Введение
1 Теоретические основы технологий формирования семейных ценностей в юношеском возрасте
1.1 Семья и семейные ценности
1.2 Юношеский возраст как сенситивный для формирования семейных ценностей
1.3 Технологии формирования семейных ценностей в юношеском возрасте
2 Эмпирическое исследование отношения юношества к семейным ценностям
2.1 Организация и методика исследования
2.2 Анализ полученных результатов
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
ВВЕДЕНИЕ
Семья – один из фундаментальных институтов общества, придающих ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. Важнейшей характеристикой семья являются семейные ценности.
В традиционной культуре семейные ценности включают в себя триединство родительства, родства и супружества. Важное значение в семейных ценностях имеют ориентации на родительство – на принятие социальных ролей матери и отца, на рождение детей. Современная же семья имеет тенденцию к малодетности и снижению ценности семьи.
Становление системы семейных ценностей происходит на протяжении всей жизни человека, но наиболее сенситивным периодом является юношеский возраст. В этот период закладываются основы формирования таких семейных ценностей как готовность к семейной жизни, ориентация на родительство, преемственность поколений, стабильность, наличие поддержки.
В нашем обществе происходит ослабление процесса межпоколенной трансляции культурного опыта в виде традиций и обычаев, обусловленное усилением позиций нуклеарной семьи и утратой значения родственных связей. Увеличивается тенденция к сокращению брачности, растет количество разводов, неполных семей, что приводит к негативным демографическим и социальным последствиям. Все это свидетельствует о том, что идет трансформация семьи, предполагающая в перспективе семью, построенную на других основаниях и порождающих новые мировоззренческие установки.
На переломном этапе развития современного общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, важно зафиксировать и понять ценности, которыми руководствуются молодые люди и которые во многом определяют обыденное сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений.
В последнее время проблема социального сиротства в Беларуси стала весьма актуальной. Растет количество неблагополучных семей, семей «группы риска», темпы роста количества детей, оставшихся без попечения родителей, увеличиваются. Согласно данным Белстата, численность детей сирот и оставшихся без попечения родителей, находящихся на усыновлении, в Беларуси неуклонно растет. Всего на 31.12.2017 в Беларуси насчитывается более 34 тыс. детей-сирот; более 24 тыс. детей, находящихся в социально опасном положении. По состоянию на 1 октября 2017 года в адрес органов опеки и попечительства направлено 3 249 информаций о семейном неблагополучии. По информации ОВД органами опеки и попечительства 718 несовершеннолетних признано находящимися в социально опасном положении.
В сложившейся социальной ситуации общество и государство уделяют этой проблеме особое внимание. Сегодня назрела необходимость предупреждения и профилактики социального сиротства, совершенствования системы социально-педагогической поддержки детей, лишенных семьи. Главным социальным приоритетом государственной политики в сфере воспитания является обеспечение прав детей на полноценное развитие, социализацию и семейное окружение. Работа по профилактике неблагополучия детей и их семей, повышение родительской ответственности за воспитание детей, сохранение и формирование семейных ценностей – одно из важнейших направлений работы социального педагога.
Негативные тенденции, возникающие в нашем обществе, также связаны с недостаточной работой, осуществляемой специалистами с молодежью. Средством профилактики социального сиротства в нашей стране может стать реализация технологий формирования семейных ценностей у подрастающего поколения. Формирование семейных ценностей представляет собой процесс становления и дальнейшего развития у молодого поколения представлений о содержании семейных норм, семейных ролей, а также представлений о различных сторонах семейных отношений, характерных для того или иного типа семьи на протяжении всего процесса социализации.
В связи с вышеизложенным становится актуальным исследование технологий формирования семейных ценностей в юношеском возрасте.
Объект исследования: формирование семейных ценностей в юношеском возрасте.
Предмет исследования: технологии формирования семейных ценностей в юношеском возрасте.
Цель исследования: охарактеризовать технологии формирования семейных ценностей в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1) определить проблему семейных ценностей в современном обществе;
2) выявить отношение юношества к семейным ценностям;
3) выявить и описать технологии, используемые педагогом социальным, при формировании семейных ценностей.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, анкетирование, количественный и качественный анализ.
Методики исследования: опросник «Семейные ценности».
