ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и выбор тематики исследования определяют недостаточная разработанность эффективных методов постановки голоса лиц речевых и вокальных профессий, необходимость создания четкой программы по предупреждению нарушений голоса и его развития. Несмотря на достаточно многочисленные клинические и педагогические исследования различных видов голосовой патологии, целесообразно совершенствование педагогических технологий постановки голоса студентов голосо-речевых профессий и реабилитационных мероприятий при голосовых нарушениях для оптимизация логопедической работы.
Голос является неотъемлемым компонентом процесса коммуникации. Речевое общение не может осуществляться полноценно при нарушении голосоведения. Расстройства голоса различного генеза затрудняют как процесс воспроизведения речи самим говорящим, так и восприятие ее окружающими.
Помимо этого, интонационная, и как следствие этого — смысловая сторона высказывания, передаваемые голосом, могут искажаться. Поэтому голосовая функция, как структурный компонент экспрессивной речи, является важной социальной категорией.
Восстановлением голоса занимается целый ряд специалистов: логопеды, фониатры, оториноларингологи, психотерапевты, вокалисты и другие специалисты.
Наряду с эффективным логопедическим воздействием, направленным на преодоление нарушения голосовой функции, необходима оптимизация процесса раннего выявления и профилактики расстройств голоса. Это позволит предотвратить переход нарушений в хронические.
ГЛАВА 1. АКУСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОЛОСА. АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ГОЛОСООБРАЗОВАНИЯ
Акустические свойства различных звуков, в том числе голосов, характеризуются силой, высотой, основной частотой и тембром.
Сила голоса зависит от амплитуды колебаний голосовых связок. Чем сильнее подсвязочное давление воздушного потока силы выдоха, тем больше амплитуда колебаний голосовых связок и, соответственно, больше сила голосовых звуков. Звуковая энергия в гортани – это результат работы дыхательных и гортанных мышц, теряется лишь небольшая часть этой энергии, остальное вызывает колебания тканей головы, шеи, груди. Чем больше сила подсвязочного давления, тем больше амплитуда колебаний голосовых связок. Однако эффективность голосового аппарата невелика, гортанный голос не очень сильный и усиливается в организме специальными механизмами, дающими максимальный акустический эффект при минимальной мышечной энергии. К таким механизмам относятся резонансные функции удлинительной трубки (полость глотки, рот, нос, околоносовые пазухи). Кроме того, очень важны резонансные возможности грудной полости – они включают резонанс головы. Резонанс груди больше всего отвечает за низкие тона голоса. Резонанс головы обеспечивается вибрациями: череп обычно используется для усиления высокочастотных колебаний голоса [10, с. 13-14]
Высота голоса зависит от колебательных движений голосовых связок и определяется их длиной, толщиной, направлением (расположением) и напряжением. Длинные и толстые голосовые связки, не слишком туго натянутые (поэтому напряжение у них низкое), при прохождении воздушного потока издают низкочастотные колебания. Они типичны для мужчин, у которых диаметр гортани значительно больше, чем у женщин.
Увеличение высоты звука является результатом повышенного напряжения и напряжения голосовых связок из-за сокращения перстневидно-щитовидной мышцы. После этого есть ограничение по напряжению на соединениях, поэтому дальнейшее увеличение частоты голоса невозможно. Затем активируется механизм уменьшения их длины, а именно та часть голосовых связок, которая колеблется под действием воздушного потока.
Уменьшение длины связок происходит при сокращении поперечной мышцы гортани, которая сдавливает черпаловидный хрящ. Следовательно, задние концы голосовых связок не могут вибрировать, и эта возможность остается только в передней части голосовых связок. Сокращенные и напряженные части голосовых связок вибрируют с большей частотой. В конце концов приходит предел возможности изменять как натяжение, так и длину голосовых связок. Затем активируется фальцетный механизм [16, с. 114].
