Введение
1. Факторная стратегия исследования личности Р. Кеттелла
1.1 Факторная стратегия исследования личности Р. Кеттелла
1.2 Возрастные особенности личности младших школьников
Выводы по первой главе
2. Средства адаптации опросника 12-факторного опросника Р. Кеттелла к популяции младших школьников
2.1 Организация и методы проведения исследования
2.2 Обсуждение результатов исследования
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Введение
Тему курсовой работы, мы выбрали для того, чтобы как можно лучше разобраться в данной методике. Впервые столкнувшись в практике с детским опросником Кеттелла, я пришла в замешательство, так как сама не могла разобраться в сущности теста. Было не понятно почти всё (некоторые суждения, интерпретация данных, преподнесение теста учащимся). Но, не смотря на трудности, мы решили разобраться, и у нас получилось. И для того чтобы обогатить свои знания, мы не задумываясь взяли эту тему. Так как одной из наиболее актуальных задач психологической науки является разработка диагностических методов, которые давали бы возможность выявлять индивидуальные различия в развитии и проявлении тех или иных свойств личности.
Объективизация психологической диагностики предполагает использование стандартизированных, т.е. имеющих нормативные данные тестовых методик. Этому требованию удовлетворяет серия опросников, разработанная группой американских психологов, возглавляемой Раймондом Кеттеллом, и предназначенная для изучения структуры личности взрослых людей (16 PF), детей (CPQ) и подростков (HSPQ). В настоящее время эти опросники наиболее часто используется в экспериментальных исследованиях личности, и получили достаточно высокую оценку у психологов-практиков.
Опросник Кеттелла (16PF) является одним из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуально-психологических особенностей личности как за рубежом, так и в последние годы у нас в стране. Он представляет собой результат многолетнего труда психологов Иллинойского университета, выполненного под руководством Р. Б. Кеттелла, и предназначен для описания широкой сферы индивидуально-личностных проявлений.
Отличительной чертой данного опросника является его ориентация на выявление относительно независимых 16 первичных черт (шкал) личности. Данное их количество было выделено с помощью факторного анализа из большого числа описательных характеристик поведения человека. Понятие личности в интерпретации Р. Кеттелла охватывает наиболее существенные поведенческие и психические проявления, оно включает в себя такие категории как «темперамент», «характер», «индивидуальность» и т.д. В структуре личности в первую очередь выделяются наиболее устойчивые ее компоненты, относительно независимые от мотивационных факторов и внешней ситуации.
В отношении стратегии исследования личности Р. Кеттелл подчеркивает, что задаче объяснения поведения индивида должна предшествовать задача достаточно точного и исчерпывающего его описания и что прежде, чем мы попытаемся воздействовать на личность с целью ее изменения, необходимо научиться выделять и измерять отдельные личностные проявления. Поэтому главную задачу он видит в создании эмпирически обоснованной таксономии личности.
1. Факторная стратегия исследования личности Р. Кеттелла
1.1 Факторная стратегия исследования личности Р. Кеттелла
Раймонд Бернард Кеттелл (RaymondBernardCattell) родился 20 марта 1905 года в английском городе Стаффордшире, в добропорядочной викторианской семье. Раймонд был средним из троих сыновей, мать всегда брала его под свою защиту, а отец сосредоточил свое внимание на старшем ребенке.
В годы Первой мировой войны Кеттелл был еще слишком молод, чтобы стать солдатом, но видел опустошение, которое несла с собой война, и поезда, переполненные ранеными, истекающими кровью. От спокойствия его детства не осталось и следа: «Постоянно и беззвучно в мою жизнь входило неизменное чувство серьезности, основанное на ощущении, что вряд ли позволительно быть менее самоотверженным, чем эти раненые солдаты, и новом чувстве для мальчишки — быстротечности человеческой жизни и необходимости совершенствования ее по мере возможности» [1, с. 43].
Когда в 16 лет Кеттелл поступил в Королевский Колледж Лондонского университета и через три года закончил его с отличными оценками. Специальностью Кеттелла в колледже была химия и физика, но его интересы простирались гораздо дальше, затрагивая в том числе и социальные проблемы. К моменту получения степени бакалавра будущий ученый понял, что хочет заниматься психологией, и потому, вопреки советам однокурсников, продолжил свое образование в этой области. В 1929 году он получил в Лондонском университете степень доктора философии, а несколько позже – доктора естественных наук. Будучи аспирантом, Кеттелл работал в лаборатории Чарльза Спирмена, выдающегося британского психолога, разработавшего метод факторного анализа, а в то время занимавшегося монументальным исследованием человеческих способностей.
