ВВЕДЕНИЕ
1 ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Сущность и характеристика инноваций
1.2 Роль научно-технического потенциала в развитии национальной экономики в целом
1.3 Факторы повышения конкурентоспособности национальной экономики
2 ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Тенденции развития научно-инновационной сферы в Республике Беларусь
2.2 Основные направления повышения инновационного потенциала и конкурентоспособности экономики Беларуси
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы проблемы инноваций становятся все более актуальными. Это отражает растущее понимание общества о том, что обновление всех сфер жизни невозможно без инноваций в производстве, управлении, финансах. Это инновации, которые ведут к обновлению рынка, улучшению качества и расширению ассортимента товаров и услуг, созданию новых методов производства, маркетингу продуктов, повышению эффективности управления и т. д.
Переход на инновационный путь развития белорусской экономики жизненно важен сегодня, поскольку она все более интегрируется в европейские и мировые экономические процессы по объективным причинам. В то же время повышение ее конкурентоспособности возможно только при условии целенаправленного развития и формирования национальной инновационной системы, рыночной трансформации существующего научно-технического потенциала Республики Беларусь с ориентацией на мировые тенденции в инновационной сфере с обязательным рассмотрением ее характеристик и интересов.
Рынок не в состоянии обеспечить интенсивное инновационное развитие в силу ряда причин: успех радикальных изменений зависит от качества общественных благ (науки и образования), производство которых не связано с коммерческими эффектами; инновационно-технологический сектор малочувствителен к краткосрочным рыночным сигналам, для его развития требуются средне- и долгосрочные стимулы; высокий уровень расходов и повышенный риск продвижения инновации могут подавлять стимулы к инновациям у участников рынка. Все это обусловливает необходимость активного участия государства в качестве надрыночного института, проявляющегося в форме разработки и реализации инновационной политики, создающей благоприятную среду для инновационного развития.
Особую актуальность тема исследования обретает в свете реализации Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденной Указом Президента республики Беларусь 31.01.2017 № 31, которая направлена на достижение приоритетов социальноэкономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы в области эффективных инвестиций и ускоренного развития инновационных секторов экономики и является основным документом, обеспечивающим реализацию важнейших направлений государственной инновационной политики.
1 ИННОВАЦИИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1 Сущность и характеристика инноваций
В настоящее время инновации являются активным звеном всех сфер жизнедеятельности общества. Невозможно представить современный мир без как уже осуществившихся инноваций и ставших привычными, так и без будущих, способствующих дальнейшей эволюции. Большинство ученых сходятся во мнении, что инновации превратились в основную движущую силу экономического и социального развития. Инновационная деятельность привела мировое сообщество к новой, более высокой ступени развития.
Понятие «инновации» используется практически повсеместно, является темой бесед как на бытовом, так и на профессиональном уровне, в т.ч. на уровне глав государств, международных организаций и т.д. Под инновацией можно понимать конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, нового подхода к социальным проблемам [8, c.60].
В принципе, термин «инновации» можно трактовать по-разному, он имеет бесконечное количество формулировок и определений. Проанализировав множество определений, можно сделать вывод, что под «инновацией» понимается или конечный результат, или процесс. Это, по сути, диаметрально противоположные точки зрения. Первой точки зрения придерживаются Балабанов И.Т., Борисенко И.А., Винокуров В.И., Дорофеев В.Д. и Древясников В.А., Ильенкова С.В., Коровина А.Н., Медынский В.Г., Сурин А.В. и Молчанова О.П., Фатхутдинов Р.А. и др., второй – Аньшин В.М., Гринев В.Ф., Друкер П., Румянцев А.А., Хотяшева О.М., Цветков А.Н., Шумперт Й и др. Как видно, ученых, которые считают, что инновация – это, прежде всего, результат несколько больше. Такая же точка зрения указывается в методическом документе - «Руководстве Осло», которое принято странами Организацией экономического сотрудничества и развития.
2 ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Тенденции развития научно-инновационной сферы в Республике Беларусь
Без использования инноваций в современной экономике практически невозможно создать конкурентоспособную продукцию. Эффект инновационной деятельности субъектов хозяйствования имеет комплексный характер и проявляется на двух уровнях: на уровне самих этих субъектов и на уровне национальной экономики в целом.
Государственная политика инноваций – это такая часть социальной политики государства, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, показывает его направления виды и формы деятельности государственных органов в области науки техники и реализации достижений науки и техники.
Если посмотреть с другой стороны, то можно сказать, что инновационная политика государства – это некая совокупность способов воздействия государства на общественное производство для того, чтобы начать выпуск новых видов продукции и технологии, а также увеличить конкурентоспособность местных производителей.
Инновационная политика Республики Беларусь отражена в следующих основных документах:
1. Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. N 425 «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» [1]. Этот нормативный акт определил инновационную политику Республики Беларусь как составную часть его финансовой политики, как совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности. В нем сформулирована цель государственной инновационной политики – создание благоприятных социально–экономических, организационных и правовых условий для инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики, усиления ее восприимчивости к решению возникающих проблем, приданию высокого уровня динамизма научно–техническому прогрессу во всех сферах жизнедеятельности человечества. В Законе также изложены принципы государственной инновационной политики, формы государственного регулирования инновационной деятельности, ее направления, инфраструктура.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема инноваций очень актуальна в современной экономике. Проблемы инноваций привлекают внимание исследователей, практиков и вообще широкого круга людей, так или иначе вовлеченных в современную трансформацию общества. Инновации оказывают влияние не только на поведение их клиентов, но и на организационное поведение сотрудников тех предприятий, которые создают и внедряют эти инновации.
Если посмотреть на результаты последних нескольких лет, импульс для развития инновационного потенциала положительный. Республика Беларусь идет по пути инновационного развития экономического потенциала страны. К сожалению, объективными причинами снижения показателей инновационности и развития в 2016–2020 годах стали ухудшение внешних условий и системный кризис в Беларуси. Для решения этих проблем необходимо адаптировать национальную экономику к статус-кво мирового рынка, провести реформы и развить рыночную систему.
В современных условиях конкурентоспособность учитывает не только макроэкономические факторы, но и качество рабочей силы, то есть способность фактически внедрять инновации. Высшее образование является важным двигателем национальной экономики и должно широко использоваться (среди прочего) при переходе белорусской экономики к инновациям и конкурентоспособности.
Инновационная политика Республики Беларусь отражена в следующих основных документах:
1. Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. N 425 «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь»;
2. Указ Президента Республики Беларусь от 31 января 2017 г. № 31 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2016– 2020 годы».
Число организаций промышленности, осуществлявших затраты на инновации в 2020 году, составило 372 единицы. Число инновационно-активных организаций промышленности составило 347 единиц, что на 5 единиц больше уровня 2018 года. На протяжении анализируемого периода наблюдается рост удельного веса инновационно-активных организаций в общем числе организаций: с 19,6 % в 2018 году до 21 % в 2020 году. Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции промышленности также имеет тенденцию к росту с 13,1 % до 17, 4 % в 2020 году.
1. Закон Республики Беларусь от 10 июля 2012 г. «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь» // Информационно-поисковая система «ЭТАЛОН» [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.
2. Указ Президента Республики Беларусь от 31 января 2017 г. № 31 «О Государственной программе инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы» // Информационно-поисковая система «ЭТАЛОН» [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информации Республики Беларусь.
3. Альпидовская, М.Л. Макроэкономика : учебник / М.Л. Альпидовская. — Ростов-на-Дону : Феникс, 2017. — 409 с.
4. Амосова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015. — 443 с.
5. Бабашкина, А. М. Государственное регулирование национальной экономики : Учебное пособие / А.М. Бабушкина. – М.: Финансы и статистика, 2016. – 480 с.
6. Бильдебаева А. Б. Инновации и конкурентоспособность национальной экономики // Наука и образование сегодня. – 2017. – С. 96-100.
7. Богачев Ю. С. Механизмы стимулирования, поддержки и развития инновационной деятельности // Экономика. Налоги. Право. – 2017. – С. 56-63.
8. Бычкова, И.М. Макроэкономика: Учебное пособие для вузов / И.М. Бабук. – Минск: ИВЦ Минфина, 2015. – 327 с.
9. Глобальный инновационный индекс [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://issek.hse.ru/news/396120793.html.
10. Данилкова Е. Б. Экономическая сущность и природа инновации // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. – 2017. – С. 35-41.
11. Инновационная инфраструктура Республики Беларусь: состояние, проблемы и пути повышения эффективности функционирования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belisa.org.by/pdf/2017/art4_4(43)2017.pdf.
12. Инновации для устойчивого развития [Электронный ресурс]. – Режим доступа: _Rus__Innovation4SD_Belarus_-_WEB_VERSION.pdf.
13. Лысенко, Д.В. Макроэкономика: Учебник / Д.В. Лысенко. – Москва: Инфра-М, 2015. − 319 с.
14. Макроэкономика. практикум. учебное пособие для магистратуры / Н.М. Розанова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 496 c.
15. Маховикова, Г. А. Экономическая теория : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. А. Маховикова, Г. М. Гукасьян, В. В.
16. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь, 2019: стат. сборник / И.А. Костевич [и др.]; под. ред. В.И. Зиновского. – Минск: Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2019. – 118 с.
17. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2018 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: file:///C:/Users/%D0%AE%D0%BB%D1%8F/Desktop/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_12.19.pdf.
18. Прусова В. И. Роль инноваций в макроэкономике // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2017. – С. 64-66.
19. Рейтинг стран мира по индексу глобальной конкурентоспособности на 2019 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index.
20. Сайбель Н. Ю., Симакова Е. И. Влияние инновационных технологий на конкурентоспособность фирмы // Молодой ученый. — 2016. — №30. — С. 264-267.
21. Технопарки Республики Беларусь, 2021 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belisa.org.by/pdf/2021/site_Technoparks_2021.pdf.
22. Технопарки Республики Беларусь. – Режим доступа: http://belisa.org.by/pdf/2020/4site_%D0%A2%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%B8.pdf
23. Удельный вес экспорта в общем объеме отгруженной инновационной продукции организациями промышленности [Электронный ресурс] / Главная / Официальная статистика / Экономическая статистика / Наука и инновации / Графический материал / Удельный вес экспорта в общем объеме отгруженной инновационной продукции организациями промышленности. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/nauka-i-innovatsii/graficheskiy-material-grafiki-diagrammy/udelnyy-ves-eksporta-v-obshchem-obeme-otgruzhennoy-innovatsionnoy-produktsii-organizatsiyami-promysh/.
24. Удельный вес инновационно-активных организаций промышленности в общем числе обследованных организаций промышленности [Электронный ресурс] / / Главная / Официальная статистика / Экономическая статистика / Наука и инновации / Графический материал / Удельный вес инновационно-активных организаций промышленности в общем числе обследованных организаций промышленности. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/realny-sector-ekonomiki/nauka-i-innovatsii/graficheskiy-material-grafiki-diagrammy/udelnyy-ves-innovatsionno-aktivnykh-organizatsiy-promyshlennosti-v-obshchem-chisle-obsledovannykh-or/.
25. Цубрович Я. А., Егорова М. С. Инновации как фактор устойчивого экономического развития страны // Молодой ученый. — 2015. — №11.4. — С. 216-219.
26. Шустов А. А. Роль инновационной деятельности в конкурентной борьбе предприятия // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 412-416.