Введение
1 Понятие туристического предприятия, его виды, формы и внешняя среда: теоретический аспект
1.1 Сущность деятельности туристического предприятия, его виды и формы
1.2 Транспортные компании как компонент внешней среды предприятия, их классификация
2 Анализ наличия и характеристика взаимодействия туристических предприятий и транспортных компаний Республики Беларусь
2.1 Анализ наличия и видов оказания услуг в сфере туризма транспортными компаниями Республики Беларусь
2.2 Оценка транспортного обеспечения в туризме Республики Беларусь: конкурирующие предприятия и партнёры
3 Обоснование направлений совершенствования взаимодействия туристических предприятий Беларуси с транспортными компаниями, их эффективность
3.1 Совершенствование использования различных видов транспорта в обслуживании путешествующих по Беларуси
3.2 Обоснование эффективности взаимодействия предприятий туристической индустрии Беларуси с транспортные компании
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Туризм является одним из важнейших направлений современной экономики. Этот вид деятельности направлен на удовлетворение потребностей людей в ознакомлении с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями различных стран и их народов.
Невозможно переоценить значение и роль туризма в наше время для развития экономики государств, удовлетворения индивидуальных потребностей и взаимного обогащения социальных связей между странами. Индустрия туризма занимает важное место в экономике большинства стран. Его развитие представляет собой обширный рынок труда.
Транспорт является неотъемлемым элементом туристической инфраструктуры и является частью основного спектра услуг, включенных в туристический продукт. На их долю приходится основная доля в структуре цен тура, которая варьируется от 20 до 60% в зависимости от продолжительности и расстояния поездки.
Перевозка туристов осуществляется различными видами транспорта: наземным, воздушным, водным. Популярность или спрос на различные виды транспорта для туристических перевозок зависит от географического положения и климатических условий страны, ее экономического развития, национальных традиций, социального положения и уровня жизни людей и других факторов.
Каждый вид транспорта имеет свои преимущества и недостатки, обусловленные историческим развитием, техническими, экономическими и экологическими характеристиками, и для реального успеха туристам необходимо тщательно проанализировать свое время и свои возможности, чтобы сделать правильный выбор маршрута и вид транспорта, по которому будет осуществляться движение. Если хотя бы один из этих факторов не будет учтен, скорее всего, впечатление от поездки будет испорчено.
Выездной туризм очень популярен во всем мире, и не случайно число туристов, выбирающих этот вид путешествий, растет с каждым годом. В свою очередь, туристические транспортные услуги, как неотъемлемая часть туристической индустрии, занимают одно из ведущих мест в туристическом продукте. Это связано с тем, что все туристические маршруты (кроме пешеходных) предполагают наличие транспорта для доставки путешественников к месту отдыха или экскурсии и возвращения домой.
Транспортная поддержка является важным элементом туристической инфраструктуры и входит в основной спектр услуг, включенных в туристический продукт.
Цель курсовой работы – определить особенности взаимодействия туристических предприятий Республики Беларусь с транспортными компаниями.
1 Понятие туристического предприятия, его виды, формы и внешняя среда: теоретический аспект
1.1 Сущность деятельности туристического предприятия, его виды и формы
Туристическое предприятие — это самостоятельно хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица, который на основе использования имущества трудовым коллективом производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Главной задачей туристского предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества [6].
Туристское предприятие осуществляет виды деятельности, направленные на организацию досуга, рекреации, отдыха и лечения населения; посещение ими знакомых и родственников и прочие цели, не запрещенные законодательством и соответствующие уставу.
Туристское предприятие выполняет следующие функции:
-продажа (сбыт);
-маркетинг;
-производство;
-закупка и складирование;
-организация;
-финансовая деятельность;
-управление [29].
Каждый работник является исполнителем одной из этих функций и участвует в повышении эффективности производства.
