Технология развития творческих способностей у учащихся на уроках информатики базовой школы
ГрГУ им.Я.Купалы (Гродненский государственный университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Технология развития творческих способностей у учащихся на уроках информатики базовой школы»
по дисциплине: «Образовательные технологии»
2021
45.00 BYN
Технология развития творческих способностей у учащихся на уроках информатики базовой школы
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Образовательные технологии
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
1. Концептуальные основания процесса развития творческих способностей у учащихся
1.1 Ценностно-целевые и методологические основания развития у учащихся творческих способностей
1.2 Теоретические основания развития творческих способностей у учащихся
2. Технологические аспекты развития творческих способностей у учащихся на уроках информатики
2.1 План развития творческих способностей учащихся на уроках информатики в базовой школе
2.2 Методы, средства и ресурсное обеспечение процесса развития творческих способностей учащихся
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире важными целями образования является воспитание гармоничной, высокого развитой личности. Для достижения этой цели необходимо пробудить в ребенке способность быть творцом. Он/она должны развить в себе желание познать себя и свой внутренний потенциал. И самое главное, они должны чувствовать, что могут реализовать свои способности не только для собственного блага, но и для блага других.
Главный помощник ребенка – это, конечно, учитель, задача которого – найти и использовать методы и приемы, способные повлиять на творческий потенциал ребенка и помочь ему раскрыть собственные потенциальные возможности.
Из всех предметов, изучаемых в школе, информатика занимает особое место. Чтобы идти в ногу с развитием технологий, необходимо постоянно заниматься самообразованием и самосовершенствованием. Чтобы профессионально применять эту технологию, нужно больше – личная заинтересованность и желание постоянно узнавать о том, что происходит в мире информационных технологий.
Информатика занимает особое место среди всех предметов, изучаемых в школе. Это связано не только с быстрым развитием аппаратного и программного обеспечения, но и с особым характером предмета, который обусловлен объективными законами научно-технического прогресса. Каждые два года обновляется компьютерное оборудование и программное обеспечение. Никогда ранее в истории науки и техники не было такого единого промышленного развития. Фактически, можно сказать, что компьютерная революция затронула все сферы социальной, культурной, научной и производственной деятельности людей. Всего через 5-7 лет в мире не останется ни одного человека, которого бы не затронули изменения, вызванные этой единственной сферой информации, независимо от того, насколько он далек от компьютеров и персональных компьютеров [2, с.25].
1 КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ
1.1 Ценностно-целевые и методологические основания развития у учащихся творческих способностей
Проблемой развития творческих способностей занимались такие исследователи, как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Н.С. Лейтес и другие. Данные исследователи рассматривали основные факторы и условия развития творческих способностей у детей на различных этапах обучения.
В.И. Андреев выделяет, что не всякая деятельность есть творчество, но всякое творчество есть деятельность. Творчество всегда индивидуально и своеобразно, оно шире понятия «деятельность». Творчество реализовывается посредством деятельности, осуществляется в деятельности, а сама деятельность является компонентом творческого процесса [1, с.45].
Д.Б. Богоявленская рассматривает активность ребёнка как приспособляемость (адаптивность) к требованиям взрослых, задающих для него нормативные ситуации, с одной стороны, и креативность - с другой стороны, которая позволяют ребёнку постоянно искать и находить выход из наличной ситуации, преодолевать её, создавать для себя новую с опорой на имеющиеся знания, способы действий [3, с.44].
По мнению Д.Б. Григорьева, активность как качество личности формируется под воздействием социальных условий и не может выразиться вне опыта человека. Активность личности зависит от её задатков, направленности, моральных качеств [4, с.69]
Способности, таким образом, понимаются как психические и моторные характеристики индивида, которые связаны с успехом в определенных видах деятельности, но которые не сводятся к знаниям, навыкам и умениям, развитым у ребенка. В то же время успех в любой деятельности не может быть достигнут за счет одной способности, а только за счет определенного сочетания способностей, которое характеризует личность [5, с.88].
2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
2.1 План развития творческих способностей учащихся на уроках информатики в базовой школе
Творческие способности – представляют собой умение мыслить нешаблонно и принимать новые решения и генерировать идеи. Одной из наиболее важных характеристик творческих способностей является креативность, которая ориентирована на понимание причинно-следственных связей, умения делать выводы и решать те или иные задачи.
В повседневной жизни творческие способности проявляются как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом.
