Введение
Глава 1 Теоретические основы социальной реабилитации молодых инвалидов
1.1 Проблема социальной реабилитации молодых инвалидов в теории и практике социально-педагогической деятельности
1.2 Социально-психологические особенности молодых инвалидов
Глава 2 Социально-культурная деятельность в реабилитации молодых инвалидов
2.1 Генезис теории социально-культурной деятельности
2.2 Возможности социально-культурной деятельности в реабилитации инвалидов молодого возраста
Глава 3 Анализ работы государственного учреждения «Жабинковский территориальный центр социального обслуживания населения» с молодыми инвалидами
3.1 Специфика работы с молодыми инвалидами в условиях учреждений социального обслуживания
3.2 Изучение степени удовлетворенности качеством социально-культурной деятельности отделения дневного пребывания для инвалидов
3.3 Разработка рекомендаций для администрации и специалистов центра по улучшению деятельности отделения дневного пребывания для инвалидов
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
ВВЕДЕНИЕ
Социальная реабилитация молодых инвалидов является одной из актуальнейших проблем современной социальной работы. История развития проблемы инвалидности свидетельствует о прохождении сложного пути от физического уничтожения, непризнания, изоляции неполноценных членов общества до необходимости интеграции лиц с ограниченными возможностями и создания безбарьерной среды жизнедеятельности. Иными словами, инвалидность сегодня становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом. Согласно Декларации о правах инвалидов инвалид - это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или её) физических или умственных возможностей [21].
Актуальность выбранной нами темы заключается также в том, что в современных условиях восстановление людей с инвалидностью в образовательной и общественной жизни общества является важной задачей государственной социальной политики. Сегодня люди с инвалидностью относятся к наиболее социально незащищенной категории населения, их доход значительно ниже среднего, а потребности намного выше. Часто они не имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. В жизни детей-инвалидов и в семьях, в которых они воспитываются, возникает много трудностей и проблем, инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Люди, имеющие инвалидность, могут быть также способны и талантливы, как и их сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но самостоятельно обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу могут далеко не все. Основным направлением социальной политики в решении проблем инвалидности является комплексная реабилитация, которая включает в себя медицинскую, социальную, социально-культурную и социально-профессиональную [44]. Особое значение имеет социальная реабилитация, так как она является наиболее обширной областью: это комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психического статуса в обществе.
Государство призвано не просто предоставлять людям с инвалидностью определенные льготы и привилегии, оно должно создавать им необходимые условия для их социализации, индивидуального развития, творческих возможностей и способностей. Такие условия создаются в территориальных центрах социального обслуживания населения в отделениях дневного пребывания для инвалидов.
Процесс социальной реабилитации является двухсторонним и встречным: общество должно идти навстречу инвалидам, адаптируя среду их обитания и мотивируя их к интеграции в общество. И с другой стороны, люди с ограниченными физическими возможностями должны сами стремиться быть равноправными членами общества.
Ключевые слова: инвалид, люди с ограниченными возможностями, социальная реабилитация, социально-культурная деятельность.
Объектом курсовой работы – реабилитация молодых людей с ограниченными возможностями.
Предмет исследования – социально-культурная деятельность как средство социальной реабилитации инвалидов молодого возраста.
Цель курсовой работы – обоснование основных форм и методов социокультурной реабилитации молодых инвалидов.
Поставленная цель исследования обусловила решение следующих задач:
1) исследование проблемы социальной адаптации молодых инвалидов в теории и практике социально-педагогической деятельности;
2) анализ социально-психологических особенностей молодых инвалидов;
3) изучение генезиса теории социально-культурной деятельности;
4) выявление возможностей социально-культурной деятельности в реабилитации инвалидов молодого возраста;
5) анализ специфики работы с молодыми инвалидами в условиях учреждений социального обслуживания;
6) изучение степени удовлетворенности качеством социально-культурной деятельности отделения дневного пребывания для инвалидов;
7) разработка рекомендаций для администрации и специалистов Центра по улучшению деятельности отделения дневного пребывания для инвалидов.
Для решения поставленных задач были использованы взаимосвязанные и дополняющие друг друга методы исследования: теоретический анализ научно-исследовательской литературы по технологии и теории социальной работы, социальной педагогики, психологии, анализ отечественного опыта социокультурной реабилитации молодых инвалидов, анкетирование, математическая обработка данных.
База проведения исследования: государственное учреждение «Жабинковский территориальный центр социального обслуживания населения».
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ
1.1 Проблема социальной реабилитации молодых инвалидов в теории и практике социально-педагогической деятельности
В настоящее время приходиться констатировать тот факт, что в мире, в связи с ухудшающейся экологической ситуацией и высоким уровнем заболеваемости и травматизма, число людей имеющих те или иные ограничения жизнедеятельности растет. По данным ЮНЕСКО число инвалидов на планете составляет около 10 % населения земного шара [50].
Термин «инвалид» восходит к латинскому корню (valid – действенный, полноценный, могущий) и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный» [50, c. 6]. За рубежом термин «инвалид» сегодня уже выходит из употребления – люди избегают употреблять такие «ярлыки», как глухой, слепой, заика. Тем не менее, этот устоявшийся термин часто употребляется в прессе и публикациях, а также в нормативных и законодательных актах.
В русском языке уже стало привычным называть человека с серьезными нарушениями здоровья инвалидом. Сегодня именно это слово употребляется для определения степени сложности заболевания и социальных льгот, предоставляемых в этом случае человеку. Наряду с понятием «инвалидность» применяются также такие понятия, как «ограничение возможностей», «нетипичное состояние здоровья», «особые потребности».
Существуют два основных стереотипных подхода к инвалидности – это «традиционный» (или «медицинский») и социальный подходы. Медицинский - это подход, ориентированный на исследование дефектов, существующих у человека, его соматических или психических нарушениях. На вопрос, что ограничивает возможности человека, согласно традиционному подходу ответы будут следующими: «Люди являются инвалидами из-за того, что они не могут ходить, слышать, видеть, говорить и т.д.» [49, c. 69].
Социальный подход – это подход, сконцентрированный на барьерах и препятствиях в окружении человека, ограничивающих реализацию его прав и возможностей, и на самих этих возможностях. Итак, ответ на вопрос, что делает человека инвалидом, с позиций данного подхода будет звучать следующим образом: «Люди являются инвалидами из-за физических барьеров в окружающей среде, из-за отсутствия доступа к информации и общению, из-за отсутствия доступа в обычные школы и ВУЗы, из-за того, что им не предоставлены равные возможности получения работы, из-за недоступного жилья, транспорта, из-за негативного отношения к себе и дискриминации со стороны общества и т.д.» [47, c. 56]
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕАБИЛИТАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ
2.1 Генезис теории социально-культурной деятельности
Социально-культурная деятельность берет свое начало из глубокой древности и делится на несколько периодов.
Культурно-воспитательный опыт древних славян воплотился в языческих обрядах: масленица, Святки, семик; семейных: именины, свадьба, панихида; бытовых: посиделки, вечерки, капустники. Народная педагогика, этика, нашли свое отражение в земледельческих, сезонных праздниках народного календаря, в устном народном творчестве, легендах, сказаниях, былинах, песнях, поговорках, байках.
С развитием городов развивается городская культура, взаимообмен, происходит взаимовлияние стилей, традиций, символов, ремесленных товаров, прикладного творчества [13, с. 34].
С появлением азбуки, принятием христианства, укреплением семьи создаются основы грамотности, трудового, нравственного, религиозного воспитания развивается письменность, потребность в чтении. Странствующие волхвы, гусляры, сказатели, скоморохи выступали как посредники в распространении социокультурных ценностей.
Монголо-татарское иго нанесло страшный удар ослабленной междоусобицами Руси (в то время земли современной Беларуси входили в состав Киевской Руси). В середине XIV века после полосы упадка начинается процесс восстановления социально-культурного уклада и возрождения искусств и ремесел.
Период XIV – XVI вв. связан с ростом национального самосознания, зарождения свободомыслия, новых светских начал. Происходит дальнейшее соединение языческого и христианского календарей, приспособление православной церкви к местным обычаям и условиям.
Ко времени прихода к власти Петра I социокультурная ситуация характеризовалась полным отсутствием традиций и форм общения, которые уже утвердились в Европе: царили жестокие забавы простонародья, дикий кураж представителей знати, мрачный домострой в семье, сословная замкнутость, духовная разобщенность.
Но уже сложилась самобытная и своеобразная культура, и прежде всего, в гуманитарной сфере: живописи, архитектуре, народном творчестве.
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЖАБИНКОВСКИЙ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ» С МОЛОДЫМИ ИНВАЛИДАМИ
3.1 Специфика работы с молодыми инвалидами в условиях учреждений социального обслуживания
Мир инвалидов своеобразен. Здесь существуют свои критерии, свои оценки, свои законы. Помочь инвалиду – это, прежде всего, воспринять и понять его мир, мир человека нуждающегося во внимательном и сердечном отношении. Среди проблем людей с ограниченными возможностями чаще всего фигурируют одиночество, низкая самооценка и отсутствие уверенности в себе, депрессия, ощущение отверженности из-за своих недостатков, психологическая и физическая зависимость, а также мучительная неспособность обсуждать свои трудности. Поэтому социальному работнику важно помочь ему в общении: стимулировать, поддерживать, предоставлять ему инициативу и возможность выразить себя, изложить свои просьбы.
Человека с ограничениями необходимо включать в трудовую деятельность, использовать психотерапевтическое воздействие от совместного труда на общую пользу, которое стимулирует радостное настроение. Важно, чтобы в процессе труда они проявляли свои творческие способности. Для этого их следует учить рисовать, лепить, знакомить с народным творчеством и т.д. Социальная реабилитация инвалидов, состоящая из социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации, социокультурной реабилитации, социально-педагогической и социально-психологической реабилитации, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спорта создает и обеспечивает условия для социальной интеграции инвалида, восстанавливает его социальный статус, его способности к самостоятельной общественной, семейной и бытовой деятельности, способствует более успешной социальной адаптации гражданина с ограниченными возможностями здоровья.
Эти задачи, главным образом, возложены на отделение дневного пребывания для инвалидов. Отделение дневного пребывания для инвалидов – отделение, предназначенное для оказания социальных, бытовых, культурных услуг гражданам, предоставления им медицинской помощи, организации отдыха, привлечения к трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного курсового исследования мы пришли к следующим выводам:
1) Молодые инвалиды – это граждане в возрасте от 18 до 30 лет, которые имеют нарушения здоровья, обусловленные заболеваниями, дефектами, последствиями травм. В настоящее время молодые люди с ограниченными возможностями делятся на несколько групп: с нарушением интеллекта, с психическими заболеваниями, с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, зрения и с комплексным сочетанием нарушений.
На сегодняшний день молодые люди с ограниченными возможностями сталкиваются с множеством проблем, трудностями, возникающими в процессе социализации и интеграции в общество, сложностями, сопровождающими процесс обучения, а также проблемы трудоустройства, одиночество.
Для успешной интеграции молодых людей с ограниченными возможностями в общество необходимо обеспечивать эффективную реализацию различных составляющих социальной реабилитации, к которым относится социореабилитация, социокультурная реабилитация, социально-профессиональная реабилитация и самореабилитация.
2) В числе главных современных проблем отражающихся на положении инвалидов — это сохраняющееся в современном обществе отношение к инвалидам как физически и психологически «иным» людям, изменение экономических реалий, формирующих «не востребованность» и даже изоляцию инвалидов как неэффективной социальной группы, чрезмерная дифференциация общества, определяющая статус инвалидной среды как «вынужденную нагрузку» на социум.
3) Социально-культурная деятельность берет свое начало из глубокой древности и делится на несколько периодов. Современная социально-культурная деятельность – это интегративная многофункциональная сфера деятельности, целью которой являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потребностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.