После получения докторского звания в области психологии в течении 5 лет Кеттелл работал директором психологической клиники в Англии , где при городской психиатрической больнице только что открылась детская клиника. Годы, проведенные им в качестве директора клиники, Кеттелл занимался в основном административной и клинической работой, но все же провел ряд исследований [2, с. 312].
На тот момент в Англии существовало лишь шесть университетских психологических кафедр, и Кеттелл принял предложение Э. Торндайка стать его ассистентом.
Во время Второй мировой войны Кеттелл работал на Министерство обороны США над созданием личностных тестов, применявшихся при отборе офицеров. Там он научился трудиться в составе единой команды, совместно занятой решением одной проблемы, и осознал преимущества этого подхода, несвойственного большинству университетов.
2. Средства адаптации опросника 12-факторного опросника Р. Кеттелла к популяции младших школьников
2.1 Организация и методы проведения исследования
Целью исследования является проанализировать личностные особенности младших школьников с использованием 12-факторного опросника Р. Кеттела. Исходя из этого, было проведено эмпирическое исследование, которое осуществлялось в несколько этапов.
Выборка исследования: 100 учащихся младшего школьного возраста (50 девочек, 50 мальчиков, возраст 8-11 лет).
Методики исследования.
Детский вариант опросника Кеттелла CPQ [14].
Данная методика является модификацией взрослого варианта 16-факторного личностного опросника Р. Кеттелла, и была специально разработана и адаптирована для детей младшего школьного возраста (8-12 лет). Вопросы в тесте специально подобранны так, чтобы быть понятны ребенку – он проще и содержит меньшее количество вопросов.
В опроснике – 12 шкал, соответствующих основным чертам личности ребенка. Каждая из черт может быть как положительной, так и отрицательной, например: «уравновешенность-возбудимость». Опросник по детскому варианту теста Кеттелла содержит 120 суждений, которые касаются различных сторон жизни ребенка и его взаимодействия с другими людьми. Задаются прямые и косвенные вопросы, относящиеся к самой личности ребенка, его жизненным установкам, его самооценке и другим качествам.
Сумма баллов по каждой шкале переводится в оценки – стены. В методике выделяют три уровня развития разных черт личности: низкий (1-3 стены), средний (4-7 стены) и высокий (8-10 стены). Максимальная оценка 10 баллов, среднее значение 5, 5 балла. Инструкция для испытуемых
Инструкция. «Дорогие ребята, мы проводим изучение характера школьников. Предлагаем анкету с рядом вопросов. Здесь не может быть «правильных» или «неправильных» ответов. Каждый должен выбрать ответ наиболее подходящий для себя. Вопросы состоят из двух частей, разделенных словом «или». Читая вопросы, выбирай ту часть, которая подходит тебе больше. В некоторых вопросах может не быть формулировок, подходящих для тебя точно (или бывает «и так, и так»). Тогда отмечай ту, которая подходит тебе больше (или как чаще бывает). Не надо думать подолгу над одним вопросом. Отметил один и сразу же переходи к следующему. Есть вопросы, имеющие три варианта ответов (№ И, 15, 19, 23, 27). Просмотри все варианты и выбери один из них.
Интерпретация. Просмотрите внимательно опросный лист, убедитесь, что на каждый вопрос дан только один ответ. Если есть какие-нибудь нарушения, например, когда все ответы смещены вправо или влево («стереотипность» ответов) и т.п., то такие опросные листы отбрасываются.
Заключение
Теория Р. Кеттела стремится объяснить сложные взаимодействия между системой личности и более объемной социокультурной матрицей функционирующего организма. Он убежден в том, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленности этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также то, каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение. Он утверждает, что адекватная теория функционирования и развития личности должна непременно строиться на строгих методах исследования и точных измерениях. Его излюбленными методами изучения личности являются мультивариативная статистика и факторный анализ.
