Правовое регулирование размещения рекламы в Республике Беларусь
МИТСО (Международный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Правовое регулирование размещения рекламы в Республике Беларусь»
по дисциплине: «Хозяйственное право»
2021
45.00 BYN
Правовое регулирование размещения рекламы в Республике Беларусь
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Хозяйственное право
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕКЛАМЕ
1.1 ПОНЯТИЕ РЕКЛАМЫ И ЕЕ ВИДЫ
1.2 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РЕКЛАМЕ
1.3 СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГЛАВА 2 ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ РЕКЛАМЫ
2.1 НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ РАЗМЕЩЕНИЕ РЕКЛАМЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.2 ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ РЕКЛАМЫ
2.3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ О РЕКЛАМЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Государственное регулирования рекламной деятельности является необходимым элементом развития общественной системы; разновидностью социального управления, регулирующего социально значимые процессы.
Рекламный рынок сегодня - это важная сфера национальной экономики, обеспечивающая рабочими местами большое количество населения, основной источник выживаемости средств массовой информации, поддерживающий их цену для потребителей на низком уровне, важная составляющая культурной жизни общества.
Кроме того, рекламный рынок - один из наиболее динамично растущих рынков во всем мире, часть информационной системы общества, а информация и технологии воздействия на массовое сознание являются сегодня ключевыми факторами развития общественной системы.
Использование средств массовой информации для распространения рекламы дает возможность неконтролируемого воздействия на широкие массы людей, а принцип получения прибыли делает и рекламодателя, и специалиста рекламы практически индифферентными к социальным последствиям рекламных обращений.
Именно этот аспект рекламной деятельности обусловливает необходимость государственного регулирования данной сферы общественных отношений.
Формирование рыночных отношений в нашей стране обусловило необходимость использования субъектами хозяйствования соответствующих инструментов.
Важнейшим из них, обеспечивающим высокую эффективность деятельности, конкурентоспособность предприятий, является маркетинг. В свою очередь, одно из центральных мест в комплексе маркетинговых мероприятий занимает реклама.
Необходимость продвижения товаров на рынок в условиях жесткой конкуренции стимулирует продавцов искать и применять новые и более эффективные способы передачи информации.
В частности, традиционные методы передачи рекламной информации дополнились применением для этих целей телевидения, Интернета и т.д.
Соответственно, возросли затраты на передачу этой информации.
Увеличение затрат вызвало необходимость в анализе их эффективности и оптимизации.
Актуальность темы определяется тем, что рекламная деятельность является разновидностью деятельности предпринимательской, приносит значительную прибыль и оказывает существенное влияние на развитие рынка товаров, работ и услуг.
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РЕКЛАМЕ
1.1 Понятие рекламы и ее виды
Понятие «рекламная деятельность» характеризует особый вид человеческой деятельности, направленный на производство и реализацию рекламы (рекламного продукта).
Рекламную деятельность следует изучать как «изнутри», так и «снаружи». Рекламой «изнутри» занимаются практики рекламного дела, обобщающие свой опыт в научных и методических работах, а также теоретики, служащие развитию рекламной практики. Рекламная деятельность «снаружи» заключается в описании и анализе изменений социокультурного пространства, связанных с влиянием рекламы на общество и осуществляемыми философами, культурологами, социологами и так далее [3, c. 121].
Усилия первой группы исследователей направлены на то, чтобы сделать рекламную деятельность более эффективной. Задача второй группы – выявить значение рекламной деятельности для всего социума и тех его областей, какие напрямую с ней не связаны (науки, религии, нравственности и т.д.), но косвенная связь, с которыми более чем очевидна.
При этом предметом изучения рекламной деятельности следует считать совокупность средств, методов и способов распространения информации в определенной сфере экономической и общественной деятельности людей с целью привлечения внимания потенциальных потребителей к объекту рекламирования.
Закон Республики Беларусь № 225-З «О рекламе» дает следующее понятие рекламы: «Реклама – информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке» [10].
Этот же закон дает понятие рекламной деятельности: «Рекламная деятельность – это деятельность организации или гражданина по выполнению работ по проектированию, производству рекламы и (или) оказанию услуг по ее размещению (распространению)».
Анализ данных значений понятия рекламы показывает, что единого и общепринятого понятия рекламы и рекламной деятельности не существует. Во всех вышеприведенных примерах основной акцент сделан на нее саму (говорится, что реклама делает или же должна делать: провозглашать, информировать, публично толковать, пропагандировать, одурачивать и т.д.), а не на ее основную функцию. Ни в одном определении прямо не сказано, для чего нужна реклама в обществе, какова ее основная задача как общественного явления [15, c. 224].
ГЛАВА 2 ОСНОВЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ РЕКЛАМЫ
2.1 Нормативные правовые акты, регулирующие размещение рекламы в Республике Беларусь
Основным инструментом государственного регулирования и контроля рекламного бизнеса является его законодательная база.
Государство издает законы и нормативные акты, определяющие правовые нормы проведения рекламных кампаний для всех участников рекламного процесса.
Основные законодательные акты в области рекламной деятельности, действующие на территории Республики Беларусь:
1. Закон Республики Беларусь «О рекламе» от 10 мая 2007 года;
2. Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» от 9 января 2002 года и др.
3. В Законе Республики Беларусь «О рекламе» описываются все требования по размещению и содержанию рекламы на территории Республики Беларусь.
Целесообразность проведения предварительного обследования для оценки эффективности прямых и косвенных рекламных высказываний, появляющихся в рекламе, содержащей высказывания о диагнозе, лечении, улучшении состояния больного или ином влиянии на заболевание; трудно оценить потребителям самим.
Правовые акты в той или иной форме в большинстве стран мира характеризуются несколькими важными аспектами.
К основным законодательным актам относятся постановления правительства о борьбе со всеми видами ненадлежащей рекламы:
• недобросовестной,
• недостоверной,
• неэтичной,
• скрытой и др.
Например, согласно Закон Республики Беларусь «О защите правах потребителей», потребитель может обратиться в суд, если он купил товар (услугу), оказавшийся намного хуже, чем его рекламировали [11].
Основные законодательные акты носят разрешительный или запрещающий характер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании исследования, проведенного в работе, можно сделать следующие выводы:
Анализ литературы по вопросу понятия и общих требований к рекламной деятельности в Республике Беларусь показывает, что в современной науке реклама рассматривается и как элемент маркетинговой политики, и как форма коммуникации, и как способ психологического воздействия на личность, социальные группы или общества в целом, и как социальный феномен.
Реклама-информация об объекте рекламы, опубликованная любым способом и в любой форме, направленная на привлечение внимания к объекту рекламы, формирование или поддержание интереса к нему и/или продвижение его на рынке.
Рекламная деятельность - деятельность организации или гражданина по проектированию, производству рекламы и (или) оказанию услуг по ее размещению (распространению).
Рассматривая правовой статус субъекта рекламной кампании, следует отметить, что рекламная кампания достигается за счет взаимодействия субъектов рекламного рынка: рекламодателей, рекламных посредников, средств распространения рекламной информации и потребителей рекламы. Помимо общих прав и обязанностей субъекты в сфере рекламной деятельности имеют специфические права и обязанности, связанные именно с данным, конкретным видом деятельности.
Таким образом, у субъектов рекламной деятельности следует различать общий и специальный правовой статус.
Общий правовой статус регулируется Конституцией Республики Беларусь, гражданским и налоговым законодательством. Специальный правовой статус регламентируется специальным нормативным правовым актом - Законом «О рекламе».