4) Социально-культурная деятельность может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации, социального воспитания и образования людей. Она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством использования свободного времени различными группами населения.
Социально-культурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая людей к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку. В рамках социальной реабилитации инвалидов элементы социально-культурной деятельности находят свое отражение в двух видах направленной работы: организация досуга и реабилитационных мероприятиях средствами искусства.
Социокультурная деятельность важный компонент реабилитационной деятельности. В рамках реабилитации молодых инвалидов уместными будут следующие формы социально-культурной деятельности: этические беседы, участие в трудовой деятельности, вовлечение в творческие занятия по способностям (музыка, изобразительное искусство, литература), занятия прикладного характера (рукоделие, домоводство, фотография и др.), игровая деятельность, участие в коллективных мероприятиях развлекательно-познавательного характера (вечера танцев, экскурсии, литературные и музыкальные вечера и пр.).
Также к средствам социально-культурной деятельности в социализации инвалидов можно отнести экскурсии, праздники, обряды, конкурсы, фестивали, спортивные оздоровительные процедуры, а также тренинги и арт-терапевтические занятия в рамках изотерапии, сказкотерапии, библиотерапии.
5) Отделение дневного пребывания для инвалидов – отделение, предназначенное для оказания социальных, бытовых, культурных услуг гражданам, предоставления им медицинской помощи, организации отдыха, привлечения к трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни. В отделении дневного пребывания для инвалидов государственного учреждения «Жабинковский территориальный центр социального обслуживания населения» находятся на обслуживании молодые инвалиды I – II группы с умеренной интеллектуальной недостаточностью, а также с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями развития в возрасте от 16 до 45 лет. В условиях дневного пребывания им предоставляется возможность временного пребывания, занятий по интересам и трудовой реабилитации.
Развитие социальных умений и навыков инвалида происходит с помощью социокультурной реабилитации. Социокультурная реабилитация инвалида осуществляется с помощью духовных ценностей передаваемых ему в творческой форме. Особое значение в социокультурной реабилитации инвалидов принадлежит кружкам и клубам. В отделении дневного пребывания для инвалидов государственного учреждения «Жабинковский территориальный центр социального обслуживания населения» организована работа 8 кружков и 2 клуба по интересам, 2 трудовых мастерских.
6) Нами было проведено анонимное анкетирование среди инвалидов, посещающих отделение дневного пребывания государственного учреждения «Жабинковский территориальный центр социального обслуживания населения» с целью оценки удовлетворенности качеством социально-культурной деятельности в отделении дневного пребывания для молодых инвалидов. В опросе приняло участие 20 инвалидов в возрасте от 18 до 31 года.
Результаты анкетирования показали, что 100% опрошенных инвалидов считают, что посещение отделения дневного пребывания для инвалидов помогло им приобрести различные умения и навыки, а также поможет им в дельнейшей жизни. Это позволяет сделать вывод, о том, что несомненно, за время посещения отделения усвоили определенные знания, приобрели умения и навыки, которые способствуют их социальной адаптации.
Творческая деятельность занимает важное место в самореализации, саморазвитии и организации досуга молодых инвалидов. Большинство опрошенных (80%) довольны количеством имеющихся в отделении кружков. Однако, несмотря на разнообразность направленности кружков, открытых в отделении, некоторые респонденты, тем не менее, выдвинули предложения о необходимости открытия музыкального и спортивного кружков.
Вовлечение инвалидов в досуг способствует совершенствованию своих навыков, развитию хобби. 90% опрошенных полностью удовлетворены качеством и количеством проводимых мероприятий, 100 % опрошенных инвалидов считают, что они смогли проявить свои возможности и творческие способности участвуя в конкурсах, выставках, смотрах, культурных и других массовых мероприятиях, проводимых отделением, 90 % опрошенных респондентов полностью удовлетворены своей общественной жизнью.
