Введение
1 Теоретико-методологические аспекты стандартизации и сертификации туристической деятельности
1.1 Сущностная характеристика стандартизации и сертификации, их компоненты
1.2 Нормативно-правовое обеспечение стандартизации и сертификации туристической деятельности в республике Беларусь
Выводы по главе 1
2 Анализ состояния стандартизации и сертификации в деятельности туристических предприятий республики Беларусь
2.1 Организационно-управленческая характеристика туристического агентства «Альбитур»
2.2 Анализ предложений туристических услуг агентства «Альбитур», их стандартизации и сертификации
Выводы по главе 2
3 Обоснование путей совершенствования стандартизации и сертификации туристической деятельности агентства «Альбитур»
3.1 Основные направления совершенствования стандартизации и сертификации в туристическом агентстве «Альбитур»
3.2 Расширение спектра предложений туристических услуг агентством «Альбитур» на внутренний рынок туризма Беларуси
Выводы по главе 3
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Туризм вошел в XXI век и стал глубоким социальным и политическим явлением, значимо влияющим на экономику многих стран и целых регионов.
Являясь одной из крупнейших доходных и наиболее динамичных отраслей и уступая по доходности лишь добыче и переработке нефти, туризм, поданным Всемирной туристской организации, обеспечивает до 10% оборота производственно-сервисного рынка планеты.
Последние два десятилетия развитие международного туризма характеризовалось опережающими темпами роста по сравнению с мировым экспортом товаров и услуг Доля туристических услуг в мировом экспорте неуклонно возрастала, достигнув к настоящему моменту около 8% общего объема мирового экспорта и 30-35% торговли услугами в мире.
В соответствии с материалами доклада Комитета по статистике Всемирной туристской организации «Туризм - панорама 2020 года» к 2020г. число международных туристических поездок возрастет до 1,6 млрд , а доходы от туризма достигнут уровня 2 трлн. долл. в год. Ожидается, что ежегодный прирост мирового туризма будет устойчивым и составит не менее 3-5% [11].
Вовлечение Республики Беларусь в мировую экономику, активизация ее внешнеэкономической деятельности, продвижение туристических услуг на международный рынок обусловили необходимость расширения масштабов работ в области стандартизации и сертификации товаров и услуг, так как иностранные компании часто отказываются сотрудничать с белорусскими туристическими организациями, не имеющими сертификатов соответствия качества обслуживания установленным в международных стандартах требованиям.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что стандартизация и сертификация туристической деятельности на сегодняшний день является показателем качества оказания туристических услуг. Для крупных иностранных туристических организаций сертификат соответствия является своего рода индикатором реальности и добросовестности белорусских туристических организаций.
Именно поэтому стандартизация и сертификация в туристической индустрии в Республике Беларусь является важным инструментом государственного регулирования туризма в целях обеспечения качества и безопасности услуг.
Правовой основой стандартизации и сертификации туристических услуг является Закон Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».
1 Теоретико-методологические аспекты стандартизации и сертификации туристической деятельности
1.1 Сущностная характеристика стандартизации и сертификации, их компоненты
Важнейшим инструментом государственного регулирования туристической деятельности и защиты прав потребителей туристических услуг является стандартизация [16, c.108].
Стандартизация – это деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг. Стандартизация осуществляется на международном, региональном, национальном уровнях [19, c.54].
Законодательство Республики Беларусь о техническом нормировании и стандартизации основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Закона Республики Беларусь от 05.01. 2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» и иных актов законодательства Республики Беларусь [1].
Согласно ГОСТ 28681.0-90 «Стандартизация в сфере туристско-экскурсионного обслуживания. Основные положения» цель стандартизации в сфере туризма – нормативно-техническое обеспечение повышения уровня качества и эффективности туристического и экскурсионного обслуживания и защита интересов потребителей услуг.
Основными задачами стандартизации в сфере туризма являются:
–установление номенклатуры показателей качества услуг и обслуживания туристов и методов их контроля;
–установление прогрессивных требований к технологии и типовым технологическим процессам оказания туристических услуг;
–установление требований, обеспечивающих безопасность услуг, охрану здоровья населения, охрану окружающей среды, точность и своевременность исполнения услуг, эргономичность и эстетичность услуг и условий обслуживания;
–установление требований к сертификации туристических услуг;
–обеспечение координации деятельности туристических организаций с организациями других отраслей, участвующих в процессах туристско- экскурсионного обслуживания;
–установление терминов и определений основных понятий в области стандартизации и управления качеством в сфере туристско-экскурсионного обслуживания.
