ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ПЯТОМ КЛАССЕ
1.1 Понятия «адаптация» и «дезадаптация» в практике образовательного пространства
1.2 Причины школьной дезадаптации у младших подростков
1.3 Специфика психологического сопровождения адаптации младших подростков к обучению в пятом классе
Выводы по первому разделу
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ К ЧЕМУ?
2.1 Организация и характеристика методов исследования
2.2 Результаты исследования адаптации у младших подростков в учреждении образования и их интерпретация
2.3 Рекомендации по организации психологического сопровождения адаптации у младших подростков в учреждении образования
Выводы по второму разделу
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема адаптации человека к социуму занимает существенное место во многих социально-психологических теориях. В исследованиях школьной адаптации у младших подростков вопрос о критериях данного явления рассматривается с точки зрения понятия об адаптированном человеке. Современная образовательная система стремится одновременно оптимизировать условия обучения и воспитать адаптированную личность, которая является субъектом своей жизнедеятельности и способна использовать данную ей социальную ситуацию для решения встающих перед ней задач. В новой для ребенка ситуации развития должно происходить становление новых потребностей, установок, целей, мотивов, эмоций, направленных на адаптацию к обновляющимся социальным условиям. К сожалению, нередко наблюдаются признаки нарушения адаптации у младших подростков, которые связаны с переходом учащихся в среднее звено обучения.
Вопросыадаптации в младшем подростковом возрастек обучению рассматривали такие исследователи, как М.Н. Битянова, М.В. Максимова, Н.Г. Милованова и др. Авторами подчеркивалось, что последствия нарушения адаптации у младших подростков имеют угрожающий характер, снижающий степень активного исследования ситуации и планирования адаптивного поведения ребенка. М.Н. Битянова называет процесс адаптации ребенка к школе как способность к развитию, в случае нарушения адаптации такая способность снижается и происходит искажение процесса формирования внутренней позиции по отношению к социальной ситуации развития и по отношению к самому себе.
Среди белорусских исследователей проблема адаптации в условиях образовательного пространства затрагивается в работах: Г.Ф. Бедулиной, в трудах которой следствием дезадаптации подростков считается возникновение отклоняющегося поведения у подростков; В.Т. Кабуш, которая связывала процесс адаптации с созданием условий для гуманизации воспитательного процесса в современной школе; Я.Л. Коломинского, указывающего на взаимосвязь процесса социальной адаптации и взаимоотношений в классном коллективе учащихся. Вопросы адаптации рассматривались исследователями в тесной связи с процессами дезадаптации.
Вопросы психологического сопровождения адаптации младших подростков к обучению рассматривались Т.В. Ничишиной, А.А. Осиповой, А.В. Торховой, И.А. Фурмановым, И.А. Цариком.
Актуальность исследования заключается в том, чтопроцесс социальной приспособляемости имеет особое значение при переходе в основное звено школьного обучения.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ПЯТОМ КЛАССЕ
1.1 Понятия «адаптация» и «дезадаптация» в практике образовательного пространства
Процесс психологической адаптации младших подростков осуществляется через систему социальных институтов, таких, как школа. Именно в школе социальные качества личности изменяются и формируются в соответствии с нормами и ценностями общества. Опираясь на общественный опыт, учащиеся проходят путь социального научения, выбирая наиболее подходящий образ поведения. Значимость адаптации повышается в условиях изменения социальной среды, в частности, в условиях некоторой смены деятельности и социального окружения при переходе учащихся на вторую ступень обучения.
Исследования школьной адаптации всегда затрагивают характеристики таких понятий как «адаптация» и «дезадаптация». По мнению М.Н. Битяновой, адаптированный человек является субъектом жизнедеятельности и своего дальнейшего развития, он способен к движению вперед, у него формируются в соответствии с новой социальной ситуацией развития предпосылки для активного исследования ситуации, и развивается адекватная внутренняя позиция по отношению к ней [5, с.6].
Определение, данное Д.И. Журавлевым процессу адаптации в образовательном пространстве, следующее: адаптация – это процесс формирования механизма приспособления ребенка к требованиям и условиям обучения [8]. Основным механизмом, запускающим процесс адаптации, является изменение внешних условий жизни или привычной среды. Происходящее рассогласование внешних социальных условий и внутреннего отношения могут соответствовать возможностям ребенка или превосходить их, в любом случае состояние эмоциональной сферы ребенка изменяется, вызывается стрессовая реакция организма. Ситуация новизны вызывает у любого человека тревогу, переживания эмоционального дискомфорта. Психологический смысл адаптации заключается в овладении способами функционирования в новой социальной среде, умении занять оптимальную позицию в общении, осознание групповых норм, избавление от необходимости проб и ошибок, следуя общепринятым правилам поведения.
Адаптационные возможности каждого человека индивидуальны, они различаются в зависимости от развития регуляторных систем организма, ответственных за адаптационный процесс. В рамках образовательного процесса механизмы адаптации школьников также имеют свою специфику.
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и характеристика методов исследования
С целью изучения психологического сопровождения адаптации младших подростков было проведено диагностическое исследование уровня адаптации учащихся.
В исследовании приняли участие 30 учащихся младшего подросткового возраста 5 «А» и 5 «Б» классов. Средний возраст испытуемых – 10-11 лет.
Базой исследования выступило ГУО «Средняя школа №3 г. Кобрина».
Цель: выявления уровня адаптации младших подростков в пятом классе.
Задачи эмпирического исследования:
- подобрать диагностический инструментарий и провести эмпирическое исследование психологической адаптации младших подростков;
- изучить уровень тревожности и мотивации учащихся младшего подросткового возраста;
- исследовать особенности эмоциональной сферы младших подростков;
- проанализировать полученные данные с целью изучения адаптации младших подростков;
- разработать рекомендации по организации психологического сопровождения адаптации у младших подростков в учреждении образования.
С целью проведения диагностического исследования была разработана программа обследования, включающая следующие методики (Приложение А):
• Изучение уровня учебной мотивации Н.Г. Лускановой в модификации Е.И. Даниловой.
• Проективная методика «Я в школе»;
• Методика «Самочувствие, активность, настроение» В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников. Тест для родителей.
• Опросник С.В. Левченко «Чувства в школе».
Выбранные методики отвечают цели исследования.
1. Опросник «Изучение уровня учебной мотивации» Н.Г. Лускановой, состоит из 10 вопросов, на каждый из которых учащихся должен выбрать один из троих предложенных вариантов. Обработка данных происходит на основе подсчетов данных по ключу.
Основная цель методики - выявить отношение учащихся к школе, учебному процессу, эмоциональное реагирование на школьную ситуацию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
С целью изучения психологического сопровождения адаптации младших подростков было проведено диагностическое исследование уровня адаптации учащихся.
В исследовании приняли участие 30 учащихся младшего подросткового возраста 5 «А» и 5 «Б» классов ГУО «Средняя школа №3 г. Кобрина».
Исследование психологической адаптации младших подростков осуществлялось с помощью изучения ее особенностей: тревожности, мотивации и эмоциональной сферы пятиклассников.
Результаты проведенного нами исследования подтверждают, тот факт, что существует ряд особенностей данного периода и этапа в жизни пятиклассников. Исходя из полученных данных, было установлено, что у учащихся в большей степени выражен низкий уровень психологической адаптации, что характеризуется преобладанием низкого уровня мотивации (37%), повышенного уровня тревожности (43%). Эмоциональная сферахарактеризуется усталостью (46%), беспокойством (43%), сомнением , чувством унижения, страхом - (37%), тревогой за будущие (30%).
1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков : учеб. пособие / В. А. Аверин. – 2-е изд. – СПб., 1998. – 459 с.
2. Волков, Б. С. Психология подростка / Б. С. Волков. – М., 2005. – 308 с.
