ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, НОРМАТИВНО РЕГУЛИРОВАНИЕ, СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ
1.1. Понятие исполнительного производства, основные нормативные акты, регулирующие исполнительное производство
1.2. Система органов принудительного исполнения, компетенция органов принудительного исполнения
1.3. Создание банка данных исполнительных производств. Предоставление сведений об исполнительных производствах
1.4. Срок предъявления исполнительных документов к исполнению. Взыскание долга через АИС ИДО
2. ВОЗБУЖДЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
2.1. Исполнительные документы. Возбуждение исполнительного производства
2.2. Добровольное исполнение исполнительного документа
2.3. Меры по обеспечению исполнения исполнительного документа
2.4. Обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника
2.5. Завершение исполнительного производства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Исполнительное производство - это одна из важных стадий судебного процесса. Нередко отсутствие желания и возможности рассчитаться с долгами самостоятельно после вынесения судебного постановления приводит к необходимости его принудительного исполнения.
С 3 января 2014 г. в Республике Беларусь создана и начала функционировать единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, сформированная на базе структурных подразделений центрального аппарата Министерства юстиции Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов.
С 13 мая 2017 г. правовой статус, компетенцию и организационные вопросы деятельности судебных исполнителей определяет Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 440-З «О судебных исполнителях».
С 16 мая 2017 г. вступил в силу Закон Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве). Этим Законом соответствующие изменения внесены в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее - ХПК) и Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь (далее - ГПК).
В работе рассмотрены: порядок возбуждения исполнительного производства, порядок применения мер принудительного исполнения, меры по обеспечению исполнения исполнительного документа, порядок обращения взыскания на денежные средства и имущество должника, распределение средств между взыскателями.
Повышение эффективности принудительного исполнения неразрывно связано с совершенствованием законодательства в сфере исполнительного производства.
1. ПОНЯТИЕ, НОРМАТИВНО РЕГУЛИРОВАНИЕ, СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ВЗЫСКАНИЯ
1.1. Понятие исполнительного производства, основные нормативные акты, регулирующие исполнительное производство
В целях защиты своих прав граждане чаще всего обращаются в суд. Однако удовлетворение заявленных требований и вынесение решения суда в пользу одной из сторон по делу не всегда гарантирует восстановление нарушенных прав.
Основополагающая цель деятельности судебных исполнителей, как инструмента системы, так и исполнительного производства в целом, является восстановление нарушенных прав и исполнение законных требований взыскателя.
Исполнительное производство - это одна из важных стадий судебного процесса. Нередко отсутствие желания и возможности рассчитаться с долгами самостоятельно после вынесения судебного постановления приводит к необходимости его принудительного исполнения.
С 3 января 2014 г. в Республике Беларусь создана и начала функционировать единая система органов принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, сформированная на базе структурных подразделений центрального аппарата Министерства юстиции Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и главных управлений юстиции областных (Минского городского) исполнительных комитетов.
2. ВОЗБУЖДЕНИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
2.1. Исполнительные документы. Возбуждение исполнительного производства
Исполнительными документами, подлежащими исполнению в установленном законодательством порядке, являются (ч. 1 ст. 10 Закона об исполнительном производстве):
• исполнительные листы и судебные приказы, выданные судами;
• определения суда о судебном приказе;
• определения суда об обеспечении иска или об обеспечении исполнения решения, не обращенного к немедленному исполнению;
• постановления суда, органа, ведущего административный процесс, в части имущественных взысканий по делам об административных правонарушениях;
• постановления судебного исполнителя в определенных законодательством случаях;
• исполнительные документы иностранных судов в случаях, предусмотренных международными договорами Республики Беларусь;
• исполнительные надписи нотариусов, дипломатических агентов дипломатических представительств Республики Беларусь и консульских должностных лиц консульских учреждений Республики Беларусь о взыскании денежных сумм (задолженности);
• постановления прокуроров о выселении в административном порядке;
• удостоверения комиссий по трудовым спорам;
• иные акты, если в силу законодательных актов они являются исполнительными документами и подлежат исполнению.
Исполнению подлежат и иные акты, которые в силу законодательных актов являются исполнительными документами и подлежат исполнению в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве (абз. 11 ч. 1 ст. 10 Закона об исполнительном производстве).
К таким актам, в частности, относится исполнительная надпись, которая является исполнительным документом (ч. 3 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 366 "О некоторых вопросах нотариальной деятельности" (далее - Указ № 366)). Путем совершения исполнительной надписи осуществляется взыскание денежных сумм (задолженности) в случаях, предусмотренных в ч. 1 п. 1 Указа № 366 (ч. 2 п. 2 Указа № 366).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Принудительное исполнение – одна из основных сфер деятельности Министерства юстиции. Задачей органов принудительного исполнения являются соблюдение и охрана интересов государства, прав и законных интересов юридических и физических лиц путем своевременного и полного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов.
Органы принудительного исполнения в соответствии с возложенной на них задачей: реализуют государственную политику в сфере организации принудительного исполнения исполнительных документов; осуществляют принудительное исполнение исполнительных документов; определяют основные направления совершенствования своей деятельности по принудительному исполнению исполнительных документов.
Министерство юстиции организует деятельность органов принудительного исполнения и осуществляет контроль за работой судебных исполнителей.
Судебные исполнители в своей деятельности наделены широким кругом полномочий, что позволяет им выполнять свои обязанности максимально эффективно и оперативно. Широкие полномочия судебным исполнителям предоставлены прежде всего с целью усовершенствования процесса исполнения исполнительных документов, побуждения должников к сознательному и добровольному принятию участия в исполнительном процессе, а также побуждению их, в некоторых случаях, через ограничения к исполнению своих обязанностей.
Судебные исполнителя в своей работе наделены как также большим кругом обязанностей, которые направленны на исполнение обязанностей судебного исполнителя в рамках действующего законодательства. Исполнение исполнительного документа невозможно без предоставления должнику возможности добровольно исполнитель свои обязательства.
1. Афанасьев С. Ф., Исаенкова О. В., Борисова В. Ф., Филимонова М. В. Исполнительное производство. Учебник и практикум. / под ред. Исаенкова О. В. М.: Юрайт, 2020. 410 с.
2. Гайфутдинова Р.З. Исполнительное производство: особенности обращения взыскания на недвижимое имущество / под ред. Д.Х. Валеева. М.: Статут, 2016. 158 с.
3. Гальперин М. Л. Исполнительное производство. Учебник. М.: Юрайт, 2019. 498 с.
4. Гуреев В.А., Аксенов И.А. Взыскатель в исполнительном производстве: юридическая защита прав и интересов. М.: Редакция "Российской газеты", 2017. Вып. 16. 144 с.
5. Гуреев В.А., Гущин В.В. Исполнительное производство: учебник. 4-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2014. 455 с.
6. Гуреев В.А., Селионов И.В. Имущественные иммунитеты в исполнительном производстве: науч.-практ. пособие. Москва: Деловой стиль, 2019. 127 с.
7. Закарлюка А. В., Решетникова И. В., Куликова М. А. Исполнительное производство. М.: Норма, 2019. 224 с.
8. Зарубина М. Н., Малько Е. А., Тогузаева Е. Н. Исполнительное производство. Практикум. М.: Проспект, 2018. 128 с.
9. Исполнительное производство: Учебник / К.Л. Брановицкий, Д.В. Бурачевский, В.В. Долганичев и др.; под общ. ред. В.В. Яркова. М.: Статут, 2020. 576 с.
10. Исполнительное производство. Практикум. Учебное пособие / под ред. Ярков В. В., Царегородцева Е. А. М.: Статут, 2017. 256 с.
11. Исполнительное производство. Учебник / под ред. Ярков В. В. М.: Статут, 2020. 576 с.
12. Комментарий к Федеральному закону "Об исполнительном производстве" / А.В. Закарлюка, М.А. Куликова, И.В. Решетникова и др.; отв. ред. И.В. Решетникова. М.: Статут, 2018. 656 с.
13. Корякин В. М. Исполнительное производство в схемах. Учебное пособие. М.: Проспект, 2019. 72 с.
14. Парфенчикова А.А. Меры косвенного принуждения в исполнительном производстве / под ред. В.В. Яркова. М.: Статут, 2017. 200 с.
15. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь от11 января 1999 г. № 238-З// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
16. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. № 219-З// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
17. Закон Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
18. Закон Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 440-З «О судебных исполнителях» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
19. Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
20. Закона Республики Беларусь от 18.07.2004 № 305-З «О нотариате и нотариальной деятельности// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
21. Указ Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 года № 530 «О некоторых вопросах совершенствования организации исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
22. Указ Президента Республики Беларусь от 16 мая 2014 года № 226 «Об учреждении форменной одежды и знаков различия работников органов принудительного исполнения» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
23. Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2018 № 414 «О совершенствовании безналичных расчетов» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
24. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2013 года № 1190 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г. № 530» (вместе с «Положением об органах принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов», «Положением о порядке использования принудительного сбора») // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
25. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.08.2002 № 1092 «О перечне видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей». // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
26. Положение об органах принудительного исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.12.2013 № 1190 (далее - Положение об органах принудительного исполнения) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
27. Инструкция о порядке принудительной отбуксировки (эвакуации) транспортного средства и помещения его на охраняемую стоянку, отбуксировки транспортного средства без помещения его на охраняемую стоянку и блокировки колеса транспортного средства, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.10.2014 № 986 (далее - Инструкция об отбуксировке). // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
28. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 66 «О некоторых вопросах назначения на должность судебного исполнителя» (далее - постановление № 66). // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
29. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 г. № 67 «Об утверждении Инструкции по исполнительному производству и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства юстиции Республики Беларусь» // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
30. Пленум Верховного Суда Республики Беларусь от 29.06.2016 № 3 "О примирении сторон при рассмотрении судами гражданских и экономических споров// Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2020.
31. Постановление Кассационной коллегии Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 06.09.2012 (дело № 142-3/2011/83А/643К) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология Проф (Электрон. Ресурс) / ООО «Юрспектр», Нац. Центр правовой информации. Республики Беларусь. – Минск, 2020.