ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и структура формы государства
1.2 Место и роль формы правления в ее структуре
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ
2.1 Монархия: понятие, признаки и виды
2.2 Республика: понятие, признаки и виды
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Понимание формы государства пришло не сразу. На протяжении долгого времени считалось, что форма государства образована формой правления, к которой впоследствии добавились политический режим и форма государственного устройства. В процессе дискуссий в правовой литературе высказывались различные мнения, отдавая приоритет тому или иному определенному аспекту термина «форма государства». На сегодняшний день наиболее распространенной выступает концепция организации государственной власти, которая состоит в единстве трех элементов – правления, устройства и политического режима.
Проблема формы государства приобретает не только теоретическое, однако и первостепенное практическое и политическое значение. Эффективность деятельности Правительства, престиж и стабильность власти в целом, состояние правопорядка в стране зависит от того, насколько организована и осуществлена государственная власть.
В последнее время четко обозначились многие острые вопросы в теории и практике современных конституций, в частности вопрос о различных вариантах формы правления.
Это сопряжено, в первую очередь, с тем, что в современных условиях формируются прежние градации, взаимное восприятие и переплетение элементов различных форм, возникают смешанные и «гибридные» формы правления. Образование таких форм отражает определенные тенденции современного конституционного развития.
В большинстве случаев такое явление носит положительный характер: оно благоприятствует повышению уровня государственного контроля (в тех областях, где такое повышение соответствует интересам общества). Однако иногда, особенно если в республике ощущаются какие-то монархические особенности, такой процесс носит крайне отрицательный характер. Последнее связано, прежде всего, с появлением в XIX веке суперпрезидентских, а в XX веке президентско-монократических республик с пожизненными и даже наследственными президентами (как, например, в КНДР).
ГЛАВА 1 ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и структура формы государства
Для постижения такого нелегкого социального института, как государство, общая теории права существенное место выделяет исследованию формы государства.
Как справедливо отмечается, исторически в государственно-правовой науке вопрос формы правления имеет неотъемлемое место в исследовании форм проявления государственной жизни, сущности государства. Понятие «форма правления» логически предшествует другим аспектам формы государства. Специальная литература закрепляет, что термин формы правления выступает неотъемлемым элементом понятия «форма государства», поскольку именно в форме правления закреплена суверенная государственная власть.
Практически во всех конституциях указывается, что государство принадлежит к той или иной форме правления (монархии или республике, реже указывается характер формы правления). Однако они не раскрывают четкого и детального определения понятия «форма правления». Последний был теоретически разработан учеными-конституционалистами и теоретиками права.
Способы выявить формы правления были предприняты еще мыслителями древних времен. Так, к примеру, Платон, применяет понятие «вид государственного устройства», «аристократическое правление», «олигархический строй», Аристотель – «форма государственного устройства», «монархическое правление», Цицерон, как и Платон – «форма государственного устройства» [1, c. 82].
Следовательно, первым значительным проблемным вопросом в изучении конституционно-правового института формы правления выступает сам исследуемый термин.
Обращаясь к специальной литературе, можно заметить, что понятия «форма государственного правления», «форма правления» применяются в ней как равнозначные, причем первый более характерен для литературы советского периода.
Необходимо обратить внимание на то обстоятельство, что в зарубежной литературе, в частности американской, наравне с термином «форма правления» – «form of government» – используются термины «конституция, устройство», «правление».
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ
2.1 Монархия: понятие, признаки и виды
Монархия представляет собой такую форму правления, при которой высшая государственная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. После Второй мировой войны монархия была упразднена в Болгарии, Италии, Румынии и некоторых других странах, а затем в Греции и Афганистане. Но есть и случаи восстановления монархии (в Испании после смерти диктатора генерала Франко).
Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти в руках монарха, принцип разделения властей при этом отрицается. В правовом отношении монарх – источник любой власти, и только он определяет ее пределы в нормативных актах, которые дарует своим подданным. Король – зачастую высшее духовное лицо при наличии государственной религии. Для абсолютной монархии свойственно отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей полноты государственной власти в лице единоличного правителя [11, c. 64].
Абсолютная монархия, сформировавшаяся в поздний период развития Средневековья, в настоящее время характерна для богатых, но экономически неразвитых стран, которым присуща строгая морально-этическая регламентация общественной жизни. При неограниченной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. На современном этапе данный конституционный строй присутствует в Саудовской Аравии, Катаре, Омане, ОАЭ, Брунее. В ОАЭ он имеет свои особенности: правитель страны избирается сроком на пять лет из числа эмиров - правителей субъектов федерации, которые, в свою очередь являются абсолютными монархами в своих эмиратах.
