Введение
Глава 1 Теоретические основы исследования психологических особенностей одиноких пожилых людей
1.1 Психологическая характеристика пожилого и старческого возраста
1.2 Психологические особенности одиноких пожилых людей
1.2.1 Понятие (или проблема) одиночества в психологии
1.2.2 Особенности социальной ситуации современных одиноких пожилых людей
1.2.3 Социально-психологические проблемы и личностные особенности одиноких пожилых людей
Глава 2 Эмпирическое исследование психологических особенностей одиноких пожилых людей
2.1 Организация и методы эмпирического исследования психологических особенностей одиноких пожилых людей
2.2 Анализ и обсуждение результатов эмпирического исследования психологических особенностей одиноких пожилых людей
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
На Земле с каждым годом становится все больше и больше людей пожилого возраста. По оценкам ООН, население мира в возрасте 60 лет и старше в 2018 году насчитывало более 737 миллионов человек, а к 2050 году составит более 2 миллиардов человек.
В Республике Беларусь более 2,4 млн. человек старше трудоспособного возраста, это 25,3 % в общей численности населения страны, что на 0,5 % больше. Процесс старения населения в перспективе будет ускоряться. По прогнозу ООН доля населения старше 60 лет к 2035 году в Беларуси будет составлять 27,7 %.
Старение общества — серьезная актуальная экономическая проблема. Старение общества неизбежно ждёт все развитые страны, а чуть позднее – и развивающиеся. Эта проблема требует комплексного подхода – социального, экономического и технологического.
Пожилые люди – это люди, прожившие относительно долгую жизнь, вследствие чего они уже испытывают определенные психофизические ограничения независимо от наличия или отсутствия заболеваний, в некоторых случаях они функционально недееспособны либо им необходима помощь со стороны.
Среди социальных характеристик пожилого возраста можно отметить не только низкий уровень благосостояния, но и потерю социального статуса, контактов с людьми, ограничение жизнедеятельности и одновременная избыточность свободного времени. Эти социальные факторы тесно взаимосвязаны с резким ухудшением физического и психического состояния пожилых людей. С возрастом накапливаются хронические заболевания, а резкое ограничение круга общения и деятельности (нередко одиночество) приводит к психической фиксации на собственном здоровье, на жизненных трудностях, которое в свою очередь приводит к расстройствам психики и даже суицидам.
В пожилом возрасте происходят определенные физиологические изменения в организме человека, падает энергетический потенциал, уменьшается количество воды, солей и микроэлементов, ухудшается кислородный обмен и кровоснабжение мозга, а также наблюдается ряд других неблагоприятных физиологических явлений. В результате эмоциональных нагрузок могут произойти нарушения в мозговом кровообращении, приводящие к расстройству речи, параличу, эпилептическим припадкам. Изменения в настроении приводят к подавленности, к депрессивным, ипохондрическим состояниям. В таких случаях пожилые люди обвиняют себя в несовершенных проступках. Психические расстройства людей позднего возраста имеют комплекс причин, связанных с психосоматикой, органическими расстройствами, биологическими и социальными факторами. Как следствие – до 80% пожилых людей нуждаются в медико-социальной помощи.
Во многих странах мира проблемы социальной защиты и поддержки пожилых и престарелых людей находятся в центре внимания правительства и деятельности законодательства. В Беларуси особое внимание уделяется проблемам пенсионного обеспечения, социальной поддержке, социальному обслуживанию, работе территориальных центров социального обслуживания населения и стационарных учреждения социального обслуживания, санаторно-курортному лечению и оздоровлению, государственной адресной социальной помощи.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОДИНОКИХ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
1.1 Психологическая характеристика пожилого и старческого возраста
В настоящее время существуют разные подходы к распределению сроков старости. По мнению Бромли (1966) зрелый возраст делится на четыре стадии: ранняя зрелость (21-25 лет), средняя зрелость (25-40 лет), поздняя зрелость (40-45 лет) и предпенсионный возраст (55-65 лет), которые являются переходными к старости.
Б. Ананьев увеличивает период взрослости. К нему он приписывает период человеческой жизни от 18 до 60 лет. Он делит его на три периода: ранняя зрелость (18–25 лет), средняя зрелость (26–46 лет) и поздняя зрелость (47–60 лет). Расширение границ, очевидно, связано с увеличением продолжительности жизни людей в последние десятилетия.
Все авторы сходятся во мнении, что зрелость делится на раннюю и позднюю [Ильин, Е.П. Психология взрослости / Е.П. Ильин. – СПб : Питер, 2012. – 990 с.].
Ранняя зрелость представляет собой этап вступления во взрослую жизнь, который характеризуется достижением пика биологического созревания организма, оптимизмом молодых людей, планированием их личного и профессионального будущего, достижением возраста гражданской зрелости, меняются социальные роли, часто разлучение с родительским домом.