1.Функция продажи (сбыта). Весь коллектив должен обеспечивать контакты с клиентами, изучать и искать рынки сбыта для реализации туристского продукта своего предприятия. Функция продажи (сбыта) осуществляется через использование:
-банка данных клиентуры (списки и адреса лиц и организаций — постоянных и потенциальных клиентов);
-системы информационных контактов с клиентами (каталоги, письма, другая корреспонденция, телефонные переговоры, визиты);
-обратной связи с клиентурой;
-принятого порядка оформления заказов и проверки их выполнения [17].
2.Функция маркетинга состоит в определении и прогнозировании деятельности предприятия: какими будут запросы клиентов через несколько лет; каковы будут скорость и стоимость транспортных перевозок; возникнет ли необходимость менять клиентуру; каким клиенты хотели бы видеть предприятие в будущем [14].
2 Анализ наличия и характеристика взаимодействия туристических предприятий и транспортных компаний Республики Беларусь
2.1 Анализ наличия и видов оказания услуг в сфере туризма транспортными компаниями Республики Беларусь
Транспортные услуги - один из основных видов услуг в туризме.
Различные виды транспорта используются белорусскими туристическими организациями для перевозки туристов во время путешествий. Транспортные услуги присутствуют в различных составляющих туристического продукта. Они подразделяются на транспортные услуги к месту назначения и транспортные услуги на месте назначения.
Значительная доля транспортных перевозок в выездном туризме в нашей стране принадлежит авиационному транспорту. Наибольшее количество туристов, особенно на дальние расстояния, пользуются услугами авиации.
Автомобильный транспорт в нашей стране предоставлен в полном объеме, так как он может использоваться повсеместно: от переездов и экскурсий, до внутренних маршрутов. Осуществляются автобусные и автомобильные перевозки местного и внутрирегионального значения [10].
Также автомобильный транспорт задействуется в экскурсионно-познавательных турах с посещением нескольких городов и достопримечательностей. Также он актуален для туристов, которые могут путешествовать по маршруту и в пределах города на своем транспорте.
Главный конкурент автобусного транспорта в групповых перевозках - железная дорога. В пределах нашей страны у нее есть определенный приоритет и перед авиационными перевозчиками (по групповым внутрибелорусским маршрутам). Преимущества железнодорожных перевозок - это система скидок, проездных билетов и т. п. позволяющих путешествовать по значительно более низким ценам.
Водный транспорт в нашей стране начинает использоваться в туризме достаточно активно. Он представлен организацией байдарочных туров, а также непродолжительными путешествиями по крупным водным артериям Беларуси.
Предоставление транспортных услуг и транспортных средств может быть включено в состав тура или зарезервировано организатором туров и предоставляется за плату на месте. Туристы также могут самостоятельно купить такие услуги. Транспортные средства могут быть как товарными, так и арендными, находящимися в распоряжении и используемыми в качестве аттракторов. Они также могут служить в качестве места размещения, проведения развлекательных или товарных мероприятий [19].
3 Обоснование направлений совершенствования взаимодействия туристических предприятий Беларуси с транспортными компаниями, их эффективность
3.1 Совершенствование использования различных видов транспорта в обслуживании путешествующих по Беларуси
Одним из условий совершенствования использования различных видов транспорта в обслуживании путешествующих по Беларуси является организация таких туристско-экскурсионных маршрутов, которые предполагают использование в процессе маршрута нескольких видов транспорта. Ярким примером является, разработанный тур, где включено использование автобусного транспорта и водного.
Тип экскурсии: автобусная, пешеходная, историко-архитектурная. Вид экскурсии: пешеходная, автобусная. Продолжительность автобусно-экскурсионного маршрута: 2 дня. Экскурсия предназначена для массовой аудитории.
Цель экскурсии:
-популяризировать экскурсии в зоне Августовского канала как активный и экологический вид отдыха;
-привлечь внимание, вызвать интерес к истории Августовского канала.
Задачи экскурсии:
-на примере архитектурных и исторических памятников Гродно познакомить с историей и развитием города и дать представление о некоторых этапах истории Беларуси;
-ознакомить с историей и достопримечательностями в зоне Августовского канала;
-с помощью конкретных объектов показать Августовский канал как важный туристический объект Беларуси.
Общие методические указания:
-общий материал не должен преобладать над местным и быть только фоном для конкретных местных событий или
личностей;
-следить за чередованием длинного и короткого рассказов.
Маршрут экскурсии: ул. Короля д.9, оф. 142 – г. Гродно – Коложская церковь - Кафедральный костел Святого Франциска Ксаверия, лютеранская кирха - каменная синагога - Старый и Новый замки - дворцово-парковый ансамбль Воловичей - домик смотрителя шлюза - музей Августовского канала – Августовский канал – прогулка на теплоходе – возвращение в Минск.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Транспорт – одна из отраслей, которая формирует инфраструктуру экономики и обеспечивает взаимосвязь всех ее элементов. Управление отраслью осуществляет Министерство транспорта и коммуникаций.
Место и роль транспорта в экономике Беларуси характеризуются такими показателями, как доля транспорта в валовом внутреннем продукте – 7,0%, в основных фондах страны – 24,8, структуре инвестиций в основной капитал – 11,5%.
Таким образом, транспортные услуги сами по себе, как правило, не могут радикально увеличивать поток туристов, но существенно влияют на успешное функционирование туристского комплекса, частью которого они являются.
Поэтому транспортной инфраструктуре должно уделяться при планировании развития туризма первостепенное внимание.
Через территорию республики проходят транспортные коридоры № 9А Гомель– Минск–Вильнюс–Клайпеда и № 9 Стамбул–Бухарест–Киев–Гомель–Витебск–СанктПетербург, а также транспортно-коммуникационные коридоры, имеющие значение для связи с другими странами и областями.
Республика Беларусь выступает также связующим звеном между Россией и Западной Европой. Выгодное транспортногеографическое положение страны создает предпосылки для развития транзитного туризма.
Наличие разветвленной сети путей сообщения способствует организации транспортных перевозок.
Однако высокий уровень износа транспортных средств, неудовлетворительное состояние дорожной сети, неразвитость системы проката автомобилей не позволяет отнести транспорт области к числу конкурентоспособных перевозчиков на мировом рынке.
Среди различных видов транспорта республики несомненными лидерами по пассажирообороту и другим показателям работы транспортных средств являются автомобильный и железнодорожный транспорт.
Автомобильный транспорт эффективен благодаря своей маневренности и мобильности. Преимущество железнодорожного транспорта состоит в обеспечении более комфортных условий перевозки пассажиров на дальние расстояния вне зависимости от времени суток.
Автомобильный и железнодорожный транспорт призван способствовать развитию туристских перевозок внутри страны и за ее пределы.
Организации внутреннего туризма способствует водный транспорт. Организация речного судоходства в республике способствует развитию международных торговых отношений Республике Беларусь, прежде всего с Польшей и Германией.
1. Аникина Б.А., Тяпухин А.П. Коммерческая логистика: учеб.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С.325.
2. Бикташева, Д.Л Менеджмент в туризме: учеб.пособие / Д.Л.Бикташева, Л.П.Гиева, Т.С. Жданова. -М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2007. -272 с.
3. Бохан, В.Ф. Оказание туристических услуг: правовое регулирование / В.Ф.Бохан. - Минск: Дикта, 2009. - 156 с.
4. Бутко, И.И. Туристический бизнес: основы организации/ И.И.Бутко, Е.А. Ситников, Д.С. Ушаков. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 384 с.
5. Волонцевич, Е.Ф. Конкурентоспособность предприятий туристической индустрии: учеб.-метод. пособие / Е.Ф. Волонцевич. – Минск: РИПО, 2014. – 134 с.
6. Горбылева, З.М. Экономика предприятий туризма / З.М. Горбылева: учебник. – Минск: БГЭУ, 2018. – 527 с.