Верховная власть в монархии зачастую осуществляется системой высших органов, неформальными структурами (семейный совет, высшее духовенство, совет ашшура). Слой сторонников, единомышленников правителя именуют его доменом, то есть группой лиц, имеющих возможность регулярного общения с лидером.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования и согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы:
1. Форма правления представляет собой составную часть комплексного правового института формы государства. Данный компонент формы государства задаёт конечные, самые общие принципы распределения основных полномочий государства между высшими органами власти, устанавливает, кому подотчётно и подконтрольно правительство.
2. Форма правления зависит от конкретно-исторических условий её возникновения и развития. Причины, детерминирующие выбор конкретной формы правления, кроются в соотношении политических сил в стране, особенно в период её возникновения. Появление государства и его развитие подчинены всеобщим диалектическим законам. Форма правления, не обусловленная историческим опытом, догматически навязанная извне радикальной группой общества путём буквального перенесения зарубежных образцов, ведёт к тому, что оно перестаёт быть действенным механизмом. Государство не отвечает вызовам, как из собственной социальной среды, так и внешним, теряет контроль над обществом. Иными словами, форма правления есть следствие культурного и экономического окружения, в котором предполагается её функционирование.
3. Абсолютной монархии свойственны неограниченные полномочия монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Дуалистическая монархия, характеризуется отделением части власти монарха в пользу парламента, в крайней виде такая форма правления представляет собой номинальный парламентаризм.
4. Президент в президентской республике является главой государства и главой исполнительной власти. Правительство формируется президентом самостоятельно. Отличительной особенностью президентской республики выступает жесткая система разделения властей.
5. В парламентарных странах, как монархии, так и республике, правительство несет политическую ответственность перед парламентом, формируется парламентским путем и обязано уйти в отставку в случае выражения ему вотума недоверия. Премьер-министр является ведущей политической фигурой в государстве. Глава государства представляет национальное единство. Президент или монарх наделены правом роспуска парламента.
1 Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: учебник / А.Ф. Вишневский, К.А. Горбаток, В.А. Кучинский, под. ред. В.А. Кучинского; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образование Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь. – Минск: Акад. МВД, 2013. – 479 с.
2 Чудаков, М.Ф. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / М.Ф. Чудаков. – Минск: Харвест, 1998. – 783 с.
3 Энциклопедия публичного права / Серия: «Право», приложение к журналу «Право и экономика» – Минск: 2000. – 320 с.
4 Гавриленко, В.Г. Конституционное право: термины, понятия, определения / редкол.: В.Г. Гавриленко и др. – Минск: Право и экономика, 1998. – 352 с.
5 Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.). – Минск: Амалфея, 2004. – 48 с.
6 Борисов, Г.А. Теория государства и права: учебник / Г.А. Борисов. – Белгород: Изд-во Бел ГУ, 2007. – 292 с.
7 Кучинский, В.А. Общая теория государства и права: учебник / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; под общ. ред. В.А. Кучинского. – Минск: Интегралиолиграф, 2009. – 552 с.
8 Дробязко, С.Г. Общая теория права: учеб. пособие для вузов / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – 2-е изд., исправл. и доп. – Минск: Амалфея, 2007. – 480 с.
9 Дробязко, С.Г. Общая теория права: пособие / В.А. Абрамович [и др.]; под общ. ред. С.Г. Дробязко, С.А. Калинина. – Минск: БГУ; издательство «Четыре четверти», 2014. – 416 с.
10 Реут, В.И. Форма правления в Республике Беларусь: поиски определения / В.И. Реут // Юридический журнал. – 2005. – № 2. – С. 9-11.
11 Демичев, Д.М. Конституционное право. Краткий конспект лекций / Д.М. Демичев. − Минск: БГЭУ, 2018. − 182 с.
12 Конституция Бахрейна от 14 февраля 2002 года // Конституционное право зарубежных стран [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mykpzs.ru/konstituciya-baxrejna-2002-rus/.
13 Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебник / Д.М. Демичев. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. – 416 с.
14 Конституция Испании от 29 декабря 1978 года // Конституционное право зарубежных стран [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mykpzs.ru.
15 Маклаков, В.В. Конституции зарубежных стран: учебное пособие / сост. проф. В.В. Маклаков. – 4 изд. перераб. и доп. – Москва: Волтерс Клувер, 2003. – 624 с.
16 Конституция Японии от 3 мая 1947 года // Конституционное право зарубежных стран [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mykpzs.ru.
17 Конституция Иордании 1952 года // ОАЭ и Ближний Восток [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oaelife.ru/?p=1057.
18 Конституция Кувейта // Конституционное право зарубежных стран [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mykpzs.ru.
19 Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 399 с.
20 Варламова, Н.В. Конституции государств Центральной и Восточной Европы / отв. ред. Н.В. Варламова. – Москва: МОНФ, 1997. – 578 с.