ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 УРОВЕНЬ ЖИЗНИ КАК МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
1.1 Содержание социально-экономического понятия «уровень» и «качество жизни населения»
1.2 Методические подходы оценки уровня и качества жизни населения
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ
2.1 Оценка уровня жизни населения Республики Беларусь
2.2 Инструменты государственного регулирования уровня и качества жизни населения в Республике Беларусь
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Основные проблемы государственного регулирования повышения уровня и качества жизни населения в Республике Беларусь
3.2 Перспективы развития социальной защиты населения в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе важнейшим направлением государственной деятельности является социальная политика. Устойчивость общества зависит от решения социальных проблем, и это представляется необходимой основой для эффективного экономического развития. Продуктивность социальной политики характеризуется, прежде всего, уровнем и качеством жизни всего населения и всех социальных групп.
При этом уровень жизни формируется как показатель, который характеризуется количеством и качеством товаров и услуг, употребляемых в стране.
Качество жизни – это комплекс показателей общего благосостояния людей, которые характеризуют уровень материального потребления (уровень жизни), а также потребление напрямую не оплачиваемых благ. Повышение уровня жизни – социально-приоритетная цель становления общества, главнейшее направление проводимой государством политики заработной платы и доходов. Инструментом достижения этой цели выступают рост ВВП и усовершенствование механизма его распределения на макро- и микроуровнях.
Как экономика проявляет влияние на социальную сферу, так и социальная сфера оказывает влияние на экономику. Свое воздействие на экономическую сферу она проявляет путем подъема культурного и образовательного уровня человека, понижением заболеваемости, формированием благоприятных жилищных и культурно-бытовых условий жизни и т.д. Все это значительно влияет на производительность труда работников, разумное использование и потребление свободного времени рабочих.
Актуальность данной темы состоит в том, что рост уровня жизни – это не только итог экономического роста, но и его условие. Современному производству необходимы как принципиально новые технологии и техника, так и высококвалифицированные рабочие, владельцы своего интеллектуального капитала. В связи с этим исследование динамики и качества уровня жизни населения, его моделирование крайне важно для сбалансированного, устойчивого и постепенного развития в целом общества.
Объектом изучения является уровень жизни в Республике Беларусь.
Предметом изучения является оценка уровня и качество жизни населения.
Целью работы является обозрение теоретических и практических основ государственного регулирования и оценки уровня и качества жизни населения, и разработка мероприятий, которые направлены на рост уровня и качества жизни населения в Республике Беларусь.
ГЛАВА 1 УРОВЕНЬ ЖИЗНИ КАК МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ
1.1 Содержание социально-экономического понятия «уровень» и «качество жизни населения»
Под уровнем жизни понимают достаток населения в необходимых материальных благах и услугах, достижение доступного уровня их потребления и степень удовлетворения целесообразных (рациональных) потребностей [4, c. 80].
Уровень жизни считается одной из самых важных социальных категорий, которая охарактеризовывает структуру человеческих потребностей и возможности их удовлетворения. Потребности людей разнообразны. Наряду с материальными имеются (и не менее важные) потребности социальные и духовные.
Уровень жизни – это социальный стандарт и экономическая категория, которые характеризуют степень удовлетворения социальных и физических потребностей людей. Ведущими составляющими стандарта уровня жизни представляется: здоровье, доходы и питание населения, домашнее имущество, жилищные условия, платные услуги, условия труда и отдыха, культурный уровень населения, а так же социальная защита и социальные гарантии наиболее уязвимых граждан [8, c. 87].
Уровень жизни населения считается достаточно сложной экономической категорией. Под уровнем жизни понимают «уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей» [2, с. 248].
Она включает в себя различные аспекты общественной жизни, такие как здравоохранение, культура, образование, условия труда и жизни, уровень доходов и расходов населения, а также способ проведения свободного времени. Для ее оценки необходимо учитывать ряд факторов, характеризующих обеспечение населения материальными и духовными благами, необходимыми для нормального воспроизводства. По мнению ученых, к таким факторам относятся политические, экономические, социальные, научно-технические достижения и окружающая среда. Современное понимание «уровня жизни» подчеркивает, что уровень жизни не важен сам по себе, а скорее является балансом с потребностями общества.
ГЛАВА 2 ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛАРУСИ
2.1 Оценка уровня жизни населения Республики Беларусь
Республика Беларусь сейчас переходит от административно-командной системы, присущей всем странам, входившим в СССР к социальному рыночному хозяйству. Государство делает все возможное, чтобы уровень жизни соответствовал жизни населения в экономически развитых европейских государствах. Президент уверен, что каждый человек заслуживает жить долго и хорошо.
