ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации гостиничного сервиса
1.1 Понятие и сущность гостиничного сервиса
1.2 Автоматизированные системы управления гостиницами в Беларуси
Глава 2. Анализ сервиса гостиницы «Президент-Отель»
2.1 Общая характеристика гостиницы «Президент - Отель»
2.2 Анализ обслуживания клиентов в гостинице
2.3 Анализ обслуживания клиентов в ресторане гостиницы
Глава 3. Пути совершенствования сервисного обслуживания в гостинице «Президент-Отель»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что индустрия гостеприимства является неотъемлемой частью обширного сектора услуг, которая является одной из наиболее важных и динамичных развивающихся отраслей современной мировой экономики. Сфера гостеприимства объединяет различные профессиональные сферы деятельности людей: туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, питание, отдых и развлечения, организация конференций, семинаров и выставок, спортивные мероприятия, экскурсионная деятельность, а также профессиональное образование в области гостеприимства.
В настоящее время автоматизированные системы управления активно внедряются в сферу социально-культурного сервиса и туристского бизнеса. Оперативность, надежность, точность, высокая скорость обработки и передачи информации во многом определяют эффективность управленческих решений в этой области. Реализация этих условий возможна только в рамках применения информационных компьютерных систем.
Качество услуг является основой для функционирования любого предприятия в гостиничном бизнесе и всей отрасли в целом. Качество определяет политику конкретного предприятия, цену услуг, их состав и характер, популярность предприятия, его конкурентную позицию и политику, его долю на рынке гостиничных услуг, прибыль и многие другие факторы и показатели. Это означает, что качественным может считаться только тот сервис, который по своим качественным характеристикам совпал в представлениях потребителей и исполнителей. Но на практике часто представления исполнителей о качестве гостиничного продукта не в полной мере отражают идею качественного обслуживания.
Успех любого отеля основан на самом важном активе индустрии гостеприимства - довольных и лояльных гостей. Лояльность и приверженность потребителей формируется на основе получаемого качественного сервиса. Однако характер лояльности недолговечен, поэтому сервисные организации должны постоянно проводить работу по оценке качества предоставляемых услуг. Результатом всей деятельности по оценке качества является определение областей для улучшения обслуживания, расширения гостиничных услуг и внедрения системы управления качеством.
Чтобы добиться удовлетворения потребителей гостиничных услуг, необходимо не только следить за качеством предоставляемых услуг, но и внедрять маркетинговые подходы к ведению бизнеса. Несистематическое использование отдельных элементов маркетинга дискредитирует этот метод ведения бизнеса. Сочетание правильно подобранных методов управления качеством услуг позволяет организовать деятельность отелей таким образом, чтобы выиграли все участники рынка гостиничных услуг: довольный потребитель, персонал отеля и прибыльные производители гостиничных услуг.
Глава 1. Теоретические основы организации гостиничного сервиса
1.1 Понятие и сущность гостиничного сервиса
Первоначально под гостиничным сервисом понималась особая деятельность, в ходе которой предоставлялись услуги размещения за установленную плату и резервирование номеров. Впоследствии с появлением новых потребностей у клиентов и желанием гостиниц расширить спектр предоставляемых услуг отели начали заниматься организацией питания для своих постояльцев. Это привело к тому, что гостиничный сервис принято рассматривать согласно двум видам деятельности, а именно в широкому и узкому его пониманиях. В первом случае гостиничное хозяйство состоит из двух основных групп услуг - размещение и питание, а во втором - только размещение [4].
Следует отметить, что существуют иные организации, предоставляющие услуги размещения, которые не состоят в комплексе гостиничного хозяйства. К ним относят дома отдыха, санатории, пансионаты, детские лагеря отдыха, дачи детсадов и прочее. Их не относят в гостиничное хозяйство по причине того, что размещение гостей не их основная работа, цены тут низкие и максимально приближены к себестоимости [2].
Гостиничная услуга представлена двумя составляющими:
- услуги предоставления специального помещения, которое можно использовать для удовлетворения своих бытовых нужд;
- услуги, которые предоставляет персонал гостиницы (уборка номера, оформление клиента, питание) [7].
