ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОНОПОЛИИ
1.1 Сущность, виды, условия возникновения и равновесия фирмы
1.2 Эффективность монополии: факторы, условия, измерение
ГЛАВА 2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Антимонопольная политика в странах ЕС
2.2 Особенности антимонопольной политики в России
ГЛАВА 3 МОНОПОЛИИ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Общая характеристика монопольного рынка
3.2 Антимонопольная политика в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Основой рыночных отношений в большинстве стран мира является свободная конкуренция субъектов хозяйствования. Вопросы монополизации рынков и ограничения конкуренции всегда привлекали пристальное внимание государства, так как существование монополий оказывает негативное влияние на рынок. Особенно актуальна проблема формирования конкурентной среды в условиях трансформационной экономики Беларуси с большим количеством крупных предприятий государственного сектора.
Подобное состояние рынка является монополией - ситуацией, чреватой рядом крупных проблем для хозяйства. В данном случае, однако, монополия возникает вследствие естественных причин: технологические особенности производства таковы, что единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих между собой фирм. Такую монополию экономисты называют естественной, или технологической. Ее классическим примером являются различные виды инфраструктуры.
Объектом исследования данной курсовой работы являются монополии. Предмет исследования – влияние монополий на развитие рынка и антимонопольная политика государства.
Цель исследования: выявить характер влияния монополий на экономическое развитие, определить направления и эффективность проводимой антимонопольной политики разных стран. Задачи исследования: изучить особенности поведения фирмы-монополиста, виды монополий, исследовать эффективность монополий для функционирования экономики, проанализировать особенности антимонопольного регулирования стран ЕС, России и Республики Беларусь, выявить проблемы и сформулировать рекомендации для совершенствования антимонопольной политики Беларуси.
Методы исследования: теоретические, эмпирические, графические.
Курсовая работа выполнена на 28 страницах, включает введение, 3 главы, 6 параграфов, заключение, список использованных источников.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ МОНОПОЛИИ
1.1 Сущность, виды, условия возникновения и равновесия фирмы
Рынок абсолютной (чистой) монополии – тип рыночной структуры, характеризующийся высокой степенью рыночной власти продавца и отсутствием конкуренции. При этом важно не только общее число фирм, но и количество «основных игроков» – фирм, обладающих значительной долей рынка. Например, если две крупные фирмы отвечают за 90% продаж на рынке, а на долю прочих 20 фирм приходятся остальные 10%, то эти две крупные фирмы, скорее всего, владеют существенной монопольной властью. Когда несколько фирм отвечают за большую часть рынка, мы называем такой рынок сильно концентрированным [14, с. 316]. Монополизм (рыночная власть) – это способность производителя оказывать влияние на рыночную цену.
Условиями возникновения монополии (барьерами для входа в отрасль) являются нововведения и новации, защищенные патентом, лицензии государства, экономия от масштаба, исключительная собственность на ресурс, государственная политика [11, с. 66].
Экономия от масштаба производства возникает тогда, когда при увеличении мощностей совокупные издержки растут медленнее, чем объем выпуска продукции. В итоге снижаются средние совокупные издержки производства. Появляется возможность роста прибыли.
Наряду с экономией масштаба, среди внутренних факторов концентрации производства выделяют эффект обучения персонала и экономию от разнообразия выпуска [6, с. 134]. Эффект обучения персонала на крупном предприятии достигается значительно быстрее, поэтому снижаются средние постоянные затраты. Экономия от разнообразия, или преимущества диверсификации производства, сводится к тому, что организованный параллельный выпуск к более низким совокупным издержкам производства за счет более полного использования производственных мощностей и загрузки управленческого персонала.
ГЛАВА 2 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Антимонопольная политика в странах ЕС
В основе политики антимонопольного регулирования, реализуемой в большинстве стран мира, лежат законодательство о конкуренции (competition law) и антимонопольное законодательство (antitrust law). Их цели – содействие развитию конкуренции и ограничение монопольной власти субъектов рынка. Можно выделить две формы антимонопольной политики зарубежных стран [3]: американскую, которая запрещает любую форму монополистического сговора или союза (США, Аргентина и др.); и западноевропейскую, которая направлена против тех монополий, которые ограничивают возможности конкуренции в какой-либо отрасли рынка (страны Западной Европы, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР).
