Реализация технологии сотрудничества на учебном занятии
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Реализация технологии сотрудничества на учебном занятии»
по дисциплине: «Педагогика»
2021
45.00 BYN
Реализация технологии сотрудничества на учебном занятии
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Педагогика
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие «сотрудничество» в психолого-педагогической литературе
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младшего школьного возраста
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Технология проведения уроков сотрудничества
2.2. Организация сотрудничества со сверстниками на уроках трудового обучения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется тем, что образовательное сотрудничество отвечает потребностям общества в связи с возрастающим значением человеческого фактора и соответствует гуманистическому, ориентированному на человека подходу в образовании, новым представлениям об образовании. В то же время современные исследователи утверждают, что сотрудничество со сверстниками играет важную роль в развитии, обучении и преподавании учеников в младших классах.
В настоящее время существует социальная потребность школ в обучении грамотных людей, способных взаимодействовать с другими людьми. Перед школами сейчас стоит задача воспитания социального порядка общества, то есть грамотных людей, способных взаимодействовать с другими людьми. А поскольку такое взаимодействие развивается и формируется в процессе обучения, начиная с раннего детства, то образовательному периоду начальной школы отводится особая роль в развитии навыков учебной кооперации в процессе учебной деятельности под руководством педагогов.
Теория и методология современного начального образования устанавливает деятельностный подход к обучению, основное обеспечение которого заключается в сосредоточении внимания на развитии личности обучающегося как функционального объекта учебной деятельности и всесторонней подготовке школьника к непрерывному процессу образования, саморазвитию и самосовершенствованию на протяжении всей жизни. Многие исследователи (A.И. Божович, A.A. Люблинская, B.Я. Ляудис, M.C. Соловейчик, Г.A. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.) считают, что характер мотивации обучения и эффективность дальнейшего обучения зависят от характеристик сотрудничества между учителями и младшими школьниками. И эта зависимость оказывает серьезное влияние на детей. Поэтому в современной научной литературе, наряду с базовыми технологиями (проблемной, проектной, исследовательской, дифференцированной по уровню, педагогической ситуацией), присутствует и технология сотрудничества.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие «сотрудничество» в психолого-педагогической литературе
В настоящее время вся система образования, в том числе находится под влиянием идей, сформулированных в трудах теоретиков общей педагогической психологии (B.B. Давыдов, Л.C. Выготский, A.H. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ш.A. Амонашвили и др.) и выдающиеся практики современной школы (A.C. Макаренко, A.B. Сухомлинский и др.) утверждают, что сотрудничество является одной из решающих основ современного обучения.
«Сотрудничество – это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, основанная на взаимопонимании, проникновении в душевный мир друг друга, коллективном анализе хода и результатов этой деятельности. В основе стратегии сотрудничества лежит идея о том, что учитель стимулирует и направляет когнитивные интересы учащихся» [13, c. 16].
В общих этических терминах сотрудничать - значит действовать сообща, участвовать в общем деле (C.И. Ожегов). В философии сотрудничество (синергия) означает, что целое больше, чем сумма его частей (Стивен P. Кови).
В психологии сотрудничество определяется как: «успех одного партнера может облегчить или затруднить реализацию целей другого» [11].
В современной гуманистической педагогике слово "сотрудничество" представляет собой одно из основных понятий. Под сотрудничеством понимается взаимодействие людей в трудовой деятельности, т.е. совместная деятельность.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ НАВЫКОВ СОТРУДНИЧЕСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Технология проведения уроков сотрудничества
Самостоятельная работа – это один из наиболее эффективных способов для учеников увидеть и оценить свой собственный прогресс, особенно если они находятся в роли учителя.
В современных условиях роль практики в трудовом воспитании учащихся средних школ стала особенно важной. Быстрый прогресс в области науки и техники предъявляет новые требования не только к знаниям, которые должны приобретать учащиеся, но и к тому, как они их получают. На смену трудовому обучению пришло творчество, главной задачей которого было развитие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, коммуникабельность, а также развитие личности, творчески работающей. Творческие способности развиваются у учеников в практической деятельности, но когда им приходится приобретать знания самостоятельно, такая организация необходима. Задачи, поставленные учителем, должны побуждать детей к поиску решений. Поиск предполагает выбор и фактически подтверждает правильность выбора.
Методы проведения уроков работы в младших классах также должны соответствовать новым требованиям. Для стимулирования творческой активности учеников необходимо создать особые условия, которые учитель может создать в классе, расширяя виды и формы детского труда.
Одним из таких уроков является урок взаимного обучения, когда ученик сам становится учителем. Учитель и ученик готовятся и выбирают тему урока по своему усмотрению. Эти уроки стимулируют познавательную и практическую деятельность учеников, расширяют их кругозор, развивают практические навыки, внимание, воображение, исследовательскую деятельность, навыки проектирования и, самое главное, дети учатся быть независимыми.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ педагогической теории позволил выделить следующие закономерности:
1. Сотрудничество – феномен, незаменимый в обучении младшего школьника. Оно является важнейшим звеном в цепи действий, ведущих к становлению ученика как субъекта учебной деятельности. Субъект учебной деятельности – это школьник, который хочет учиться, знает чему учиться и умеет учиться. Учебное сотрудничество является важнейшим звеном в цепи действий, ведущих к становлению ученика как субъекта учебной деятельности.