Характерными чертами детей младшего школьного возраста являются: доверительное обращение во внешний мир; мифологическое мировоззрение; свободное развитие чувств и воображения; наивный субъективизм и эгоцентризм; бессознательное и позднее – регламентированное подражанием чувствам или замыслам; построение нравственных идеалов-образцов; сознательное перенесение «установки на игру» в их деловые и серьезные отношения с людьми; хрупкость эмоциональных переживаний; внутренний индивидуализм, разделяющий в сознании ребенка субъективный и объективный мир; конформизм. В заключение ко всему вышесказанному хотелось бы сделать соответствующий вывод о том, что очень важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения: более сильным учащимся необходимы дополнительные занятия для интенсивного развития их интеллектуальных способностей: более слабым учащимся необходима индивидуальная помощь, для развития их памяти, интеллекта, познавательной активности и т.д. Большое внимание следует уделять изучению эмоциональной сферы учащихся и своевременному выявлению тех, кто характеризуется повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не способен поддерживать доброжелательные контакты с друзьями. Не менее важно знать типологию характера каждого студента, что поможет учесть ее при организации групповой деятельности, распределении общественных заданий и преодолении негативных черт и качеств. Одной из важных причин катастрофического ухудшения здоровья современных учащихся является также недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при организации их учебно-познавательной деятельности.
1 Лытко, А. А. Факторная стратегия исследования личности : на примере 16факторной модели личности Р. Кеттелла / А. А. Лытко. – Гомель : ГГУ им.Ф. Скорины, 2000. – 77 с.
2 Бодалев, А. А. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин, В.С. Аванесов. – СПб.: Речь, 2000. – 440 с.
3 Александровская, Э. М. Верификация адаптированного личностного опросника Р. Кеттелла (CPQ) / Э. М. Александровская, И. Н. Гильяшева // Психологические методы исследования личности в клинике – Л. : 1978. – 70–76 с.
4 Александровская, Э. М. Адаптированный модифицированный вариант детского личностного опросника Р. Кеттелла : Метод.рекомендации / Э. М. Александровская, И. Н. Гильяшева. – М. : Фолиум, 1995. – 20 с.
5 Александровская, Э. М. Возрастные особенности индивидуальности младших школьников (по методике Кеттелла) / Э. М. Александровская, С. С. Липовецкий // Медицинские проблемы формирования личности. – М., 1978. – 103-119 с.
6 Желудкова, Е. А. Опыт стандартизации многофакторного личностного опросника для младших школьников Р. Б. Кеттелла / Е. А. Желудкова // Педагогическая диагностика / – 2008. – № 1. – 63-74 с.
7 Шмелев, А. Г. Тест-опросник 16 Л Ф. // Практикум по психодиагностике: Психодиагностические материалы / А. Г. Шмелев, В. И. Похилько, А. С. Соловейчик. – М. : моск. ун-та, 1988. – 17-43 с.
8 Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика : методики и тесты/ Д. Я. Райгородский. – Самара : БАХРАХ., : 2001. – 672 с.
9 Пинчук, В. А. Анализ психологических характеристик, диагностируемых вопросником 16pF Кеттелла : Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии и дифференциальнойпсихофизиологии / В. А. Пинчук. – М., : 1979. – 27–34 с.
10 Ковалев, Н. Е. Введение в педагогику / Н. Е. Ковалев, М. В. Матюхина, К .Т. Пинчук. – М. : Просвещение, 1975. – 243 с.
11 Мельников, В. М. Введение в экспериментальную психологию личности : учеб. пособие для слушателей ИПК преподавателей пед. дисциплин ун-тов и пед. ин-тов / В. М. Мельников, Л. Т. Ямпольский. – М., : Просвещение, 1985. – 319 с.
12 Бурлачук, Л. Ф. Психодиагностика : учебник для Вузов / Л. Ф. Бурлачук. – СПб. : Питер, 2006 – 351 с.
13 Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования : как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования / А. Н. Майоров. – М. : Интеллект-центр, 2001. – 296 с.
14 Шмелев, А.Г. 16PF В РОССИИ ИЛИ «КАША ИЗ ТОПОРА» / А. Г. Шмелев // Психологическая газета. –1999. – № 5. – С.45-49.
15 Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. – СПб. : Питер, 1999. – 517 с.
16 Кулагина, И. Ю., Колюцкий, В. Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М., 2001. – 231 с.
17 Дарвиш, О. Б. Возрастная психология / О. Б. Дарвиш. – М., 2003. –243 с.
18 Толстых, Т. И. Становление социальной зрелости школьников на разных этапах развития / Т. И. Толстых // Психология и школа. – 2004, № 3 . – С. 45-65
19 Волков, Б. С. Психология младшего школьника / Б С. Волков. – М., 2008. – 243 с.
20 Шапаваленко, И. В. Возрастная психология / И. В. Шапаваленко. – М., 2003. – 287 с.
21 Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. – СПб.: ООО «Речь», 2000. – 350 с.