7. Гусаров, Ю.В. Менеджмент рекламы [Текст] : Учебное пособие / Ю.В. Гусаров. – М. : ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. – 527 с.\
8. Дмитриев, М.Н. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме/ М.Н.Дмитриев, М.Н. Забаева. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 399 с.
9. Докторов Б. Дэвид Огилви: рекламист на все времена // Телескоп: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. – 2006. - №4. – С.39-51.
10. Ивуть, Р.Б. Единая транспортная система и география транспорта: учеб. пособие / . Б. Ивуть, Н. . Стефанович, А. А. Косовский. - Минск: БНТУ, 2009. - 57 .
11. Игнатьева, И.Ф. Организация туристической деятельности. Учеб. пособие. / И.Ф. Игнатьева – СПб.: Питер, 2015. – 448 с.
12. Индустрия туризма и туристические ресурсы : сборник материалов региональной научно-практической конференции молодых ученых, Брест, 29 марта 2017 г. / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина; редкол.: С.А. Заруцкий, Д.В. Никитюк, А.Д. Панько. – Брест : БрГУ, 2017. – 205 с.
13. Косолапов, А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности: учеб. пособие / А. Б. Косолапов. – М.: КноРус, 2015. – 296 c.
14. Котлер, Ф. Маркетинг – менеджмент [Текст] / Ф. Котлер, К.Л. Келлер. – 12-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 816с.
15. Культурно-историческое и природное наследие Беларуси: теория и практика использования в туризме / Л.М.Гайдукевич [и др.]. – Минск: издательство «Четыре четверти», 2014. – 348 с.
16. Кусков, А.С. Транспортное обеспечение в туризме: учебник / А.С. Кусков, Ю.А. Джаладян. – М.: КНОРУС, 2016. – 356 с.
17. Малашенко, В.И. Менеджмент туристского предприятия: учеб.- практ. пособие/В.И.Малашенко. - Минск: БГЭУ, 2007. -165 с.
18. Маринин, М.Н. Туристские формальности и безопасность в туризме/ М.Н. Маринин. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 144 с.
19. Могилевкин И.М. Транспорт и коммуникации: прошлое. Настоящее, будущее / И.М. Могилевкин.- М.:Наука,2005.- 357 с.
20. Мумладзе, Р.Г. Инновационный менеджмент: теория и практика: учеб. пособие / Р. Г. Мумладзе, И. В. Васильева. – Москва: РУСАЙНС, 2018. – 119 с.
21. Осипова О.Я. Транспортное обслуживание в туризме. - 6-е изд., перераб. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 400 с. Желательно найти от 2014 г.
22. Официальный сайт предприятия «Весло.by» [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.veslo.by/arenda/baydarki/
23. Официальный сайт предприятия «Каяк by» [Электронный ресурс] режим доступа: https://kajak.by/
24. Официальный сайт предприятия «Сплав.by» [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.splav.by/
25. Официальный сайт туристического предприятия «Альбитур»
26. Саак, А.Э. Менеджмент в социально – культурном сервисе и туризме: учеб. пособие/ А.Э. Саак, Ю.А. Пшеничных. – СПб.: Питер, 2008. - 512 с.
27. Савина, Н.В. Туристические ресурсы как векторное направление развития индустрии гостеприимства Беларуси / Н.В. Савина // Academy. – 2017. № 9 (24). С. 20–25.
28. Тарасенок, А.И. Туристический комплекс Республики Беларусь: современные проблемы и новый механизм развития / А.И. Тарасенок // Белорусский экономический журнал. – 2016. – № 1. – С. 109–127.
29. Энциклопедия туризма: монография / под ред. доктора ист. наук, проф. А.А. Федулина, доктора эконом.. наук, проф. Н.А. Платоновой. – НП «КиТ», ВО «Российский гос. университет туризма и сервиса», 2017. – 496 с.