ВВЕДЕНИЕ
Туристский продукт и его реализация – это наиважнейшие звенья в деятельности туристского предприятия. К чему стремится каждая туристическая фирма? Одной из основных задач фирмы является увеличение ее прибыли. Получение и увеличение прибыли подразумевает под собой, прежде всего наличие и увеличение числа постоянных клиентов. Клиентов можно привлечь и удержать, если они заинтересованы в получении услуги у данной фирмы, а также должна соответствовать качеству предлагаемых услуг туристического предприятия. Продажи и продвижение туристической услуги будут эффективными лишь в том случае, если сначала будут определены цели и потребности клиента, а затем будет создан и предложен доступный по цене товар или услуга. Достижением цели туристических фирм является развитие продукта и услуг в точном соответствии с требованиями покупателя, а также они зависят от более интенсивных продаж, большей наступательностью в реализации туристского продукта.
На современном этапе перехода к рыночным отношениям, сбыт продукции начинает играть важную роль в успешной деятельности любого туристического предприятия. Возросшая конкуренция вынуждает предприятия идти на все большие уступки потребителям и посредникам в сбыте своей продукции. Именно этим обусловлен выбор темы и актуальность исследования.
Объект исследования: туристический продукт, а предмет – безопасность и качество туристического продукта.
Цель исследования: охарактеризовать систему обеспечения безопасности и качества туристического продукта. Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть определение понятия «туристический продукт» в научной литературе.
2. Определить особенности обеспечения безопасности туристического продукта.
3. Выявить характерные черты качества туристического продукта.
Огромную роль в исследовании отыграли логические (анализ, синтез) и методы исследования.
Структура работы подчинена решению поставленных задач и состоит из введения (определена актуальность, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования), трех глав (рассмотрено определение понятия «туристический продукт» в научной литературе, определены особенности обеспечения безопасности туристического продукта и выявлены характерные черты качества туристического продукта) заключения (подведены итоги исследования), списка использованных источников и приложений.
1 Понятие «туристический продукт» в научной литературе
Туризм является одним из немногих динамично развивающихся видов глобального бизнеса. Интерес предпринимателей к туризму обусловлен несколькими факторами. Во-первых, для запуска туристического бизнеса не требуется больших инвестиций. Во-вторых, на туристическом рынке успешно взаимодействуют крупные, средние и малые предприятия. В то же время, туристический бизнес позволяет быстро получить некоторые выгоды от валютных операций [1, с. 94].
Наиболее важной концепцией для индустрии туризма является «туристический продукт».
Туристический продукт – это комплекс услуг, работ, товаров, необходимых для удовлетворения потребностей туриста во время его поездки.
Очень часто туристический продукт путают с туристической услугой. Если туристическую услугу можно приобрести и использовать только на месте ее производства, то туристический продукт можно приобрести в любом месте (чаще всего по месту жительства) [26, с. 36].
В то же время туристические услуги подразделяются на основные (включенные в договор и оплачиваемые заранее посетителем) и дополнительные (предназначенные для удовлетворения потребностей, возникающих при предоставлении базовых услуг и оплачиваемые во время потребления, во время путешествия или на месте) [4, с. 71-72].
Туристические продукт включает в себя комплексные услуги – пакетные туры, проживание, питание, транспортные услуги, культурные, спортивные, развлекательные мероприятия, экскурсии и многое другое, в том числе специальные услуги, туристические товары и сувениры, потребляемые в месте пребывания (карты, схемы, солнцезащитные очки, рюкзаки и т. д.) [3, с. 84] (Приложение А).
Пакеты услуг (туры) состоят из:
1. Услуги размещения.
2. Услуги общественного питания (включая напитки).
3. Транспортные услуги.
4. Трансфер (встреча, отъезд, обслуживание или транспортировка багажа и туриста к месту жительства).
5. Организация и предоставление экскурсионных, развлекательных, культурных и спортивных услуг.
6. Торговые услуги.
7. Другие услуги (оформление паспорта, визы, медицинские и ветеринарные справки, прокат автомобилей, страхование и т. д.) [6, с. 217] (Приложение Б).
Также туристический продукт часто ассоциируется с турпакетом. Стоит отметить, что пакет содержит только четыре основных элемента: транспортные услуги по размещению, трансфер и медицинское страхование.
2 Обеспечение безопасности туристического продукта
Потребитель имеет право гарантировать, что услуги, включенные в туристический продукт, и процесс их предоставления должны быть безопасными для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды и не ущемлять материальные и духовные ценности общества и безопасность государства [10, с. 9].
Требования, которые должны обеспечивать безопасность включенных в туристский продукт услуг для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращения ущерба имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в порядке, установленном им.
Безопасность туристических означает безопасность туристов, сохранность их имущества, а также отсутствие вреда для окружающей среды, материальных и духовных ценностей [5, с. 62-63].
Безопасность туристических услуг означает отсутствие недопустимого риска, нанесения ущерба жизни, здоровью и имуществу туриста во время поездки (экскурсии), а также мест для проживания по маршруту.
Туристы, которые намереваются поехать в страну (место) для временного пребывания, в котором они могут подвергаться повышенному риску инфекционных заболеваний, должны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями.
Договор добровольного страхования (страховой полис) предусматривает оплату и (или) возмещение расходов на медицинскую помощь по экстренным и срочным формам в стране временного проживания и (или) возврата тела (останков).
В настоящее время концепция обслуживания или качества продукции стандартизирована и определена в соответствии с принятыми стандартами [17, с. 238-239].
Стандарты услуг и продуктов туристических предприятий устанавливают требования:
1. Обеспечить безопасность жизни, здоровья экскурсантов и туристов.
2. Определить факторы риска в туристской области.
Риски в сфере туристических услуг могут возникать при следующих условиях: наличие источника риска, проявление для туриста источника риска на опасном уровня, подвергая людей опасности, неблагоприятные факторы в туризме и профилактические меры. Для снижения риска травматизма в туризме используются следующие меры:
1. Использовать ограждения и защитные устройства при работе с движущимися механизмами на опасных участках трассы, средства индивидуальной защиты.
3 Качество туристического продукта
Проблема качества продукции является универсальной в современном мире. Показатели качества, а также вопросы, связанные с выпуском качественной продукции, характерны для каждой отрасли, включая туризм. Способность туроператоров оценивать соответствие различных видов туристических услуг, предлагаемых индивидуальными подрядчиками, требованиям, предпочтениям, ожиданиям и восприятию качества клиентами, является неотъемлемым условием эффективной передачи туров. Качество как категория, нормализуется и определяется по стандартам. Как определено Международной организацией по стандартизации (ISO), качество – это совокупность свойств и характеристик продукта, которые ухудшают его способность удовлетворять определенные или предполагаемые потребности. Формально уровень качества определяется как соответствие свойств продуктов и услуг требованиям стандартов. Руководящие указания по технологии управления качеством – это серия международных стандартов ISO. Они направлены на установление идентичных стандартов для аналогичных продуктов и услуг во всем мире, в том числе в области туризма. Кроме того, разные штаты, законы и стандарты устанавливают требования, гарантирующие безопасность жизни, здоровья и имущества пользователей туристических услуг, защиту окружающей среды [31, с. 105].
Качество туристического продукта – совокупность свойств туристических услуг и процессов обслуживания, которые соответствуют оговоренным или ожидаемым потребностям туристов.
Качество туристических продуктов характеризуется качеством услуг и культурой обслуживания [22, с. 17].
Специфика туристической индустрии заключается в том, что производимый продукт является полностью или частично нематериальным, а эффект от услуги оценивается потребителем в условиях определенного эмоционального состояния в зависимости от ряда факторов, включая такие субъективные характеристики туриста, как:
1. Образование.
2. Возраст.
3. Культурные традиции туриста.
4. Комфорт.
5. Привычки.
6. Благополучие или психологическое состояние на момент получения услуги.
7. Физиологические особенности организма и др. [18, с. 22-23].
Все это делает восприятие качества туристического продукта во многом субъективным, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого туриста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в полной степени удалось решить поставленные автором задачи.
В результате были сформулированы следующие выводы:
1. Авторы дают разные толкования понятия «туристический продукт», описывая его с разных точек зрения – с правовой, экономической, психологической. Все эти интерпретации дополняют друг друга и создают целостную картину существования этого понятия в рыночной экономике. Большинство исследователей считает, что туристический продукт – это комплекс услуг, работ, товаров, необходимых для удовлетворения потребностей туриста во время его поездки. В зарубежной литературе туристический продукт трактуется как упорядоченный набор туристических услуг, обеспечивающих потребление х услуг и товаров. Российский исследователь в области туризма В.А. Квартальнов дает определение туристическому продукту в двух значениях: потребительский комплекс, в который входят туристические и экскурсионные услуги и товары, а также сочетание материальных (потребительских товаров) и нематериальных (в форме услуг) потребительских ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникшего во время его путешествия. Е.Н. Ильина считает, что туристический продукт – множество компонентов, которые могут быть как материальными, так и нематериальными. Т.Т. Христов дает следующую интерпретацию туристического продукта: это сочетание туристических услуг, работ, которые сопровождают процесс потребления туристических услуг, и товаров, потребляемых во время и вне тура. Ушаков Д.С. термин «туристический продукт» рассматривает в основном с юридической точки зрения.
2. Безопасность туристических включает безопасность туристов, сохранность их имущества, а также отсутствие вреда для окружающей среды, материальных и духовных ценностей. Безопасность туристических услуг означает отсутствие недопустимого риска, нанесения ущерба жизни, здоровью и имуществу туриста во время поездки (экскурсии), а также мест для проживания по маршруту. Контроль за выполнением требований безопасности туристов обеспечивается государственными органами с соответствующим органом. Мониторинг безопасности туристических услуг осуществляется на основе следующих методов: визуальный, метрический, социологический и аналитический.
1. Балабанов, И.Т. Экономика туризма / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. – М.: Финанасы и статистика, 2003. – 176 с.
2. Безрутченко, Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме / Ю.В. Безрутченко. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 232 с.
3. Бирицкая, Н.М. Туроперейтинг / Н.М. Бирицкая. – Минск : БГЭУ, 2007. – 179 с.
4. Боголюбов, В.С. Экономика туризма / В.С. Боголюбов, В.П. Орловская. – М.: Академия, 2005. – 192 с.
5. Браймер, Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Р.А. Браймер. – М.: Аспект-Пресс, 1995. – 326 с.
6. Бутко, И.И. Туристический бизнес: основы организации: производственно-практическое издание / И. И. Бутко, Е. А. Ситников, Д. С. Ушаков – М.: Финансы и статистика, 2008. – 384 с.
7. Веткин, В.Л. Технология создания туристского продукта / В.Л. Веткин. – М.: Гросс- Медиа, 2013. – 240 с.
8. Грачева, О.Ю. Организация туристического бизнеса: технология создания турпродукта / О. Ю. Грачева. – М.: Дашков и Кº, 2010. – 272 с.
9. Гришмановский, Д.Ю. Права и обязанности туриста при возврате туристического продукта / Д.Ю. Гришмановский, И.Д. Пунтусова // Управление в современных системах. – 2017. – №4. – С. 16-23.
10. Джафар, Дж. Феноменология туризма. Теория и практика физической культуры / Дж. Джафар // Научно-теоретический журнал. – 2000. – №8. – С. 7-15.
11. Долматов, Г.М. Международный туристический бизнес: история, реальность, перспективы / Г.М. Долматов. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – 368 с.
12. Здоров, А.Б. Экономика туризма / А.Б. Здоров. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 272 с.
13. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности / Е.Н. Ильина. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 276 с.
14. Качмарек, Я. Туристический продукт. Замысел. Организация. Управление / Я. Качмарек, А. Стасяк, Б. Влодарчик. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 495 с.
15. Квартальнов, В.А. Иностранный туризм / В.А. Квартальнов – М.: Финансы и статистика, 1999. – 376 с.
16. Косолапов, Л.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности / Л.Б. Косолапов. – М.: КноРус, 2008. – 288 с.
17. Котлер, Ф. Маркетинг, гостеприимство, туризм / Ф. Котлер, Дж. Боуэна, ДЖ. Меикенз. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 415 с.
18. Кузахметова, С.Е. Правовая природа и существенные условия договора о реализации туристского продукта / С.Е. Кузахметова // Право и экономика. – 2015. – № 5. – С. 20-25.
19. Леннон, Дж. Управление индустрией туризма: лучший опыт деятельности национальных организаций и агентств по туризму / Дж. Леннон – М.: Группа ИДТ, 2008. – 265 с.
20. Любицева, О.О. Рынок туристических услуг: геопространственные аспекты / О.О. Любицева. – М.: Альтерпресс, 2003. – 436 с.
21. Маринин, М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме / М.М. Маринин. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 174 с.
22. Наумова, С.А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме / С.А. Наумова. – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2003. – 127 с.
23. Нюренбергер, Л.Б. Туризм: массовый, элитарный, эпизодический. маркетинговый подход к разработке современного туристического продукта / Л. Б. Нюренбергер, Е. Н. Таскаев, Н. Н. Егорова // Российское предпринимательство. – 2008. – № 11. – С. 150-152.
24. Попова, Л.И. Направления повышения конкурентоспособности регионального туристского продукта / Л.И. Попова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – № 10-3. – С. 67-68.
25. Саак, А.Э. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме / А.Э. Саак, Ю.А. Пшеничных. – СПб.: Питер, 2011. – 458 с.
26. Сенин, В.С. Туризм: мини-словарь / В.С. Сенин. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 64 с.
27. Старков, А.С. Методические подходы к повышению конкурентоспособности туристских продуктов / А.С. Старков // Экономика и предпринимательство. – 2012. – № 1. – С. 270-275.
28. Ушаков, Д.С. Прикладной туроперейтинг / Д.С. Ушаков. – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. – 416 с.
29. Христов, Т.Т. Религиозный туризм / Т.Т. Христов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.
30. Черных, Н.Б. Технология и организация туроператорской и турагентской деятельности / Н.Б. Черных. – М.: Советский спорт, 2005. – 358 с.
31. Шумак, Л.М. Правовое регулирование туристической деятельности / Л.М. Шумак // Символ науки. – 2018. – №6. – С. 104-107.