1 Теоретические основы технологий формирования семейных ценностей в юношеском возрасте
1.1 Семья и семейные ценности
В широком смысле семья как социальный институт представляет собой модель общественных отношений, отражение современного состояния личности, социально-психологических особенностей и возможностей ее самораскрытия в исторической картине развития общества.
В узком смысле семья – это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство [1, с. 16].
Содержание семьи определяется ее функциями. О.А. Карабанова считает, что семья реализует ряд следующих функций, отражающие как специфику ее, семьи, культурно-исторического развития, так и своеобразие этапов ее жизненного цикла:
1. Экономическая (материально-производственная), хозяйственно-бытовую. В настоящее время экономическая функция семьи определяется объединением доходов ее членов и распределением этих доходов на потребление в соответствии с потребностями каждого члена семьи. Хозяйственно-бытовая функция реализуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее членов.
2. Репродуктивная, предполагающая рождение детей.
3. Функция воспитания детей. Воспитание в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка с родителями обусловливает гармоническое развитие ребенка.
4. Сексуально-эротическая. Семья обеспечивает стабильные сексуальные отношения с постоянным партнером, создает условия для достижения наиболее полной сексуальной гармонии партнеров.
2 Эмпирическое исследование отношения юношества к семейным ценностям
2.1 Организация и методика исследования
Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 23 г. Бреста». В нем принял участие 20 человек. Их них: 10 юношей и 10 девушек в возрасте 16-17 лет, учащиеся 11-го класса. Выборка сформирована методом случайного отбора.
Задачи эмпирического исследования:
1. Выявить отношение к семейным ценностям в юношеском возрасте.
2. Сравнить отношение юношей и девушек к семейным ценностям.
Для достижения поставленных задач применялся опросник «Семейные ценности» (М.В. Мартынова). Цель опроса – определить представления подростков о взаимопонимании между членами семьи, почитании родителей, продолжении рода, заботе о младших и старших. Текст опросника представлен в Приложении А.
Опросник включает вопросы, сгруппированные в блоки по следующим темам:
– любовь (забота, активный интерес к любимому человеку, умение принимать другое мнение и т.п.);
– уважительное отношение к родителям;
– осознанное, заботливое отношения к старшим;
– осознанное, заботливое отношения к младшим;
– представление о гендерных семейных ролях и уважение к ним;
– культура быта.
В опроснике «Семейные ценности» используются закрытые вопросы и стандартизированные ответы (да, нет, иногда). Опросник содержит 30 вопросов, бланк ответов в виде таблицы, ключ для обработки. Испытуемым выдаются тексты опросников и предлагается выбрать варианты ответов, наиболее им близкие.
После проведения опроса необходимо суммировать одинаково выделенные ответы обучающихся по каждому блоку:
1. Любовь.
2. Продолжение рода.
3. Почитание родителей.
4. Забота о младших.
5. Забота о старших.
6. Культура быта.
Обработка данных осуществляется согласно ключу методики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенный теоретический анализ литературы по теме и эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Семья представляет собой важнейший институт социализации, выполняющий ряд важнейших функций. Именно в семье формируются жизненные устремления человека, его фундаментальные ценностные ориентации в различных сферах отношений. Ценностная направленность семьи оказывает влияние на формирование семейных ценностей ребенка. Семейные ценности – это эталоны и идеалы, передаваемые из поколения в поколение, выступая в качестве фундамента построения взаимоотношений в семье, моделей поведения в разных сферах жизнедеятельности. Семейные ценности обусловлены уникальностью и социальной значимостью семьи и дифференцируются по внутрисемейным связям: ценности, связанные с супружеством, с родительством, с родством.
2. Формирование представлений о семейных ценностях происходит в процессе всей жизненной социализации, а юношеский возраст является наиболее сенситивным и важным в определении семейных ценностей. В этот период происходит становление личностной и социальной зрелости, интенсивное формирование системы ценностных ориентаций. В юношеском возрасте происходит усвоение мужской или женской роли, установление новых и более зрелых отношений со сверстниками обоих полов, завоевание эмоциональной независимости от родителей, подготовка к браку и семейной жизни, приобретение знаний и социальную готовность принять на себя ответственность, связанную с партнерством, семьей. Юность является особым этапом потенциального родительства – в сознании юношей и девушек формируются такие его элементы как семейные ценности, сценарии реализации социальных и биологических ролей отца и матери, установки и ожидания в супружеских и родительско-детских отношениях.
