ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие, сущность и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
1.2 Основные направления формирования конкурентных преимуществ организации
1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «22 Параллель»
2.2 Оценка конкурентоспособности организации ООО «22 Параллель»
3 ВЫБОР И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Описание стратегии по повышению конкурентоспособности организации
3.2 Оценка эффективности предложений по повышению конкурентоспособности организации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В наши дни экономика представляет собой сложный механизм, состоящий из большого количества различных производственных, финансовых, коммерческих и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием – рынок.
В экономике рыночного типа конкурентоспособность является одной из ключевых, поскольку ее уровень определяет успех или неудачу в деятельности предприятии, а повышение конкурентоспособности продукции и следствие из этого - рост ее экспорта, является средством для повышения уровня жизни населения страны.
В настоящее время уровень конкуренции для отечественных организаций значительно увеличился. Наблюдается качественное и количественное усложнение конкурентной среды. Вследствие этого возможность получения крупного заказа уменьшается, а степень выживаемости организаций в значительной степени зависит от их конкурентоспособности.
Объектом исследования курсовой работы является ООО «22 Параллель».
Предметом курсовой работы является конкурентоспособность организации ООО «22 Параллель».
Цель курсовой работы – всестороннее изучение и анализ стратегии повышения конкурентоспособности организации.
В соответствии с целью была поставлена задача рассмотреть и проанализировать следующие вопросы:
- определить теоретические аспекты конкурентоспособности организации;
- дать организационно-экономическую характеристику ООО «22 Параллель»;
- провести оценку конкурентоспособности организации ООО «22 Параллель»;
- выбор и реализация стратегии повышения конкурентоспособности организации;
- дать оценку эффективности предлагаемым мероприятиям.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие, сущность и факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
В экономической литературе определено несколько подходов к определению термина «конкуренция». Рассмотрим наиболее распространенные:
По словам авторам Макконел К. Р. , Брю С.Л. «Экономикс»: Конкуренция – это присутствие большого числа независимых покупателей и продавцов на рынке, а также возможность для покупателей и продавцов свободно входить и выходить из рынка [1, с. 38].
Автор книги «Конкурентоспособность»: экономика, стратегия, управление» Фатхутдинов Р. А. раскрывает понятие «конкуренция» как: «процесс управления конкурентным преимуществом организации для достижения успеха или других целей в борьбе с конкурентами, будь то в законодательстве или в естественных условиях» [2, с. 82].
Спиридонов И.А. в своей книге «Международная конкуренция и пути повышения конкурентоспособности экономики» определяет конкуренцию как:
«Экономический процесс взаимодействия и борьбы между организациями, действующими на рынке, с целью предоставления лучших возможностей для сбыта своей продукции, удовлетворения различных потребностей покупателей и получения максимальной прибыли» [3, с. 49].
Таким образом, обобщая трактовки всех вышеперечисленных авторов, можно сделать вывод, что конкуренция является неотъемлемой частью рыночных отношений, способствует увеличению предложения товаров и услуг, адаптируется к изменяющимся потребностям потребителей и постоянно выводит на рынок новые, более совершенные продукты.
Сущность конкуренции и ее движущие силы были подробно изучены в работах известного экономиста Майкла Портера. Он пришел к выводу, что в конкурсе участвуют не только прямые претенденты. Скорее, конкуренция промышленности и конкурирующих сил гораздо дальше, чем обычное противостояние сторон в той или иной отрасли. Потребители, поставщики, потенциальные участники и продукты-заменители-все это конкуренты, которые в той или иной степени влияют на отрасль.
2 АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «22 Параллель»
Основными направлениями работы туристического агентства ООО «22 Параллель» являются:
- авиа пляжный отдых;
- авиа экскурсионные туры;
- автобусные туры с отдыхом на море;
- автобусные экскурсионные туры;
- туры выходного дня;
- лечение на европейских термальных и spa курортах;
- горнолыжные туры;
- круизы на лайнере;
- визовая поддержка;
- медицинское страхование;
- страхование от невыезда по приобретенному туру.
Компания работает по следующим направлениям отдыха: Турция, Болгария, Греция, Кипр, Египет, ОАЭ, Испания, Италия, Румыния, Черногория, Украина, Индия и др.
Также организуются экскурсионные туры по Европе и СНГ: Австрия, Чехия, Венгрия, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Россия, Украина, Швеция, Германия, Франция, Италия, Испания, Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Великобритания, Словакия, Люксембург и др.
Специалисты ООО «22 Параллель» предлагают туры с отправлением из: Минска, Киева, Москвы.
ООО «22 Параллель» гарантирует качественное обслуживание туристов. Чем чаще туристы отдыхают с туристической фирмой ООО «22 Параллель» – тем дешевле каждый последующий отдых.
Особенности работы предприятия – высокий уровень сервиса в сочетании с качеством и использованием новейших технологий. Туристическая компания предлагает туры самых известных и надежных операторов.
За время своей деятельности предприятие приобрело богатый опыт по многим направлениям. Множество туристов воспользовались услугами ООО «22 Параллель».
3 ВЫБОР И РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
3.1 Описание стратегии по повышению конкурентоспособности организации
Согласно данным, полученным при анализе деятельности ООО «22 Параллель», можно сделать вывод о том, что организация уступает своим основным конкурентам. Поэтому ООО «22 Параллель» необходимо следовать следующим направлениям:
- завоевания большей части рынка потребителей;
- заключение новых сотрудничеств, привлечение новых инвестиций;
- разнообразная система скидок для постоянных клиентов, т.е. дисконтная программа.
Таким образом, в ООО «22 Параллель», для осуществления завоевания доли рынка и привлечении инвестиций, необходимо в первую очередь повысить качество оказываемых услуг. Так как работа туристического агентства предполагает работу с людьми, то целесообразно будет повысить компетентность работников ООО «22 Параллель».
Необходимо осуществить работу по подготовке и повы¬шению квалификации работников, а именно 11 человек.
Повышение квалификации сотрудников должно быть основано на анализе фактических и ожидаемых потребностей в кадровых компетенциях структурных подразделений в соответствии с имеющимися компетенциями сотрудников.
В качестве обучения можно выбрать такие направления как:
- обучение иностранным языкам;
- знания основ психологии для способности организовать клиента, не допустить либо разрешить конфликтные ситуации;
- способности к организованности, т.е. умением распределять поставленные задачи.
В настоящее время организация проводит обучение персонала. Необходимо направить наши усилия на формирование перспективного кадрового резерва молодых специалистов в возрасте до 30 лет.
Для стимулирования и повышения мотивации предпринимательского персонала следует использовать следующие виды стимулов:
Материальное стимулирование (повышение заработной платы, премий, доступ к высокоэффективным пособиям, обеспечение жильем, обеспечение детскими учреждениями, увеличение отпускного времени, предоставление путевок на отдых и лечение);
Моральная мотивация (похвала, благодарность, награда).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного курсового исследования автор пришел к следующим выводам.
Особенности работы предприятия – высокий уровень сервиса в сочетании с качеством и использованием новейших технологий. Туристическая компания предлагает туры самых известных и надежных операторов.
За время своей деятельности предприятие приобрело богатый опыт по многим направлениям. Множество туристов воспользовались услугами ООО «22 Параллель».
Компания работает по следующим направлениям отдыха: Турция, Болгария, Греция, Кипр, Египет, ОАЭ, Испания, Италия, Румыния, Черногория, Украина, Индия и др.
Также организуются экскурсионные туры по Европе и СНГ: Австрия, Чехия, Венгрия, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Россия, Украина, Швеция, Германия, Франция, Италия, Испания, Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Великобритания, Словакия, Люксембург и др.
По показателю выручки отмечается рост к 2018 г. по сравнению с 2017 г. на 169 тыс. руб. В 2019 г. относительно 2018 г. данный показатель снизился на 499 тыс. руб.
Себестоимость реализованной продукции так же имела аналогичную тенденцию, а именно к 2018 г. по сравнению с 2017 г. рост составил 58 тыс. руб., к 2019 г. произошло снижение в размере 254 тыс. руб. относительно данных 2018 г.
Показатель прибыли от реализации на протяжении анализируемого периода снижался, а именно на 147 тыс. руб. в 2018 г. относительно 2017 г. и на 171 тыс. руб. в 2019 г. по сравнению с 2018 г. Таким образом, прибыль до налогообложения составила 116 тыс. руб. в 2018 г., что на 149 тыс. руб. меньше, чем в 2017 г. К 2019 г. данный показатель достиг значения в 66 тыс. руб., что по сравнению с 2018 г. меньше на 50 тыс. руб.
По основным средствам ООО «22 Параллель» отмечается снижение на 15 тыс. руб. к 2018 г. по сравнению с 2017 г., а к 2019 г. по сравнению с 2018 г. снижение составило 53 тыс. руб.