Для определения особенностей и уровня развития творческих способностей на уроках нами была проведена небольшая беседа с учащимися 8 класса на уроках информатики. Вопросы беседы:
1. Есть ли по вашему мнению потенциал развития творческих способностей учащихся на уроках информатики?
2. Как бы вы оценили собственные творческие способности на уроках информатики?
В современном мире у учащихся наблюдается низкий уровень развития творческих способностей у учащихся на уроках информатики.
Повышение уровня развития творческих способностей на уроках информатики представляет собой постоянно текущий процесс побуждения учащихся к целенаправленному развитию познавательного интереса и повышению качества учебно-воспитательного процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников показал, что способности представляют собой развитые задатки человека к той или иной деятельности. Для способностей характерными являются такие особенности как ценности, методология и целевые установки. Развитие творческих способностей основано на формировании у детей базовой школы высокого уровня самостоятельности и активности. Основными методологическими показателями являются такие как формирование уроков и внеклассной деятельности в рамках профессиональной творческой среды и организация работы по взаимодействию между детьми в классе.
Развитие творческих способностей является важным этапом в развитии личности ребенка. Сущность развития творческих способностей заключается в формировании знаний и навыков регуляции данной сферы. Развитие творческой активности крайне важно начинать в самом раннем возрасте и использовать различные средства для достижения данной цели.
В процессе творческого развития учащихся базовой школы на уроках информатики нами было определено:
– проведение мероприятий для развития творческой активности детей;
– осуществление особенностей развития творческих способностей у учащихся базовой школы на уроках информатики;
– активное включение детей в процесс развития творческих способностей у учащихся на уроках информатики.
В ходе проведения исследования нами были выявлены основные средства и методы творческого развития детей на уроках информатики: основными методами являются такие как процессуальные, метод проектов и эвристические методы. Ресурсное обеспечение технологии в условиях профессиональной образовательной организации включает в себя нормативное, организационно-управленческое, кадровое, материально-техническое, научно-методическое, финансово-экономическое обеспечение, социальный ресурс.
1. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества / В.И. Андреев. – Казань, 2008. - 237 с.
2. Апатова, Н.В. Информационные технологии в школьном образовании / Н.В. Апатова. – М.: Академия, 2012. – 236 с.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 260 с.
4. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / пос. под ред. Д. В. Григорьева, П. В. Степанова. — М.: Просвещение, 2011. — 223 с.
5. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – М.: Академия, 2015. – 258 с.
6. Границкая, А.С. Научить думать и действовать Книга для учителя / А.С. Границкая. – М.: Академия, Просвещение, 2011. – 175 с.
7. Дубов, В.М. Развитие творческих способностей старшеклассников на уроках информатики / В.М. Дубов // Профильная школа. –2006. – №6. – С. 11-22
8. Емельянова, Л.М. Творческая сущность человека / Л.М. Емельянова. – Спб.: Питер, 2002. – 28 с.
9. Залогова, Л.А. Практикум по компьютерной графике / Л.А. Зологова. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 236 с.
10. Клевцова, Л. Е. Развитие творческих способностей школьников / Л.Е. Клевцова // Начальная школа. – 2010 — № 10. — С.58-63
11. Лапчик, А.М. Методика преподавания информатики / А.М. Лапчик. – М.: Академия, 2001– 724 с.
12. Лободина, С. Как развивать способности ребёнка / учеб. пособие. Под. ред. С. Лободина. – Питер, 1997. – 256 с.
13. Лук, А. Н. Психология творчества / А.Н. Лук. — М.: Наука, 1978. –125 с.
14. Манеева, О. Г. О развитии творческой активности учащихся на уроках / О.Г. Манеева // Одаренный ребенок. — 1994. — № 4. — С.12–15.
15. Никитина, А. В. Развитие творческих способностей учащихся / А.В. Никитина // Начальная школа — № 9. — 2001 г. — с. 34–37.
16. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Академия, 2013. – 258 с.
17. Развитие творческой активности школьников / учеб. пособие. под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
18. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И.В. Роберт. – М.: Академия, 2004. – 256 с.
19. Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов. – М.: Академия, 2011. – 258 с.
20. Фриман, Дж. Как развить талант ребенка от рождения / Дж. Фриман. – М.: Академия, 1996. – 312 с.
Работа защищена на оценку "7" с одной доработкой.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 30.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты