Введение
1 Значение повышения конкурентоспособности организации в современных условиях
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности организации
1.2 Методические основы определения конкурентоспособности предприятия
2 Оценка конкурентоспособности ОАО «Беларуськалий»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Беларуськалий»
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Беларуськалий»
3 Пути повышения конкурентоспособности ОАО «Беларуськалий»
3.1 Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности
3.2 Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Конечная цель любой организации - победа в борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как естественный результат постоянных и грамотных усилий организации. Достигнуто ли это или нет, зависит от конкурентоспособности товаров организации, т. е. насколько они лучше по сравнению с аналогами - продуктами других организаций.
Успех любой организации определяется способностью предлагать продукты, которые наилучшим образом соответствуют потребностям рынка и потребителей. Поэтому важно обратить пристальное внимание на такой многозначный аспект организации, как конкурентные преимущества. Одним из наиболее важных ресурсов для повышения конкурентоспособности организации является формирование корпоративной культуры или обеспечение лояльности сотрудников к деятельности своей компании.
Развитие рыночных отношений обуславливает появление новых задач, что обуславливает необходимость совершенствования управления. Важно понимать руководителей организаций о необходимости постоянно совершенствовать обслуживание клиентов, уделять внимание качеству продукции, ремонту помещений, внедрению новых технологий и т. д.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все организации более или менее сталкиваются с такой проблемой, как конкуренция, поэтому, чтобы выжить в таких условиях, а также развиваться, необходимо проанализировать текущую ситуацию на рынке, принимать решения о мерах по повышению конкурентоспособности. Конкурентные преимущества являются наиболее важным фактором в обеспечении безопасности объекта, то есть его выживания в «суровых условиях реальности» и его последующего эффективного развития.
Цель данной работы – разработка проекта по повышению конкурентоспособности ОАО «Беларуськалий».
В соответствии с целью в работе были поставлены следующие задачи:
– рассмотрение сущности конкурентоспособности;
– рассмотрение методов изучения конкурентоспособности;
– приведение организационно-экономической характеристики ОАО «Беларуськалий»;
– проведение анализа конкурентоспособности ОАО «Беларуськалий»;
– разработка направлений совершенствования конкурентоспособности ОАО «Беларуськалий».
Предметом исследования курсовой работы является конкурентоспособность предприятия. Объектом исследования является ОАО «Беларуськалий».
При написании курсовой работы использованы следующие методы: логический метод; аналитический метод; метод сравнения; дедукции и индукции.
Информационной базой исследования является статистическая и бухгалтерская отчетность, а также данные внутреннего учета и оперативная информация. Представленная курсовая работа выполнена на материалах финансово-экономических результатов хозяйственной деятельности ОАО «Беларуськалий».
1 Значение повышения конкурентоспособности организации в современных условиях
1.1 Сущность и значение конкурентоспособности организации
Концепции конкуренции и конкурентоспособности в настоящее время входят в число наиболее широко используемых на всех уровнях государственного управления. Проблемы конкурентоспособности изучены в работе многих зарубежных и отечественных исследователей. Концепция конкурентоспособности может интерпретироваться по-разному в зависимости от предмета, к которому она относится. Конкурентоспособность можно рассматривать как в национальной экономике, так и в промышленности и компаниях. Конкуренция на каждом более высоком уровне определяется его конкурентоспособностью. В то же время конкурентоспособность продукции и компаний во многом определяется уровнем работы, выполняемой в государстве и промышленности в этой области, а также состоянием многих факторов, регулируемых на государственном уровне и влияющих на конкурентоспособность конкретных продуктов.
Отечественные и зарубежные ученые внесли существенный вклад в разработку теории конкуренции и конкурентоспособности. Теория конкуренции, впервые обобщенная А. Смитом, была впоследствии развита такими учеными, как Д. Риккардо, Ф. Эджоуртом, Э. Чемберлином, Г. Л. Азоевым, А. Ю. Юдановым и другими. М. Портер, И. Ансофф, Р. Уотерман, А. Стрикленд, В. Д. Андрианов, П. С. Завьялов, Р. А. Фатхутдинов, Л.М. Короткевич, Н.В. Немогай, Н.В. Борцевич, О.С. Булко, Е.Ф. Волонцевич, Л.А. Платонова исследовали не только природу конкуренции и конкурентоспособности, но и проблемы обеспечения конкурентоспособности.
Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях. Конкурентоспособность также определяют как свойство субъекта, указывающее на его способность выдерживать конкуренцию с себе подобными, на его способность совершать конкурентные действия и др.
Термин «конкурентоспособность» используется применительно и к создаваемой продукции, и к элементам экономических систем, т.е. в настоящее время все большее количество исследователей уделяет внимание вопросам изучения конкурентоспособности продукции, отдельных предприятий, городов, регионов, стран, технологий, работников и даже нормативных актов. Таким образом, данный термин может рассматриваться на уровне товара, предприятия (товаропроизводителя), технологий, целой отрасли или региона, страны.
2 Оценка конкурентоспособности ОАО «Беларуськалий»
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Беларуськалий»
ОАО «Беларуськалий»является предприятием, специализирующимся на производстве минеральных удобрений из собственного сырья – сильвинитовой руды Старобинского месторождения.
Адрес и реквизиты предприятия: 223710, Минская область, г. Солигорск, ул. Коржа, 5.
Предприятие было создано в 1975 году, но свою деятельность оно начало задолго до этого в 1949 году. Основанием для строительства первых белорусских шахт послужило открытие крупнейшего в Советском Союзе месторождения калийных солей – Старобинского месторождения. 11 мая 1949 года у деревни Чижевичи Минского района началось бурение первой скважины, а 9 июля на глубине 349 метров были обнаружены отложения калийных солей. 9 января 1961 года началась промышленная добыча калийной руды. 4 сентября 1970 года на базе трёх Солигорских калийных комбинатов было создано единое предприятие Белорусский калийный комбинат, преобразованное в 1975 году в производственное объединение «Беларуськалий». Основными составляющими предприятия стали три рудоуправления, в состав каждого из которых вошли рудник для подземной добычи руды и фабрика для её переработки и выпуска минеральных калийных удобрений.
27 сентября 2010 года РУП «ПО «Беларуськалий» преобразовано в открытое акционерное общество «Беларуськалий» (27 сентября 2010 года Минский областной исполнительный комитет выдал свидетельство о государственной регистрации в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), которое в настоящее время является одним из крупнейших в мире и самым крупным на территории Содружества Независимых Государств производителем и поставщиком калийных минеральных удобрений для нужд сельского хозяйства.
На сегодняшний день в состав предприятия входят четыре калийных предприятия по добыче и переработке калийных руд – 1, 2, 3 и 4-е рудоуправления, Краснослободский рудник, входящий в состав 2-го рудоуправления, Берёзовский рудник, строительство которого на данный момент еще не завершено; управление материально-технического обеспечения, управление автоматизации, управление внешнеэкономической деятельностью и железнодорожными перевозками, ремонтно-строительно-монтажное управление, соответствующие централизованные вспомогательные подразделения, обслуживающие основное производство, а также подразделения социального и культурно-бытового назначения. Промышленные площадки каждого из рудоуправлений расположены на расстоянии 10-15 км друг от друга.
3 Пути повышения конкурентоспособности ОАО «Беларуськалий»
3.1 Мероприятия, направленные на повышение конкурентоспособности
Отсутствие маркетинговой информационной системы усложняет процесс сбора, анализа и хранения информации, увеличивает трудоемкость, и свидетельствует о низкой организации и автоматизации работы персонала отдела маркетинга.
Также ОАО «Беларуськалий» мало уделяет средств на рекламную деятельность и корпоративный стиль. Работа ведется, но недостаточно для такой масштабной организации. Поэтому далее будут предложены мероприятия по совершенствованию маркетинговой деятельности такие как, внедрение CRM-системы, увеличение радиуса рекламы, внедрение программы лояльности.