Гостиничный номер – это основной компонент гостиничной услуги, который представляет собой помещение с зонами сна, отдыха и деловой активности. Первоначальное требование к номеру – условия возможности сна. Если гостиница является предприятием делового типа, то также существенное значение приобретает оснащение для работы в номере. Любой номер в отеле должен предоставить клиенту кровать, прикроватный столик или тумбочку, стул или кресло по числу гостей, освещение всех комнат номера, корзину для мусора [3].
Для того, чтобы организовать питание постояльцев, необходимо предоставление возможности приготовление блюд на кухне, реализация приготовленных продуктов, алкогольных и безалкогольных напитков, обслуживание постояльцев гостиницы в ресторане, баре, кафе, гостиничных номерах.
Разнообразить сервис в своей гостинице руководство может за счет предоставления дополнительных услуг. Например: бассейн, спортзал, конференц-залы, услуги химчистки, прачечной, парикмахерская, массажный кабинет и прочее.
Глава 2. Анализ сервиса гостиницы «Президент-Отель»
2.1 Общая характеристика гостиницы «Президент - Отель»
Гостиничный комплекс «Президент-Отель» распахнул свои двери для первых гостей 3 мая 2013 года. Обновлённая гостиница значительно расширила ассортимент оказываемых услуг и реализует совершенно новый подход к гостиничному сервису. Проект отеля представляет собой одиннадцатиэтажное здание в стиле классицизма, что является емким и динамичным решением для современного объекта размещения
Название гостиницы «Президент-Отель» - это не только статус и большая ответственность, но и соответственный уровень обслуживания и безупречная репутация. Для гостей столицы предложены 154 номера различной категории, 14 конференц-залов общей вместимостью свыше 1300 человек, многофункциональный СПА-центр и большой ряд дополнительных услуг.
Вместе с тем «Президент-Отель» ориентирован на приём гостей и туристов различных категорий и готов предложить всё необходимое как для остановившейся на выходные семейной пары, так и для «звезды» первой величины. Гостиница носит категорию пять звёзд и неустанно доказывает свой статус каждому гостю.
Отель расположен в самом сердце столицы, в её деловом и историческом центре. Месторасположение позволяет добраться в любую точку города быстро и с легкостью. В шаговой доступности находится множество достопримечательностей города и несколько живописных площадей и скверов, которые помогут проникнуться настоящей атмосферой Минска. Также рядом с гостиницей проходит экскурсионный автобусный маршрут №1, на котором можно прокатиться по одному из главных проспектов города по стоимости обычной поездки на общественном транспорте [17].
Номерной фонд отеля составляет 154 номера различной категории вместимостью более 300 человек одновременно. Современные комнаты оборудованы всем необходимым и выполнены в классическом стиле, что обеспечит гостям красивый и достойный отдых. Приятно удивит постояльцев панорамный вид из окон отеля на Минск, а также необычайная просторность номеров. Описание номеров отеля представлены ниже.
1. Standard. Уютный и изящный номер, декорирован в приятных лёгких цветах с классическими линиями. Готов предложить все требующееся для беззаботного отдыха и эффективной работы. Продуманный дизайн и натуральность материалов привнесут в номер атмосферу сердечности и комфорта, чего так недостает в дороге. Безупречное решение для кратковременных поездок, а совместно с предлагаемым сервисом позволит уютно и продуктивно проводить время в стенах нашего пятизвёздочного отеля.
Глава 3. Пути совершенствования сервисного обслуживания в гостинице «Президент-Отель»
В первую очередь в гостинице необходимо уделить внимание сервису обслуживания. В данной гостинице у каждого сотрудника есть своя должностная инструкция, где прописаны требования, предъявляемые к его работе, правила поведения, форма одежды.
Безусловно, все фазы и этапы технологического гостиничного цикла имеются, и данные процессы проходят своевременно, однако стоит отметить, что не хватает связей между отделами, службами, сотрудниками, руководством. Таким образом, внедрение мероприятий по совершенствованию сервисного обслуживания для гостиницы «Президент-Отель» является целесообразным.
Мы предлагаем реализацию следующих мероприятий, для совершенствования сервисного обслуживания гостей гостиницы:
- создание буклетов-памяток с предупреждением гостей о проблемных ситуациях и с инструкцией поведения в критических ситуациях. Прежде чем внедрить такую памятку, стоит провести детальный анализ имеющихся ситуаций, которые были неприятны гостям. Выявить наиболее часто повторяющиеся и обратить внимание на их предотвращение. Своевременное предупреждение работником службы приема и размещения или отдела бронирования гостя о существующей проблеме, предотвратило бы неприятную ситуацию;
- внедрение корректировок в имеющиеся должностные инструкции, в виде пункта «Профессиональный этикет» для каждой должности сотрудника гостиницы. В данном пункте необходимо указать нормы поведения персонала с гостями и служебный этикет, который регулирует отношения персонала между собой. Пример разработанной инструкции «Этикет профессионала» представлен в приложении Б. Работники, выполняющие свои должностные обязанности и работающие согласно инструкции «Этикет профессионала» будут демонстрировать гостям хороший уровень предоставляемых услуг, что положительно скажется на общем мнении гостей о предприятии;
- проведение тренингов для персонала гостиницы. Предлагаем провести тренинг для персонала гостиницы: «Идеальное обслуживание в гостинице».
Задачами тренинга является устранение следующих недостатков:
- недостаточно высокий уровень сервиса в службах;
- несогласованность между отделами бронирования и размещения;
- недочеты в работе службы размещения;
- жалобы гостей.
В результате тренинга сотрудники ознакомятся с понятием «идеального сервиса» в гостинице и его составляющими, разовьют навыки удовлетворения и предвосхищения потребностей гостей, узнают, как вести себя во внештатных ситуациях, контролировать конфликты и разрешать их.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на качество сервисного обслуживания влияет огромное число факторов. При этом только в совокупности они принесут ожидаемую эффективность, поскольку в гостиничном бизнесе наибольшую роль играет человеческий фактор. Поэтому для гостиниц, прежде всего, имеет значение не столько количество оказываемых услуг, сколько их качество. Уровень комфорта в гостиничном бизнесе складывается из таких критериев, как состояние номерного фонда гостиницы, здания в целом, наличие удобных подъездных путей, техническое оснащение и информационное обеспечение, наличие предприятий питания, качество сервисного обслуживания и многое другое.
«Президент – Отель» характеризуется удобным расположением, наличием номеров различных категорий, высоким качеством обслуживания, умеренными ценами и системами скидок для постоянных клиентов. Наличие всех этих факторов делают данный отель привлекательным местом для проживания. Помимо услуг проживания, в данном отеля предлагаются услуги по аренде конференц-залов, проведения торжеств и банкетов, а также Спа-услуги. Анализ деятельности отеля свидетельствует о стабильной деятельности гостиничного предприятия.
Гостиница «Президент-Отель» ведет стабильную деятельность на рынке гостиничных услуг Анализ данных, полученных в результате оценки обслуживания клиентов, позволяет утверждать, что гостиница «Президент-Отель» обладает достаточными ресурсами для производства качественного продукта, а также гостиничные услуги в исследуемом предприятии находятся на достаточно высоком уровне, однако необходимо проводить работу по совершенствованию сервисного обслуживания в гостинице.
Анализ сервисного обслуживания в ресторане гостиницы показал, что посетители данного ресторана довольны обслуживанием, интерьером залов, выбором блюд и напитков, а также вкусовыми качествами блюд, что свидетельствует о том, что сотрудниками данного ресторана прилагается максимум усилий для обеспечения работы ресторана на должном уровне.
В процессе исследования были разработаны мероприятия по совершенствованию сервисного обслуживания:
- буклеты-памятки с предупреждением гостей о проблемных ситуациях и с инструкцией поведения в критических ситуациях;
- внесение в существующие должностные инструкции пункта ««Этикет профессионала»» для каждой должности;
- проведение тренинга для персонала «Идеальное обслуживание в гостинице»;
- анкетирование на стадии подбора персонала с целью выборки людей готовых к работе с людьми;
1. Арбузова, Н. Ю. Технология и организация гостиничных услуг [Текст] : учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Н. Ю. Арбузова. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 224 с.
2. Барчуков И.С. Гостиничный бизнес и индустрия размещения туристов: учебное пособие / И.С. Барчуков, Л.В. Баумгартен, Ю.Б. Башин, А.В. Зайцев. - 3-е изд., перераб. — М.: КНОРУС, 2016. — 168 с.
3. Велединский В.Г. Сервисная деятельность: учебник / В.Г. Велединский. - 2-е изд., стер. -М.: КНОРУС, 2016. — 176 с.
4. Власова Т.И. Управление и организация бизнеса в туризме и гостиничном сервисе: монография / Т.И. Власова, Н.И. Гаврильчак. – СПб.: Изд-во БАТиП, 2011. – 154 с.
5. Гурьянова Ф.А. Информационные технологии обслуживания туристов: учеб. пособие/ Ф.А. Гурьянова, Л.А. Зуева, Л.А. Родигин; РМАТ.- М.: Советский спорт, 2010. – 136 с.
6. Ерчак, О. Оценка чувствительности экспорта туристических услуг Республики Беларусь / О. Ерчак // Экономический бюллетень НИЭИ Министерства экономики РБ – 2008. - № 3. – С. 60-67.
7. Зайцева, П.В. Территориальные особенности развития транснациональных компаний гостиничного бизнеса / П.В. Зайцева // География в ХХІ веке: проблемы и перспективы развития: материалы Междунар. науч.-практич. конф. (Брест, 2008). – Брест, 2008. – С. 207-208.
8. Кнышова Е.Н. Менеджмент гостеприимства: учебное пособие/ Е.Н. Кнышова, Ю.М. Белозерова. М.: Форум, 2017. – 512 с.
9. Кобяк М.В. Теория и методология эффективного управления гостиничными предприятиями : Дис. докт. экон. наук 08.00.05 / М.В. Кобяк. – М., 2013. – 347 с.
10. Ковшар, Е. А. Гостиничный и ресторанный бизнес : учеб.-метод. пособие для студентов специальности 1-89 02 02 «Туризм и природопользование»: в 2 ч. / Е. А. Ковшар. – Минск : БГТУ, 2019. – Ч. 1. – 201 с.
11. Коновалова Е.Е. Рекомендации по совершенствованию качества, безопасности услуг и сервисной деятельности в сфере гостеприимства / В сб.: Россия-Казахстан: приграничное сотрудничество, музейно-туристический потенциал, проекты и маршруты к событиям мирового уровня. Сб. статей Междунар. науч.-практ. конф., 2016. С. 30.
12. Кусков, А.С. Гостиничное дело/ А.С. Кусков// Учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2009. - 328 с.
13. Лазарев А.Н. Экономика гостиничного предприятия: учебное пособие/ А.Н. Лазарев, Н.А. Зайцева, С.В. Огнева, Е.Н. Егорова; под ред. А.Н. Лазарева. - М.: КНОРУС, 2016. - 304 с.
14. Мозговая О.С. Оценка инвестиционной привлекательности гостиничного сектора Республики Беларусь / О.С. Мозговая, Н.А. Лаврентьева // Труды факультета международных отношений БГУ: научный сборник. Вып. II. – Минск, 2011. – С. 88-95.
15. Никольская Е. Ю. Актуальные вопросы развития гостиничного бизнеса / Е. Ю. Никольская, Е. М. Титиевская // Путь науки. – 2014. – №6. – С. 54–57.
16. Осипов, Ю., Матехина, О. Комфорт и безопасность жилой среды [Текст] / Ю. Осипов, О. Матехина // Вестник Сибирского государственного индустриального университета. - 2014. - № 4. - С. 43-47.
17. Официальный сайт «Президент-Отель» [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.president-hotel.by
18. Уокер, Дж. Введение в гостеприимство. [Текст]: Учебное пособие. / Дж. Уокер. Под ред. Г. А. Клебче, Л. В. Речицкой. – М.: Юнити-Дана, 2012. 736 с.