Выводы по главе 1
Таким образом, главным инструментом государственного регулирования туристической деятельности и защиты прав потребителей туристических услуг является стандартизация, а сертификация является самым главным инструментом системы государственного регулирования туризма, обеспечения безопасности услуг и наиболее признанным в мире способом независимого подтверждения (оценки) их соответствия установленным требованиям. На сегодняшний день выделяют 4 вида стандартов: международный стандарт, межгосударственный (региональный) стандарт, государственный стандарт Республики Беларусь, стандарт организации. А результаты сертификации результаты которых используются для принятия решения о соответствии (несоответствии) работ, услуг установленным требованиям.
Требования к туристическим услугам и услугам, формирующим тур, обусловлены межгосударственными и республиканскими стандартами. При выполнении туристической деятельности исполнители туристических услуг должны руководствоваться определенными нормативно-правовыми актами.
2 Анализ состояния стандартизации и сертификации в деятельности туристических предприятий Республики Беларусь
2.1 Организационно-управленческая характеристика туристического агентства «АльбиТур»
Компания «АльбиТур» работает на туристическом рынке Республики Беларусь с 2011 года. Сегодня данная компания предлагает широкий спектр услуг по созданию идеального отдыха для своих клиентов.
Компания работает по следующим направлениям отдыха: Турция, Болгария, Греция, Кипр, Египет, ОАЭ, Испания, Италия, Румыния, Черногория, Украина, Индия, Тунис, Таиланд, Шри-Ланка, Иордания, Мальдивские острова, Куба, Мексика, Марокко, Китай, Израиль, Маврикий, Доминикана, Вьетнам.
Также организуются экскурсионные туры по Европе и СНГ: Австрия, Чехия, Венгрия, Польша, Литва, Латвия, Эстония, Россия, Украина, Швеция, Германия, Франция, Италия, Испания, Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Великобритания, Словакия, Люксембург и др.
Специалисты туристического предприятия предлагают туры с отправлением из: Минска, Бреста, Гомеля, Киева, Москвы, Вильнюса, Варшавы - авиа, ж/д, авто.
Данная компания гарантирует качественное обслуживание туристов.
Миссия компании - показать своим клиентам мир во всем его разнообразии, обеспечив обслуживание и впечатления такого качества, чтобы люди не только путешествовали с данной компанией снова и снова, но и рекомендовали компанию и программы всем своим друзьям и знакомым.
Туризм для компании — дело всей жизни. Миссия компании — показать своим клиентам мир во всём его разнообразии, обеспечив обслуживание и впечатления такого качества, чтобы люди не только путешествовали с данной компанией снова и снова, но и рекомендовали компанию и программы всем своим друзьям и знакомым.
Для постоянных клиентов у организации действует накопительная бонусная программа. Чем чаще туристы отдыхают с туристической фирмой «АльбиТур» — тем дешевле каждый последующий отдых.
Особенности работы предприятия — высокий уровень сервиса в сочетании с качеством и использованием новейших технологий. Туристическая компания предлагаем туры самых известных и надежных операторов.
За время своей деятельности предприятие приобрело богатый опыт по многим направлениям. Множество туристов воспользовались услугами данной компании. Число растет с каждым годом. Многие из них стали постоянными клиентами туристического предприятия.
Основным принципами работы предприятия является надёжность и широкий спектр предлагаемых услуг, гарантированность их качества и индивидуальный подход к каждому клиенту. Сотрудники предприятия стараются обеспечить надёжную работу компании по самым разнообразным и интересным направлениям отечественного и зарубежного туризма.
Выводы по главе 2
Туристическое предприятие «АльбиТур» осуществляет свою деятельность уже более 8 лет. Компания работает по различным направлениям и организовывает различные виды отдыха. Организационная структура предприятия состоит из генерального директора, отдела туризма и бухгалтерии.
Деятельность туристического предприятия «АльбиТур» регламентируется стандартами оказания туристических услуг, а также данное предприятие проходит процедуру сертификации туристической деятельности.
3 Обоснование путей совершенствования стандартизации и сертификации туристической деятельности агентства «АльбиТур»
3.1 Основные направления совершенствования стандартизации и сертификации в туристическом агентстве «АльбиТур»
Основной целью стандартизации в туристическом агентстве «АльбиТур» является нормативно-техническое обеспечение повышения уровня качества и эффективности обслуживания населения, а также защита интересов потребителей.
Задачи стандартизации сводятся к следующим:
–установление номенклатуры показателей качества услуг;
–установление прогрессивных требований к качеству услуг и методам их контроля;
–установление прогрессивных требований к технологии и типовым технологическим процессам оказания услуг;
–установление требований, обеспечивающих безопасность услуг, охрану здоровья населения, охрану окружающей среды, точность и своевременность исполнения, эргономичность и эстетичность;
–установление требований к сертификации услуг [7, c.24].
Для прохождения процедуры сертификации туристическому предприятию «АльбиТур» необходимо предоставить следующий пакет документов:
1. Заявка на сертификацию туруслуг (Приложение А).
2. Анкета предварительного анализа деятельности предприятия (Приложение Б).
3. Устав предприятия (копия).
4. Свидетельство о регистрации (копия).
5. Перечень туристических маршрутов.
6. Заключения служб государственного надзора: пожарной (для собственников имущества), санитарно-эпидемической.
7. Технологические документы услуг «туристическое путешествие», «туристический поход» в соответствии с ГОСТ 28681.1-95.
Представленные копии документов должны быть заверены печатью и подписью руководителя. Документы предоставлять по адресу: г. Минск, ул. Кирова, 8/2, 2 этаж, каб. 213.
Перечень документов, проверяемых на офисе предприятия:
1. Договор аренды помещения под офис или документ, подтверждающий право собственности (копия).
2. Справка о наличии материально-технических средств за подписью главного бухгалтера (наличие кассы, компьютеров, сейфа, ксероксов и т.д.).
3. Заключения служб государственного надзора: пожарной (для собственников имущества), санитарно-эпидемической.
4. Утвержденные и подписанные руководителем инструкции по охране труда работников: по пожарной безопасности, по использованию материально-технических средств (компьютер, ксерокс, др.).
Выводы по главе 3
Для успешного прохождения сертификации туристическому предприятию «АльбиТур» необходимо подготовить все требуемые документы, которые включают в себя договора аренды, устав, заполненную анкету, технологические документы маршрутов и т.д.
Можно предложить увеличить количество автобусно-экскурсионных туров различной направленности на территории Республики Беларусь для расширения спектра предложений туристических услуг агентством «АльбиТур». Новые туристические маршруты позволят включить менее известные достопримечательности в комплексный туристический продукт; повысить общую привлекательность регионов нашей страны, а также поспособствуют привлечению новых туристов.
Помимо этого можно предложить реализовать разработанный в процессе исследования маршрут «Костелы Минска», который предполагает знакомство с историей и архитектурой католических храмов города Минска.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, главным инструментом государственного регулирования туристической деятельности и защиты прав потребителей туристических услуг является стандартизация, а сертификация является самым главным инструментом системы государственного регулирования туризма, обеспечения безопасности услуг и наиболее признанным в мире способом независимого подтверждения (оценки) их соответствия установленным требованиям. На сегодняшний день выделяют 4 вида стандартов: международный стандарт, межгосударственный (региональный) стандарт, государственный стандарт Республики Беларусь, стандарт организации. А результаты сертификации результаты которых используются для принятия решения о соответствии (несоответствии) работ, услуг установленным требованиям.
Требования к туристическим услугам и услугам, формирующим тур, обусловлены межгосударственными и республиканскими стандартами. При выполнении туристической деятельности исполнители туристических услуг должны руководствоваться определенными нормативно-правовыми актами.
Туристическое предприятие «АльбиТур» осуществляет свою деятельность уже более 8 лет. Компания работает по различным направлениям и организовывает различные виды отдыха. Организационная структура предприятия состоит из генерального директора, отдела туризма и бухгалтерии.
Деятельность туристического предприятия «АльбиТур» регламентируется стандартами оказания туристических услуг, а также данное предприятие проходит процедуру сертификации туристической деятельности.
Для успешного прохождения сертификации туристическому предприятию «АльбиТур» необходимо подготовить все требуемые документы, которые включают в себя договора аренды, устав, заполненную анкету, технологические документы маршрутов и т.д.
Можно предложить увеличить количество автобусно-экскурсионных туров различной направленности на территории Республики Беларусь для расширения спектра предложений туристических услуг агентством «АльбиТур». Помимо этого можно предложить реализовать разработанный в процессе исследования маршрут «Костелы Минска».
1. Закон Республики Беларусь от 05.01. 2004 № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации» и иных актов законодательства Республики Беларусь.
2. Закон Республики Беларусь от 05.01. 2004 № 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации»
3. Перечень продукции, работ, услуг и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 16.12.2008 № 60
4. Бабасов Е.М. Типология и уровень религиозности населения Беларуси // Религиоведение: Учеб. пособие / Под. ред .М.Я. Пенсу и др. – Мн.,2003. – 189 с.
5. Бирицкая, Н.М. Моделирование и продвижение туров: учеб.-практ. пособие/ Н.М. Бирицкая, Т.М. Сергеева – Минск: БГЭУ, 2011. −233 с.
6. Бунич, Г.А., Старцев, В.А Туристический продукт: теория, практика, инновационные аспекты: учеб.-практ. пособие / Г.А. Бунич, В.А. Старцев – Москва: 2012 – 236 с.
7. Волонцевич, Е.Ф. Конкурентоспособность предприятий туристической индустрии: учеб.-метод. пособие / Е.Ф. Волонцевич. – Минск: РИПО, 2014. – 134 с.
8. Горбылева, З.М. Экономика предприятий туризма / З.М. Горбылева: учебник. – Минск: БГЭУ, 2018. – 527 с.
9. Дашкевич, В.Э. О некоторых вопросах правового регулирования и контроля деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма / В.Э. Даш-кевич // Налоги Беларуси. 2011. № 26 (июль). С. 86–88
10. Дехтярь, Г.М. Лицензирование и сертификация в туризме : учеб. пособие / Г.М. Дехтярь. М. : Финансы и статистика, 2005. 256 с.
11. Доклад Комитета по статистике Всемирной туристской организации «Туризм - панорама 2020 года» [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.ontit.it/opencms/export/sites/default/ont/it/documenti/archivio/files/ONT_2001-01-01_00991.pdf
12. Дурович, А.П. Организация туризма /А.П. Дурович. − Минск: Современная школа, 2010. − 384 с.
13. Жарков, Г.Н. Нормативно-правовое обеспечение международного туризма : учеб.-практ. пособие / Г.Н. Жарков. Киев : Кондор, 2004. 486 с.
14. Задиран, С. Нормативное регулирование туристической деятельности в Республике Беларусь / С. Задиран // Юстиция Беларуси. 2007. № 1. С. 38–42.
15. Игнатьева, И.Ф. Организация туристической деятельности. Учеб. пособие. / И.Ф. Игнатьева – СПб.: Питер, 2015. – 448 с.
16. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма: учебник / Н.И. Кабушкин. − 3-е изд. испр. – Минск: Новое знание, 2005. – 409 с.
17. Косолапов, А.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности: учеб. пособие / А. Б. Косолапов. – М.: КноРус, 2015. – 296 c.
18. Культурно-историческое и природное наследие Беларуси: теория и практика использования в туризме / Л.М.Гайдукевич [и др.]. – Минск: издательство «Четыре четверти», 2014. – 348с.
19. Ламоткин С.А., Егорова З.Е., Заяц Н.И. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учебное пособие для студентов экономических специальностей / Ламоткин С.А., Егорова З.Е., Заяц Н.И. – Мн.: БГТУ, 2005. – 300с.
20. Локотко, А.И. Историко-культурные ландшафты Беларуси / А.И. Локотко. – Минск: Белорус. наука, 2006. – 470 с.
21. Малашенко, В.И. Менеджмент туристского предприятия: учеб.- практ. пособие / В.И.Малашенко. − Минск: БГЭУ, 2007. − 165 с.
22. Малашенко, В.И. Организация туризма и туроперейтинг: учебно-методический комплекс [Электронный ресурс] / В.И. Малашенко, Т.М. Сергеева. – Минск: БГЭУ, 2017 г. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/handle/edoc/15319.
23. Милюченков, С.А. Натурное исследование народной архитектуры и традиционной хозяйственно-бытовой среды белорусов/ С.А.Милюченков; науч.ред. А.И.Локотко, ГНУ ИИЭФ им.К.Крапивы НАН Беларуси. – Минск: право и экономика, 2009. – 284 с.
24. Официальный сайт Туристического агенства «АльбиТур» [Электронный ресурс] режим доступа: http://albitour.by/
25. Чантурия, В.А. Памятники и памятные места Беларуси: (путеводитель по культурно-историческим памятникам) / В.А. Чантурия, Ю.В. Чантурия. – Смоленск: Русич, 2007. – 416 с.
26. Шамрук А.С. Архитектура Беларуси ХХ – начала ХХI в.: эволюция стилей и художественных концепций/А.С. Шамрук. – Минск: Белорус. наука, 2007. – 132 с.
27. Шорец, В. М. Правовое обеспечение туристической деятельности : учеб.-метод. по- собие / В. М. Шорец. – Минск : РИПО, 2014. – 130 с.