3. Бедулина, Г. Ф. Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков : пособие для педагогов учрежденийобщ. сред. образования / Г. Ф. Бедулина. — Минск : Нац. ин-т образования, 2013. — 192 с
4. Белобрыкина, О.А. Теория и практика психологической службы в образовании / О.А. Белобрыкина. – Омск : Изд_во ОмГПУ ; Изд. дом «Наука», 2008. – 572 с.
5. Битянова, М.Н. Как вы яхту назовете / М.Н. Битянова. // Школьный психолог. – 2000. - № 12. – С. 6-10.
6. Бобылева, Н. И. Социальная дезадаптация и девиация: нарушения поведения детей и молодежи: Учебно-практическое пособие / Н. И.Бобылева, Е. В.Рыбак, Н. В.Цихончик; ПГУ имени М. В.Ломоносова / Отв.ред. Н. В.Цихончик. – Архангельск: ООО «Типография Пресс-Принт», 2011. – 194 с.
7. Варламова, А.Я. Школьная адаптация подростков / А.Я. Варламова. – Волгоград : Изд-во Волгоградский гос.ун-т, 2001ю – 103 с.
8. Кабуш, В. Т. Гуманизация воспитательного процесса в современнойшколе : пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования / В. Т. Кабуш, А. В. Трацевская. — Минск : Нац. ин-тобразования, 2012. — 184 с.
9. Коломинский, Я. Л. Психология детского коллектива: система личных взаимоотношений / Я.Л. Коломинский. – Минск : Народная асвета, 2000. – 239 с.
10. Коломинский, Я. Л. Социальная психология школьногокласса : науч.-метод. пособие для педагогов и психологов / Я. Л. Коломинский.— Минск : ФУ Аинформ, 2003. — 312 с.
11. Крайнова, Ю.Н. К вопросу об адаптации младших подростков к новым условиям обучения в средней школе / Ю.Н. Крайнова // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. – 2008. – Том 14. – С. 178-181.
12. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 108 с.
13. Максимов, М.В. Психологические условия адаптации: Автореф. дис. … канд. психол. наук / М.В. Максимов. – М., 1994. – С. 1-15
14. Милованова, Н.Г. Теория и практика подготовки педагогов к работе с дезадаптированными детьми: монография / Н.Г. Милованова. – Тюмень: Вестник ТОГИРРО, 2009. – 292 с.
15. Ничишина Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье : пособие для педагогов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения, учреждений дополнительного образования детей и молодежи / Т.В. Ничишина. – Минск : Национальный институт образования. – 2018. – 248 с.
16. Новгородцева А.П. Внутренние конфликты подросткового возраста / А.П. Новгородцева // Культурно-историческая психология. – 2006. – № 3. – С. 38-50.
17. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб.пособие / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – М.: Академия, 2008. – 256 с.
18. Осипова, А. А. Справочник психолога по работе в кризисныхситуациях / А. А. Осипова. — 2-е изд. — Ростов н/Д. : Феникс, 2006. —315,
19. Торхова, А. В. Педагогическая поддержка саморазвития учащихся : пособие для педагогов учреждений общ. сред. образования сбелорус. и рус. яз. обучения / А. В. Торхова, И. А. Царик. — Минск :Нац. ин-т образования, 2016. — 216 с.
20. Федотова, Т.Ю. Особенности учебной мотивации и эмоциональных переживаний младших подростков в условиях адаптации ко второй ступени обучения : Автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Т.Ю. Федотова. – М., 2005. – 24 с.
21. Фельдштейн, Д. И. Психология развития личности в онтогенезе / Д. И. Фельдштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
22. Фурманов, И. А. Психология детей с нарушениями поведения :пособие для психологов и педагогов / И. А. Фурманов. — М. : ВЛАДОС,2004. — 351 с.
23. Шарапановская, Е. В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков / Е.В. Шарапановская. – М.: Сфера, 2005. – 150 с.
24. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. – М: Педагогика, 1989. – 560 с.