Введение
1 Теоретические и методологические основы нематериальной мотивации персонала
1.1 Понятие мотивации персонала
1.2 Система нематериальной мотивации персонала
1.3 Основные методы нематериальной мотивации персонала
2 Анализ существующей системы нематериальной мотивации работников в РУПП «Могилевская фабрика художественных изделий»
2.1 Общая характеристика организации
2.2 Специфика существующей системы нематериальной мотивации труда в организации
2.3 Оценка результатов деятельности работника по результатам мероприятий нематериальной мотивации
3 Направления совершенствования нематериальной системы мотивации работников и оценка эффективности предлагаемых мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Для современных организаций компетентный и квалифицированный персонал – это потенциальный капитал, который в будущем будет увеличивать и развивать организацию в плане ее эффективного функционирования.
Мотивация персонала – одна из самых востребованных, сложных и вместе с тем недооцененных технологий управления персоналом в современных организациях. Общепринятого понятия мотивации, как известно, не существует. Разные авторы дают понятие мотивации исходя из своей точки зрения. Но разные исследователи сходятся в том, что мотивация – это совокупность движущих сил, побуждающих человека к выполнению определенных действий.
В современной высококонкурентной "экономике знаний" успех бизнес-структуры во многом зависит от оптимального использования персонала, которое достигается за счёт выявления мотивов индивидуумов и групп в организации и соответствующего стимулирования положительных мотивов и "погашения" отрицательных, так как только мотивированные сотрудники способны обеспечить достижение тактических и стратегических целей предприятия, формирование его устойчивой и конкурентоспособной позиции на рынке. Данные предпосылки обусловливают актуальность темы курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является оценка результатов деятельности сотрудника как условия повышения нематериальной мотивации персонала.
Для достижения цели в работе сформулирован следующий круг задач необходимый для решения:
˗ изучение теоретических и методологических основ нематериальной мотивации персонала;
˗ анализ существующей системы нематериальной мотивации работников в РУПП «Могилевская фабрика художественных изделий»;
˗ предложение направлений совершенствования нематериальной системы мотивации работников и оценка эффективности предлагаемых мероприятий.
Объектом исследования является система управления персоналом РУПП «Могилевская фабрика художественных изделий», а предметом исследования выступает нематериальная мотивация сотрудников.
Анализ социально-экономических показателей производится с помощью различных методов, способов и приемов: метода сравнения, способа абсолютных и относительных величин, приема цепных подстановок и других.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА
1.1 Понятие мотивации персонала
Каждый работодатель должен самостоятельно определять стратегии, которые побуждают команду проявлять инициативу, удовлетворять свои потребности и способствовать достижению поставленных целей и задач. С помощью стимулов мотивация персонала определяет поведение конкретного человека [1, с. 94]. Таким образом, это представляет собой набор инструментов, направленных на повышение работоспособности сотрудников, привлечение квалифицированных специалистов и их сохранение.
Сотрудник должен быть должным образом мотивирован, чтобы выполняемая им работа приносила ему удовольствие и высокие результаты. Если следовать насильственным методам, это может привести к еще большим проблемам, но никоим образом не приведет к повышению эффективности. Мотивировать сотрудников и признать их достижения - непростой процесс.
Для этого важно учитывать не только качественные, но и количественные характеристики труда, а также все условия, связанные с формированием и развитием поведенческих мотиваций. Таким образом, руководитель должен выбрать правильную систему мотивации для своих подчиненных с учетом индивидуального подхода к каждому сотруднику.
Система мотивации персонала - это комплекс мер, направленных на внутренние потребности и ценности сотрудников. Они нацелены не только на трудолюбие, инициативу и желание работать, но и на труд в целом. Стоит подумать о достижении намеченных целей деятельности, повышении общей эффективности организации, а также развитии и повышении профессионального уровня [2, с. 76].
Система мотивации персонала состоит из двух основных элементов:
1. Компенсационная система, которая включает в себя следующие составляющие:
- Страхование работника;
- Оплату труда;
- Оплату за сверхурочную работу;
- Оплату, равнозначную получаемому доходу;
- Выплаты при нетрудоспособности;
- Возмещение в случае потери рабочего места.