Посещение отделения способствует развитию коммуникативных навыков у инвалидов, помогает преодолеть препятствия в общении, социальную изоляцию. Однако, все опрошенные респонденты хотели бы общаться со своими сверстниками вне Центра, то есть существует необходимость расширения социальных контактов опрошенных молодых инвалидов с ограниченными возможностями.
7) Выполнение предложенных нами рекомендаций позволит улучшить организацию работы в отделении, а также разнообразит применение новых методов и форм проведения занятий как индивидуальных, так и групповых; повысить эффективность формирования социальных навыков и умений у инвалидов, повысить качество работы с родителями молодых инвалидов.
1. Бердюгина, С. А. Социальная реабилитация молодых инвалидов в условиях комплексного центра социального обслуживания населения. Актуальные вопросы социальной реабилитации и интеграции инвалидов в общество / С. А. Бердюгина, Т. А. Тимофеева // Материалы межрег. науч.-практич. конф., 27 ноября 2013 г. – Сб.: ГБОУ ВПО Кировская государственная медицинская академия. – Киров: МИАЦ, 2013. – С. 108 – 111
2. Берулава, Г. А. Методология современной психологии: монография / Г. А. Берулава. – М.: Изд-во МПСИ, 2009. – 216 с
3. Болдина, М.А. Технологии социальной работе с детьми-инвалидами / М.А. Болдина, Е.В. Деева // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – № 11 (57). – С.167 – 173
4. Григорьев, А. Д. Социальная работа на Беларуси: история, опыт, про¬блемы: учеб. пособие / А. Д. Григорьев. – Минск, 2000. – 165 с
5. Гудина, Т. В. Досуговое творчество детей-инвалидов / Т. В. Гудина // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова: научно-методический журнал. – 2010. – Т. 16. – № 1. – С. 241 – 245
6. Гудина, Т. В. Основные подходы к содержанию технологий социокультурной реабилитации детей-инвалидов / Т. В. Гудина // Известия южного федерального университета: научно-педагогический журнал. – 2011. – № 7. – С. 211 – 217
7. Гудина, Т. В. Педагогические ресурсы социокультурной реабилитации детей-инвалидов / Т. В. Гудина // Вестник Череповецкого государственного университета: научный журнал. – 2013. – Т. 1. – № 4 (51). – С. 118 – 122
8. Гудина, Т. В. Педагогические условия социокультурной реабилитации детей-инвалидов / Т. В. Гудина // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова: научно-методический журнал. – 2009. – Т. 15. – № 4. – С. 339 – 342
9. Гудина, Т. В. Социально-педагогический аспект реабилитации детей-инвалидов в информационном обществе / Т. В. Гудина // Известия южного федерального университета: научно-педагогический журнал. – 2008. – № 4. – С. 71 – 76
10. Гудина, Т. В. Социокультурная реабилитация лиц с ограниченными возможностями / Т. В. Гудина // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: научный журнал. – М., 2008. – № 4. – С. 65 – 68
11. Гудина, Т. В. Теоретические подходы к проблеме интеграции детей-инвалидов в жизни общества / Т. В. Гудина // Известия южного федерального университета: научно-педагогический журнал. – 2010. – № 8. – С. 219 – 226
12. Гудина, Т. В. Коммуникационно маркетинговые условия социокулькурной реабилитации / Т. В. Гудина // Вестник университета: теоретический и научно-методический журнал. – М., 2011. – № 4. – С. 43 – 47
13. Гудина, Т. В. Культурно информационное пространство как среда жизнедеятельности инвалидов / Т. В. Гудина // Вестник университета: теоретический и научно-методический журнал. – М., 2011. – № 7. – С. 34 – 37
14.Гудина, Т. В. Направления, виды и методы реабилитационной деятельности в работе с детьми-инвалидами / Т. В. Гудина // Вестник Череповецкого государственного университета: научный журнал. – 2013. – Т. 2. – № 4 (52). – С. 103 – 106
