ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Сущность предпринимательства и его основные формы
1.2 Основные субъекты предпринимательства и их функции
1.3 Характеристика основных объектов инфраструктуры малого и среднего бизнеса
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ законодательства Республики Беларусь в сфере предпринимательства
2.2 Анализ основных показателей хозяйственной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Малое и среднее предпринимательство в современной системе финансово-хозяйственных отношений постепенно приобретает уникальную роль генератора и проводника инноваций и драйвера изменений рыночной инфраструктуры. Важность данного сектора объективно определяется его способностью к проактивной реакции на малейшие изменения в клиентских потребностях и умении в кратчайшие сроки организовать жизнеспособную бизнес-модель поставки требуемых благ в условиях оганиченной информации, финансирования и повышенных рыночных рисков.
Малый и средний бизнес в рыночной экономике представляет собой ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Как показывает опыт экономически развитых государств, устойчивое социально-экономическое развитие напрямую зависит от уровня активности малого и среднего предпринимательства.
Развитие данного сектора экономики отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства.
Современный этап развития предпринимательства в Республике Беларусь характеризуется тем, что на уровне государства и общества необходимость активизации частной инициативы рассматривается не только как способ обеспечения занятости населения, но и как один из существенных источников стабильного экономического роста.
Цель курсовой работы – проанализировать процесс развития малого и среднего бизнеса на современном этапе развития национальной экономики Республики Беларусь.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
1.1 Сущность предпринимательства и его основные формы
История предпринимательства, которая имеет многовековой опыт, была прервана в период больших потенциальных возможностей, когда многие сотни тысяч бизнесменов стали иметь возможность в содействии степени укрепления финансовой силы государства. Политика вытеснения, а вслед за тем и ликвидирования предпринимательства как класса вытекала из марксистских представлений о коммунистическом обществе. Деятельность предпринимателей классики теории марксизма связывали, в основном, с личной собственностью и эксплуатацией рабочей силы, хотя все же и признавали некоторые позитивные и организационные функции предпринимательства.
Предпринимательство всегда выступало в качестве основного стимулирующего принципа трудовой деятельности, деловой активности и высокопроизводительного труда.
С точки зрения экономистов, предприниматель – это тот, кто объединяет инструменты, работу, материалы и т.д. таким образом, что совокупная цена получаемого продукта растет. При этом он использует различные экономические механизмы, воплощая в жизнь инновации и изменяя заведенный веками порядок.
Предпринимательство является динамичным процессом наращивания богатства [4, c.35].
С развитием различных негосударственных форм собственности, вовлечением в данный процесс довольно широких масс населения появилась надобность законодательного урегулирования данных отношений. Появившиеся в итоге законы «О кооперации в СССР» и «О персональной трудовой деятельности» во многом содействовали развитию альтернативной экономической деятельности, в конце концов оказались очевидно недостаточными для регуляции уже давно использующихся в международной практике разнообразных форм предпринимательской деятельности. Это привело к принятию большого числа законодательных актов, закрепивших эти формы.
Согласно положению Гражданского кодекса Республики Беларусь, предпринимательская деятельность определяется как самостоятельный вид деятельности физических и юридических лиц, которая осуществляется ими в хозяйственном обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность, и которая направлена на регулярное получение прибыли от пользования своим имуществом, продажи вещей, которые были произведен, переработаны или приобретены данными лицами для реализации, а также от исполнения работ или оказания услуг, если данные виды работ или услуг предназначены для реализации прочим лицам и не будут использоваться для собственного потребления [8, c.331].
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Анализ законодательства Республики Беларусь в сфере предпринимательства
Малый и средний бизнес в Беларуси играют достаточно важную роль в социально-экономическом развитии государства, способствуют формированию и развитию конкурентной среды, росту производства и реализации потребительских товаров, расширению рамок сферы услуг, приданию национальной экономике дополнительной стабильности и гибкости [16, c.8].
Роль малого и среднего бизнеса в республике определена такими его специфическими характеристиками, как способность наиболее оперативно, гибко и полно удовлетворять потребительский спрос, экономичность, маневренность и своевременный отклик на изменения конъюнктуры рынка, возможности по созданию дополнительных рабочих мест и использования незанятой рабочей силы.
Поэтому основной целью Государственной программы поддержки предпринимательства в Республике Беларусь в 2016-2020 гг., которой определены более 50 мероприятий, является именно создание благоприятных условий для ведения и развития предпринимательской деятельности, стимулирование ее по важным направлениям в регионах страны, оказание тотального содействия вновь создаваемым субъектам малого и среднего бизнеса [12].
Основными целями данной Программы являются создание оптимальных условий для осуществления предпринимательской деятельности, стимулирование ее развития по основным важным направлениям для регионов, оказание полного содействия вновь создаваемым субъектам малого и среднего бизнеса.
Чтобы достичь поставленных целей, нужно решить следующие основные задачи:
- войти в число передовых стран по основным топовым мировым рейтингам, которые характеризуют конкурентоспособность, уровень инновационного развития, деловую среду, эффективность государственного управления страной. Это необходимо для улучшения международного имиджа Республики Беларусь и роста доверия у национальных и зарубежных инвесторов к проводимой в стране экономической политике;
- развить конструктивный диалог государства с представителями бизнеса и общественными организациями (объединениями) предпринимателей;
- усовершенствовать государственное регулирование условий ведения бизнеса в стране;
- содействовать развитию основных субъектов инфраструктуры, занимающихся поддержкой малого и среднего бизнеса (финансовая поддержка, обеспечение доступа к материальным ресурсам, предоставление консультаций, участие в государственных закупках товаров, работ, услуг и пр.);
- содействовать и оказывать государственную поддержку кластерным проектам и инициативам;
- модернизировать инфраструктурные и социальные сектора экономики республики с помощью реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства [12].
ГЛАВА 3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
На развитие субъектов малого и среднего предпринимательство влияет инфраструктура поддержки предпринимательства, функционирующая в Республике Беларусь.
Инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства составляют коммерческие и некоммерческие организации, которые осуществляют свою деятельность для размещения заказов на поставку товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных или муниципальных нужд.
Немаловажную роль поддержки малого и среднего предпринимательства играет национальный конкурс «Предприниматель года», где ежегодно принимают участие сотни предпринимателей, что дает им возможность заявить о себе, а также получить заслуженное признание Правительства и делового сообщества.
Итоги ежегодной работы Правительства и соответствующих органов находят отражение в мировом рейтинге Doing Business, где уже многие годы Республика Беларусь входит в ТОП-40 [7].
В 2019 году Беларусь заняла 37 место в мировом рейтинге Doing Business, поднявшись на несколько строчек по таким показателям, как «Регистрация предприятий», «Международная торговля», «Получение кредитов». Высокие показатели по данным направлениям содействуют росту малого предпринимательства в республике.
Одной из главных проблем развития малого предпринимательства является налогообложение: согласно рейтингу Doing Business на 2019 год Республика Беларусь занимала 99 место в рейтинге по данному фактору. Налогообложение субъектов хозяйствования в Республике Беларусь характеризуется крайне высокой общей налоговой ставкой, увеличением удельного веса косвенных налогов, что приводит к повышению конечной стоимости товара для потребителя.
С целью формирования динамично развивающегося сектора малого и среднего предпринимательства , способного существенно улучшить структуру белорусской экономики, повысить ее конкурентоспособность, обеспечить э аффективную занятость и рост доходов населения в Республики Беларусь разработан ряд стратегий и государственных программ, направленных на создание условий развития предпринимательства на среднесрочную перспективу.
Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016–2020 годы – является основополагающим документом, направленным на развитие малого и среднего предпринимательства как одного из факторов обеспечения стабильно высокого уровня занятости населения и экономического роста [2].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринимательство всегда выступало в качестве основного стимулирующего принципа трудовой деятельности, деловой активности и высокопроизводительного труда.
Роль предпринимательства в рыночной экономике крайне важна, и ее трудно переоценить.
Таким образом, предпринимательская деятельность – это важнейший компонент рыночной экономики. Существует множество программ, стратегий развития предпринимательской деятельности. Не будет никого процветания общества, страны без развития предпринимательской деятельности. Поэтому государство должно поддерживать, поощрять, предоставлять больше возможностей для реализации своих идей, тем самым развивая эту деятельность.
Являясь основой рыночной экономики и охватывая широкий спектр различного рода экономической деятельности, именно эта деятельность способна решить определенные проблемы, стоящие перед обществом на сегодняшний день и обеспечить конкурентоспособность страны на мировом уровне.
Предприятие обобщенно можно определить как имущественно обособленную хозяйственную единицу, которая организована для достижения каких-либо определенных целей. Чаще всего основная цель деятельности любого предприятия - это получение прибыли.
В нормальной экономике бизнес развивается в огромном количестве всевозможных форм. А каждая предпринимательская деятельность исполняется в рамках конкретной организационной формы.
Выбор видов и форм предпринимательства находится в зависимости от собственных пристрастий и вкусов бизнесмена, но ключевым образом определяется беспристрастными критериями – сферой деятельности, наличием денег, плюсами и минусами собственных компаний. При этом выбор определенной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности станет оказывать конкретное воздействие на воплощение предпринимательской функции владельцем или же управляющим.
Малый и средний бизнес в Беларуси играют достаточно важную роль в социально-экономическом развитии государства, способствуют формированию и развитию конкурентной среды, росту производства и реализации потребительских товаров, расширению рамок сферы услуг, приданию национальной экономике дополнительной стабильности и гибкости.
1. Государственная поддержка бизнеса [Электронный ресурс] / Инвестиционный атлас г.Минска. - Режим доступа: http://investatlas.minsk.gov.by/minsk/gosudarstvennaya-podderzhka-biznesa/.
2. Государственная программа «Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь» на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс] / Министерство экономики РБ. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/dadvfiles/001340_53062_Programma.pdf/.
3. Декрет Президента Республики Беларусь № 7 «О развитии предпринимательства» от 23 ноября 2017 года.
4. Дещеня С.А., Яцевич Н.В., Роль малого и среднего предпринимательства в развитии национальной экономики Республики Беларусь, 2020. – С.35-41.
5. Максимова В. Ф. Макроэкономика : учебник для бакалавриата и специалитета / под общей редакцией В. Ф. Максимовой. – Москва : Издательство Юрайт, 2017. – 171 с.
6. Малое и среднее предпринимательство в Республике Беларусь : стат. буклет. – Минск : Нац. стат. ком. Респ. Беларусь, 2020. – 43 с.
7. Малый и средний бизнес в Беларуси // Исследовательский центр ИПМ. Исследования. Прогнозы. Мониторинг [Электронный ресурс]. – Режим доступа www.research.by
8. Манько М.А., Русак И.Н., Анализ поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь, 2020. – С.331-334.
9. Маховикова, Г. А. Экономическая теория : учебник и практикум для бакалавриата и специалитета / Г. А. Маховикова, Г. М. Гукасьян, В. В. Амосова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 443 с.
10. Мацкевич Л. И., Малый и средний бизнес в условиях эпидемии коронавируса – человеческий фактор, 2020. – С.13-20.
11. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года [Электронный ресурс] / ООН в Республике Беларусь. - Режим доступа: http://un.by/ru/publications/thema/sustainabledevelopment/.
12. Национальный статистический комитет Республики Беларусь: основные показатели [Электронный ресурс] / Нацстат РБ: официальный сайт. - Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/statistika-gosudarstvennykh-organov-respubliki-belarus/.
13. О деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] /Министерство экономики РБ. - Режим доступа: https://www.economy.gov.by/ru/activities-of-infrastructure-to-support-small-businesses-ru
14. Розанова, Н. М. Макроэкономика. Продвинутый курс в 2 ч. Часть 2 : учебник для магистратуры / Н. М. Розанова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 382 с.
15. Скриба, А. Белорусский малый и средний бизнес в 2012 г. /А.Скриба. - Минск: Исследовательский центр ИПМ, 2013. - 16 с.
16. Статистический бюллетень. Выпуск в разрезе банков, малое и среднее предпринимательство / Национальный банк Республики Беларусь. – Минск, 2019. – № 6 (40). – 131 с.
17. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства «Беларусь – страна успешного предпринимательства» : утв. постановлением Совета Министров Респ. Беларусь от 17 окт. 2018 г. № 743 // КонсультантПлюс : Беларусь : Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». – Минск, 2020.
18. Экономика. Проблемы развития предпринимательства в Беларуси [Электронный ресурс] / Google Data. Режим доступа: http://sites.google.com/site/ekonomikarb/33-problemy-razvitia-predprinimatelstva-v-belarusi/.
19. Электронный портал министерства экономики РБ: перечень центров поддержки предпринимательства в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / Минэкономики РБ. - Режим доступа: http://www.economy.gov.by/ru/center-predprin-ru/.
20. Comparative Epidemiology of Pandemic and Seasonal Influenza A in Households [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nejm.org/doi/pdf/10.1056/NEJMoa0911530
21. Формирование условий, благоприятствующих развитию малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь: монография / В. Л. Цыбовский и др. – Минск: Ковчег, 2018. – 242 с.
22. Мартышевская Е.А. Развитие малого бизнеса в Республике Беларусь.// Актуальные проблемы науки XXI века- Минский институт управления, -2015 –с.78-82