В законодательной системе Америки антимонопольное регулирование именуется антитрестом, а в Австрии, Германии и Швейцарии – картельным антимонопольным регулированием.
Выделяют антимонопольную и конкурентную политику [14, с. 65]. Антимонопольная политика – комплекс мер, направленных на обеспечение условий для развития конкуренции на рынке, наблюдение за процессами концентрации, контроль и надзор в области пресечения монополистических действий и недобросовестной конкуренции со стороны субъектов рынка, недопущение антиконкурентных действий органов власти.
Конкурентная политика – системная деятельность правительства, направленная на создание конкурентных условий для экономической деятельности, использующая механизмы противодействия ограничительной деловой практики, антиконкурентному государственному вмешательству в развитие рынка.
Антимонопольная политика ЕС (общая политика по вопросам конкуренции) в целом направлена на недопущение ограничения свободы конкуренции как предприятиями, так и государствами-участниками путем введения протекционистских мер, предоставляющих национальным предпринимателям необоснованные преимущества и льготы [2].
ГЛАВА 3 МОНОПОЛИИ И АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Общая характеристика монопольного рынка
С 90-х годов XX века Республика Беларусь проводит комплекс экономических, законодательных и административных мер, направленных на обеспечение развития конкуренции, недопущение чрезмерной монополизации рынка и злоупотреблений со стороны хозяйствующих субъектов.
Современное состояние конкуренции в Республике Беларусь можно охарактеризовать следующим образом [7, с.22]:
- данное явление, а также законодательство о конкуренции и практике его применения в течение более 10 лет фактически отсутствуют;
- право свободного и равного доступа на рынок не реализуется;
- в Государственный реестр лиц, занимающих доминирующее положение на республиканском и местных товарных рынках включено более 500 хозяйствующих субъектов, естественных монополий – около 200;
- сохраняется большое количество государственных предприятий, объединений (концернов) с вертикальной подчиненностью, в том числе государственным органам;
- существует владельческий контроль министерствами за деятельностью компаний государственной долей собственности в уставном фонде;
- доля государственных предприятий и обществ с долей государства составляет 60-80% к ВВП (в зависимости от региона и отрасли);
- доля малого и среднего бизнеса в ВВП ненамного превышает 20%;
- фактически, прежде всего в стратегических инфраструктурных отраслях (связь, транспорт), присутствует монополия государства.
Факторами, сдерживающими развитие конкуренции в стране, выступают: высокая степень монополизации товарных рынков, преобладание государственной собственности в экономике, государственный протекционизм, значительный административный контроль за ценообразованием, неравенство условий хозяйствования, наличие ограничений по входу на рынки, административные ограничения конкурентного поля внутри страны. Антимонопольное регулирование до недавнего времени носило пассивный характер, а порой подменялось ценовым регулированием.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Рынок монополии характеризуется наличием рыночной власти продавца (возможностью влиять на цену товара), которая поддерживается такими барьерами вхождения в отрасль, как патенты, лицензии, экономия от масштаба, исключительная собственность на ресурс, государственная политика. Данные барьеры предопределяют уникальность производимого товара и отсутствие полной информации о рынке. Выделяют такие виды монополий, как открытую и закрытую монополию. Технологические особенности определяют существование естественных монополий, которые ведут к экономии на масштабах производства.
2. Среди отрицательных последствий монополизации рынков отмечают такие как меньший, по сравнению с чистым конкурентом, объем производства и реализует его по более высокой цене; неэффективное распределение экономических ресурсов; потери эффективности, связанные с выбором нерациональных методов производства и неоптимальных размеров фирмы (Х-неэффективность); снижение стимулов к инновациям. Положительные тенденции монополизации: широкие финансовые возможности для инновационной деятельности, выход на мировые рынки, возможность снижения издержек за счет положительного эффекта масштаба, производство более качественной продукции. Показателями измерения монопольной власти принято считать индекс Лернера и индекс Херфиндаля-Хиршмана.