2 АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ В РУПП «МОГИЛЕВСКАЯ ФАБРИКА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ»
2.1 Общая характеристика организации
РУПП «Могилевская фабрика художественных изделий» на протяжении полувека изготавливает изделия в белорусских народных традициях.
Высокохудожественные изделия предприятия являются визитной карточной Республики Беларусь.
Производство предприятия включает в себя выпуск национальных сценических костюмов. Разработан и выпускается широкий ассортимент столовых комплектов, скатертей, подарочных комплектов, традиционных рушников, столешниц, салфеток, льняных сумок.
Все изделия украшает художественная вышивка шелком, которая обладает множеством приемов и способов исполнения. Каждое изделие является произведением искусства, а в совокупности стилевых особенностей представляет собой традиционный вид художественного творчества.
Также разработан и постоянно пополняется широчайший ассортимент сувенирной продукции – это представительские сувениры (куклы в традиционных белорусских строях (одеждах), ангелы, панно, декоративные птицы, вымпелы, шляпы, сюжетные куколки, подвески, традиционные сувенирные лапти, домовые, обереги, фигурки животных, декоративные цветы, декоративные лотки, сувенирные упаковки для бутылок и кукол, декоративные салфетки ручной работы, магниты, декоративные шкатулки.
Сувенирная продукция изготавливается ручным способом из натурального природного сырья (лен, соломка, дерево). Все изделия, наполненные солнечным светом природного материала и теплотой рук мастера, представляют собой прекрасный подарок и украсят любой интерьер.
На основании Указа Президента от 5 мая 2006 года № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» Государственный концерн «Белхудожпромыслы» преобразован с 1 января 2007 года в государственное производственно-торговое объединение «Белхудожпромыслы».
Организационная структура управления РУПП «Могилевская фабрика художественных изделий» представлена в приложении А.
«Белхудожпромыслы» сегодня – это многопрофильное объединение республиканских унитарных предприятий белорусских народных художественных промыслов с мощным творческим потенциалом, современной производственно-технологической базой, гибко реагирующее на потребности рынка и создающее художественную продукцию, в которой ярко проявляются достижения народного, самодеятельного и профессионального декоративно-прикладного искусства Беларуси.
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДЛАГАЕМЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Проведенный во второй главе анализ позволил определить проблемы, существующие в системе нематериальной мотивации:
– слабая выраженность внутренних механизмов и форм нематериальной мотивации,
– отсутствуют условия, которые обеспечивают взаимодействие работников, что не позволяет им самореализоваться,
– работники не заинтересованы в карьерном росте, поскольку не видят возможностей для построения карьеры,
– основной состав работников ориентирован на получение материального стимулирования, то есть возможна ситуация, что внедрение дополнительных нематериальных форм не обеспечит планируемого эффекта.
Основные направления совершенствования определяются рядом выявленных недостатков. В качестве механизмов совершенствования системы нематериальной мотивации персонала РУПП «Могилевская фабрика художественных изделий» предлагается:
– создать кадровый резерв, который будет стимулировать работников, так как они будут видеть действительные перспективы для себя, что влечет за собой и увеличение заработной платы. С учетом того, что большая часть работников ориентирована на денежное вознаграждение по результатам труда, то, соответственно, данная форма нематериального стимулирования будет задействовать и механизмы, которые способны оказывать влияние на работников РУПП «Могилевская фабрика художественных изделий»;
– создать коммуникационное поле, которое будет вовлекать в процесс общения, обеспечивать необходимое взаимодействие.
Работники будут чувствовать себя приближенными к процессу решения вопросов, что даст им возможность почувствовать значимость, получить признание профессионализма через выражение одобрения со стороны руководства при решении различных вопросов.
