ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СППС С СОЦИАЛЬНО ДЕЗОРИЕНТИРОВАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1.1 Социальная дезориентация: сущность и особенности проявления у учащихся начальных классов
1.2 Причины и возможные последствия социальной дезориентации учащихся начальных классов
1.3 Содержание и способы психолого-педагогической помощи социально дезориентированным учащимся начальных классов
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов
2.3 Рекомендации по оказанию психолого-педагогической помощи социально дезориентированным учащимся начальных классов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Многие негативные последствия реформы социального общества способствуют возникновению значительных трудностей в социализации и адаптации молодого поколения.
В настоящее время растет число детей, которые проявляют поведенческие отклонения, испытывают трудности с обучением и адаптацией к окружающему миру. Увеличивается число детей с признаками социальной и школьной дезадаптации.
Прогрессивные процессы социального и школьного диссонанса неразрывно связаны с явлением социальной дезориентации детей. В своих работах М.Р. Битянова, Н.В. Вострокнутов, И.А. Коробейников, Е.А. Карпова, Н.Г. Лусканова, И.Б. Логинова, Н.Р. Морозова, Р.В. Овчарова, Л.М. Шипицина указывали на взаимосвязь явлений дезадаптации и социальной дезориентации.
В отечественной психологии социальная дезориентация рассматривается как психологический синдром, основанный на психопато-подобных нарушениях и связанный с психическими отклонениями ребенка (A.JI. Венгер, Е.И. Морозова, H.A. Рождественская) [4, с. 98].
Однако, с точки зрения, в сложившихся социальных условиях проблема социальной дезориентации приобретает более широкий характер и не может рассматриваться только как психологический синдром. Социальная дезориентация выходит на уровень сложной социально-педагогической проблемы. В понимании социальная дезориентация представляет собой одно из проявлений деформации социального становления ребенка, связанное с его неумением соотносить и различать социально нормативные и асоциальные действия (плохо – хорошо, поступок - проступок, можно – нельзя), понимать степень значимости различных социальных норм, реализовать адекватные им способы поведения; с неспособностью учитывать социальные требования и ожидания общества.
Оказывать квалифицированную помощь социально дезориентированным детям может специалист, способный проводить как индивидуальную социально-педагогическую работу с социально дезориентированным ребенком, так и воздействовать на его ближайшее социальное окружение, работать на устранение социальных микрофакторов, приводящих к появлению социальной дезориентации. Таким специалистом является социальный педагог.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СППС ШКОЛЫ С СОЦИАЛЬНО ДЕЗОРИЕНТИРОВАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
1.1 Социальная дезориентация: сущность и особенности проявления у учащихся начальных классов
Согласно работам Л. С. Выготского и его последователей (А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца), в каждом возрастном периоде существует специфичная для него социальная ситуация развития, то есть система взаимоотношений ребенка с обществом (в частности, с собственными родителями, воспитательницей детского сада, школьными учителями и т. п.) [1].
Прогрессирующие процессы социальной и школьной дезадаптации неразрывно, связаны с явлением социальной дезориентации детей и подростков.
Отдельные аспекты социальной дезориентации затронуты в исследованиях, посвященных социальной – и школьной дезадаптации детей. Так, в работах М.Р. Битяновой, Н.В. Вострокнутова, И.А. Коробейникова, Е.А. Карповой, Н.Г. Лускановой, И.Б. Логиновой, Н.Р. Морозовой, Р.В. Овчаровой, Л.М. Шипициной указывается на взаимосвязь явлений дезадаптации и социальной дезориентации.
Также проблемы социальной дезориентации часто затрагивают авторы, изучающие различные аспекты отклоняющегося поведения детей, такие как С.А. Беличева, С.Н. Ениколопов, Е.В. Змановская, O.A. Матвеева, И.А. Невский, Т.И. Шульга. Ряд исследователей рассматривает социальную дезориентацию как определенный этап в формировании отклоняющегося поведения и стойких проявлений дезадаптации – В.П. Загвязинский, Е.В. Змановская, Т.П. Вельчинская, Т.А. Шилова [3].
В отечественной психологии явление социальной дезориентации рассматривается лишь с точки зрения психологического синдрома, основанного на психопатоподобных нарушениях и связанного с психическими отклонениями ребенка, данное направление рассматривали такие ученые как A.JI. Венгер, Е.И. Морозова, H.A. Рождественская [6].
Под социальной дезориентацией понимается психологический синдром, возникающий в результате резкого изменения жизненных обстоятельств ребенка со сниженной чувствительностью к социальным нормам. Наиболее распространенной причиной этого изменения является поступление в школу. Для детей, посещающих детский сад, изменение не так резко, как для детей, воспитанных только дома до школы, поэтому социальная дезориентация чаще встречается у последнего. Иногда социальная дезориентация развивается в дошкольном возрасте в связи с поступлением ребенка в детский сад.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЗОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2.1 Организация и методика исследования
Целью исследования является исследование уровня социальной дезориентации у учащихся начальных классов.
Для достижения цели были поставлены эмпирические задачи:
- Провести диагностическое исследование уровня социальной адаптированности, автономности и нравственной воспитанности учащихся;
- Выявить нравственную воспитанность учащихся;
- Проанализировать полученные данные, сделать выводы.
В исследовании приняли участие 20 учащихся 3 классов общеобразовательной школы.
Для проведения данного исследования использовались следующие диагностики:
– Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым);
– Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым).
Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен доктором педагогических наук Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым), предназначен для выявления нравственной воспитанности учащихся.
В ходе проведения учащимся предлагается выбрать один из трех предложенных ответов и обозначить его в графе (а, б, в) каким либо знаком.
Методика для изучения социализированности личности учащегося (разработана профессором М.И. Рожковым).
Целью данной методики является выявление уровня социальной адаптированности активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав научную литературу по теме социальной дезориентации в начальных классах, следует отметить, что это психологический синдром, возникающий в результате резкого изменения жизненных обстоятельств ребенка со сниженной чувствительностью к социальным нормам. Очень часто возникновение этого синдрома происходит из-за поступления ребенка в школы, с учетом изменившихся условий, возникновение новых правил и норм поведения, отличных от дошкольного учреждения. Распространённым явлением социальной дезориентации бывает у младших школьников, которые не посещали учреждение дошкольного образования.
Социальная дезориентация возникает не у всех детей, условия, жизни которых значительно изменились, а только у тех, у кого снизилась чувствительность к социальным нормам. В свою очередь, при высокой общей социализации ребенок легко оседает в новой жизни, быстро начинает ощущать новые требования, предъявляемые ему, и новые ожидания других. Поводом для возникновения социальной дезориентации становятся импульсивность и гиперактивность, что значительно увеличивает частоту столкновений с социальными нормами.
В сложившихся социальных условиях проблема социальной дезориентации приобретает более широкий характер и не может рассматриваться только как психологический синдром. Социальная дезориентация выходит на уровень сложной социально-педагогической проблемы. В понимании социальная дезориентация представляет собой одно из проявлений деформации социального становления ребенка, связанное с его неумением соотносить и различать социально нормативные и асоциальные действия, понимать степень значимости различных социальных норм, реализовать адекватные им способы поведения; с неспособностью учитывать социальные требования и ожидания общества.
1. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире// Вопросы психологии – 2002. №1.– С.З-16.
2. Брунчукова, Н. М. «Этические добродетели» младших школьников: способы воспитания / Надежда Михайловна Брунчукова // Народное образование. – 2010. – № 1. – С. 253-256.
3. Венгер, А.Л. Структура психологического синдрома // Вопросы психологии - 1994-№4.- С. 82-92.
4. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Под ред. М. В. Гамезо и др. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
5. Гаврилычева, Г. Ф. Младший школьник и его ценности – М.: Начальная школа, 2008. № 7
6. Данилюк, А. Я. Воспитание и социализация младших школьников / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков // Педагогика. – 2009. – № 5. – С. 7-27.
7. Данилюк, А. Я. Духовно-нравственное развитие младших школьников / А. Я. Данилюк // Педагогика. – 2008. – № 9. – С. 88-93.
8. Денисенкова Н.С. Адаптационное поведение первоклассников в зависимости от социальной ситуации развития до школы // Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности / Отв. ред. В.С. Мухина. - М.: МГПИ, 1986. - 165 с. - С.52-57.
9. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения – М.: Педагогика, 1986. – 136 с.
10. Максакова, В. И. Организация воспитания младших школьников – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
11. Михайлова, Е. В. Педагогические условия формирования нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Е. В. Михайлова ; науч. рук. С. В. Дубрович ; Моск. гор. пед. ун-т ; Моск. гуманитар. пед. ун-т. – М.:, 2007. – 20 с.
12. Матвеева, О. Н. О социализации младших школьников в современных условиях // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского, № 16, 2010. – С. 151 –157.
13. Сапоровская М.В. Влияние детско-родительских отношений на особенности адаптации первоклассников // Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии: Мат. Всер. сим. / Сост. Т.Л.Крюкова, В.А.Соловьёва, А.Л.Уманский. – Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2000. – С. 55-58.
14. Сычева, Т. Ю. Формирование нравственных ценностей младших школьников в современных социокультурных условиях : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Т. Ю. Сычева ; науч. ред. А. Н. Орлов ; Барнаульский гос. пед. ун-т. – Барнаул: , 2004. - 23 с.
15. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании – М.: ВЛАДОС, 1996. – 529 с.
16. Рышкова, Л. М. Подготовка студентов к работе с социально дезориентированными школьниками – М.: Научно-исследовательский институт школьных технологий, 2010. – с. 91 – 97.
17. Смирнова М. А. Деятельность общеобразовательных учреждений по созданию педагогических условий социализации учащихся. Автореферат. дисс. к. п. н. Самара, 1999. – 23 с.
18. Уланова, Н.С. Исследование содержания и ориентаций на соблюдение социальных норм у младших школьников в зависимости от среды воспитания и обучения / Н.С. Уланова // Молодые ученые – московскому образованию. Материалы VIII городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. – М.: МГППУ, 2009. – с. 66-67
19. Уланова, Н.С. Особенности социально-нравственного развития младших школьников / Н.С. Уланова // Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей: Выпуск 28. / Под ред. В.А. Сластенина, Е.А. Левановой. – М.: МГПУ – МОСПИ, 2007. – С. 83 – 86.
20. Шемшурина, А. И. Субъективный подход к ребенку в нравственно-этическом воспитании школьников: научно-методическое пособие для классных руководителей / Шемшурина, А. И., Клепиков, В. Н., Шемшурин, А. А. // Этическое воспитание. – 2008. - № 2. – С. 5-94.
21. Шемшурина, А. И. Ценностно-смысловой подход в воспитании школьников / Шемшурина, А. И. // Этическое воспитание. – 2008. – № 5. – С. 47-61.
22. Чудновский, В. Э. Нравственная устойчивость личности – М.: Педагогика, 2005. – 207 с.