15. Гудина, Т. В. Организационные условия социокультурной реабилитации инвалидов / Т.В. Гудина // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова: научно-методический журнал. – 2009. – Т. 15. – № 3. – С. 331 – 335
16. Гудина, Т. В. Основные субъекты социокультурной реабилитации инвалидов / Т. В. Гудина // Вестник университета: теоретический и научно-методический журнал. – М., 2011. – № 6. – С. 31 – 34
17. Гудина, Т. В. Педагогическое обоснование социокультурной реабилитации детей-инвалидов / Т. В. Гудина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А.Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика: научно-методический журнал. – 2013. – Т. 19. – № 4. – С. 165 – 169
18. Гудина, Т. В. Реабилитационные возможности информационно про-светительской деятельности / Т. В. Гудина // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова: научно-методический журнал. – 2010. – Т. 16. – № 2. – С. 223 – 227
19. Гудина, Т. В. Социокультурная реабилитация и интеграция детей инвалидов средствами музыкального воспитания / Т. В. Гудина // Вестник Коcтромского государственного университета им. Н.А.Некрасова: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика: научно-методический журнал. – 2012. – Т. 18. – № 4. – С. 156 – 160
20. ГУ «Жабинковский территориальный центр социального обслуживания населения» // Сайт ТЦСОН [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://j-soczentr.brest.by – Дата доступа: 05.05.2018 года;
21. Декларация о правах инвалидов , утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447, 9 декабря 1975 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2560820. – Дата доступа: 22.03.2018
22. Декреты Советской власти. Т. 1. – М., 1957. – 154 с
23. Декреты Советской власти. Т. 3. – М., 1964. – 210 с
24. Декреты Советской власти. Т. 5. – М., 1971. – 176 с
25. Демченко, Ю. И. Сущность реализации и методов социально-культурной реабилитации молодых инвалидов / Ю. И. Демченко // Молодой ученый. – 2015. – № 11. – С. 79 – 81
26. Добровольская, Т. А. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграция / Т. А. Добровольская, Н. Б. Шабалина // Социальные реалии вчера и сегодня. – 1991. – № 5. – С. 3 – 8
27. Добровольская, Т.А. Социально-психологические особенности взаимоотношений инвалидов и здоровых – Т. А. Добровольская, Н.Б. Шабалина - Социологические исследования. – 1993. – № 1. – Режим доступа: http://aupam.narod.ru/pages/sozial/soc_psikh_osoben_vzaim_inva_zdor/oglavlenie.html. – Дата доступа: 07.04.2017
28. Залобина, А.Н. Особенности межличностных отношений детей инвалидов, их семей и общества / А.Н. Залобина. СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2008. – С. 88 – 90.
29. Зиатдинова, Г. Р. Организационно-педагогические условия комплекс¬ной социально-культурной интеграции ребенка с ограниченными возможностями: учеб. пособие / Г. Р. Зиатдинова. – Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2010. – 132 с
30. Зиатдинова, Г. Р. Технология индивидуального программирования социально-культурной интеграции ребенка-инвалида / Г. Р. Зиатдинова // Куль¬тура досуга молодежи как фактор формирования здорового образа жизни: сб. науч. ст. – Казань, 2010. – С. 4 – 16
31. Зиатдинова, Г. Р. Формы и методы социализации ребенка-инвалида средствами социально-культурной деятельности / Г. Р. Зиатдинова. // Вестник КГУКИ. – 2010. – № 4. – С. 12 – 14.
32. Зиатдинова, Г. Р. Арттерапевтические технологии в системе социализации ребенка-инвалида / Г. Р. Зиатдинова // Здоровье как социокультурный феномен: материалы электрон. Междунар. науч. конф., г. Казань, 15 мая-1 дек. 2010 г. / КГУКИ. – Казань, 2011. – С. 33 – 37.
