ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Анализ понятия «тревожность» в научной литературе
1.2 Причины появления и особенности проявления тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста
1.3 Методы профилактики тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста
2.2 Результаты исследования уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста
2.3 Рекомендации по профилактике тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Психологическое формирование личности осуществляется в целом в дошкольном и младшем школьном возрасте и находится в тесной связи с окружающим миром. Самым важным считается взаимосвязь детей с их родителями либо со взрослыми людьми из их окружения. Чрезвычайно важно принимать во внимание специфику эмоций детей с той целью, чтобы корректно отвечать на их действия, а также отбирать нужную реакцию и осознанно воспитывать ребенка.
Перед детьми постоянно возникают трудности, которые находятся в тесной связи с тревожностью. Множество ученых, педагогов и исследователей принимали во внимание данную проблематику. Анализ работ многочисленных ученых предоставляет возможность систематизировать и классифицировать характеристики тревожности детей, с одной стороны как специфическую психодинамическую характеристику (Н. Д. Левитов, А. И. Захаров), с другой стороны – как условие и итог нахождения в социуме (А. М. Жупляни, Н. В. Имедадзе, К. Хорней). Иными словами, в качестве причин возникновения тревожности выделяются либо врожденные, либо общественные характеристики психологического развития ребенка [1].
Данная работа ориентирована на исследование предпосылок и последствий тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста, с целью исследования прикладных и теоретических особенностей диагностирования. Принятие во внимание тревожности детей дошкольного и младшего школьного возраста является чрезвычайно важным по той причине, что тревожность оказывает непосредственное воздействие на личное и эмоциональное формирование детей, а также на содействие их здоровью.
Цель исследования – изучить особенности проявлений тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Объект исследования: тревожность.
Предмет исследования: изучение тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Выполнить теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детской тревожности;
2. Выявить причины появления и особенности проявления тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста;
3. Рассмотреть методы профилактики тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Анализ понятия «тревожность» в научной литературе
Понятие «тревога» в нашем языке впервые появилось в 18 веке и значило «знамение борьбы». В будущем возник также термин тревожность. Под тревожностью понимается характеристика личности, образующееся по причине склонности личности к чрезвычайно нечастому и достаточно сильному ощущению тревоги. Помимо этого, имеется значительная возможность рецидива. Тревожность изучается как личностное формирование либо как свойство темперамента, возникающее по причине слабых нервов.
В рамках литературных источников понятие «тревога» и «тревожность» зачастую перепутывают, но они имеют сходство. Тревога подразумевает отрицательные эмоции, выражающая ощущение неуверенности в себе и обеспокоенности. В качестве главных характеристик тревоги выделяются следующие: слишком сильное сердцебиение, одышка, сухость во тру, слабость. Вдобавок ко внешним признакам также в случае возникновения тревожности трансформируется поведение, к примеру, дошкольник начинает грызть ногти, качаться на стуле, барабанить по столу, тянуть волосы, крутить различные объекты в пальцах и пр.
По мнению А.М. Прихожан, в случае формирования тревожности индивид ощущает некомфортность в плане эмоций, который возникает в связи с чувством ожидания отрицательного момента, либо некоторой будущей неблагоприятной ситуации [2].
По мнению Л.А. Китаев-Смыка, в настоящее время выделяется две разновидности тревожности, а именно: тревожность характера и ситуационная тревожность.
Утверждение стремления к тревожности, со стороны физиологии нервов, было обнаружено у ряда отечественных ученых, педагогов и методистов. Согласно И.П. Павлова, в случае влияния внешнего раздражения происходит нервный срыв по слабой разновидности, далее он происходит по возбудимой разновидности. Тем не менее, для стабильных животных с оптимальным уровнем подвижности не характерны срывы.
Помимо этого, Б.М. Теплов указывает на взаимосвязь и взаимозависимость состояния тревоги и нервов [3].
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методы исследования уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста
Исследование проводилось на базе .... Всего в исследовании приняли участие 30 детей дошкольного и младшего школьного возраста. Выборку исследования составили 2 группы: 15 детей дошкольного и 15 детей младшего школьного возраста.
Цель эмпирического исследования: выявить особенности уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: существуют различия в уровне тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Эмпирическое исследование осуществлялось в несколько этапов:
1) теоретический анализ по проблеме исследования, подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования;
2) изучение особенностей уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста, обработка данных, интерпретация полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов исследования;
3) формулирование выводов исследования, разработка рекомендаций по профилактике тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Методика исследования «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) [18].
Цель: оценка уровня и особенностей тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Стимульный материл методики представлен рисунками для мальчиков и для девочек, где изображены различные ситуации с детьми.
В ходе исследования рисунки предъявляются ребенку в строгой последовательности. Показав ребенку рисунок, психолог задает вопрос и дает инструкцию-разъяснение определенного содержания.
На основании данных протокола вычисляется индекс тревожности ребёнка (ИТ), который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Негативное поведение базируется лишь на эмоциях, а не на успокоении, на неудобстве и отсутствии уверенности в своих силах и в будущем. Все это считается проявлением тревожности.
Тревожность следует изучать как состояние, временный опыт либо достаточно длительная характеристика личности. В данном случае неважен уровень объективности и адекватности ситуации. Опыт чрезвычайной тревожности, следовательно, сход с опытом изменений. В субъективном плане данные состояния одинаковы. Тем не менее, объективное различие глобально. Тревожность является объективным состоянием человека. Она представляет собой нормативную реакцию, которая передает адекватное понимание окружающего мира, коммуникабельность и корректное взаимодействие личности. Данное переживание еще не указывает на беспокойство. Беспокойство, не имея активное основание, значит, что мировосприятие является искаженным и неадекватным. Адекватное взаимодействие с окружающим миром является нарушенным. При последнем условии тревога считается характеристикой личности, неадекватностью восприятия мира.
В дошкольном возрасте мальчикам чаще всего страшно из-за различных героев сказок, темноты, лекарств. Девочки бояться быть одними, боятся темноты, боли. С возрастом у детей возрастает познавательная активность, страхи уменьшаются. Дети практически полностью преодолевают страхи, будучи подростками. Дошкольники боятся быть одни, испытывают тревожность и неспокойство, что можно объяснить боязнью того, что на ребенка нападут, что происходит из сказок. Ребенок, которого не опекают родители, не чувствует себя в безопасности. Дети проигрывают сказки в играх и в том случае, когда родители играют с детьми, страхи детей самоустраняются, при определении ролей. Эффективность особенно отмечена, когда дети рисуют сказочных монстров.
В младшем школьном возрасте, в 5-6 лет, страхи чрезмерно очевидны. Причиной являются не эмоции, а преувеличенное осознание опасных ситуаций. Больше всего дети боятся смерти, глубины. Именно страх смерти связывает во единое целое все страхи детей. Это происходит по причине развития навыков мыслить абстрактно, понимания времени и расположения. Формирование страха умереть значит понимание невозможности вернуть трансформации возраста. Ребенок на данном этапе осознает, что взросление переходит во смерть. Школьники также боятся дьявола и потусторонних сил, также боятся мертвых, драконов и пр.
1. Захаров, А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка / А.И. Захаров. – СПб.: Союз, 2007. – 224 с.
2. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. – Воронеж, 2008. – 304 c.
3. Кочубей, Б. Ярлыки для тревожности / Б. Кочубей, Е. Новикова // Семья и школа. – 2008. – № 9. – С. 27-29.
4. Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. – М., 1989. – 448 с.
5. Психология индивидуальных различий /Под редакцией Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. — М.: ЧеРо, МПСИ, 2006. — 776 с.
6. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. – М., 1993. – 571 с.
7. Психолог в детском дошкольном учреждении. Методические рекомендации к практической деятельности / Под ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: Новая школа, 2016. – 144 с.
8. Аракелов, Н.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности / Н.Е. Аракелов, Е.Е. Лысенко // Психологический журнал. – 2007 – №2. – С. 102-113.
9. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей /Л.В. Макшанцева // Психологическая наука и образование. - 1998, № 2. - с.11 - 58.
10. Савина, Е. Тревожные дети / Е. Савина, Н. Шанина // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 4. – С. 11-14.
11. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / И.В. Имедадзе. – Тбилиси, 2003. – 240 с.
12. Брель, Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции: дис. канд. психол. наук / Е.Ю. Брель. – Ин-т образования Сибири, Дальнего Востока и Севера РАО. – Томск, 1996. – 120 с.
13. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности / А.М. Прихожан // Психологическая наука и образование. – 2010. – № 2. – С. 11-17.
14. Макшанцева, Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей / Л.В. Макшанцева // Психологическая наука и образование. - 1998, № 2. - с.11 - 58.
15. Рачин, А. П. Депрессивные и тревожные расстройства / А.П. Рачин, Е.В. Михайлова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. – 106 c.
16. Микляева А. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А. В. Микляева, П. В. Румянцева. — СПб.: Речь, 2004. — 248 с
17. Козлова, Е.В. Тревога – как одна из основных проблем, возникающих у ребенка в процессе социализации /Е.В. Козлова / Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. – Ставрополь, 2007. – 268с.
18. Тэммл, Р. Тест тревожности / Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. – М., 1992. – 103 с.
19. Гупта, М. К. Как всегда оставаться счастливым. Рекомендации по преодолению стресса, нервного напряжения и тревожности / М.К. Гупта. – М.: АСТ, Астрель, 2016. – 128 c.
20. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников. Диагностика. Коррекция. – М.: Учитель, 2014. – 144 c.