Главный приоритет социальной политики Беларуси – повысить рождаемость и увеличить продолжительность жизни, создать все необходимые условия для образования больших и крепких семей, обеспечить детям счастливое детство, организовать возможности и перспективы для молодежи, обеспечить активную трудовую деятельность, которая будет приносить достаток и обеспечить хорошую и достойную жизнь людям в пожилом возрасте.
Для повышения качества жизни государство делает все возможное для эффективной деятельности здравоохранения, образования и культуры.
Правительство Республики Беларусь осуществляет деятельность по следующим направлениям:
• с помощью создания рабочих мест уменьшение уровня безработицы;
• увеличение размера заработной платы;
• увеличение рождаемости и продолжительности жизни.
Социальная политика в Республике Беларусь реализуется на основе ряда принципов. Принцип социальной справедливости реализуется через социальные гарантии для молодежи, стариков, жителей территорий, пострадавших от Чернобыльской катастрофы. Этим людям предоставляются ряд льгот.
Принцип преемственности позволил сохранить высокоразвитую образовательную систему и выстроить на её основе новую мирового стандарта.
Образованию и грамотности уделяется большое внимание в Беларуси, так как это считается основой для развития страны. В Беларуси расходы на образование составляют 6% от ВВП. Не все страны Европы могут сравниться в этом уровне с Республикой Беларусь. В нашей стране бесплатное образование. К тому же, существует равенство образовательных возможностей как городской, так и сельской молодежи.
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА И УРОВНЯ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Основные проблемы государственного регулирования повышения уровня и качества жизни населения в Республике Беларусь
В Республике Беларусь разработана собственная модель социально- экономического развития, в центре которой находится человек со своими потребностями и интересами. В ее основе лежит активная социальная политика государства, направленная на создание условий для наиболее полной реализации человеческой личности, ее гармоничного физического и духовно-нравственного развития, и многое делается в этом направлении. Однако в социальной политике государства все еще есть проблемы:
• государство не в полной мере разработана система выявления и учета групп населения, нуждающихся в социальной помощи;
• перечень категорий населения, нуждающихся в адресной помощи, сформулирован не полностью, и иногда этот перечень остается неизменным с советских времен. Внимание уделяется «бенефициарам» по идеологическим направлениям (ветераны труда и различных войн, сотрудники внутренних органов и др.;
• категории нуждающихся, такие лица, не имеющие постоянного места жительства, остаются незамеченными, и поскольку они не имеют четко определенной статистической категории с советских времен. Такие группы практически не подлежат учету;
• отсутствие межведомственной согласованности. В результате возникают препятствия для взаимного обмена информацией, не говоря уже о согласованности действий и мероприятий;
• квалификация статистиков зачастую является недостаточной. Они обладают базовыми навыками мониторинга и перевода одних статистических таблиц в другие.
• существует постоянная нехватка кадров в социальной службе. Тяжелый труд, низкая заработная плата вынуждают оставлять квалифицированные кадры из госслужбы, есть люди с низкой квалификацией, которые рассматривают это место как временное. В результате состав персонала социальных служб не отвечает потребностям населения, как по части численности, так и по части квалификации. Совокупность этих условий создает проблему доступности социальной защиты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате курсовой работы можно сделать следующие выводы:
Уровень жизни населения – это уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворенности жизненных потребностей людей.
Качество жизни населения – это степень удовлетворенности материальных, духовных и социальных потребностей человека.
Существует 2 методики оценки уровня и качества жизни населения: методика, применяемая ООН, на основе Индекса развития человеческого потенциала, а также методика С. Аябаяна, состоящая из пяти компонентов.
Республика Беларусь в 2018 г. заняла 52-е место среди 188 стран в международном рейтинге по индексу человеческого развития. Таким образом, наша страна вплотную подошла к тому, чтобы войти в группу стран в очень высоким уровнем человеческого развития (ЧР).
Бюджет прожиточного минимума с 1 ноября 2020 г. в Республике Беларусь установлен в размере: 258,11 белорусских рублей в среднем на душу населения, по сравнению с предыдущим значением этот показатель вырос на 0,8%.
Основным источником денежных доходов населения являются оплата труда и трансферты населению (пенсии, пособия и стипендии). Данный показатель имеет положительную тенденцию (с 2015 по 3 кв. 2020 г.) и ежегодно в среднем увеличивается на 25,27%.
Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни, является качество здоровья населения. Рождаемость только начала обеспечивать простое возобновления поколений, а население страны возросло на 6,3 тыс. чел. по сравнению с 2018 г. и составляет на 01.01.2020 г. 9504,7 тыс. чел. Но, наблюдается неуклонный рост заболеваемости. Высокая заболеваемость имеет много негативных последствий: ограничение жизнедеятельности, снижение социальной активности и пр.