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ ГОЛОСОВОЙ ФУНКЦИИ В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОГО ОНТОГЕНЕЗА
Здоровый ребенок усваивает норму правильного произношения звука на основе речевого опыта, постепенно регулируя артикуляционные органы для получения продукта, который соответствует воспринимаемым слуховым паттернам. На формирование индивидуального голоса влияют не только анатомо-физиологические данные человека (ребенка). Во многих отношениях формирование голоса формируется посредством имитации, которая наиболее эффективна к 7 годам и зависит от того, каким был голос и как его использовали другие - родители, педагоги, учителя и, зачастую, сверстники.
Конечно, рефлекторный плач новорожденного – это первая фонация. Голос новорожденных отличается по силе, но имеет одинаковую высоту, по Г. Киттелю (1978) 425–435 Гц, не отличается тембром. Он построен на непрерывном громком звуке. С двух-трехнедельного возраста функциональное назначение и способ подачи голоса начинают меняться. Ребенок протестует против своих чувств боли, голода и дискомфорта, а также против потребности во внимании. При виде матери голос ребенка выражает удовольствие, а его манера преподносить становится мягче. Когда ребенок голоден или испытывает боль, он будет кричать громче с резким голосом [6, с. 67]
Строение и формирование отдельных органов голосового аппарата ребенка имеет ряд особенностей, влияющих на их физиологию. Вот эти особенности:
1) диспропорция в развитии отдельных органов голосового аппарата;
2) отсутствие постепенного развития и наличие скачков в этом процессе;
3) наличие в общем периоде развития голосового аппарата через такие промежутки времени, когда формирование его отдельных органов протекает почти незаметно, ничего не проявляя;
4) неодновременное завершение процесса роста отдельных органов голосового аппарата [21, с. 86]
Развитие каждого органа голосового аппарата характеризуется примерно тремя степенями роста – интенсивным, нормальным и сниженным. Их преимущественное влияние проявляется в разные периоды жизни ребенка. Например, легкие развиваются более интенсивно только в первые два месяца после рождения, а затем до полового созревания их рост идет обычными темпами. Гортань у новорожденных обоего пола интенсивно разрастается на первом году жизни. У мальчиков это наблюдается в первые три месяца, а также в 8-9 месяцев, у девочек – в 1 месяц, затем в 4-7 месяцев. Полость носа, придаточные пазухи носа и носоглотка интенсивно разрастаются в течение первых шести месяцев жизни. Затем они продолжают развиваться обычными темпами: придаточные пазухи носа до трех лет, носоглотка до шести лет. Бронхи и трахея интенсивно разрастаются в течение первого года жизни ребенка.
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ГОЛОСА У ДЕТЕЙ
Защита и обучение голоса с раннего возраста очень важны для профилактики различных голосовых нарушений. Каждый учитель должен знать, что развитие голоса происходит постепенно, что голосовой аппарат детей еще слаб, и форсирование голоса может нанести непоправимый ущерб. Крик в диапазоне, не совпадающем с голосом ребенка, вызывает нагрузку на голосовой аппарат, что может привести к функциональным и органическим нарушениям. Дети с раннего возраста должны слышать мягкие мелодичные голоса с четкими и выразительными интонациями. Обладая большой имитацией, они легко разучивают интонацию и манеру подачи голоса окружающих их взрослых. Основные профилактические меры по предотвращению патологии голоса – это закаливание организма, овладение навыками максимально рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки передачи голоса.
Вторичная профилактика заключается в предотвращении дефектов и наслоений, являющихся следствием патологии голоса. В первую очередь это невротические реакции на дефект, усугубляющие развитие основного расстройства [7, с. 25].
Профилактические меры принимаются после завершения восстановления голоса. Диспансерное наблюдение врача и логопеда продолжает следить за состоянием голосового аппарата и качеством голоса.
Каждый, кто прошел курс восстановления, получает совет, как следить за голосовым режимом. Соблюдение профилактических мер, регулярное диспансерное наблюдение специалистов предотвращает повторение голосовых нарушений, обеспечивает стабильность достигнутых результатов.
Восстановление голоса у детей с органическими заболеваниями гортани - сложный и длительный процесс. Трудности логопеда у таких детей связаны с рядом негативных факторов, основным из которых является нарушение анатомической целостности гортани в результате операции, а также раннее начало заболевания гортани (обычно до трех лет) и его неблагоприятное влияние на психофизические и психологические расстройства. развитие речи ребенка. Все эти факторы диктуют необходимость проведения логопедических занятий с учетом особенностей развития детского организма, с использованием основных дидактических принципов педагогики: наглядности, доступности, постепенного усложнения материала. Маленький ребенок иногда не понимает поставленных перед ним требований, не проявляет интереса к урокам. Поэтому его должен интересовать яркий, наглядный материал, все пояснения должны быть даны в простой, образной и понятной форме, игры должны быть широко использованы [9, с. 54]
ГЛАВА 4. ГИГИЕНА ДЕТСКОГО ГОЛОСА
Созревание голоса охватывает длительный период жизни человека: от рождения до периода его зрелости. В это время на голос воздействуют самые разные вредные вещества.
При многократном и продолжительном воздействии они могут привести к более или менее стойким нарушениям голоса.
Родители, воспитатели детских садов, школьные учителя, даже педиатры очень мало знают о необходимости защиты голоса ребенка и часто виноваты в его нарушениях.
Некоторые матери не хотят плакать из-за новорожденного ребенка, потому что предубеждение, что плач почти необходим для развития голоса; учителя требуют, чтобы ученики отвечали вслух в шумном классе, пока они не учтут тот факт, что ученик говорит низким, хриплым голосом после того, как просто переболел гриппом; репертуар детских песен часто выбирается без соответствия диапазону голоса среднего ребенка, воспитатель или пионер-пионер, чтобы организовать детей, спеть песню, несмотря на холодный или сильный ветер – мальчики, взволнованные быстрым шагом, подбирают ее [10, с. 15].
После нескольких лет работы многие учителя говорят хрипло и жалуются, что потеряли голос, потому что вынуждены громко говорить каждый день в течение нескольких часов подряд.
Термины, используемые в качестве названий для голосовых расстройств, немногочисленны: афония (полное отсутствие голоса), дисфония (голосовое расстройство), фонастения (повышенная утомляемость голоса и связанное с этим уменьшение громкости и охриплости при отсутствии значительного количества органических веществ), гнусавый голос и голос после ларингэктомии.
Гигиена голоса неразрывно связана с образом жизни и общими правилами гигиены. Гигиена голоса означает соблюдение человеком определенных правил поведения, обеспечивающих сохранение здоровья голосового аппарата [17, с. 95].
Гигиена голоса – это научная область, которая, помимо чисто медицинских терапевтических функций речевого аппарата, также занимается:
1. Исследованием причин неисправностей голосового аппарата, особенно при его профессиональном использовании;
2. Определением возможностей предотвращения нарушений голоса и болезней. Это делается с помощью подробного анализа жизненных ситуаций, после которых или при которых возникают нарушения голосового аппарата;
3. Изучением физических возможностей человеческого тела.
ГЛАВА 5. ПАМЯТКА ПО ОХРАНЕ ГОЛОСА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Голос ребенка – естественный инструмент, которым он владеет с малых лет.
Пение является важнейшим инструментом музыкального образования и играет важную роль в решении проблем общего и гармоничного развития ребенка.
Нам с вами не следует забывать, что певческий аппарат дошкольника только начинает развиваться анатомически и функционально: связки еще тонкие, небо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому задача защиты певческого голоса детей – основная. Вместе мы должны позаботиться о правильном формировании певческого голоса ребенка.
Вот несколько рекомендаций по гигиене голоса:
1. Нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать уровню его тренированности.
2. Форсированный голос, злоупотребление высокими нотами, крики, несдержанная речевая нагрузка и др. недопустимо.
3. Недопустимы тяжелые речевые нагрузки, пение во время болезни.
4. Необходимо избегать резких перепадов температуры, а также жары, холода, одышки, пыли и т. д.
5. С горячим вокальным аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, нужно немного остыть.
6. Желательно избегать продуктов и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла – острых, слишком соленых, слишком горячих или холодных.
7. При заболевании органов голосового аппарата необходимо немедленно обратиться к врачу [14, с. 89-90].
Пение является важнейшим инструментом музыкального образования и играет важнейшую роль в решении проблемы гармоничного развития ребенка. В раннем возрасте дети реагируют на песню, даже не понимая ее содержания. Пение должно быть комфортным и приносить удовольствие детям. Дети должны петь легко и громко, не обостряя отношения, выразительно, эмоционально. В противном случае при неправильном режиме голосообразования, нарушении норм гигиены у ребенка возникает напряжение в гортани, голос утомляется и будет звучать тяжеловесно и некрасиво. В таких условиях могут возникнуть заболевания голосового аппарата.
ГЛАВА 6. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ЛИЦ ГОЛОСО-РЕЧЕВЫХ ПРОФЕССИЙ ПО ОХРАНЕ ГОЛОСА
Наиболее восприимчивыми к нарушениям голоса являются люди, занимающиеся голосовыми и речевыми профессиями, которые не обладают навыками для правильного исполнения голоса. Неправильные методы голосового управления и, как следствие, перенапряжение голосового аппарата являются частыми причинами инвалидности, которая может привести к профессиональной инвалидности.
С каждым годом увеличивается количество профессий, требующих повышенной нагрузки на голосовой аппарат. В связи с этим возрастает потребность в организации профилактической помощи людям голосовых и речевых профессий.
Любой, кто профессионально использует свой голосовой аппарат, должен иметь базовые знания в области гигиены голоса и профессиональной работы. Соблюдение правил гигиены, тренировка голоса, ежедневная тренировка голоса позволяют даже слабому от природы голосу быть эффективным, постоянно совершенствоваться и сохранять прекрасные профессиональные голосовые качества до старости [23, с. 72-73].
Говорите легко, плавно и без усилий. Когда говорите, держите голову прямо. Мышцы лица, глотки и шеи, участвующие в голосовых подсказках, должны быть расслаблены. Дыхание должно быть оптимальным.
По возможности избегайте всех форм перенапряжения голоса (кашель, крик, шепот, продолжительные телефонные разговоры, разговоры с фоновым шумом или в рабочих условиях). Не кричите и не смейтесь слишком громко. Не издавайте неестественными звуками своим голосом.
Кашель и кашель в горле только при крайней необходимости. Это максимально просто и без стресса.
Старайтесь не разговаривать в шумной обстановке, находясь в общественном транспорте. При этом расстояние между собеседниками не должно превышать 1 метр.
Если вы склонны к частым заболеваниям гортани, быстрой утомляемости голоса, то избегайте переутомления и напряжения голосового аппарата, используйте даже небольшой перерыв на отдых.
Когда вы отдыхаете, избегайте долгих разговоров, а лучше помолчите 2-3 часа.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в ходе исследования были решены поставленные автором задачи. В результате были сформулированы следующие выводы:
1. К основным акустическим характеристикам голоса относятся сила, высота, основная частота и тембр. Анатомо-физиологическими предпосылками голосообразования являются энергия звука в гортани, резонансные функции надставной трубы (полости глотки, рта, носа, придаточных пазух), возможности грудной полости, колебательные движения голосовых связок, сокращение перстне-щитовидной мышцы и др.
2. Главными этапами в развитии и становлении голосовой функции в процессе речевого онтогенеза являются крик новорожденного, краевое натяжение коротких тонких голосовых складок (дошкольный возраст), формирование рецепторного аппарата гортани (домутационный период – 13-14 лет), асимметрия гортани (мутационный период – 13-14 лет), окостенение гортани (кальцинации) (послемутационный период – с 19 лет).
3. К основным направлениям и содержанию работы по развитию голоса у детей относятся охрана и воспитание голоса с раннего детства, закаливание организма, овладение навыками наиболее рационального диафрагмального дыхания и мягкой атаки голосоподачи, предотвращение дефектов и наслоений, являющихся следствием голосовой патологии, диспансерное наблюдение у врача и логопеда для контроля за состоянием голосового аппарата и качеством голоса, ортофоническое лечение и др.