Объектом, на который необходимо обратить внимание потребителя, являются условия, которые должны быть включены в договор на оказание рекламных услуг. Исходя из смысла статьи 2 Закона № 225, этим объектом может быть:
• товар;
• продавец, исполнитель или изготовитель товара (услуги);
• индивидуализирующие конкретный товар (услугу) средства;
• средства индивидуализации субъекта предпринимательской деятельности (товарный знак, наименование компании и т.п.);
• результаты интеллектуальной деятельности;
• конкурсы, соревнования, пари, концерты и другие мероприятия.
1. Антипов, К.В. Рекламные рынки. Рекламные услуги / К.В. Антипов // Реклама. Теория и практика. - 2010. - № 3. – С. 130-137.
2. Антонов, Л.В. Развитие рекламного рынка : международный аспект / Л.В. Антонов // Социально-экономические явления и процессы. – 2012. - № 12. – С. 36-40.
3. Баженов, Ю.К., Панкратов, Ф.Г., Серегина, Ю.К., Шахкрин, В.Г. Рекламная деятельность: Учебник для вузов / Ф.Г. Панкратов, Ю.К. Баженов, Т.К. Серегина, В.Г. Шахурин. -2-е изд., перераб. и доп. -М., 2012. – 229 с.
4. Блюм, М.А., Молоткова, Н.В. Основы использования средств рекламы в коммерческой деятельности / М.А. Блюм, Н.В. Молоткова. – Тамбов : Издательство ТГТУ, 2006. – 160 с.
5. Бове, К.Л. Современная реклама / К.Л. Бове. – М. : Довгань, 2011. – 704 с.
6. Васильев, Г.А. Основы рекламной деятельности: Учеб. пособие для вузов / Васильев Г.А. -М.: ЮНИТИ, 2004. - 414с.
7. Гаврильчик, И. Типичные нарушения законодательства о рекламе. Практика проверки рекламы Министерством торговли Республики Беларусь / И. Гаврильчик // Бизнес-инфо: аналитическая правовая система [Электронный ресурс] / ООО «Профессиональные правовые системы». – Минск, 2021.
8. Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-3 (ред. 02.07.2020, 2/2749) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk9800218//.
9. Грибок, Н.Н. Становление рекламного сообщества / Н.Н. Грибок // Власть. – 2011. - № 7. – С. 83-85.
10. Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-3 «О рекламе» (ред. 22.07.2017, 2/2490) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10700225//.
11. Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 г. №90-3 «О защите прав потребителей» (ред. 22.06.2018, 2/2549) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10200090//.
12. Землянская, Е.А., Савельева, М.В. К вопросу о субъектах рекламного рынка / Е.А. Землянская, М.В. Савельева // Вестник Сибирского государственного аэрокосмического университета им. Академика М.Ф. Решетнева. – 2009. - № 3. - С. 182-184.
13. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. № 194-3 (ред. 28.12.2019, 2/2714) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=hk0300194//.
14. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) на белорусском языке)// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / – Режим доступа: https://pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus//.
15. Коршунова, Н.М. Гражданское право. В 3 частях. Часть 1 / Под редакцией В.П. Камышанского, Н.М. Коршунова, В.И. Иванова. – М.: Эксмо, 2018. – 704 c.
16. Круглова, Н.Ю. Хозяйственное право: учебное пособие.- М.: НОРМА, 2001. – 608с.
17. Паращенко, В.Н. Хозяйственное (предпринимательское) право Республики Беларусь. Особенная часть: практическое пособие.- Минск, 2001.- 318 с.
18. Теребей, А.П. Общее понятие о рекламе / А.П. Теребей // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр» Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2021.
19. Теременко, Б.С. Реклама и современная культура: аспект взаимодействия / Б.С. Теременко // Обществ. науки и современность. – 2002. – № 1. – С. 184-191.
20. Титкова, Л.М. Рекламная деятельность [текст] / Л.М. Титкова. – Мн.: Дизайн ПРО, 2005. – 256 с.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 26.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты