Введение
1. Теоретические аспекты системы маркетинговых коммуникаций как элементы комплекса маркетинга на предприятии
1.1 Система маркетинговых коммуникаций как способ повышения конкурентоспособности предприятия
1.2 Инструменты маркетинговых коммуникаций
2. Анализ системы маркетинговых коммуникаций ОАО «Гомельская мебельная фабрика «Прогресс»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Гомельская мебельная фабрика «Прогресс»
2.2 Система маркетинговых коммуникаций ОАО «Гомельская мебельная фабрика «Прогресс»
3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы маркетинговых коммуникаций на предприятии ОАО «Гомельская мебельная фабрика «Прогресс»
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Введение
Эффективное функционирование организации невозможно представить без развитой маркетинговой системы. В наше время между организациями ведется ожесточённая конкуренция. Актуальность темы обосновывается тем, что без усовершенствования маркетинговых коммуникаций, существенно снижается конкурентоспособность любой организации.
В общественных процессах современного коммуникационного общества все более значительную роль играет коммуникационная политика. Мы продолжаем жить, пользуясь материальным благополучием, возникающим в результате промышленного производства, однако то, как именно мы живем, да и само промышленное производство во все большей мере определяется коммуникационными процессами, которые идут в промышленных организациях, в бюрократических структурах, в объединениях предпринимателей или профсоюзах, в партиях и общественных движениях. Эффективные коммуникации с потребителями стали ключевыми факторами успеха любой организации.
Важнейшими факторами, способствующими усилению роли маркетинговых коммуникаций, является и тот факт, что разнообразные элементы используются на фоне постоянно меняющихся социальных, экономических и конкурентных сил.
Маркетинговая политика предприятия определяется внешними условиями его функционирования, внешней средой, которую нельзя не принимать в расчет при следовании выработанной предприятием одной из альтернативных маркетинговых стратегий.
Цель работы – анализ и разработка путей совершенствования системы маркетинговых коммуникаций ОАО «Гомельская мебельная фабрика «Прогресс».
Задачи курсовой работы:
- изучить систему маркетинговых коммуникаций как элемент комплекса маркетинга на предприятии;
- провести анализ результатов работы ОАО «Гомельская мебельная фабрика «Прогресс» и его инструментов маркетинговых коммуникаций;
- выявить пути совершенствования системы маркетинговых коммуникаций ОАО «Гомельская мебельная фабрика «Прогресс».
Объектом исследования является ОАО «Гомельская мебельная фабрика «Прогресс».
Предмет исследования является система маркетинговых коммуникаций организации.
Методы исследования: описания, систематизации, классификации, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, графический.
1. Теоретические аспекты системы маркетинговых коммуникаций как элементы комплекса маркетинга на предприятии
1.1 Система маркетинговых коммуникаций как способ повышения конкурентоспособности предприятия
Коммуникативные процессы имеют огромное значение в человеческом общении и развитии, а также входят в число наиболее актуальных проблем человечества. Важную роль коммуникации играют в маркетинге. Зачастую, именно эффективностью коммуникаций предприятия определяется качество и реализация определенных маркетинговых решений, таких как выход на новые рынки, повышение лояльности потребителей или увеличение продаж определенного продукта. Без действенных коммуникаций невозможно обеспечить бесперебойное функционирование, а тем более постоянное развитие предприятия, и только те компании, которые проводят эффективную коммуникационную политику, могут надеяться на успех в будущем.
Несмотря на значимость сложившейся ситуации, проведенный анализ отечественных и зарубежных источников показывает, что проблема маркетинговых коммуникаций на сегодняшний день окончательно не разработана не только в Беларуси, но и в развитых в экономическом отношении странах. Практически все компании рассматривают коммуникационные элементы как самостоятельные виды деятельности, которые практически не взаимодействуют между собой и не увязаны в единую систему [1, с. 160].
Роль маркетинговых коммуникаций в теории и практике белорусского маркетинга постепенно растет вместе с осознанием роли коммуникаций в решении конкретных проблем организаций и предприятий на белорусском рынке. С помощью только лишь эффективного производства, рациональной цены, продуманной сети распространения товара невозможно достигнуть целевого сегмента. Необходимо проинформировать потребителя о продукте, месте его приобретения и о производителе. Эту роль выполняют маркетинговые коммуникации, без существования которых трудно представить современное общество [2, с. 221].
Для того чтобы выдержать жесткую конкуренцию, а также расширить сферы влияния предприятиям необходимо не только предоставлять товары высокого качества, но и доносить до сознания потребителей выгоды от их приобретения. Поэтому все чаще возрастает потребность в использовании всего многообразия инструментов маркетинга, позволяющих создать конкурентные преимущества.
Использование системы маркетинговых коммуникаций позволяет осуществить передачу информационных сообщений потребителям с целью сделать товары или услуги наиболее привлекательными для целевой аудитории.
2. Анализ системы маркетинговых коммуникаций ОАО «Гомельская мебельная фабрика «Прогресс»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Гомельская мебельная фабрика «Прогресс»
ОАО «Гомельская мебельная фабрика «Прогресс» – ведущий производитель мягкой мебели в Республике Беларусь. Гомельская мебельная фабрика «Прогресс» бала образована на базе двух артелей: столярно-мебельной промысловой артели «Прогресс» и лесозаготовительной промысловой артели «8 съезд Советов», организованных в г. Гомеле в 1944 году.
Производственная деятельность организации базируется на производстве мебели.
Согласно Уставу, предметом деятельности ОАО «Гомельская мебельная фабрика «Прогресс» являются следующие виды деятельности:
- производство стульев и другой мебели для сидения;
- производство прочей мебели;
- ремонт и, реставрация, бытовой мебели;
- производство готовых текстильных изделий кроме одежды;
- производство столярных изделий;
- производство прочих деревянных изделий;
- производство изделий из проволоки;
- производство прочих металлических изделий, не включенных в другие группировки;
- монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание паровых и водогрейных котлов;
- монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание насосов и компрессоров;
- монтаж, наладка, ремонт и техническое обслуживание промышленного холодильного и вентиляционного оборудования;
- распределение газообразного топлива по трубопроводам и его продажа;
- производство тепловой энергии тепловыми электростанциями, самостоятельными котельными, прочими источниками;
- передача и распределение тепловой энергии тепловыми сетями;
- теплоснабжение;
- электромонтажные работы;
- санитарно-технические работы;
- земляные работы;
- неспециализированная оптовая торговля непродовольственными товарами;
- розничная торговля мебелью.
3. Разработка мероприятий по совершенствованию системы маркетинговых коммуникаций на предприятии ОАО «Гомельская мебельная фабрика «Прогресс»
В результате анализа маркетинговой деятельности в ОАО «Гомельская мебельная фабрика «Прогресс» было выявлено неэффективное проведение рекламной деятельности предприятия. Одной из причин данной проблемы является отсутствие специалиста по рекламе и связям с общественностью. Поэтому в качестве мероприятия по совершенствованию маркетинговых коммуникаций на предприятии предлагается введение данной должности в организацию.
На должность специалиста по рекламе и связей с общественностью принимается лицо с высшим экономическим или инженерно–экономическим образованием.
Специалист по рекламе и связей с общественностью должен знать:
– методы создания собственных или использования существующих сбытовых систем;
– специфику функционирования систем маркетинговых коммуникаций;
– ценообразование и налоговую систему;
– действующие законодательные и нормативно–методические документы, регулирующие соответствующую сферу деятельности;
– методы сбора, обработки и хранения рыночной и рекламной информации;
– методику стратегического и оперативного маркетинг – и медиа планирования;
– основы разработки и реализации товарной политики;
– методы оценки коммуникационной и экономической эффективности маркетинговых проектов и рекламных кампаний.
Специалист по рекламе и связей с общественностью должен уметь:
– проводить на рынке оперативно–тактические мероприятия;
– управлять товарным ассортиментом организации;
– проводить маркетинговые исследования;
– разрабатывать стратегию поведения организации на рынке;
– организовывать товаросопровождающую и товаропроводящую сети;
– управлять товаросопровождением и товародвижением;
– организовывать и поддерживать систему маркетинговых коммуникаций;
– организовывать свой труд с использованием современных информационных технологий;
– разрабатывать и проводить ценовую политику организации;
– рассчитывать эффективность маркетинговых мероприятий;
– самостоятельно принимать решения [19, с. 89].
Заключение
Маркетинговые коммуникации связывают всю деятельность по управлению маркетингом в единое целое, обеспечивая при этом эффективное использование непосредственно элементов маркетинговых коммуникаций.
Объектом исследования курсовой работы послужило ОАО «Гомельская мебельная фабрика «Прогресс». Анализ финансовых показателей фабрики показал, что предприятие функционирует с достаточно высокой эффективностью, однако имеются некоторые отрицательные тенденции в финансово-хозяйственной деятельности предприятия, требующие повышенного внимания со стороны руководства и специалистов предприятия.
Анализ системы маркетинговых коммуникаций ОАО «Гомельская мебельная фабрика «Прогресс» показал, что за исследуемый период темп роста затрат на рекламную деятельность предприятия превышает темп роста, прибыли от рекламной деятельности, что говорит о недостаточной эффективности проводимых рекламных мероприятий. При этом в структуре затрат на рекламную деятельность Интернет-реклама занимает наименьший удельный вес, а объем затрат на данный вид рекламы сокращается.
Также можно отметить, что на предприятии отсутствует специалист, занимающийся изучением позиций товара на рынке и разработкой стратегии продвижения продукции, а именно отсутствует специалист по рекламе и связям с общественностью.
В качестве мероприятия по совершенствованию системы маркетинговых коммуникаций в ОАО «Гомельская мебельная фабрика «Прогресс» предложено внедрение специалиста по рекламе и связям с общественностью.
Внедрение данного специалиста позволит увеличить продажи предприятия и принесет предприятию дополнительную прибыль в размере 7,119 тыс. руб., а экономическая эффективность от внедрения мероприятия составит 69,6%.
1. Худоногов, А.В. Современная система маркетинговых коммуникаций и структурная взаимосвязь ее элементов / А.В. Худоногов // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета имени академика М.Ф. Решетнева. – 2010. – №1(27). – С. 160-165.
2. Кухарчик, В.Ю. Маркетинговые коммуникации как механизм продвижения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/107394/1/kuharchik_sbornik%2019_tom2.pdf.
3. Богомолова, А.С. Система маркетинговых коммуникаций как элемент стратегии повышения конкурентоспособности гостиничного предприятия / А.С. Богомолова // Повышение конкурентоспособности социально-экономических систем в условиях трансграничного сотрудничества регионов. Сборник статей IV Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием, 2017 г. С. 83-84.
4. Бернет, Дж. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Дж. Бернет, С. Мориарти. – СПб.: Питер, 2001. С. 31-33.
5. Романов, А.А. Маркетинговые коммуникации / А.А. Романов, А.В. Панько. – М.: Эксмо, 2006. – С. 42-44.
6. Попов, А.В. Интегрированные маркетинговые коммуникации теория и практика / А.В. Попов // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. – 2001. – №5. – С. 42-43.
7. Кудашева, С.А. Современные маркетинговые коммуникации: тенденции и перспективы / С.А. Кудашева // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2017. – №1. – С. 25-30.
8. Гришкевич, Д.А. Анализ сущности и особенности реализации маркетинговых коммуникаций / Д.А. Гришкевич // Молодой ученый. – 2018. – №51. –С. 225-228.
9. Маллин, Р. Стимулирование продаж. Распродажи, подарки, скидки, купоны и другие инструменты повышения спроса / Р. Маллин, Д. Камминс. – М.: Интел Тех, 2013. – 97 с.
10. Гранкина, Н. А. Разработка внешнеэкономической стратегии сбыта продукции / Н. А. Гранкина, Е. В. Попов // Маркетинг в России и за рубежом. – 2013. – № 3. – С. 21-25.
11. Экономика организации (предприятия): учеб. пособие / Л. Н. Нехорошева [и др.]; под ред. Л. Н. Нехорошевой. – Минск: БГЭУ, 2014. – 573 с.
12. Ковалев, М. Н. Маркетинг: учебное пособие / М. Н. Ковалев, Г. Л. Кабаева, О. В. Устименко; под ред. М.Н. Ковалева. – Гомель: УО ФПБ «Международный университет «МИТСО», 2012. – 377 с.
13. Барабаш, В. В. Реклама и маркетинг / В. В. Барабаш, В. Л. Музыкант – М.: ПАИМС, 2013. – 298 c.
14. Протасеня, В. Г. Определение подходов к распределению и сбыту белорусской промышленной продукции на российском рынке / В. Г. Протасеня // Маркетинг, реклама и сбыт. – 2013. – №5. – С.69-76.
15. Братенкова, Т. М. Маркетинговые коммуникации / Т. М. Братенкова, В. А. Усевич. – Минск: БГТУ, 2013. – 72 с.
16. Шекова, Е. Л. Менеджмент и маркетинг: Практикум: Учебное пособие / Е. Л. Шекова, Г. Л. Тульчинский, В. Н. Евланов. – СПб.: Лань, Планета Музыки, 2012. – 160 c.
17. Байбардина, Т. Н. Маркетинговая деятельность предприятий и организаций потребительской кооперации: текст лекции / Т. Н. Байбардина, О. А. Бурцева. – Гомель: «БТЭУПК», 2012. – 92 с.
18. Алексеева, А. И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие / А. И. Алексеева, Ю. В. Васильев. – M.: Финансы и статистика, 2014. – 529 с.
19. Березин И.С. Маркетинговый анализ / И.С. Березин. – М.: Вершина, 2008. – 369 с.
20. Бондаренко В. А. Составление маркетингового плана продвижения товаров на рынок мебельной продукции: условный пример на локальном рынке / В. А. Бондаренко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 2. – С. 56–60.