33. Зиатдинова, Г.Р. Культурно досуговая деятельность в системе социализации ребенка-инвалида / Г.Р. Зиатдинова // Вестник Тамб. ун-та. – 2010. – № 9 (91). – С. 132 – 137
34. Зиатдинова, Г. Р. Социализация детей инвалидов средствами социально культурной деятельности / Г. Р. Зиатдинова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств: Изд-во Казанский государственный университет культуры и искусств (Казань), 2011. – С. 106 – 107
35. История социальной помощи в России / сост. В. Фирсов // Антоло¬гия социальной работы: в 5 т. – М., 1994. – Т. 1. – 398 с
36. Калі бацькоў не будзе побач… // «Настаўніцкая газета». – 2014. – 27 мая. – с. 6
37. Кантемирова, И. Б. Детская инвалидность в российском обществе: институциональный подход к социальному конструированию явления: дисс. канд. социол. наук / И. Б. Кантемирова. – Краснодар, 2006. – 175 с
38. Конвенция МОТ № 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов [Электронный ресурс]. - Совершено г. Женева, 20 июня 1983 г. – Ре¬жим доступа: http:// constitution. garant.ru/act/right/megdunar/2540657. – Дата до¬ступа: 03.04.2017
39. Королькова, Л.В. Социально-культурная деятельность: учебно-методический комплекс / Л.В. Королькова. – г. Витебск: Издательство УО «Витебский государственный университет имени П.М.Машерова», 2013 – 235 с
40. Красовская, Н. Н. Возникновение социальной работы и специфика ее ран¬них форм и методов / Н. Н. Красовская // Философия и социальные науки. – 2014. – № 4. – С. 56 – 61
41. Кузнецова, Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие./ Л.П.Кузнецова. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002
42. Легенчук, Е. А. Основы реабилитации лиц с ограниченными возможно¬стями / Е. А. Легенчук. Д. В. Легенчук. – Курган : Изд-во Курган. гос. ун-та, 2009. – 147 с
43. Максимов, Е. Земская деятельность в области общественного призре¬ния / Е. Максимов // Журн. юрид. о-ва при Императ. С.-Петерб. ун-те. – 1895. – Кн. 6. – С. 39 – 44
44. Мартынова, Е. А. Теория и практика довузовской подготовки инвали¬дов на современном этапе развития образования / Е. А. Мартынова, Д. Ф. Рома¬ненкова // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2. – С. 140 – 145
44. Международные стандарты в области гарантий прав инвалидов и опыт за¬рубежных стран по социальной защите лиц с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.ombudsman.kz/en/publish/docs/doklad_spec/detail_2.php?ID=1073.– Дата до¬ступа: 20.04.2017
46. Некрасова, Т. А. Социально культурная деятельность в системе соци-ализации людей с ограниченными возможностям / Т. А. Некрасова // Современные проблемы туризма и сервиса. – 2009. – № 2. – С. 206 – 212
47. Романов, О. Ю. Социализация через социально-культурную реабилита¬цию: практика и опыт применения методов арт-терапии / О. Ю. Романов, Г. В. Игнатенко // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура: науч. и социо-культ. журн. – 2012. – № 2. – С. 56 – 65
48. Суханов, В. «Не делайте их изгоями!» / В. Суханов // Медицинская га¬зета: профессиональное врачебное издание. – 2012. – № 23 (7252). – С. 10 – 11
49. Холостова Е. И. Социальная реабилитация: учеб. пособие / Е.И. Холо¬стова, Н. Ф. Дементьева. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 340 с
50. Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие под ред. Е. И. Холостовой. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. – 240 с
51. Шенцева, Н. Н. Описательная модель социально психологической ре-абилитации группы «молодых людей-инвалидов» / Н. Н. Шенцева, А. Ю. Давы¬дова // Научный диалог. – 2013. – № 4 (16): Психология. Педагогика. – С. 85 – 95
52. Ярская-Смирнова, Е.Р. Подготовка детей-инвалидов к семейной и взрослой жизни. Пособие для родителей и специалистов / Е.Р. Ярская-Смирнова. – Саратов: ООО Издательство «Научная книга», 2007. – 188 с
53. Ярская-Смирнова, Е.Р. Социальная работа с инвалидами: учеб. посо¬бие: изд-е 2-е, перераб. и доп. / Е. Р. Ярская-Смирнова, Э. К. Наберкушина. – СПб: Изд-во «Питер», 2004. – 316 с