3. Основными технологиями формирования семейных ценностей в юношеском возрасте являются: комплекс занятий с элементами тренинга для старшеклассников, составленный педагогом-психологом; технологии организации дискуссий для старшеклассников; технологии организации совместного досуга детей и родителей; социальные проекты; технологии совместного обучения детей и родителей. Новейшими технологиями формирования семейных ценностей в юношеском возрасте являются: видеокейс – интерактивная технология, является разновидностью кейс-технологии, которая основана на активном проблемно-ситуационном анализе задач-ситуаций (кейсов); личностно-ориентированная коммуникативная технология «Дискуссия на основе метафор с параллельным моделированием сюжета», которая предполагает наглядную демонстрацию описанного сюжета с параллельным моделированием ситуации при помощи предметов.
4. Старшеклассники более всего ценят любовь и продолжение рода, менее всего для них является ценным забота о старших. Старшеклассники положительно относятся к таким семейным ценностям как любовь и продолжение рода; нейтрально относятся такие семейным ценностям как почитание родителей, забота о младших, культура быта; пренебрежительно относятся к семейной ценности заботе о старших.
У девушек представления об основных семейных ценностях, более сформированы, чем у юношей. Девушки имеют более осознанные представления о любви, продолжении рода, почитании родителей, заботе о младших, заботе о старших, а также культуре быта. Девушки более склонны проявлять заботу о младших и старших, активный интерес к любимому человеку, умеют принимать другое мнение; они более ориентированы на продолжение рода. Юноши более всего ценят любовь и продолжение рода, почитание родителей, забота о младших и культура быта занимает промежуточное место в системе семейных ценностей. Такая ценность как забота о старших у юношей находится на последнем месте в иерархии ценностей.
В юношеском возрасте отмечается преимущественно средний уровень сформированности представлений о семейных ценностях. У старшеклассников недостаточно сформирован необходимый объем знаний о семье и семейных взаимоотношениях, их влиянии на состояние человека и на психологический климат семьи, а также ценностное отношение к семье, к факту вступления в брак, корректировке идеализированных и гедонистических представлений о семейной жизни.
Результаты исследования могут быть использованы социальным работником, педагогом, психологом в работе с учащимися старших классов по формированию семейных ценностей.
1. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т. А. Куликова. – М. : Академия, 2000. – 264 с
2. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / О.А. Карабанова. – М. : Гардарики, 2005. – 320 с
3. Шнейдер, О. В. Особенности юношеского возраста / О. В. Шнейдер // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2016. – № 3-7. – С. 52-53
4 Дюльдина, Ж. Г. Влияние возрастных особенностей в процессе приобщения юношей к семейным ценностям / Ж. Н. Дюльдина // Поволжский педагогический поиск (научный журнал). – 2012. – № 1(1). – С. 73-82
5. Дюльдина, Ж. Н. Категории «ценность» и «семейные ценности» в философских, психологических и социально-педагогических науках / Ж. Н. Дюльдина, Л. П. Шустова // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-1. – С. 96-99
6. Анисимов, О. С. Цели и ценности в сущностном определении и построении программ жизнедеятельности (теория и практика) / О.С. Анисимов // Мир психологии. – 2008. – № 4. – С. 178-189
7. Мартынов, В. В. Модель формирования семейных ценностей подростков из неблагополучных семей / В. В. Мартынова, Е. Н. Дубовец // Веснік Мазырскага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя І. П. Шамякіна. – 2013. – № 1. – С. 57-61
8. Акутина, С. П. Семейный уклад в воспитании духовно-нравственных ценностей школьников / С. П. Акутина // Ярославский педагогический вестник. – 2009. – № 2. – С. 51-54
9. Федулова, А. Б. Семья и семейные ценности в современных социальных и гуманитарных науках / А. Б. Федулова // Актуальные проблемы современного общества в контексте социальной работы / под ред. проф. Р. И. Даниловой. – Архангельск : КИРА, 2010. − С. 288-310
10. Дементьева, И. Ф. Социальное самочувствие семьи / И. Ф. Дементьева // Социологические исследования. − 2008. − № 9. − С. 102-109
11. Григорьева, О. В. Отношение к семейным ценностям / О. В. Григорьева, Д. И. Захарова // Интерактивная наука. – 2017. – № 7 (17). – С. 36-37
12. Винивидова, Е. П. Структура семейных ценностей молодых супругов / Е. П. Винивидова // Интеграция образования. − 2008. − № 2. − С. 97-101
13. Агаджанова, Э. Р. К вопросу о семейных ценностях: от античности к современности / Э. Р. Агаджанова, О. И. Ефимова // Симбирский научный вестник. − 2015. − № 2. − С. 134-139
14. Тлемешок, В. Р. Представления современной молодежи о семейно-брачных отношениях / В. Р. Тлемешок, Н. Ф. Дианова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2015. – № 6-1. – С. 206-208
15. Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович. – СПб. : Речь, 2006. – 360 с
16. Рогова, А. М. Анализ социальных факторов формирования семейных ценностей среди молодого поколения : автореф. дис. … канд. социол. Наук : 22.00.04 / А. М. Рогова. – СПб.: СПбГУ, 2009. – 19 с
17. Овчарова, Р. В. Психологическое сопровождение родительства / Р. В. Овчарова. – М. : Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 319 с
18. Романова, Е. В. Влияние опыта взаимоотношений в родительской семье на формирование супружеских отношений и удовлетворенность браком / Е. В. Романова // Вестник СПбГУ. – 2011. – № 3. – С. 121-127
19. Сапогова, Е. Е. Взгляд на взрослость изнутри : психологический дивертисмент / Е. Е. Сапогова // Психология старости и старения. – 2001. – № 1. – С. 21–25
20. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. – СПб. : Питер, 2000. – 624 с
21. Йовайша, Л. А. Проблемы профессиональной ориентации школьников / Л. А. Йоваша. – М. : Просвещение, 1983. – 28 с
22. Маркова, А. В. К вопросу о семейных ценностях / А. В. Маркова // Социальная защита семьи, материнства, отцовства и детства в современной России / Под ред. Л. И. Савинова. – М., 2016. – С. 56-58
23. Буслаева, Е. Л. Ценностно-смысловые ориентации студентов высшей профессиональной школы / Е. Л. Буслаева // Вестник Оренбургского гос. ун-та. – 2011. – № 2. – С. 16-22
24. Бражникова, А. Н. Динамика ценностей личности в раннем юношеском возрасте / А. Н. Бражникова, Ю. В. Тищенко // Вестник Брянского гос. ун-а. – 2012. – № 1 (1). – С. 1-5
25. Ращупкина, Ю. В. Зрелая личность: психологические подходы к исследованию / Ю. В. Ращупкина // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2013. – № 2. – С. 72-75
26. Никитина, Н. Н. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности / Н.Н. Никитина, В.Г. Балашова, Н.М. Новичкова. – Ульяновск : УлГПУ, 2006. – 273 с
27. Девятых, С. Ю. Особенности представлений о родительстве в юношеском возрасте (анализ гендерных различий) : автореф. дис. ... канд. псих. Нау к: 19.00.07 / С. Ю. Девятых. – Смоленск, 2006. – 19 с
28. Родионов, А. Н. Феномен представлений о родительстве у юношей и девушек. Репрезентация и идентификаций ими социальной роди родителя / А. Н. Родионов // Вестник Тамбовского ун-та. – 2008. – № 2. – С. 302-305
29. Пантюк, И. В. Методы и технологии социальной работы / И. В. Пантюк. – Минск : БГУ, 2014. – 301 с
30. Гарафутдинова, И. Ф. Педагогические условия и модель формирования готовности сельских старшеклассников к семейной жизни средствами игровых технологий / И. Ф. Гарафутдинова // Вестник КГУКиИ. – 2013. – № 1. – С. 1-5
31. Мифтахутдинова, Д.Р. Формирование у старшеклассников семейных ценностей посредством программы «Живительный родник семьи» / Д.Р. Мифтахутдинова // Наука и образование: новое время. – 2015. – № 2 (7). – С. 133-138.
32. Федоренко, С.С. Модель формирования семейных ценностей у детей и подростков / под. ред. Е. В. Вергизовой. – СПб.: Свое издательство, 2014. – 403 с