ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и общая характеристика миграционных процессов
1.2 Миграционная политика страны
1.3 Трудовые ресурсы страны
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Государственная политика Республики Беларусь в области трудовой миграции
2.2 Состояние и потенциал внешней трудовой миграции Республики Беларусь
2.3 Пути совершенствования миграционной политики и рынка труда Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Наиболее интенсивно развивающимся процессом современности является глобализация мировой экономики – преобразование мирового пространства в единую зону, где свободно перемещаются информация, товары и услуги, люди, капитал, непринужденно распространяются идеи и беспрепятственно передвигаются их носители, стимулируя развитие современных институтов и отлаживая механизмы их взаимодействия.
Для успешного регулирования миграционных процессов Республика Беларусь должна иметь эффективную, сбалансированную политику в сфере миграции и мобильности населения, отвечающую современным реалиям, а также социально–экономическим и демографическим интересам страны, и основанную на передовом международном опыте и стандартах в сфере прав человека, уважительном отношении к мигрантам, как одной из наиболее уязвимых групп населения.
Объект исследования: миграционная политика и трудовые ресурсы Республики Беларусь.
Предмет исследования – нормативные правовые акты Республики Беларусь, регулирующие миграцию, их применение, трудовые ресурсы страны и их миграция зарубеж. Цель работы – изучение теоретических основ миграционной политики и анализ миграционной политики Республики Беларусь.
Задачи работы: рассмотреть понятие и общую характеристику миграционных процессов; изучить миграционную политику страны; изучить понятие прудовых ресурсов страны; оценить государственную политику Республики Беларусь в области трудовой миграции; выработать предложения по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего обстоятельства, вытекающие из процесса миграции в Республике Беларусь.
Методы исследования. Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания общественных процессов и социально–правовых явлений. В процессе исследования применялись общенаучные, частные и специальные методы познания: логического, формально–юридического, сравнительно–правового, структурно–функционального, статистического анализа; системный, комплексный подход, проводился анализ белорусского законодательства, международно–правовых актов.
Характеристика источников. Теоретической основой курсовой работы послужили работы как отечественных, так и зарубежных авторов, посвященные общенаучным проблемам международно–правовой защиты прав чело-века.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и общая характеристика миграционных процессов
В динамике общественного развития особое место принадлежит миграционным процессам. Мигра́ция населе́ния (лат. migratio — переселение) — перемещение, переселение людей, связанное с изменением местожительства на срок не менее 6 месяцев. Такое переселение может осуществляться в пределах одной страны (внутренняя миграция) или из одной страны в другую (международная миграция).
Миграция представляет собой пространственное перемещение населения, изменение его территориального распределения, то есть географии. В этом смысле миграция не меняет численности населения всей территории, в рамках которой происходит его перемещение. Меняется численность и структура населения лишь отдельных частей данной территории (страны).
Миграция населения – это не только простое механическое передвижение людей, но и сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально–экономической и культурной жизни целых народов.
Миграция такое же древнее явление, как и сам человек. Считается, что одно из первых научных определений миграции дал в 1885–1889 гг. английский ученый Е. Равенштейн, понимая под ней постоянное или временное изменение места жительства человека [4, с. 4].
Миграция – это сложное общественное явление, которое отличается значительными масштабами и разнообразием. Она представляет собой один из лучших индикаторов социально–экономического состояния общества [1, с. 18].
Встречающиеся в научно–исследовательской литературе определения миграции населения А.У.Хомра объединил в три группы:
а) самое широкое — тождественно понятию «подвижность»; при этом подходе миграция населения — это отраслевое, территориальное, профессиональное и социальное перераспределение;
б) широкое, представляющее миграцию как совокупность механических, профессиональных и отраслевых перемещений;
в) определение, в котором под миграцией населения понимается любое пространственное перемещение [4, с. 3–11].
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Государственная политика Республики Беларусь в области трудовой миграции
В Республике Беларусь, как независимом, суверенном государстве, од-ной из приоритетных задач является формирование атрибутов государственности, обеспечение реализации прав граждан на свободу передвижения и вы-езда за границу, а также создание собственной системы населения.
В Республике Беларусь правовое регулирование представлено нижеследующими актами:
1 Указ Президента Республики Беларусь от 30.12.2003 №603 «О некоторых мерах по совершенствованию системы органов и подразделений внутренних дел Республики Беларусь»;
2 Указ Президента Республики Беларусь от 4.06.2004 №268 «О некоторых вопросах органов и подразделений внутренних дел Республики Беларусь;
3 Указ Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 №200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и другими организациями по заявлениям граждан»;
4 Указ Президента Республики Беларусь от 3.06.2008 № 294 «О документировании населения Республики Беларусь»;
5 Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) от 29.12.2009г. по вопросам правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства;
6 Закон Республики Беларусь №105 от 4.01.2010 «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь»;
7 Закон Республики Беларусь № 236 от 04.11.2003 «О государственной дактилоскопической регистрации»;
8 Закон Республики Беларусь №419 от 21.07.2008 «О Государственной границе Республики Беларусь»;
9 Закон Республики Беларусь от 11.11.2008 «Об органах пограничной службы Республики Беларусь»;
10 Закон Республики Беларусь №363 от 18.06.1993 «О здравоохранении»;
11 Закон Республики Беларусь от 04.01.2003 «О декларировании физическими лицами доходов, имущества и источников денежных средств»;
12 Кодекс о браке и семье Республики Беларусь от 09.07.1999;
13 Указ Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 №530 «О страховой деятельности»;
14 Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.12.2008 №2015 «О некоторых вопросах регулирования деятельности средств массовой информации»;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Миграционный процесс все чаще становится одним из основных факто-ров, влияющих на национальную безопасность, политическое, экономическое развитие, этнокультурный состав населения и демографическую ситуацию практически во всех странах мира. Последствия миграционного процесса бывают как положительными, так и отрицательными.
Межгосударственная и межгосударственная практика управления миграционными процессами продемонстрировала, что острота, масштабы и специфика современной международной миграции срочно требуют уточнения ряда общих и разработки новых международно-правовых норм с целью устранения многих недостатков в международном праве и национальном законодательстве.
В Беларуси, становление и развитие рынка труда является довольно сложным экономическим процессом, полным различных препятствий и противоречий, которые характерны для стран с переходной экономикой. За последние 10 лет в Беларуси довольно сильно снизилась занятость в традиционных отраслях: промышленности (на 15%), сельском хозяйстве (на 48%), строительстве (на 11%). В это же время возрос процент занятого населения в торговле и общественном питании, сфере образования, банковском секторе и бюджетной сфере. Также возникли новые сферы занятости. Однако, несмотря на это, в Беларуси вклад частного сектора в ВВП составляет не более 25%, в то время как в Европе и России данный показатель составляет 70-80%.
В Беларуси существуют довольно разнонаправленные потоки по въезду и выезду трудовых мигрантов. Анализ выезда трудовых потоков включает в себя изучение двух процессов трудовой миграции – это официальный выезд работников по контрактам и договорам на работу за рубеж, и самостоятельный выезд трудовых мигрантов.
Большая часть белорусов, которая уезжает на работу по договорам и контрактам, является занятой на работах, которые, в основном, связаны с физическим трудом. Наиболее популярными видами деятельности трудовых мигрантов являются: занятость в строительной отрасли, сельском хозяйстве, сфере услуг и отдыха. Кроме того, ежегодно увеличивается число иммигрантов, работающих в сферах торговли, общественного питания, жилищно-коммунального хозяйства, а также бытового обслуживания населения.
Выходцы из Беларуси также работают в различных отраслях промышленности, таких как столярное дело, машиностроение, металлообработка и транспорт. Кроме того, если раньше трудовая миграция в основном шла на неквалифицированную работу, то в последние годы эта ситуация довольно сильно изменилась. По статистике, численность неквалифицированной рабочей силы сократилась почти вдвое. Теперь квалифицированные рабочие (строители, рабочие по обработке поверхностей, маляры, сварщики и др.) составляет около 30% трудовой миграции.