Средняя зрелость подразумевает «расцвет», пик творческих и профессиональных достижений, и в то же время у значительной части взрослых ощущается «начало конца», снижение жизнедеятельности. Это период, когда мы можем говорить о сорокалетнем поколении лидеров. В середине зрелости многим людям необходимо передать свои накопленные знания и навыки следующему поколению, и в то же время их могут мучить мысли о нереализованных возможностях, творческом застое, о том, что годы идут все быстрее и быстрее, и они меньше шансов завершить свою работу. план. Таким образом, для многих средняя зрелость – это возраст разочарований.
Поздняя зрелость – это в большинстве случаев конец профессиональной карьеры, подготовка к роли пенсионера, переживание феномена «пустого гнезда» в связи с отъездом детей из дома родителей, играющих роль бабушек и дедушек со всеми соответствующими ролями и переживания, это возраст, когда люди не хотят признавать неизбежность своего старения, ухудшения своего физического состояния и внешнего вида.
Пожилой возраст – один из самых сложных периодов жизненного пути человека. Это период, когда все физиологические, психологические и социальные функции человека увядают, но также, это пора зрелости, подведения итогов. Очень важным является понимание и рассмотрение возрастных и социально-психологических особенностей развития пожилых и старых людей, в том числе специфики общения пожилых, для обеспечения условий «благоприятного» старения [1].
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОДИНОКИХ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
2.1 Организация и методы эмпирического исследования психологических особенностей одиноких пожилых людей
Выявление проблемы одиночества пожилых людей осуществляется с помощью метода тестирования. Тестирование – метод психодиагностики, использующий стандартизованные вопросы и задачи – тесты, имеющие определенную шкалу значений с целью стандартизованного измерения индивидуальных различи.
Тестирование предполагает, что обследуемый выполняет заданную деятельность (как правило, отвечает на вопросы). На основании результатов тестирования исследователь делает выводы о наличии, особенностях, уровне развития тех или иных свойств у испытуемого.
Цель исследования: выявление склонности к одиночеству и жизненной удовлетворенности у пожилых людей.
Гипотеза исследования: пожилые люди имеют высокий уровень стремления к одиночеству и низкий уровень жизненной удовлетворенности.
Экспериментальная база и выборка исследования: исследование проводилось на базе «Березовского территориального центра социального обслуживания населения». Всего в исследовании приняли участие 30 пожилых людей. Испытуемые были разделены на две группы: в экспериментальную группу вошли 15 мужчин в возрасте 65-70 лет, в контрольную группу вошли 15 женщин в возрасте 65-70 лет.
Процедура исследования: диагностика осуществлялась в групповой форме. Испытуемым было предложено заполнить анкеты в письменном виде.
Исследование проблем одиночества пожилых людей осуществлялось с использованием следующих методик:
1. Методика «Склонность к одиночеству» (В.Б. Никишина, Т.Д. Васильченко).
Методика предназначена для изучения склонности к одиночеству, степени его выраженности. Испытуемому предлагается бланк с утверждениями, с которыми он должен выразить свое согласие или несогласие.
Утверждения:
1. Я считаю, что каждый человек не должен отрываться от коллектива.
2. В одиночестве я чувствую себя спокойнее.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психологические особенности людей пожилого возраста базируются на множестве факторов. Прежде всего, это образ жизни, социальная адаптивность и гибкость мышления. Однако нельзя упускать тот факт, что современная наука отдельно от всех факторов рассматривает такое понятие, как типология старости.
Большинство исследователей одиночества связывают его с резко негативными эмоциональными переживаниями, разрушительным образом влияющими на личность.
На основании выявленных теоретических представлениях, понятие «одиночество», в зарубежной и отечественной психологии, характеризуется как комплексный феномен, основанный на комбинации социальной ситуации, психических или эмоциональных состояний, и механизмов адаптации и регуляции. При существовании возможности замены значимых лиц, вероятность возникновения одиночества снижается.
В социальной работе с пожилыми людьми используются разнообразные формы и методы. Это и социальное обслуживание на дому, и срочная социальная помощь, и адресная социальная защита и т.д. В этой системе функционируют различные учреждения, в частности центры социального обслуживания, отделения дневного пребывания, стационарные учреждения и специальные жилые дома для пожилых людей. Особенно важное значение для пожилых людей приобретает их медико-социальная реабилитация. Конечно, с возрастом потребность в медицинской помощи увеличивается. В силу естественного старения организма проявляется ряд хронических заболеваний, растет удельный вес лиц, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении, в помощи кардиологов, невропатологов, геронтологов. Цивилизованность общества определяется в частности и тем, насколько широка сеть специальных поликлиник, больниц, домов отдыха и санаториев для пожилых людей.
Сформулируем выводы по экспериментальной и контрольной группе исследования:
1) в группе мужчин в возрасте 65-70 лет высокий уровень стремления к одиночеству имеют 50% мужчин. Средний уровень к одиночеству выявлен у 30% мужчин. Низкий уровень стремления к одиночеству обнаруживается у 20% мужчин. Для мужчин более характерно стремиться быть среди людей и не переносить одиночество; в большинстве случаев желать быть на людях, но иногда хотеть побыть одному; боясь одиночества, оказываться в нем. Высокий уровень жизненной удовлетворенности имеют 20% мужчин. Средний уровень к одиночеству выявлен у 30% мужчин. Низкий уровень стремления к одиночеству обнаруживается у 50% мужчин. Для мужчин более характерна решительность, стойкость, сила духа. Для них также характерно не использование в достаточной мере возможностей для достижения жизненных целей (p<0,05). Для мужчин более характерен положительный фон настроения.
1. Козлов, А.А. Старость: социальная разобщенность или целостность? (Теории и традиции западной социальной геронтологии) / А.А. Козлов // Мир психологии. – 1999. № 2. – С. 80-96.
2. Максимова, С.Г. Социально-психологические особенности лиц позднего возраста / С.Г. Максимова. – М. : Академия, 2011. – 99 с.
3. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект-Пресс, 2005. – 460 с.
4. Кондратьева, М.В. Подражание в системе поведенческих паттернов взрослого человека // Материалы IV международной научной конференции студентов, аспирантов, молодых ученых «Научный потенциал студенчества в ХХI веке» / М.В. Кондратьева. – Т.2 Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2010. – С. 211-214.
5. Толстых, А.В. Возрасты жизни / А.В. Толстых. – М.: Молодая гвардия, 1988. – 226 с.
6. Шагивалеева, Г. Р. Культурологическое и психологическое понимание феномена одиночества / Г. Р. Шагивалеева // Концепт. – 2013 . – №1. – С. 6-11.
7. Бакалдин, С.В. Эмоциональные особенности переживания одиночетсва / С.В. Бакалдин // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2008. – №5. – С.24-28.
8. Корчагина, С. Г. Психология одиночества: учебное пособие / С.Г. Корчагина. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2008. – 228 с.
9. Рассел, Д. Измерение одиночества / Д. Рассел // Лабиринты одиночества: сб. иауч.тр. – М., 1989. – С. 192-226.
10. Холостова, Е. И.Социальная работа с пожилыми людьми / Е.И. Холостова. – М., 2003. –296 с.
11. Дементьева, Н.Ф. Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей / Н.Ф. Дементьева, Э. В. Устинова. – Тюмень, 1995. –108 с.
12. Хисматуллина, З.Н. Организационно-методическая и социальная работа с пожилыми и старыми людьми / З.Н. Хисматуллина // Вестник КТУ. – 2010. – № 3. – С. 41-48.
13. Маюрова, А.А. Самоорганизация пожилых людей в обществе как способ адаптации / А.А. Маюрова, Т.И. Лавренова // Вестник Пензенского гос. ун-та. – 2016. – № 1. – С. 120-125.
14. Ермолаева, М.В. К проблеме периодизации развития личности на протяжении жизненного пути / М.В. Ермолаева // Мир психологии. – 2012. – № 2. – С. 119-128.
15. Гулина, М.А. Психология социальной работы / М.А. Гулина. – СПб. : Питер, 2002. – 352 с.
16. Филозоп, А.А. Некоторые аспекты психосоциальной помощи пожилым и старым людям / А.А. Филозоп // Психология зрелости и старения. – 2012. – № 3. – С. 34.
17. Полищук, Ю.И. Состояния одиночества и ассоциированные с ними расстройства депрессивного спектра у лиц пожилого возраста // Клиническая геронтология. – 1999. – № 8. – С. 34-45.
18. Ефименко, В.Л. Депрессии в пожилом возрасте / В.Л. Ефименко. – Л. : Медицина, 1975. – 218 с.
19. Величко, П.А. Одиночество пожилых людей: социально-психологический анализ / П.А. Величко // Вестник Северо-Западн. инст. Управления. – 2014. – № 1, Т. 5. – С. 30-35.
20. Словарь-справочник по социальной работе. В 2-х томах / Под ред. Е.И. Холостовой. – М., 1997. – 256 с.
21. Шмелев, Р.В. Феномен одиночества человека как социально-психологическое явление / Р.В. Шмелев // Отечественный журнал социальной работы. – 2004. – № 3. – С. 18-21.
22. Басов, Н.Ф. Учет психологических особенностей людей пожилого возраста в социальной работе / Н.Ф. Басов // Вестник КГУ. – 2013. –№ 3. – С. 143-148.
23. Миннигалеева, Г.А. Социально-педагогическая работа с пожилыми людьми : автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.01 / Г.А. Миннигалеева. – Москва, 2004. – 19 с.
24. Примак, Ю.А. Особенности социальной работы с пожилыми людьми / Ю.А. Примак, И.А. Гизатова // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). – М., 2012. – С. 54-58.
25. Теоретические и практические основы работы с пожилыми людьми : методическое пособие / отв. ред. Н.Б. Шмелева. – Ульяновск : УлГУ, 2007. – 196 с.