ВВЕДЕНИЕ
Развитие туристического бизнеса в условиях рынка требуют наличия рекреационных ресурсов, капитала, технологий, кадров. В отличие от других отраслей экономики, туристские ресурсы очень многообразны и включают природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления. Кроме прочего, составной частью рекреационных ресурсов являются люди, которые работают в сфере туризма или могут принять участие в организации и обслуживании рекреационной деятельности.
Превращение туризма в массовое явление создает ряд проблем, связанных с его транспортным обслуживанием. Это относится как к транспорту общего пользования, так и специализированному транспорту, функционирующему в рамках туристских организаций. В общем виде эти проблемы сводятся к следующему: созданию материально-технической базы туристского транспорта общего пользования, соответствующего туристским потребностям страны; совершенствованию организации транспорта; улучшению качества транспортного обслуживания туристов. Правильное решение этих проблем связано с необходимостью удовлетворения возрастающих требований к туристскому обслуживанию и с решением задач повышения эффективности туристской деятельности.
Туризм, рассматриваемый как деятельность индивидуума, объединяет в себе два основных элемента путешествие и пребывание. Первый из них представляет его начальную, крайне динамичную фазу. Внешне она строится как транспортный процесс и связана с удовлетворением потребности к перемещению в пространстве, сменой местожительства туристов. Достигнутые высокие темпы в развитии туризма в последние десятилетия нашего века непосредственно связаны с достижениями научно-технического прогресса в области транспорта.
Курс развития сферы туризма в Беларуси заложен законом Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. № 326-3 «О туризме» [17], указами Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. №372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» [42], от 15 мая 2008 г. №270 «О мерах по развитию придорожного сервиса» [43], от 2 июня 2006 г. №371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь» [44], а также Государственной про¬граммой развития туризма на 2011 – 2015 гг. В соответствии с Государственной программой развития туризма на 2011-2015 гг.
Особенности использования различных видов транспорта в сфере туризма отражены в работах: А.В. Бабкина [5], Н.А. Гончарук [11], Е.В. Кулагиной [25], О.В. Романова [34], Д.С. Ушакова [45], И.Н. Яхновец [48].
ГЛАВА 1 Транспортные услуги в туризме
1.1 Особенности использования транспортных услуг в туризме
Транспорт – одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой страны. С давних времен транспорт являлся двигателем прогресса. Человек использовал любые подручные средства для перевозки людей и грузов. С изобретением колеса, а несколько позже и различных типов двигателей человек стал соответственно развивать и средства передвижения: повозки, кареты, пароходы, паровозы, самолеты и т.д. Это позволяло совершать поездки на большие расстояния и с различными целями [39].
Туризм – это путешествия, временные выезды граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства, с различными целями:
- отдыха,
- лечебно – оздоровительными,
- физически – спортивными,
- религиозными,
- деловыми и т. д., без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) пребывания, сроком от 24 часов до 6 месяцев.
Транспорт – отрасль материального производства, занятая перевозкой пассажиров и багажа.
Транспорт – одна из важнейших составных частей материальной базы экономики любой страны. С древних времен транспорт являлся двигателем прогресса. Человек использовал любые подручные средства для перевозки людей и грузов. С изобретением колеса, а несколько позже и различных типов двигателей человек стал соответственно развивать и средства передвижения: повозки, кареты, пароходы, паровозы, самолеты и т. д. Это позволяло совершать поездки на большие расстояния и с различными целями.
Транспортные путешествия (транс – туры) – это путешествия организованных групп туристов при наличии путевок (ваучеров) по разработанным маршрутам с использованием различных транспортных средств.
В настоящее время транспорт является одним из самых важных компонентов экономики государства, как развивающегося, так и с высокоразвитой экономической и социальной базой. Транспорт обеспечивает нормальное функционирование экономики, повышение эффективности общественного производства, создает условия для рационального размещения производственных сил по территории страны с учетом наиболее целесообразного приближения предприятий различных отраслей экономики к источникам сырья и районам потребления продукции, специализации и кооперации производства, позволяет развивать такие отрасли, как торговля,
ГЛАВА 2. Развитие транспортной структуры Республики Беларусь
2.1 Структура пассажироперевозок в Республике Беларусь при оказании туристических услуг
В данном разделе рассмотрим структуру пассажироперевозок различными видами транспорта в целом и при оказании туристических услуг.
Динамика пассажирооборота по видам транспорта за 2012–2014 годы, данные по которой представлены в таблице 2.1. [39; 47].
Таблица 2.1 – Динамика пассажирооборота (по видам транспорта) за 2012-2014 в Республике Беларусь, миллионов пассажиро–километров
| Вид транспорта | 2012 год | 2013 год | 2014 год | Темп роста, % |
| Железнодорожный | 7 401 | 7 578 | 7 941 | 107,30 |
| Автомобильный | 7 247 | 10 194 | 9 923 | 136,93 |
| Внутренний водный | 1 284 | 1 571 | 1 643 | 127,96 |
| Воздушный | 3 | 3 | 4 | 133,33 |
| Итого | 19 818 | 23 416 | 23 585 | 119,01 |
Примечание: Источник – данные Национального статистического комитета Республики Беларусь [30]
Таким образом, пассажирооборот в 2014 году увеличился. На первом месте находится автомобильный транспорт, на втором железнодорожный, на третьем – воздушный и на последнем по использованию внутренний водный.
Наглядно динамика структуры пассажирооборота по видам транспорта на 2010-2014 годы представлена на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1 – Динамика структуры пассажирооборота по видам транспорта на 2010-2014 годы, %
Примечание: Источник – данные Национального статистического комитета Республики Беларусь [30]
Управление автомобильного, городского электрического транспорта и метрополитена осуществляет комплексные мероприятия по совершенствованию системы управления автотранспортным комплексом, повышением эффективности его работы, созданием предпосылок для дальнейшего экономического роста организаций и субъектов хозяйствования, доли и акции которых принадлежат Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, повышению роли автотранспортного комплекса Республики Беларусь на международной арене.
Глава 3. Разработка туристического маршрута по территории Республики Беларусь с использованием различных видов транспорта
Основой формирования любого туристического маршрута являются с одной стороны, привлекательность для туристов, а с другой стороны – его экономическая обоснованность и эффективность для туристической фирмы – организатора. С учетом данных критериев был разработан туристический маршрут «Сказка в природе», включающий программу тура и расчет его стоимости для туристов, а также сделан расчет его экономической эффективности для фирмы.
Название маршрута: «Сказка в природе»
Туристический маршрут был разработан с учетом следующих основных аспектов, обладающих привлекательностью для потенциальных клиентов, а именно:
1. Активный отдых в уникальных условиях белорусских национальных охраняемых природных территорий – Национального парка «Беловежская пуща» и Припятского национального заповедника;
2. Посещение уникальных культурно-исторических памятников – Мирского замково-паркового комплекса, музея-заповедника «Несвиж»;
3. Конкурентоспособная цена на предлагаемый тур.
Партнеры: с молдавской стороны – туристическая фирма My travel (г. Кишинев), с белорусской стороны – туристическое предприятие «БелТур» (г. Минск).
Молдавская фирма осуществляет набор туристических групп в течение летнего сезона, их отправку из Кишинева в Минск и встречу в Кишиневе по завершению тура.
Туристическое предприятие «БелТур» осуществляет: встречу туристической группы в Минске, полную организацию туристического маршрута на территории Беларуси – размещение, организация питания, транспортного и экскурсионного обслуживания; отправку туристической группы из Минска в Кишинев.
Описание туристического маршрута:
Тур предлагается в виде инклюзив-тура или пакетного тура с фиксированными услугами проживания, питания и экскурсионного обслуживания.
Транспортное обслуживание Кишинев-Минск-Кишинев осуществляется железнодорожным транспортом и по желанию туристов может варьироваться класс проезда – купе или плацкарт. Транспортное обслуживание группы на территории Беларуси осуществляется микроавтобусом Мерседес вместимостью до 16 человек.
Тур организуется в соответствии с утвержденной программой тура.
Общее описание тура «Сказка в природе»: тур в Беларусь с проживанием на территориях Национального заповедника Беловежская пуща и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении можно сделать следующие выводы:
В мировом сообществе туризм стал массовым явлением, что создает ряд проблем, связанных с транспортным обслуживанием туристической сферы. Это относится как к транспорту общего пользования, так и специализированному транспорту, функционирующему в рамках туристских организаций. В общем виде эти проблемы сводятся к следующему: созданию материально-технической базы туристского транспорта общего пользования, соответствующего туристским потребностям страны; совершенствованию организации транспорта; улучшению качества транспортного обслуживания туристов.
Транспортные услуги – один из основных видов услуг в туризме. На них приходится и основная доля в структуре цены тура. Различные виды транспорта используются туристическими организациями для перевозки туристов во время совершения путешествия.
Первая глава курсовой работы включала в себя теоретическую часть, в ходе которой были изучены особенности использования транспортных услуг в туризме. Транспорт является одним из самых важных компонентов экономики государства, как развивающегося, так и с высокоразвитой экономической и социальной базой.
Автоуслуги, используемые в туристском обслуживании, включают три основных направления: организация автобусных путешествий; организация путешествий на личном транспорте туристов; прокат автомобилей.
Стандартные железнодорожные туры можно условно разделить на три самостоятельные категории: однодневные; непродолжительные (2-3 суток); многодневные (от 5 дней и более).
Воздушный транспорт является одной из наиболее быстро и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства и с каждым годом занимает все более прочные позиции в общемировой транспортной системе. Самолеты – самый популярный вид транспорта в мире. Это же можно сказать и об авиаперевозках в туризме. И этому есть ряд причин: авиация – самый быстрый и удобный вид транспорта при переездах на дальние расстояния; сервис на авиарейсах в настоящее время имеет привлекательный для туристов вид; авиационные компании напрямую и через международные сети бронирования и резервирования выплачивают туристским агентствам комиссионные за каждое забронированное в самолете место, мотивируя их тем самым выбирать авиаперевозки.
Перевозка групп туристов в дестинации водным транспортом или путешествие по водным просторам сочетает познавательный характер поездки с индустрией отдыха. В связи с этим необходимо различать: пассажирские суда, используемые преимущественно для линейных перевозок туристов по
1. Александрова, А.Ю. География туризма: учеб.-метод. пособие / А.Ю. Александрова. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 407 с.
2. Антонов-Саратовский, В.П. Беседы о туризме. Азбука советского (пролетарского) туризма / В.П. Антонов-Саратовский. – М.: ФиТ, 1933. – 206 с.
3. Атрашкевич, С.В. Проблемы и перспективы развития туризма в Витебской области / С.В. Атрашкевич // Материалы III международной молодежной научно-практической конференции, УО «Полесский государственный университет», г. Пинск, 27 марта 2009 г.: в 2-х ч. Ч. 1 / Редкол.: К.К. Шебеко [и др.]. – Пинск: ПолесГУ, 2009. – С. 6-7
4. Бабарицька, В.К., Малиновская, О.Ю. Менеджмент туризма. Туроперейтинга. Понятийно-терминологические основы, сервисное обеспечение турпродукта / В.К. Бабарицька, О.Ю. Малиновская. – М.: Альтерпрес, 2004. – 288 с.
5. Бабкин, А.В. Специальные виды туризма / А.В. Бабкин. – Ростов н/Дону: Феникс, 2008. – 252 с.
6. Байнев, В.Ф. Экономика и управление регионом / В.Ф. Байнев. – Минск: Академия управления при Президенте РБ, 2006. – 255 с.
7. Биржаков, М.Б., Никифоров, В.И. Индустрия туризма: Перевозки / М.Б. Биржаков и др. – СПб.: Издательский дом Герда, 2007. – 528 с.
8. Борисов, Ю.Н. Маркетинг в туризме / Ю.Н. Борисов. – М.: Проект, 2009. – 52 с.
9. Геаграфiя Беларусi: вучэбны дапаможнiк для 9-га кл. агульнаадукац. шк. з паглыб. вывучэннем геаграфii / Я. М. Мяшэчка [i iнш]. – Минск: Народная асвета, 2001. – 383 с.
10. Геаграфiя Беларусi: энцыкладедычны даведнik / Л. В. Казлоуская [i iнш.]; пад рэд. Л. В. Казлоускай. – Минск: Беларуская энцыклапедыя, 1992. – 383 с.
11. Гончарук Н.А. Нормативно-правовое регулирование туристической деятельности / Н.А. Гончарук. – Минск: БГПУ, 2008. – 338 с.
12. Граков, Л.В. Туристско-экскурсионный потенциал рекреационных ресурсов Беларуси / Л.В. Граков // Весці БДПУ ім. М. Танка. – 1994. – № 1(59). – С. 70-74
13. Гуляев, В.Г. Организация туристской деятельности / В.Г. Гуляев. – М.: «Нолидж», 1996 – 174 с.
14. Дурович, А.П., Кабушкин, Н.И., Сергеева, Т.М. Организация туризма: учебное пособие / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М. Сергеева. – М.: Новое знание, 2003. – 632 с.
15. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение: учеб.-метод. пособие / Б.В. Емельянов. – М.: Советский спорт, 2007. – 216 с.
16. Зайченко, Н.П. Проблемы структурной перестройки экономики Республики Беларусь / Н.П. Зайченко, А.В. Богданович // Белорусская экономика: анализ, прогноз, регулирование. – 2003. – №7. – С. 14– 21.
17. Закон Республики Беларусь от 25 ноября 1999 г. №326-З «О туризме» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby/ zakon/zakb0739.htm. – Дата доступа: 05.04.2016
18. Кириенко, Е.Г. Социально-экономическая география Республики Беларусь: учеб. пособие / Е.Г. Кириенко. – Минск: Аверсэв, 2003. – 400 с.
19. Ковалев, М.М. Республика Беларусь в системе мирового хозяйства. Состояние, тенденции, перспективы / М.М. Ковалев // Белорусский банковский бюллетень. – 2002. – № 7. – С. 33–60.
20. Козловская, Л.В. Социально-экономическая география Беларуси: курс лекций. В 3 ч. Ч. I. Условия и факторы социально-экономического развития и территориальной организации хозяйства Беларуси / Л.В. Козловская. – Минск: БГУ, 2002. – 107 с.
21. Козловская, Л.В. Социально-экономическая география Беларуси: Курс лекций. В 3 ч. Ч. II. Экономико-географическая характеристика межотраслевых комплексов / Л.В. Козловская. – Минск: БГУ, 2004. – 99 с.
22. Козловская, Л.В. Социально-экономическая география Беларуси: Курс лекций. В 3 ч. Ч. III. Экономико-географическое районирование и характеристика регионов Беларуси / Л.В. Козловская. – Минск: БГУ, 2005. – 113 с.
23. Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. №372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://a-h.by/s153/archives/372_ot_2_ijunJa_2006_g._Ukaz_Prezidenta_Respubliki_Belarus.html. Дата доступа: 02.04.2016
24. Концепция и программа развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998-2015 г.г. // Белорусский экономический журнал. – 1998. – № 2. – С. 4-25.
25. Кулагин, Е.В. Виды туризма / Е.В. Кулагин. – Омск: ОГИС, 2001. – 152 с.
26. Лисиченок, Е.П. Имидж региона и необходимость формирования в условиях перехода к экономике знаний / Е.П. Лисиченок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: chrome-extension://oemmndcbldboiebfnladdacbdfmadadm/http:// elib.psu.by:8080/bitstream/123456789/1974/1/%D0%91%D0%93%D0%AD%D0%A3%202013.pdf. Дата доступа: 10.04.2016
27. Манак, Б.А. Экономико-географический анализ демографической ситуации и размещение населения на территории Республики Беларусь / Б.А. Манак, Е.А. Антипова. – Минск: БГУ, 1998. – 292 с.
28. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. – Минск: Юнипак, 2004. – 200 с.
29. Национальная экономика Беларуси. Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления / В.Н. Шимов [и др.]; под общ. ред. В. Н. Шимова. – Минск: БГЭУ, 2005. – 844 с.
30. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/transport.php– Дата доступа: 08.04.2016
31. Об утверждении Государственной программы развития туризма в РБ на 2011 – 2015 гг.: постановление Совета Министров РБ от 24 марта 2011 г., № 373 // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 4000 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.levonevski.net/pravo/norm2013/num10/d10213.html. Дата доступа: 02.04.2016
32. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 N 963 «Вопросы Министерства спорта и туризма Республики Беларусь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.levonevsky.org/bazaby11/ republic24/text486.htm. Дата доступа: 05.04.2016
33. Рагимов, Т.С. Международное правовое регулирование туризма / Т.С. Рагимов // Зарубежное законодательство и сравнительное правоведение. – 2010. – №2. – С. 93-103
34. Романов А.А. География туризма / А.А. Романов. – М.: Сов. спорт, 2002. – 463 с.
35. Савина, Н.В. Экскурсоведение: практикум для студентов факультета межкультурных коммуникаций / Н.В. Савина. – М.: БГЭУ, 2014. – 183 с.
36. Смитиенко Б.М. Внешнеэкономическая деятельность / Б.М. Смитиенко. – М.: Академия, 2008. – 304 с.
37. Стратегия устойчивого развития туризма в Беларуси // Архитектура и строительство №3(23) от 24 июля 2003 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ais.by/story/2. Дата доступа: 03.04.2016
38. Тарасенок, А.И. Геоэкономический механизм обеспечения конкурентоспособности туристической дестинации: уч.-метод. пособие / А.И. Тарасенок – Минск: РИПО, 2014 – 114 с.
39. Транспорт и связь [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bargu.by/1992-transport-i-svyaz.html – Дата доступа: 08.04.2016.
40. Туристический клуб [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://clubhome.narod.ru. Дата доступа: 03.04.2016
41. Туристская энциклопедия Беларуси / редкол.: Г.П. Пашков [и др.]; Под общ. ред. И.И. Пирожника. – Минск: БелЭн, 2007. – 648 с.
42. Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. №371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.levonevski.net/ pravo/temy/tema02/glav/docm0326.html. – Дата доступа: 05.04.2016
43. Указ Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. №270 «О мерах по развитию придорожного сервиса» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://pravo.levonevsky.org/bazaby09/sbor04/text04483.htm. – Дата доступа: 05.04.2016
44. Указ Президента Республики Беларусь от 26.11.2010 № 614 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. №372» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.levonevski.net/pravo/norm2013/num11/d11814.html Дата доступа: 05.04.2016
45. Ушаков, Д.С. Экономика туристской отрасли / Д.С. Ушаков. – Ростов н/Д.: «МарТ», 2010. – 446 с.
46. Чеботарь, М.Ю. Туристический бизнес / М.Ю. Чеботарь. – М.: Мир деловой книги, 1997. – 68 с.
47. Экономика Республики Беларусь в системе мирохозяйственных связей: учеб. пособие / Т.А. Шмарловская [и др.]; под ред. Т.А. Шмарловской. – Минск: БГЭУ, 2006. – 253 с.
48. Яхновец, И.Н. Пути совершенствования направлений въездного и внутреннего туризма в РБ / И.Н. Яхновец // Вестник Академии МВД РБ. – 2012. – № 1(23). – С. 122-125.