Для обеспечения взаимодействия рекомендуется выделить специальную комнату, где люди смогут отдохнуть, провести свободное время и обсудить вопросы. Для разрешения конфликтов и длительных психологических пауз, вызванных негативным отношением сотрудников, в некоторых случаях рекомендуется проводить регулярные встречи с командой на практике-сейчас они отсутствуют.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мотивация персонала – одна из самых востребованных, сложных и вместе с тем недооцененных технологий управления персоналом в современных организациях. Общепринятого понятия мотивации, как известно, не существует. Разные авторы дают понятие мотивации исходя из своей точки зрения. Но разные исследователи сходятся в том, что мотивация – это совокупность движущих сил, побуждающих человека к выполнению определенных действий.
РУПП «Могилевская фабрика художественных изделий» на протяжении полувека изготавливает изделия в белорусских народных традициях.
Высокохудожественные изделия предприятия являются визитной карточной Республики Беларусь.
Производство предприятия включает в себя выпуск национальных сценических костюмов. Разработан и выпускается широкий ассортимент столовых комплектов, скатертей, подарочных комплектов, традиционных рушников, столешниц, салфеток, льняных сумок.
Все изделия украшает художественная вышивка шелком, которая обладает множеством приемов и способов исполнения. Каждое изделие является произведением искусства, а в совокупности стилевых особенностей представляет собой традиционный вид художественного творчества.
«Белхудожпромыслы» сегодня – это многопрофильное объединение республиканских унитарных предприятий белорусских народных художественных промыслов с мощным творческим потенциалом, современной производственно-технологической базой, гибко реагирующее на потребности рынка и создающее художественную продукцию, в которой ярко проявляются достижения народного, самодеятельного и профессионального декоративно-прикладного искусства Беларуси.
Среднесписочная численности работников в 2017 году составляла 68 человек. Из них 57 человек – рабочие, 5 человек – служащие. В 2018 году количество работников выросло в сравнении с 2017 годом на 5 человек или на 7,35 % и составило 73 чел. Данное увеличение числа работников вызвано ростом количества рабочих постоянных на 4 человек, а также служащих – на 1 человека. В 2019 году среднесписочная численность работников составила 76 чел., что на 3 человека больше, чем в 2018 году. Рост количества работников в 2019 году обусловлен увеличением числа рабочих на 2 человека и ростом количества служащих на одного человека.
1. Бовыкин, В. И. Новый менеджмент: теория и практика / В. И. Бовыкин. – СПб: Речь, 2016. – 275 с.
2. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: учебник / Е.Е. Вершигора. – М.: ИНФРА-М, 2017. –256 с.
3. Зайцева, О. А. Основы менеджмента / О. А. Зайцева, А. А. Радугин, К. А. Радугин, Н. И. Рогачева. – М.: Феникс, 2016. – 266 с.
4. Иванов, Ю. В. Соционика и мотивация труда / Ю. В. Иванов // Управление персоналом. – 2016. – №7. – С. 20-22
5. Казначевская, Г. Б. Основы менеджмента / Г. Б. Казначевская. – М.: Наука, 2016. – 226 с.
6. Манцерова, Т.Ф. Экономика труда: практикум для студентов специальности «Экономика и организация производства» / Т.Ф. Манцерова, И.Э. Василевская. – Минск: БНТУ, 2016. – 66 с.
7. Старобинский, Э. Е. Как управлять персоналом / Э. Е. Старобинский. – М.: Мысль, 2016. – 341 с.
8. Шапиро, С. А. Мотивация / С. А. Шапиро. – М.: Вита-Пресс, 2016. – 275 c.
9. Зуева, А.П. Мотивация и стимулирование сотрудников с целью повышения эффективности работы / А.П. Зуева, А.Н. Тихомирова // Молодежный научный вестник. – 2017. – № 4 (16). – С. 271-274.
10. Прохорова В.В., Коломыц О.Н., Кобозева Е.М. Менеджмент. Краснодар: КубГТУ, 2017. 420 с.
11. Лялюк А.В., Магзумова Н.В. Анализ системы управления предприятием с целью повышения кадровой безопасности // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 207-210.
12. Верна, В.В. Управление персоналом организации как основополагающий фактор ее устойчивого развития / В.В. Верна // Успехи современной науки. – 2017. – Т. 3. – № 1. – С. 171-173.
13. Магзумова Н.В., Колесник А.Е., Федотов В.Д. Система менеджмента качества в деятельности современных организаций // Современная Россия: потенциал инновационных решений и стратегические векторы развития экономики. Материалы Международной научно-практической конференции (Краснодар, 7–8 ноября 2018 г.). Краснодар: Издательский Дом – Юг, 2018. С. 222-226.
14. Петрюкова, К.А. Разработка и реализация эффективной стратегии по управлению персоналом / К.А. Петрюкова // Проблемы современных интеграционных процессов и пути их решения. – 2017. – №2. – С. 96-98.
15. Магзумова Н.В., Ермакова К.О., Колесник А.Е. Особенности менеджмента в малом бизнесе // Современная Россия: потенциал инновационных решений и стратегические векторы развития экономики. Материалы Международной научнопрактической конференции (Краснодар, 7–8 ноября 2018 г.). Краснодар: Издательский Дом – Юг, 2018. С. 361-366.
16. Руденко, А.М. Управление персоналом. Учебное пособие / А.М. Руденко, В.В. Котлярова. – М.: Феникс, 2017. – 416 c.
17. Прохорова В.В., Коломыц О.Н. Системный подход к организации управления разработкой и реализацией программ социально-экономического развития территорий // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Т. 7. № 7A. С. 62-72.
18. Архипова, Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. – М.: Проспект, 2016. – 224 c.
19. Прохорова В.В., Алуян С.В. Систематизация подходов к структурированию социально-экономических систем // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-1 (85-1). С. 157-160.
20. Магзумова Н.В., Федотов В.Д. Анализ и совершенствование системы управления инновационной деятельностью организации // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 176-179.
21. Быков, В. В. Менеджмент: в 3 ч. Ч. 1. Основы менеджмента: учебно-методическое пособие / В. В. Быков, О. М. Недюхина, О. А. Пашкевич. – Горки: БГСХА, 2017. – 170 с.
22. Губенко, М. К вопросу о модели управления персоналом в японских компаниях / М. Губенко // Человек и труд. – 2018. – № 1. – С. 50-52.
23. Низамова, Д.Р. Социально-психологические механизмы взаимодействия в системе корпоративного управления / Д.Р. Низамова //Вопросы инновационной экономики. – 2016. –№ 4. – С. 13-19.
24. Ивановская, Л.В. Управление персоналом: Теория и практика. Организация, нормирование и регламентация труда персонала: учеб.-практ. пособие / Л.В. Ивановская. – М.: Проспект, 2015. – 64 c.
25. Дейнека, А.В. Управление персоналом организации: Учебник для бакалавров / А.В. Дейнека. – М.: Дашков и К, 2015. – 288 c.
26. Ищенко, М.М. Оценка эффективности системы управления / М. М. Ищенко, М. Г. Крылов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.auditfin.com/fin/2007/4/Ishenko/ Ishenko.pdf.
27. Веснин, В.Р. Управление персоналом в схемах: Учебное пособие / В.Р. Веснин. – М.: Проспект, 2015. – 96 c.
28. Дегтяренко, Е.А. Управление персоналом как ключевая роль в развитии бизнеса предприятия / Е.А. Дегтяренко, Д.О. Труфанова, В.И. Рой // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2017. – Т. 1. – № 4. – С. 71-74.
29. Бондаренко, И.В. Эффективность управления предприятием – ключевая задача менеджмента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.progressive-management. com.ua/statyi-avtora/ef-management.
30. Трудовой кодекс Респ. Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296–З (в ред. от 15.07.2015) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]. – Минск: ООО «ЮрСпектр», 2020.
31. Агашкова, А. Оценка эффективности деятельности персонала / А.Агашкова// Управление персоналом. – 2017. – №3. – С. 121-126.
32. Базаров, Т.Ю. Управление персоналом / Т.Ю. Базаров. – М.: Академия, 2017. – 224 c.