ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, УСЛОВИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИП ЗА ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
1.1. ПОНЯТИЕ, УСЛОВИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИП ЗА ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ (ст. 4.8 КоАП Республики Беларусь)
1.2. СУБЪЕКТ, СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА, ОБЪЕКТ, ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИП И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИП ЗА ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СТРАНАХ ЕАЭС
2.1. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
2.2. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ И РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
2.3. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ И РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ
2.4. РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ И КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В юридической литературе правонарушение – это виновное противоправное поведение лица, достигшего определенного законом возраста, способного руководить своими поступками и отдавать отчет своим действиям.
Все правонарушения подразделяются на:
1. проступки, т.е. противоправные виновные деяния, которые хотя и причиняют вред обществу, но, в отличие от преступлений, не представляет большой общественной опасности.
2. преступления, т.е. общественно опасные, противоправные, виновные, наказуемые деяния (действия или бездействия). Совершение преступления влечет за собой применение уголовного наказания.
В соответствии с приведенной классификацией можно выделить следующие виды ответственности:
• административно-правовая;
• гражданско-правовая;
• дисциплинарная;
• уголовная.
Наиболее распространенными и опасными таможенными правонарушениями являются административные правонарушения, нарушающие установленные процедуры таможенного контроля.
Актуальность исследования привлечения юридических лиц и ИП к административной ответственности за правонарушения в области таможенного дела детерминируется необходимостью выработки научно-обоснованного аппарата и совершенствования основных направлений законодательного регулирования административно-юрисдикционой деятельности таможенных органов.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, УСЛОВИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИП ЗА ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
1.1 Понятие, условия ответственности юридических лиц и ИП за таможенные правонарушения
Под административным таможенным правонарушением понимается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, посягающее на установленный порядок таможенного регулирования. Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусмотрена ответственность за совершение значительного количества правонарушений, имеющих отношение к таможенной сфере [9].
В соответствии со статьями 14.1 - 14.16 главы 14 КоАП к административным таможенным правонарушениям относятся:
• Перемещение товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза вне определенных законодательством мест или в неустановленное время;
• Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата находящихся под таможенным контролем товаров или утрата документов на них;
• Покидание пункта ввоза или вывоза до завершения в отношении товаров таможенных операций, связанных с выпуском этих товаров;
• Нарушение порядка убытия товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза;
• Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров;
• Нарушение требований и условий таможенной процедуры, порядка использования и распоряжения условно выпущенными товарами.
ГЛАВА 2. СРАВНИЕТЕЛЬНО-ПРАВОЙ АНАЛИЗ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИП ЗА ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СТРАНАХ ЕАЭС
2.1 Республика Беларусь и Российская Федерация
Статья 4.8 КоАП гласит, что физическое лицо несет административную ответственность как ИП за совершение административного правонарушения, связанного с осуществляемой им предпринимательской деятельностью, если это предусмотрено санкцией статьи Особенной части настоящего Кодекса. При этом за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования физическое лицо несет административную ответственность как ИП при наличии хотя бы одного из следующих условий:
1) совершенным деянием причинен вред жизни или здоровью людей либо создана угроза причинения вреда жизни или здоровью людей;
2) совершенным деянием причинен имущественный вред охраняемым настоящим Кодексом правам и интересам в размере свыше сорока базовых величин;
3) стоимость предмета административного правонарушения превышает сорок базовых величин;
4) сумма сделки, внешнеторговой операции либо дохода в совокупности превышает сорок базовых величин – в случаях, когда в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрено определение штрафа в процентном либо кратном отношении к сумме сделки, внешнеторговой операции либо дохода;
5) сумма дохода превышает сорок базовых величин – в случаях, когда в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрена конфискация дохода, полученного в результате противоправной деятельности;
6) в санкции статьи (части статьи, когда статья состоит из нескольких частей) Особенной части настоящего Кодекса предусмотрена обязательная конфискация.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Спецификой данной работы является изучение административной ответственности юридических лиц и ИП за административные таможенные правонарушения.
В юридической литературе правонарушение – это виновное противоправное поведение лица, достигшего определенного законом возраста, способного руководить своими поступками и отдавать отчет своим действиям.
Таким образом, под административным таможенным нарушением понимается противоправное, ответственное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, нарушающее установленные процедуры таможенного контроля. Кодексом административных правонарушениях предусмотрена ответственность за совершение большого количества
Анализ Кодекса об административных правонарушениях, а также процедур и правил рассмотрения соответствующих дел позволил сделать вывод о наличии не только положительных моментов, но и некоторых пробелов.