3. Ряд негативных последствий существования монополии заставляет правительства вмешиваться в их деятельность через антимонопольное регулирование. В основе политики антимонопольного регулирования, реализуемой в большинстве стран мира, лежат законодательство о конкуренции и антимонопольное законодательство. Их цели – содействие развитию конкуренции и ограничение монопольной власти субъектов рынка.
4. Антимонопольная политика Европейского Союза направлена в целом на недопущение ограничения свободы конкуренции как предприятиями, так и государствами-участниками путем введения протекционистских мер, предоставляющих национальным предпринимателям необоснованные преимущества и льготы. Она применяется к трем ключевым элементам защитной конкурентной политики: контролю сделок экономической концентрации; ограничивающим конкуренцию соглашениям (как горизонтальным, так и вертикальным) и согласованным действиям; злоупотреблению доминирующим положением.
1 Альпидовская, М.Л. Макроэкономика: учебник / М.Л. Альпидовская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 409 с.
2 Аносова, А.В. Макроэкономика: учебник для бакалавров / А.В. Аносова и др.; отв. ред. С.Ф. Серегина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2015. – 527 с.
3 Басовская, Е. Н. Экономическая теория: учеб. для вузов / Е.Н. Басовская, Л.Е. Басовский – М.: ИНФРА-М, 2017. – 375 с.
4 Внешняя торговля Беларуси [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.mfa.gov.by/export/.
5 Внешняя торговля Беларуси: почему рост экспорта и радует, и настораживает? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://naviny.by/article/20180314/1521006504-vneshnyaya-torgovlya-belarusi-pochemu-rost-eksporta-i-raduet-i/.
6 Басовский, Л.Е. Макроэкономика: учебник / Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 202 c
7 Гусейнов, Р.М. Макроэкономика: учеб. пособие / Р.М. Гусейнов, В.А. Семенихина. – М.: Омега-Л, 2015. – 254 c.
8 Золотарчук, В.В. Макроэкономика: учебник / В.В. Золотарчук. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 608 c.
9 Золотарчук, В.В. Макроэкономика: учебник / В.В. Золотарчук. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 537 с.
10 Кузнецов, Б.Т. Макроэкономика: учеб. пособие / Б.Т. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 463 c.
11 Кураков, Л.П. Экономика: учебник для вузов / Л.П. Кураков, Н.Н. Дроздов, М.В. Игнатьев и др.; под общ. ред. Л.П. Куракова. – М.: Изд-во ИАЭП, 2017. – 752 с.
12 Липсиц, И.В. Экономика: учебник / И.В. Липсиц. – 4-е изд., стероетип. – М.: КНОРУС, 2017. – 310 с.
13 Макроэкономика: учебник для вузов / Л.П. Кураков, М.В. Игнатьев, А.В. Тимирясова и др.; под общ. ред. Л.П. Куракова. – М.: Изд-во ИАЭП, 2017. – 336 с.
14 Миропольский Т.Г. Макроэкономика: учебник / под ред. Д.Ю. Миропольского, Т.Г. Бродской. – СПб.: Питер, 2016. – 368 с.
15 Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/.
16 Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь до 2035 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.economy.gov.by/uploads/files/ObsugdaemNPA/Kontseptsija-na-sajt.pdf.
17 Официальный сайт Министерства иностранных дел Республики Беларусь. Приоритетные направления внешней политики Республики Беларусь [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.mfa.gov.by/foreign_policy/priorities/
18 Программа деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016-2020 годы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.government.by/upload/docs/pdp2016_2020.pdf.
19 Государственный Таможенный комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.customs.gov.by/ru/ .
20 Экспорт важнейших видов продукции Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/makroekonomika-i-okruzhayushchaya-sreda/vneshnyaya-torgovlya_2/godovwe_danne/eksport-vazhneishih-vidov-produktsii/.