2. Рассмотрев возрастные особенности младших школьников, было заключено, что младший школьный возраст самый благоприятный возраст для формирования коллективных видов деятельности и развития навыков сотрудничества.
3. Организация сотрудничества младших школьников друг с другом наиболее активно осуществляется в различных видах групповой работы.
4. Главным в обучении является не обеспечение возможности для учеников воспроизвести образцы действия по частным правилам, а раскрытие принципов действия, и тогда единственно возможным типом активности учащихся оказывается деятельность, воспроизводящая сущностные свойства. Организация такой деятельности превращает ребенка в настоящего субъекта учения, и эта организация возможна в рамках учебного сотрудничества учителя и учащихся.
1. Асмолов, A.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. A.Г. Асмолова / A.Г. Асмолов Г.B. Бурменская И.A. Володарская. – M.: Просвещение, 2011. – 152 c.
2. Бабанский, Ю.K. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы / Ю.K. Бабински. – M.: Просвещение, 2012. – 193 c.
3. Бухвалов, B.A. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества / B.A. Бухвалов. – M.: «Педагогический поиск», 2010. – 144 c.
4. Венецкая. A.Б. Возможности групповой работы при формировании культуры общения на уроках в начальной школе / A.Б. Венецкая // Начальная школа плюс до и после. – 2009. – №1. – C. 86-89.
5. Венгер, A.Л. Психологическое обследование младших школьников / A.Л. Венгер. – M.: Владос-Пресс, 2007. – 159 c.
6. Вергелес, T.H. Младший школьник: помоги ему учиться / T.H. Вергелес, Л.A. Матеева, A.И. Раев. – СПб. РГПУ им. A.И. Герцена, Союз: 2000. – 160 c.
7. Витковская, И.M. Обучение младших школьников в совместной деятельности / И.M. Витковская. – Псков, 2000. – 96 c.
8. Волков, H.И. Организация учебной деятельности в малых группах / Педагогическая психология: хрестоматия / сотавит.: B.H. Карандышев, H.B. Носова, O.H. Щепелина. – СПб: Питер, 2006. – 412 c.
9. Выготский, Л.C. Избранные психологические исследования: Мышление и речь / Л.C. Выготский. – M.: AПH PCФCP, 2006. – 519 c.
10. Давыдов, B.B. Младший школьник как субъект учебной деятельности / B.B. Давыдов, B.И. Слободчиков, Г.И. Цукерсан // Вопросы психологии. – 2003. – № 3-4. – C. 187-197.
11. Джонсон, Д. Методы обучения: обучение в сотрудничестве / Д. Джонсон, P. Джонсон, Э. Джонсон-Холубек; пер. с англ. З.C. Замчук. – СПб.: Экономическая школа, 2001. – 255 c.
12. Дьяченко, B.K. Организация коллективных учебных занятий / B.K. Дьяченко, A.И. Попова // Начальная школа, 2009. – №1. – C. 45-59.
13. Занков, Л.B. Развитие школьников в процессе обучения / Л.B. Знаков. – М., 2007. – 152 c.
14. Корепанова, O.B. Работа в группах как фактор эффективного обучения O.B. Корепанова // Начальная школа плюс до и после. – 2011. – №1. – C. 57-61.
15. Котова, E.И. Разновозрастное учебное сотрудничество при обучении русскому языку / E.И. отова // Русский язык в школе. – 2007. – № 3. – C. 9-14.
16. Нартова-Бочавер, C.K. Психология личности и межличностных отношений / C.K. Нартова-Бочавер. – M.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – C. 54 - 68.
17. Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. / Под ред. A.A. Бодалева, B.Я. Ляудис. – M: НИИ ОП АПН, 2008. –C. 37-52.
18. Романеева, M.П. Кооперация со сверстниками как существенное условие обучения младших школьников / M.П. Романеева // Вопросы психологии. – 2009. – № 1. – C. 50- 58.
19. Рубцов, B.B. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / B.B. Рубцов. – M.: Педагогика, 2007. – 160 c.
20. Цукерман, Г.A. Обучение учебному сотрудничеству / Г.A. Цукерман, H.A. Елизарова // Вопросы психологии. – 2013. – №2. – C. 87-103.
21. Цукерман, Г.A. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни / Г.A. Цукерман, H.K. Поливанова. – M.: Московский центр качества образования, 2010. – 120 c.
22. Чикишева, O.B. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / O.B. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч.конф. – Пермь: Меркурий, 2012. – C. 90-92.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 24.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты