ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
1.1 Психолого-педагогические основы понятия «самооценка» в дошкольном возрасте
1.2 Особенности общения детей в группе дошкольников
1.3 Исследование межличностных отношений в группе при помощи метода социометрии
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ НА ИХ ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Влияние самооценки на положение детей дошкольного возраста
2.2 Методические рекомендации по формированию самооценки детей в группе дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок. Правильно сформированная самооценка выступает не просто как знание самого себя, не как сумма отдельных характеристик, но как определенное отношение к себе, предполагает осознание личности в качестве некоторого устойчивого объекта.
Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека [11].
Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты.
Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых [10].
Многочисленные исследования показывают, что одним из внутренних образований, возникающих в результате оценки, является самооценка ребенка. Дошкольный возраст является важным периодом для становления самооценки для дальнейшего ее развития и влияния на личность.
В современной психологической литературе уже имеется большое количество работ, посвященных формированию и развитию самооценки, ее влиянию на различные сферы личной жизни, ее диагностике и коррекции. Однако изучение самооценки остается актуальным в мире постоянного появления новой информации, новых явлений и проблем в обществе. Особенно это касается дошкольников и подростков, на представителей которых оказывает влияние все новое, как положительное, так и отрицательное.
ГЛАВА 1 ВЛИЯНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ СВЕРСТНИКОВ
1.1 Психолого-педагогические основы понятия «самооценка» в дошкольном возрасте
Основные теории к анализу феномен самооценки изложены в работах отечественных ученых: Л.И. Божович, а также в зарубежной психологии. В концепциях исследователей анализируется сущность самооценки, ее структура, её функции, виды, закономерности ее формирования [2].
Самооценке отводится центральная роль как личностному образованию. Она формируется под влиянием социального окружения с раннего детского возраста, функционируя, влияет на саморегуляцию и находится под влиянием ценностей личности [7].
Как считает Л.И. Божович, вся психическая жизнь детей формируется под влиянием оценок других людей; любой новый опыт, новое знание, умение, навык, приобретенный детьми, оценивается другими людьми. И вскоре дети самостоятельно пытаются находить оценку своим действиям, подтверждение правильности или неправильности узнаваемой ими действительности [2, c. 48].
Элементы самостоятельного представления о самом себе изначально проявляются в оценке не личностных нравственных качеств, а предметных и внешних («А у меня есть машина», «А зато у меня есть вот что» и т.п.). В этом проявляется неустойчивость представлений о другом и о себе вне ситуации узнавания, проявляются элементы неотделимости действий от предмета. Значительным сдвигом в формировании личности дошкольников по мнению Я.Л. Коломинского является поступательный переход от предметной оценки другого индивида к оценке его личностных свойств и внутреннего познания самого себя. Наблюдения и оценивания рассуждений детей помогают обозначить определенные тенденции и специфические особенности в формировании детской оценки и самооценки [12, c. 290].
Они заключаются в том, что при оценивании своих друзей и самих себя ребенок дошкольного возраста не называет каких-то личностных, характерных черт. Его оценка носит скорее общий, недифференцированный характер: «плохой», «хороший», «умный», «глупый». Большинство детей среднего, а порой и старшего дошкольного возраста применяют эти понятия неадекватно, так как они еще не являются сформированными. Понятия «хороший», «умный», «послушный» ребенок применяет как тождественные. Также для ребенка понятия «плохой», «неумный» подразумевают понятие «непослушный».
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ НА ИХ ПОЛОЖЕНИЕ В ГРУППЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Влияние самооценки на положение детей дошкольного возраста
Гипотеза исследования – самооценка детей дошкольного возраста влияет на положение в группе сверстников.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень самооценки детей дошкольного возраста.
2. Изучить статус детей дошкольного возраста.
3. Изучить влияние самооценки на положение детей дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе _______. Выборка исследования: 20 детей дошкольного возраста 5-7 лет.
Методы исследования. Для подтверждения гипотезы мы использовали методику «Лесенка» для детей дошкольного возраста, методику диагностики самооценки качеств личности, авторы Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн и методику «Социометрия».
Для изучения уровня самооценки детей дошкольного возраста мы использовали методику «Лесенка». Целью исследования является определение особенности самооценки ребенка, то есть отношение к самому себе. Представление ребенка о том, как его видят и оценивают сверстники, родители, а также другие люди.
Методика диагностики самооценки качеств личности, авторы Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн. Цель: изучение самооценки качеств личности. Методика основана на непосредственном шкалировании учащимися ряда личностных качеств, таких, как здоровье, способности, характер и т.д. Испытуемому предлагается на вертикальных линиях-шкалах отметить выраженность своих личностных качеств.
Для изучения статуса детей дошкольного возраста мы использовали методику «Социометрия». Социометрическая процедура заключается в том, что членам группы предлагают перечислить в порядке предпочтения тех товарищей по группе, с которыми они хотели бы вместе работать, отдыхать, сидеть за партой и тому подобное. Вопросы о желании человека совместно с кем-то участвовать в определенной деятельности называются критериями выбора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формирование самооценки, без которого не произойдет и формирование личности, – достаточно сложный и продолжительный процесс, который характеризует психическое развитие в целом. Оно осуществляется под прямым воздействием со стороны окружающих, в первую очередь взрослых людей, которые занимаются воспитанием ребенка. Большое значение в развитии самооценки на начальных этапах формирования личности (завершение раннего и начало дошкольного периода) имеет контакт ребенка с взрослыми.
Важное место в изучении дошкольников занимает изучение особенностей их общения со сверстниками. В этом возрасте внимание детей впервые переключается с взрослого на сверстника, который постепенно становится более заинтересованным в общении. В дошкольном детстве повышается избирательность в общении со сверстниками – если дети легко меняют партнеров в 3-4 года, то в 6-7 лет стараются общаться с определенными детьми, которых трудно заменить даже в том случае, если это общение не устраивает взрослого.
В процессе общения со сверстниками у детей развивается самооценка, которая становится все более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребенок более точно представит свои способности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и с помощью которых его оценивают другие.
Общение в группе сверстников оказывает значительное влияние на личностное развитие ребенка. Стиль общения и позиция сверстников зависят от того, насколько ребенок чувствует себя спокойным и удовлетворенным, и насколько он усвоил нормы взаимоотношений со сверстниками.
Гипотеза исследования – самооценка детей дошкольного возраста влияет на положение в группе сверстников.
Методы исследования. Для подтверждения гипотезы мы использовали методику «Лесенка» для детей дошкольного возраста, методику диагностики самооценки качеств личности, авторы Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейн и методику «Социометрия».
Исследование уровня самооценки дошкольников по методике «Исследование уровня самооценки дошкольников по методике «Лесенка» показало следующие результаты, что у 30% ребят из группы завышенная самооценка. У 10 ребят отмечена выраженная динамика снижения самооценки от адекватной до заниженной. Этот факт, скорее всего, свидетельствует о разрушении мотивации к успеху, в результате чего снижается уверенность ребенка в себе.
1. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев – М.: Книга по Требованию, 2012. – 198 с.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович– СПб.: Питер, 2008. – 400 с.
3. Бороздина, Г. В. Психология общения : учебник и практикум для СПО /. Г. В. Бороздина, Н. А. Кормнова ; под общ. ред. Г. В. Бороздиной. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 463 с.
4. Вартанова, И.И. Система ценностей, мотивация и самоотношение: гендерная специфика старшеклассников / И.И. Вартанова // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 4(24). – С. 115-121.
5. Волков, Б. С. Дошкольная психология: Психическое развитие от рождения до школы : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. –Изд. 5-е, перераб. и доп. - М. : Академ-ий Проект, 2007. – 287 с.
6. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский . — М : Изд-во. Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512с.
7. Гайфулин, А.В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки / А.В. Гайфулин // Вестник Томского гос. пед. ун-та. – 2009. – № 1. – С. 73–75.
8. Давыдов В. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб.для студентов пед. ин-тов / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.; под ред. А. В. Петровского. - Изд. 2-е ,испр. и доп. - М. : Просвещение, 1979. - 287 с.
9. Захарова, А.В. Психология формирования самооценки / А.В. Захарова / Минск: Народная асвета. – 2011. – 99 с.
10. Каменская, В.Г. Психическое и социальное развитие ребенка дошкольного возраста // В.Г. Каменская. Детская психология с элементами психофизиологии: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФА – М, 2010. – 217 с.
11. Коваленко, В.А. Генезис самооценки личности как психологический феномен / В.А. Коваленко // Вестник Адыгейского гос. ун-та. – 2011. – № 3. – С. 1–5.
12. Коломинский, Я. Л. Условия развития личности ребенка // Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. / Детская психология: учеб. пособие / Ред. Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус [и др.]. – Минск.: Университетское, 1998. – С. 290-294.
13. Кон, И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 2010. – 255 с.
14. Кравцов, Г.Г. Формирование личности в процессе обучения : Дошк. и младший шк. возраст : диссертация доктора психологических наук : 19.00.07/ Г.Г. Кравцов. – Москва, 1995. – 288 с.
15. Молчанова, О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования : учебное пособие / О. Н. Молчанова. – Москва: Флинта, 2010. – 392 с.
16. Немов, Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 688 с.
17. Нечаенко, И.Я. Особенности самооценки у подростков / И.Я. Нечаенко // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 5-6. – С. 150-152.
18. Особенности обучения и психического развития школьников 13–17 лет / под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. – М.: Содействие, 2009. – 388 с.
19. Репина, Т. А. Психология дошкольника : хрестоматия / Т. А. Репина. – М. : Академия, 1995. – 178 с.
20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 713 с.
21. Селиванова Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике / Н.Л. Селиванова – М., 2010. – 168 с.
22. Сидоров, К. Р. Самооценка в психологии / К. Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – №2. – С. 224-234.
23. Стеркина, Р. Б. Роль деятельности в формировании самооценки у детей дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. канд. психол. наук : 19.00.07 / Стеркина Р. Б. – М., 1976 – 23 с.
24. Шамсутдинов, Г.В. Психолого-педагогические подходы к изучению адекватной самооценки личности / Г.В. Шамсутдинов // Образовательная среда сегодня: стратегии развития. – 2016. – № 1. – С. 37-40.
25. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384 с.
26. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы / В.А. Ядов. – М.: Наука, 2002. – 135 с.