1 Прудникова Т.А, Егорова С.А., Акимова С.А. Правовые и организационные особенности миграционной политики в ряде зарубежных стран. – М.: ЮНИТА-ДАНА: Закон и право, 2013. – 135 с.
2 Рейтинг стран мира по уровню валового национального дохода на душу населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/ratings/rating-countries-gni/rating-countries-gni-info.
3 Дерен В.И. Мировая экономика / В.И. Дерен. – Смоленск, 2018. – 215 с.
4 Федорако, А. И. Миграция населения: понятие, причины, последствия / А.И. Федорако // Журнал международного права и международных отношений. – 2012. – № 4. – С. 3–11
5 Конвенция ООН о статусе беженцев 1951 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
6 Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
7 Соглашение государств – участников СНГ в борьбе с незаконной ми-грацией [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
8 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
9 Уголовный кодекс Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
10 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
11 Закон Республики Беларусь «О беженцах» от 10 января 2006 г. № 95-З (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
12 Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» от 30.12.2010 № 225-З (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
13 Закон Республики Беларусь «О Государственной границе Республики Беларусь» 21 июля 2008 г., № 419-З (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
14 Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь» от 01.08.2002 № 136-З (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
15 Закон Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» от 4 января 2010 г. №105-З (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
16 Закон Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» 23 июня 2008 г., № 354-З (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
17 Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Вопросы предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» от 14 апреля 2009 г. № 461 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
18 Указ Президента Республики Беларусь «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан» от 26 апреля 2010 г. № 200 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
19 Постановление Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Визовых правил Республики Беларусь» от 15 июля 2010 г. № 1065 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
20 Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 15.06.2012 №75 (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://etalonline.by.
21 Амбражевич, А. И. Миграционное поведение и миграционное настроение населения Республики Беларусь / А. И. Амбражевич // Социология. – 2014. – № 3. – С. 115–123.
22 Артюхин, М. И. Миграция населения как фактор демографической безопасности Беларуси / М. И. Артюхин, С. А. Пушкевич // Проблемы управления. – 2015. – № 3. – С. 66–72.
23 Вaщeбрович, М. Г. О правовом регулировании осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами, лицами без гражданства в Республике Беларусь / М. Г. Вaщeбрович, М. С. Чеботарь // Проблемы управления. – 2018. – № 2. – С. 145–149.
24 Валюшко, Н. В. Международный опыт и перспективы развития сиcтемы обеспечения правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь / Н. В. Валюшко // Веснiк БДЭУ. – 2017. – № 3. – С. 89-95.
25 Герасимчик, А. Факторы и асимметричность информации миграционных процессов в Республике Беларусь / А. Герасимчик // Экономика. Финансы. Управление. – 2012. – № 5. – С. 35–40.
26 Денисенко, М. Б. Трудовая миграция и заработки мигрантов в России / М. Денисенко, Е. Чернина // Вопросы экономики. – 2017. – № 3. – С. 40–57.
27 Ермак, Д. Трудовые мигранты: прибыло и убыло / Д. Ермак // Финансы, учет, аудит. – 2014. – № 4. – С. 31–33.
28 Иванова, Н. Ю. К вопросу о статусе беженца в международном праве / Н. Ю. Иванова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – 2019. – № 3. – С. 74-76.
29 Курина, К. А. Понятие «беженец». Особенности правового статуса / К. А. Курина // Молодой ученый. – 2018. – №25. – С. 214-216.
30 Международно-правовые акты // Акты [Электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: http://pravozashitnik.net/ru/2013/1/9.
31 Общие итоги миграции населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
32 Гурова, И.П. Мировая экономика.: Учебник для студентов / И.П. Гурова. – М.: Омега-Л, 2017. – 400 c.
33 Ивасенко, А.Г. Мировая экономика: Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. – М.: КноРус, 2016. – 640 c.