В числе важнейших из них, которые подлежат урегулированию, можно отметить:
1. Защита физических и юридических лиц является недостаточной, а субъективное усмотрение органа, осуществляющего административное производство, несет ответственность при рассмотрении конкретного дела.
2. Фактическое отсутствие ответственности органа, ведущего административный процесс, за законность, обоснованность и объективность принимаемого решения по делу. Во многих случаях именно по этой причине рассмотрение дела носит формальный характер, а решение по делу предрешено заранее и независимо от виновности либо невиновности привлекаемого к ответственности за правонарушение;
3. Санкции за некоторые административные таможенные нарушения слишком суровы.
1. Алехин, А.П. Административное право: Учеб.для студ. вузов по спец. «Правоведение». – М.: Зерцало, 2006. -83 с.
2. Бахрах, Д.Н. Административное право. Учебник. Часть общая. – М.: Изд-во БЕК, 2002. – 294 с.
3. Бахрах, Д.Н., Ренов, Э.Н. Производство по делам об административных правонарушениях: Пос. для слушателей нар.университетов. – М.: Знание, 2009. – 276 с.
4. Болотников, В.Т. Административные правонарушения: Учеб.пособие. – Мн.: Академия милиции МВД Республики Беларусь, 2014. – 349 с.
5. Бурый, В. Е. Разъяснение отдельных вопросов правоприменения в сфере административных таможенных правонарушений // ГУ "Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь/ В. Е. Бурый –2019.
6. Великошин, И.И. Дела в административном правонарушении и некоторые аспекты её регламентации // Право и политика. – 2013. – 248 с.
7. Гавриленко, Д.А., Гавриленко С.Д. Административное право: Учеб.пособие. – Мн.: Амалфея, 2002.
8. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 7 декабря 1998 г., № 218-З: Принят Палатой представителей 28 октября 1998г.: одобр. СоветомРесп. 19 ноября 1998г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац.центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2020
9. Кодекс Республики Армения об административных правонарушениях от 6 декабря 1985 года(ред. 0.10.2020 г. №ЗР-456)// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://www.arlis.am/DocumentView.aspx?docid=138078//.
10. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Республики Беларусь, 21 апреля 2003 г.; №194- 3: в ред. Закона Республики Беларусь от 10 января 2015 г. № 243-З //Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс) / ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Республики Беларусь. - Минск, 2020.
11. Кодекс Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года№ 235-V (ред. 15.11.2020 г) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31577399#pos=14;532//.
12. Кодекс Республики Киргизия об административных правонарушениях от 4 августа 1998 года N 114 (14 февраля 2017 года N 25)// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://minjust.gov.kg/ru/content/315//.
13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020)// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661//.
14. Косицин, И.А. Применение таможенного досмотра как мера административного принуждения. // Международные юридические чтения: Материалы научно-практической конференции. - 2005. – 193 с.
15. Крамник, А.Н. Административно-деликтное право. Часть 2. Особенная часть. Минск: Издательский центр БГУ. 2010. - 394 с.
16. Кузьмичева, Г.А. Административная ответственность / Г.А. Кузьмичева. – М.: Гардарики, 2000. – 314 с.
17. Мах, И.И. Административное право Республики Беларусь: курс лекций / И.И. Мах. – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2006. – 543 с.
18. Попов, Л.Л. Административное право: учебное пособие / [и др.]; под ред. Л.Л. Попова – М.: Юристъ, 2003. – 471 с.
19. Постникова, А.А. Административное право Республики Беларусь: учеб.пособие / А.А. Постникова. – Мн.: Академия МВД Республики Беларусь, 1998. – 127с.
20. Староказников, А.Ю. Проблемы административной ответственности за таможенные правонарушения// Проблемы управления. -2012. – 200 с.
21. Старостин, С. А. Административное право. Общая часть: Курс лекций / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. С.А. Старостина. М.: Норма, 2010. 475 с.
22. Сухаркова, А.И. Административное право Республики Беларусь: учеб. Пособие / А.И. Сухаркова. – Могилёв: «Могилёвская областная типография», 1999. – 178 с.
23. Тагунов, Д.Е., Шерстобитов, А.В. Теоретико-правовые проблемы совершенствования системы административных взысканий в Республике Беларусь. / Д.Е. Тагунов, А.В. Шерстобитов // Проблемы управления. – 2011. – № 4. – 131 с.
24. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) / [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/.