Введение
1. Влияния сотовых телефонов на здоровье человека
1.1. История появления мобильных телефонов
1.2. Медико-социальные проблемы последствий воздействия мобильного телефона на организм человека
2. Особенности влияния мобильных телефонов на успеваемость учащихся младших классов
2.1 Влияние мобильных телефонов на показатели успеваемости учащихся
2.2 Формы и методы социально-педагогической работы по профилактике зависимости детей от мобильных телефонов
Заключение
Список использованных источников
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В наше время наиболее популярными среди современных средств коммуникации становятся сотовые телефоны. Они отличаются по всевозможным дополнительным функциям, помимо основного предназначения голосового общения. Ежедневно посещая учреждение общего среднего образования, а точнее, отделение начальной школы, я заметила, что практически у каждого учащегося 2-4 классов есть сотовый телефон. Возник вопрос: «А как же влияет сотовый телефон на развитие подрастающего детского организма?»
В соответствие с поставленной проблемой, была сформулирована тема курсовой работы: «Влияние мобильных телефонов на здоровье учащихся начальной школы»
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что на современном этапе сотовая связь является неотъемлемой частью современных средств электросвязи. Так по тогам 2015 года количество абонентов сотовой связи в Республике Беларусь составило около 1,240 млн. В общей структуре проникновения – это 22,3% (+13,9%) [10]. Следует отметить, что Всемирная организация здравоохранения признала проблему электромагнитного излучения (в том числе и от сотовых телефонов) наиважнейшей среди других экологических проблем. И вместе с тем, многие родители не осознают актуальность существующей проблемы, когда приобретают еще в сущность совершенно маленькому ребенку сотовый телефон.
Объект исследования: сотовые телефоны
Предмет исследования: влияние сотовых телефонов на успеваемость учащихся младших классов.
Цель исследования: изучить особенности влияния сотовых телефонов на успеваемость учащихся младших классов.
В работе были поставлены следующие задачи:
1. Проследить историю появления мобильных телефонов.
1. Влияния сотовых телефонов на здоровье человека
1.1 История появления мобильных телефонов
Мобильные устройства имеют длительную историю развития и начинается она еще в каменном веке, когда средствами связи служили: каменный молоток, лук, мушкет и т. д. Эти же предметы служили средством безопасности и орудием для добывания пищи [20].
История развития человечества изменила сущность потребностей, а соответственно, изменилась и форма мобильной связи. В нашей работе мы попытаемся кратко раскрыть причины и особенности проникновения мобильной связи в человеческое общество.
Общение для человека всегда играло немаловажную роль, что подвигло их на создание средств быстрой передачи информации на значительные расстояния. Вначале это были: сигнальные костры, барабаны, почтовые голуби и т. д. Благодаря совершенствованию науки и технологий, изобретению электричества и иным инновационным для того времени процессам, удаленные между собой объекты могли обмениваться быстрой и значительной по объему информацией. Вместе с тем, местоположение объектов не должно было меняться, что зачастую создавало некоторые неудобства [4].
Все изменилось, когда появилась мобильная связь, без которой каждому современному человеку трудно себе представить свою жизнь в социуме. Причем, если в 90-е годы наличие мобильной связи считалось показателем финансового благополучия, то сейчас, в XXI веке сотовые телефоны есть у все, причем иногда и не по одному. Мобильная связь настолько прочно вошла в нашу жизнь, что уже, кажется, что существует вечность. Но это не совсем так, ведь с момента создание первого сотового телефона прошло чуть более полувека.
Итак, проследим историю его появления.
2 Особенности влияния мобильных телефонов на успеваемость учащихся младших классов
Учащиеся учреждений общего среднего образования являются активными пользователями сотовой связи. Это зачастую вызывает негативную реакцию со стороны педагогов и, как следствие данной реакции, такую же реакцию у родителей.
Для того, что изучить отношение педагогов к использованию сотового телефона учащимися начальной школы, нами было проведено анкетирование учителей, преподающих во 2-4 классах ГУО…., а также учащихся и их родителей. Бланки анкет представлены в Приложении 1. В анкетировании приняло участие 10 педагогов, 20 учащихся и 5 родителей, т.е. 35 участников образовательного процесса.
Таким образом:
1. Все анкетируемые являются пользователями мобильной связи.
2. 100% педагогов считаю, что во время образовательного процесса необходимо отключать сотовые телефоны. Но такую позицию поддерживают только 78% родителей и 22% учащихся.
3. На вопрос об отрицательном влиянии сотовых телефонов на поведение учащихся в ходе образовательного процесса 39% учащихся ответили положительно, среди педагогов так считаю все 100%, мнение родителей также совпадает с мнением учителей.
Заключение
Анализ полученных литературных и экспериментальных данных позволяет заключить, что:
1. В настоящее время широкое распространение получили базовые станции и мобильные радиотелефоны, способные генерировать электромагнитные поля радиочастотного диапазона гигиенически значимых уровней.
2. Электромагнитное поле, создаваемое сотовыми телефонами, для людей, окружающих человека, разговаривающего по мобильному радиотелефону, не представляет опасности, тогда как для самого активного пользователя мобильной связи – излучение влияет значительно на функционирование многих органов. В действии электромагнитного излучения сотового телефона на организм человека выделяют термический и нетермический эффекты.
3. Анализ данных анкетирование участников образовательного процесса по вопросу целесообразности применения сотовых телефонов в условиях учреждения общего среднего образования, показал, что многие учащиеся не осознают, что сотовые телефоны не только мешают эффективному обучению, но и влияют на общее состояние здоровья. Тогда, как педагоги и практически все родители указывают обратное.
4. Сравнительный анализ результатов мониторинга успеваемости учащихся в ходе эксперимента показал, что проблема снижения успеваемости и ухудшения дисциплины из-за пользования телефонами в образовательном процессе существует.
5. В связи с результатами эксперимента, нами была разработана программа социально-педагогической профилактики мобильной зависимости у учащихся младшего школьного возраста, основными объектами которой стали сами школьники и их родители.
1. Алексеев, М. Жизнь в волновых сетях // Инженер. – 1997. – №11. – С. 24-25.
2. Алексеев, А. Г., Холодов, Ю. А. Электромагнитная безопасность // Вестн. СПбО РАЕН. – 1997. – №1. – С. 13-16.
3. Бабина, Ю. Электромагнитные излучения: будем ли мы платить за их вредные воздействия? // ЭКОС-информ (Федеральный вестник экологического права). – 1999. – №12. – С. 26-35.
4. Бецкий, О.В. Динамика ЭЭГ-реакций человека при воздействии электромагнитного поля мобильного телефона в начальный период его пользования // Биомед. технологии и радиоэлектроника. – 2004. – № 8/9. – С. 4-10.
5. Бобраков, С.Н., Карташев, А.Г. Электромагнитная составляющая современной урбанизованной среды // Радиац. биология. Радиоэкология. – 2001. – Т.41 – №6. – С. 706-711.
6. Бузов, А.Л. Проблемы и перспективы электромагнитной безопасности в отрасли «Связь» // Вестн. СОНИИР. – 2002. – №2. – С. 4-9.
7. Вахлаков В., Никитина В. Внимание: Электромагнитная опасность! // Армейский сборник. – 1997. – №6 – С. 36-37.
8. Вихарев, А.П. Влияние сотовой связи на здоровье пользователя / А. П. Вихарев // Наука-производство-технологии-экология: сб. материалов конф. – Киров, 2004. – Т. 4. – С. 181-182.
9. Влияние электромагнитного поля мобильного телефона на биоэлектрическую активность мозга человека / А.Н. Лебедева, А.В. Сулимов, О.П. Сулигиова и др. // Биомед. радиоэлектроника. – 1999. – №5. – С. 36-45.
10. Влияние излучения сотовых телефонов на организм человека / http://cdma.anapanet.ru/info/other.htm. – Дата доступа: 12.11.2016
11. Гичев, Ю.П., Гичев, Ю.Ю. Влияние электромагнитных полей на здоровье человека: Аналитич. обзор / Сер. Экол. Вып.52. – Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 1999. – 91 с.
12. Григорьев, О.А. Электромагнитные поля и здоровье человека. Состояние проблемы // Энергия: Экон., техн., экол. – 1999. – №5. – С. 26-32.
13. Григорьев, Ю.Г. Электромагнитные поля сотовых телефонов и здоровье детей и подростков (ситуация, требующая принятия неотложных мер) / Ю.Г. Григорьев // Радиац. биология. Радиоэкология. – 2005. – №4. – С. 442-450.
14. Егорова, Е.М. Электромагнитные поля и жизнь // Дельфис. – 2000. – №1(21). – С. 75-79.
15. Жичкина, Г. Сотовая напасть // Экология и жизнь. – 2005. – №8 (49). – С. 71-74.
16. Котов, П. Степень вредного влияния сотовой связи // Физика. – 2006. – №7. – С. 37-42.
17. Павлов, А.Н. Воздействие электромагнитных излучений на жизнедеятельность: учеб. пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2002. – 224 с.
18. Чалимова, Р.А. Влияние искусственных и естественных электромагнитных полей на живые организмы // Физика. – 2002. – №2. – С.13-14.
19. Электромагнитная обстановка и оценка её влияния на человека / Дьяков А.Ф., Левченко И.И., Никитин О.А. и др. // Электричество. – 1997. – №5. – С. 2-10.
20. Электромагнитное поле и его влияние на здоровье человека / http://www.it-med.ru/libraru/ie/el_magn_field.htm. – Дата доступа: 12.11.2016
21. Электромагнитные поля и здоровье человека / Под ред. Ю. Г. Григорьева. – М.: РУДН, 2002. – 180 с.