Маркетинговая информационная система (МИС) – это комплекс средств, которые разработаны для системного и комплексного создания, анализа и распространения информации в компании.
Сегодня система эффективно работает на таких предприятиях Республики Беларусь как СП «ФРОСТ и К» ООО, Монтбрук и др.
На ОАО «Беларуськалий целесообразно внедрение СRM-системы.
Отсутствие маркетинговой системы влечет ряд проблем для предприятия:
– замедление рабочего процесса;
– загруженность персонала отдела маркетинга;
– трудность в систематизации информационного материала;
– долгое обслуживание клиентов;
– сложность при анализе конъюнктуры рынка.
Предприятие в связи с отсутствием СRM-системы теряет возможность постоянно контролировать цены конкурентов, получать информацию о происходящем на рынке сбыта, теряет время и возможность привлечь новых клиентов.
Благодаря внедрению СRM-системы прогнозируется увеличение эффективности трудового процесса, возможность качественно и быстро обрабатывать и хранить информацию о клиентах, сокращение затрат рабочего времени.
В буквальном переводе с английского Customer Relationship Management – это Управление Отношениями с Клиентами. Чаще всего руководители воспринимают эффективность от внедрения CRM на уровне здравого смысла.
Действительно, важность таких эффектов, как рост продуктивности продаж, удовлетворенности и удержания клиентов понятны даже не специалисту.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ОАО «Беларуськалий»является предприятием, специализирующимся на производстве минеральных удобрений из собственного сырья – сильвинитовой руды Старобинского месторождения.
Маркетинговый отдел ОАО «Беларуськалий» - это подразделение, которое работает на основе принципов и методов маркетинга. Это имеет решающее значение для успешной реализации концепции маркетинга.
Решения, которые влияют на рыночную ориентацию компании, принимаются всеми отделами компании на основе рекомендаций и по согласованию с отделом маркетинга. Все отделы компании обязаны предоставлять отделу маркетинга любую информацию о характере и результатах своей деятельности. Отдел маркетинга, в свою очередь, обязан предоставить всем другим отделам компании информацию, необходимую для рыночной ориентации бизнеса.
Отдел маркетинга не заменяет другие подразделения, но фокусирует деятельность других подразделений на рынке и соотносит их работу с общими рыночными целями компании.
Стратегические выводы из анализа на основе матрицы McKinsey очевидны: ОАО «Беларуськалий» попадает в квадрат «Успех» в высокопривлекательной отрасли с хорошей конкурентной позицией.
ОАО «Беларуськалий» планирует реализовать стратегию лидерства в издержках, что позволит более гибко реагировать на изменения в конъюнктуре рынка.
В результате за счет внедрения CRM будет достигнут рост производительности в 25% за год. Это означает, что у сотрудников отдела маркетинга и сбыта появилось на 25% больше времени на выполнение своих обязанностей – продажи, которое они могут потратить на привлечение новых клиентов.
Каждый месяц отделу поручено находить хотя бы одного потенциального клиента. В связи с увеличением производительности, сотрудники смогут находить на одного клиента в два месяца больше. В год это привлечет на 6 крупных клиентов больше, чем раньше.
1. Артемьева, О.А. Финансовый маркетинг: Теория и практика: учебник / О.А. Артемьева; Под общ. ред. С.В. Карпова. – М.: Юрайт, 2013. 424 c.
2. Архипова, Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. – М.: Проспект, 2016. 224 c.
3. Бабошин, А. В. Конкурентные позиции субъектов предпринимательства в современной теории конкуренции / А. Бабошин // Современная конкуренция. 2014. № 2. С. 23-27.
4. Бугаков, В.М. Управление персоналом: учеб. пособие / В.П. Бычков, В.М. Бугаков, В.Н. Гончаров; Под ред. В.П. Бычкова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. 237 c.
5. Войцеховская, И.А. Потенциал предприятия как основа его конкурентоспособности / И. А. Войцеховская // Проблемы современной экономики. 2011. № 1. С. 17-23.
6. Володько, О.В. Экономика организации: учеб. пособие / О.В. Володько, Р.Н. Грабар, Т.В. Зглюй; под ред. О.В. Володько 2-е изд. исправ. и доп. – Минск: Вышейшая школа, 2015. 399 с.
7. Габибова, М. Ш. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / М. Ш. Габидова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). – М.: Буки-Веди, 2015. – С. 85-87.
8. Глазов, М.М. Управление персоналом: анализ и диагностика персонал-менеджмента: учебник / М.М. Глазов, И.П. Фирова, О.Н. Истомина. – СПб.: Андреев. изд. дом, 2016. 251 с.
9. Горелов, Н.А. Экономика трудовых ресурсов: учеб. пособие / Н.А. Горелов. – М.: Высшая школа, 2016. 412 с.
10. Данько, Т.П. Менеджмент и маркетинг, ориентированный на стоимость: учебник / Т.П. Данько, М.П. Голубев. – М.: ИНФРА-М, 2013. 416 c.
11. Зайцев, Н. Л. Экономика, организация и управление предприятием: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М (Сер. «Высшее образование»), 2014. 468 с.
12. Захарова, Е. В. Управление деловой карьерой персонала как один из ключевых факторов управления организацией / Е. В, Захарова // Экономика и социум. 2017. № 1. С. 1635-1637.
13. Казущик, А. А. Основы маркетинга: учеб. пособие / А. А. Казущик. – Минск: Беларусь, 2013. 246 с.
14. Маслова, В.М. Управление персоналом: учебник / В.М. Маслова. – Люберцы: Юрайт, 2016. 492 c.
15. Морозов, Ю.В. Основы маркетинга: учеб. пособие / Ю.В. Морозов. – М.: Дашков и К, 2016. 148 c.
16. Паляничка, М. Определение категории «конкурентоспособность предприятия» / М. Паляничка // Научные труды SWorld. 2016. № 44. С. 12-16.
17. Портер, М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов / М. Портер – М: Альпина Паблишер, 2015. 208 с.
18. Рева, Д. В. О влиянии конкурентного потенциала предприятия на его конкурентоспособность и конкурентоспособность продукции изготавливаемой этим предприятием / Д. В Рева, О. А. Суровцева // Научная весна-2017: Сборник научных трудов по итогам II Всероссийской НК. 2017. С. 113-121.
19. Рубин, Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в профессиональном бизнесе. Монография / Ю.Б. Рубин. – М.: Маркет ДС, 2016. 458 с.
20. Сергеев, И. В. Экономика организаций (предприятий): учебник / под ред. И. В.Сергеева. – М.: Велби; Проспект, 2015. 372 с.
21. Фатхутдинов Р.А. Оценка конкурентоспособности / Р.А. Фатхутдинов // Промышленность России. 2016. № 3. С. 62-67.
22. Юкаева, В. С. Менеджмент: Краткий курс / В. С. Юкаева. – М.: Дашков и К, 2014. 112 с.
23. Armstrong, M. Handbook of Human Resource Management. 12-th Edition. 2011. 217 p.
24. Hidi S., Harackiewicz J.M. Motivating the corporatelly unmotivated: A critical issue for the 21st century // Review of Educational Research. 2013. №70(2). p. 151-179.
25. Irvin Derek. The Role of Tangible vs. Intangible Rewards in Strategic Recognition. – CoM, MIT, 2010. 197 p.
26. Shahnawaz Saqib. Impact of Tangible and Intangible Rewardson Organizational Commitment: Evidence from the Textile Sector of Pakistan // American Journal of Industrial and Business Management. 2015. №5. p. 138-147.
27. Mosca M., Pastore F. Wage effects of recruitment methods // IZA Working Paper, 2008. 218 p.
28. Yakubovich V. Weak Ties, Information, and Influence: How Workers Find Jobs in a Local Russian Labor Market // American Sociological Review June 2014. pp.