но ощутимо давящим на плечи медиков грузом ответственности. Следствием всего этого может являться помимо собственного ухудшения здоровья, стойкое снижение результативности его работы.Риски профессионального психоэмоционального «выгорания» оказывают негативное влияние не только на личность работника, но и на коллектив в котором ему приходится работать, а значит снижает качество жизни общества в целом.
В течение последних трех десятилетий проблема исследования феномена психоэмоционального выгорания встала особенно остро. Актуальность этой проблемы обусловлена возрастающими требованиями со стороны общества к данной профессии и личности работников так называемых «помогающих» профессий, обладающих огромной социальной важностью. «Помогающие профессии
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
1.1 Теория психоэмоционального выгорания в отечественной и зарубежной литературе
Синдром психоэмоционального выгорания работника уже 30 лет является объектом исследований проводимых в рамках зарубежной психологии. Отечественная же наука проявила интерес к этому феномену сравнительно недавно, поэтому данная проблематика не успела получить в ней должного рассмотрения [30, с.4].
В зарубежной литературе синдром выгорания обозначается английским термином burnout, означающий в переводе «сгорание», «перегорание» [26].
Синдром эмоционального выгорания можно отнести к числу феноменов деформации личности. Он является многомерной конструкцией, состоящей из набора негативных психологических переживаний, тесно связаных с достаточно интенсивными, длительными, межличностными взаимодействиями, которые характеризуются высокой эмоциональной насыщенностью. Скорее это ответная реакция на происходящие длительные стрессовые ситуации в межличностных коммуникациях. На практике существуют несколько определений выгорания. Согласно модели К.Маслач и С. Джексон, «выгорание» представляет собой ответную реакцию на продолжительные профессиональные стрессы в коммуникативной области, включающую в себя три базовых компонента: деперсонализацию, сильнейшее эмоциональное истощение, редукцию персональных достижений [23].
У человека эмоциональное истощение возникает в виде ощущений эмоционального перенапряжения в сочетании с чувством опустошения, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Работник чувствует, что больше не в состоянии отдаваться работе, как в прежнее время. Появляется ощущение «приглушенности», некой эмоциональной «притупленности», а в особо тяжелых случаях сильные эмоциональные срывы.
Деперсонализация определяется как тенденция к развитию негативного, бездушного и циничного отношения к реципиентам. При этом контакты принимают обезличенную и формальную форму. Возникающие в стрессовых ситуациях негативные установки поначалу носят скрытый характер, проявляясь в сдерживаемом раздражении внутри личности, которое способно вырваться наружу со временем в виде острых вспышек раздражения и конфликтных ситуаций [30].
ГЛАВА 2 ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СТАНЦИИ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
2.1 Особенности формирования синдрома профессионального выгорания у медицинских работников скорой медицинской помощи
В настоящее время проблемам профессиональных деструкций, в частности, психоэмоциональному выгоранию, уделяется все больше внимания, т.к. развитие любого человека как профессионала на определенном этапе приводит к появлению признаков профессионального выгорания. Это приводит к изменению профессиональной траектории развития человека, деформации личностного профиля.
Условия труда медицинских работников обладают некоторой спецификой, которая может быть значимой для формирования синдрома психоэмоционального выгорания. В основе медицинской профессии лежит уважение к жизни, включающее принцип священности человеческой жизни и принцип качества жизни. Не причинение вреда, зла, ущерба – первая обязанность медицинского работника.
Современный врач скорой медицинской помощи – это специалист самостоятельно действующий в рамках лечебного процесса, для осуществления которого ему необходимо: уметь собрать данные о пациенте, определить круг проблем, поставить диагноз и в соответствии с ним составить план своих действий, осознавать ответственность за свои действия, искать пути совершенствования методики помощи пациенту, обучать пациентов навыкам сохранения и восстановления здоровья, повышать свою квалификацию, отстаивать права пациентов. Все эти требования могут быть выполнены только при наличии клинического мышления [9].
Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников довольно противоречивые: наряду с эмпатичностью они должны быть и эмоционально устойчивыми. Как чрезмерная эмоциональность, так и заторможенность могут быть препятствием для осуществления четких и быстрых действий. Профессионально способным можно считать того медицинского работника, которому присуще отсутствие тщеславия, ровное и участливое отношение ко всем пациентам, быстрота реакции, выдержка, высокое чувство долга и владение лечебной техникой [8].
ГЛАВА 3 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ СТАНЦИИ СКОРОЙ
МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
3.1 Оценка уровня психоэмоционального выгорания медицинских работников станции скорой медицинской помощи
Психоэмоциональное выгорание – это процесс потери профессиональной эффективности, нарастание коммуникативных трудностей. Как мы уже выяснили в предыдущих главах, наиболее расположены к выгоранию представители тех профессий, чья работа связана с постоянными контактами с людьми.
Исследование уровня профессионального выгорания у работников скорой медицинской помощи проводилось на базе подстанции № 5 учреждения здравоохранения «Могилевская городская станция скорой медицинской помощи». В исследовании приняли участие 20 сотрудников: 16 лиц женского пола, 4 – мужского пола. Среди них 3 врача, 12 фельдшеров, 5 медицинских сестер. Возраст участников исследования от 23 до 30 лет. Стаж работы респондентов в скорой медицинской помощи: от 0 до 5 лет – 10 человек (50 %), от 6 до 10 лет – 10 человек (50%).
В качестве респондентов выбраны и те, чей стаж работы не менее 5 лет, так как синдром психоэмоционального выгорания может развиваться не сразу, однако к разных людей период развития синдрома различается: кто-то может «сгореть» за 5 лет, у кого-то организм борется дольше, у некоторых людей даже при напряженной работе синдром выгорания может не проявится вовсе. Также многие исследования показывают, что молодые специалисты подвержены выгоранию из-за нежелания заниматься своим родом деятельности, большим количеством социальных контактов за день, предельно высокой ответственности. Исследования Кристины Маслач свидетельствуют, о том, что склонность более молодых по возрасту людей к выгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто не соответствующей их ожиданиям.
Кристина Маслач, рассматривая выгорание как результат стресса в трудовой деятельности, выделяла шесть групп стрессовых факторов: «рабочие нагрузки», «психологическая совместимость сотрудника с деятельностью и коллегами», «конгруэнтность ценностей работника с декларируемыми / скрытыми
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате изучения научной литературы, по результатам проведения эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:
1. Согласно мнению ведущих исследователей, эмоциональное выгорание представляет собой совокупность психических переживаний и поведенческих норм, сказывающихся на работоспособности человека, его физическом и психологическом состоянии, на интерперсональных отношениях сотрудника. Синдром «выгорания» представляет ответную реакцию на продолжительные рабочие стрессовые ситуации межличностного общения. Самая известная зарубежная модель процесса выгорания была разработана К. Маслач и С. Джексон. Такая модель состоит из трех групп симптомов (факторов): эмоционального истощения, деперсонализации и редукции персональных достижений.
2. Эмоциональное выгорание как синдром складывается под влиянием внешних экстремальных факторов – первичных источников перенапряжения, а также внутренних личностных факторов, которые опосредуют влияние внешних и определяют особенности психологического реагирования на них личности, т.е. уровень предела формирования синдрома - величина субъективная и индивидуальная.
Не являясь не статичным процессом, эмоциональное выгорание проходит поэтапно: нервное напряжение – резистенция – истощение. В формировании синдрома выделяют физические, эмоциональные поведенческие, социальные симптомы и интеллектуальное состояние личности.
3. Основные детерминанты профессиональных деформаций состоят из социальных стереотипов поведения, мышления, деятельности и форм психологической защиты. Основной детерминантой развития деструкций является осуществление профессиональной деятельности, при этом именно личностные особенности составляющие структуру его индивидуальности выступая факторами развития – неразвития стресса, влияют на риски возникновения симптомов выгорания профессионала.
4.Условия труда медицинских работников обладают некоторой спецификой, которая может быть значимой для формирования синдрома психоэмоционального выгорания. Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников довольно противоречивые: наряду с эмпатичностью они должны быть и эмоционально устойчивыми. Наряду с необходимостью иметь «подходящие» чувства, медицинским работникам скорой помощи нередко приходится скрывать свои спонтанно возникающие естественные чувства, которые не соответствуют ситуации. Немало эмоций уходит, например, на подавление
1. Аболин, Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека / Аболдин Л.М - Казань: КГУ.- 2013. - 240 с.
2. Акиндинова, И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий / И.А.Акиндинова // Психологический журнал - 2015. - № 4. - С. 56-72.
3. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П.Безносов — СПб: Речь, 2004. - 272 с.
4. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. – 434 с.
5. Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других / В.В. Бойко– М. : Наука, 2009. – 115-154 с.
6. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. - СПб.: Прайм -Еврознак. – 2003 - С. – 381.
7. Водопьянова, Н.Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления / Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья / Под ред. Г.С.Никифорова. - СПб., 2015.– 224 с.
8. Водопьянова, Н.Е. Психическое выгарние / Н.Е.Водопьянова // Стоматолог. – М.: Медицина, 20025. - № 7. – С.12;
9. Водопьянова, Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях / Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 2014. – 122 с.
10. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Н.Е.Водопьянова, Е.С.Старченкова. – СПб.: Питер, 2008. – 358 с.;
11. Гришина, Н.В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциальные проблемы // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова и Л. А. Коростылевой. - СПб., 2014. – 332 с.
12. Донская, Л.В. Психофизиологические аспекты тру¬да работников сферы обслуживания / Л.В. Донская, Э.Э. Линчевский — Л.: Медицина, 1979. — 168 с.
13. Захаров, С. Синдром выгорания у врачей стигма профессионализма или расплата за сочувствие? / С.Захаров [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// forums.rusmadserv.com/ showthread.php?t=8748 Дата обращения: 25.03.2018.
14. Заховаеева, А.Г. Основные проблемы фиолософии сестринского де-ла / А.Г.Заховаеева // Сестринское дело. – М.: Медицинский вестник, 2003. - № 2. – С. 28 – 29.;
15. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер - Екатеринбург: УГППУ, 2011. - 244 с.
16. Зеер, Э.Ф. Психология профессиональных деструкций / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк . – Екатеринбург: Деловая книга, 2014. – 332 с.
17. Зеер, Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Кризисы профессионального становления личности / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк // Психологический журнал. — 1997. — Т. 18. — № 6. — С. 35-¬44.
18. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е.П.Ильин. – СПБ.: Питер, 2002. – 752 с.;
19. Климов, Е.А. Психология профессионала / Е.А. Климов - Воронеж: НПО "МОДЭК", 2016. - 400 с.
20. Конечный, Р. Психология в медицине / Р.Конечный, М.Боухал. – Прага: Авиценум., 1974. – 405 с.;
21. Леонова, А. Б. Психопрофилактика стрессов / А.Б.Леонова, А.С. Кузнецова - М., 2009.– 312 с.
22. Маркова, А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова - М.: "Знание", 2008. - 308 с.
23. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются / К. Маслач [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:/ www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=2. Дата обращения: 25.03.2017.
24. Небылицын, В.Д. Проблемы психологии индивидуальности В.Д. Небылицын / Под редакцией А.В. Брушлинского и Т.Н. Ушаковой. –Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2014. -688 с.
25. Орёл, В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии / В.Е. Орёл // Проблемы общей и организационной психологии. — Ярославль, 1999. - С. 76-97.
26. Орёл, В.Е. Общие закономерности и специфика структурной организации интеллекта под воздействием психического выгорания / В.Е. Орёл // Ярославский психологический вестник. — М., Ярославль: Изд-во «Российское психол. об-во», 2005. — Вып. 17. — С. 65-68.
27. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е. Орёл // Психологический журнал. - 2001.— Т. 22. — № 1. — С. 90-101.
28. Петраш, М.Д. Синдром «эмоционального выгорания» как вид эмоциональной истощенности и редуцированной работоспособности в профессиональной деятельности медперсонала скорой помощи / М.Д. Петраш, А.А. Бойков, П.Н. Федоров // Скорая медицинская помощь — 2003. — Т. 4. — № 3. - С. 17-20.
29. Столин, В.В. Самосознание личности / В.В. Столин - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 284 с.
30. Сыманюк, Э.Э. Психология профессионально-обусловленных кризисов / Э.Э. Сыманюк— М: Изд-во МПСИ, 2004. — 320 с.
31. УЗ «Могилевская городская СМП // Сайт Здравоохранение Могилева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mogcp.by/clinic/ambulance-station;
32. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. – С. 22-27.
33. Юрьева, Л.Н. Профессиональное выгорание у медицинских работ-ников: формирование, профилактика, коррекция / Л.Н. Юрьева. - Киев: Сфера, 2004. -¬272 с.
34. Ялом, И. Групповая психотерапия: теория и практика / И. Ялом. - М., 2016.– 332 с.