Уровень и качество жизни населения обусловлены степенью удовлетворения потребностей в сфере культуры. За последние годы наблюдается снижение общего количества киноустановок и посадочных мест, а также числа посещений кинотеатров – в расчете на одного жителя республики приходится всего 1,1 посещения в год. Особенно после появления коронавирусной инфекции Covid-19 значительно снизилось число посещений заведений сферы культуры.
1. Галаева, Е.В. Макроэкономика: учеб. пособ. / Е.В. Галаева [и др.] – Москва: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, – М., 2013. – 267 с.
2. Гальперин, В.М. Макроэкономика: учеб. / В.М. Гальперин [и др.]; под общ. ред. Л.С. Тарасевича. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2014. – 719 с.
3. Головачев, А.С. Экономика организации: учеб. пособие: в 2 ч. / А.С. Головачев. – Минск: Вышэйш. шк., 2015. – 687 с.
4. Гришина И.В., Полынев А.О., Тимонин С.А. Качество жизни населения регионов России: методология исследования и результаты комплексной оценки // Современные производительные силы. – 2016. –№ 1. – C. 70-83.
5. Елисеева, И.И. Социальная статистика: учебник / И.И. Елисеева. – 3- е изд. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 480 с.
6. Коэффициент Джини // [Электронный ресурс]. – 2008-2016. – Режим доступа: http://knoema.ru/atlas/.
7. Лобан, Л.А. Экономика организации: учеб. комплекс / Л.А.Лобан, В.Т.Пыко. – Минск: Современная школа, 2014. – 432 с.
8. Лобкович, Э.И. Переходная экономика: сущность, проблемы, проблемы в Беларуси / Э.И. Лобкович. – Мн.: БГЭУ, 2018. – 70 с.
9. Луссе, А.В. Макроэкономика: краткий курс: учеб. пособие. / А.В.Луссе. – СПб: Питер, 2015. – 240 с.
10. Макконнелл, К. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: учебник для экон. вузов / К. Макконнелл, С. Брю ; пер. с англ. – 14-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 970 с.
11. Макроэкономика: курс интенсивной подготовки / И.В. Новикова [и др.]; под ред. И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. – Минск: ТетраСистемс, 2014. – 304 с.
12. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения / Т.С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л.П. Зеньковой. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2014. – 380 с.
13. Макроэкономика: учеб. пособие для студентов-заочников высших учебных заведений / Т.С. Алексеенко [и др.]; под ред. Л. П. Зеньковой. – 3-е изд., стереотипное. – Гомель: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации, 2015. – 220 с.
14. Мосякина, Е. А. Методический подход к оценке качества жизни населения / Е. А. Мосякина // Теория и практика общественного развития. – 2017. – № 4. – С. 221-225
15. Мэнкью, Н.Г. Принципы макроэкономики / Н.Г. Мэнкью ; пер. с англ. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 573 с.
16. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года [Электронный ресурс] / ООН в Беларуси. Режим доступа: http://un.by/ru/publications/thema/ sustainabledevelopment/.
17. Национальный статистический комитет Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Нацстат РБ: официальный сайт. Режим доступа http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/statistika-gosudarstvennykh-organov-respubliki-belarus/.
18. Нехорошева, Л.Н. Экономика организации: учеб. пособие / Л.Н. Нехорошева, Н.Б. Антонова, Л.В. Гринцевич; под ред. д-ра экон. наук, проф. Л.Н. Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2014. – 719 с.
19. Официальная статистика [Электронный ресурс] / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – 1999-2016. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/.
20. Полякова А.Г. Оценка качества социально-экономического пространства региона // Вестник Челябинского гос. ун-та. – 2017. – №6. – С. 59-65.
21. Программа социально-экономического развития РБ на 2016-2020 гг. // Сайт Совета Министров РБ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.government.by/upload/docs/pdp2016_2020.pdf
22. Статистический ежегодник Республика Беларусь, 2017 / сост. И.В. Медведева. - Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2018. - 524 с.
23. Уровень жизни [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. – 1999-2020. – Режим доступа: http://www.gks.ru/ wpswcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/.
24. Чайковская Ю., Голубев К. Основные тенденции развития экономических систем Республики Беларусь и Российской Федерации: Сравнительный анализ // статья, Европейская исследовательская ассоциация «Oikonomos» (Вильнюс) – 2014. – с. 65-79.
25. Яковлева И.А., Халтаева С.Р. Индикативное планирование социально-экономического развития региона // Наука и бизнес: пути развития. – 2013. – № 11(29). – С. 121–123.