4. Гигиена детского голоса включает следующие мероприятия: нагрузка на голосовой аппарат должна соответствовать степени его тренированности, недопустимо форсированное звучание голоса, злоупотребление высокими нотами, криком, неумеренной речевой нагрузкой и т.д.; недопустимы большие речевые нагрузки, пение во время болезни; необходимо избегать резкой смены температуры, а также жары, холода, духоты, пыли и т.п.; с разгоряченным голосовым аппаратом нельзя выходить на улицу в холодное время года, необходимо несколько остыть; рекомендуется избегать пищи и напитков, раздражающих слизистую оболочку горла, – острого, излишне соленого, чрезмерно горячего или холодного; в случае болезни органов голосового аппарата необходимо своевременно обращаться к врачу фониатру.
1. Алмазова, Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей / Е.С. Алмазова. – Москва: Просвещение, 1973. – 151 с.
2. Василенко, Ю. С. Голос. Фониатрические аспекты / Ю. С. Василенко. – Москва: Дипак, 2013. – 394 с.
3. Василенко, Ю.С. Методика постановки голоса / Ю.С. Василенко, О.С. Орлова. – Москва: Граница, 2015. – 175 с.
4. Вильсон, Д.К. Нарушения голоса у детей / Д.К. Вильсон. – Москва: Медицина, 1990. – 448 с.
5. Дмитриев, Л.Б. Фониатрия и фонопедия / Л.Б. Дмитриев. – Москва: Медицина, 1990. – 273 с.
6. Егоров, А.М. Гигиена голоса и его физиологические основы / А.М. Егоров. – Ленинград: Медгиз, 1970. – 174 с.
7. Емельянов В.В: Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб.: Лань, 2015. – 176 с.
8. Емельянов, В.В. Практический метод воспитания голоса / В.В. Емельянов. – Москва: Компания Спутник +, 2006. – 342 с.
9. Ермакова, И.И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков / И.И. Ермакова. – Москва: ВЛАДОС, 1998. – 143 с.
10. Колпикова, О.П. Проблемы охраны и гигиены детского голоса / О.П. Колпикова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – №3. – С. 12-17.
11. Лаврова, Е.В. Логопедия. Основы фонопедии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.В. Лаврова. – Москва: Издательский центр «Академия», 2007. – 144 с.
12. Лаврова, Е.В. Нарушения голоса / Е.В. Лаврова, О.Д. Коптева, Д.В. Уклонская. – Москва: Академия, 2006. – 128 с.
13. Лахмоткина, В.И. Профилактика и устранение профессиональных нарушений голоса у лиц речевых профессий / В.И. Лахмоткина, Л.А. Ястребова // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №2. – С. 137-142.
14. Ляпидевский, С.С. Расстройства речи у детей и подростков / С.С. Ляпидевский. – Москва: Медицина, 1969. – 144 с.
15. Орлова, О. С. Детский голос в норме и патологии / О. С. Орлова. – Москва: МЗ РФ, 2002. – 212 с.
16. Орлова, О.С. Нарушения голоса / О. С. Орлова. – Москва: Астрель, 2008. – 220 с.
17. Орлова, О.С. Особенности развития детского голоса в онтогенезе / О.С. Орлова, П.А. Эстрова, А.С. Калмыкова // Специальное образование. – 2013. – №4. – С. 92-104.
18. Орлова, О.С. Профилактика нарушений голоса у лиц речевых профессий / О.С. Орлова. – Москва: Московский НИИ уха, горла, носа, 1993. –17 с.
19. Плешков, И.В. Заболевания голосового аппарата у вокалистов и представителей речевых профессий (диагностика, лечение, реабилитация) / И.В. Плешков, З.И. Аникеева. – Москва: ГЭОТАР-МЕД, 2003. –168 с.
20. Правдина, О.В. Голос и его нарушения / О.В. Правдина. – Москва: Знание, 1993. – 128 с.
21. Рудин, Л.Б. Основы голосоведения / Л.Б. Рудин. – Москва: Граница, 2009. – 104 с.
22. Тагирова, Ф.Г. Гигиена голоса педагога / Ф.Г. Тагирова. – Москва: МГУ, 1983. – 30 с.
23. Таптапова, С.А. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса / С.А. Таптапова. – Москва: Просвещение, 1984. – 112 с.
24. Филатова, Ю.О. Объективные характеристики голоса при дизартрии у младших школьников / Ю.О. Филатова, К.В. Реймер // Специальное образование. – 2018. – №5. – С. 17-29.