Введение
Глава 1 Теоретические основы использования игровой деятельности
1.1 Исторический аспект использования игровой деятельности
1.2 Педагогические условия использования и этапы проведения игровой деятельности
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по использованию игровой деятельности
2.1 Исследование уровня познавательной активности детей младшего школьного возраста
Заключение
Список литературы
Введение
В последние годы в области современного школьного образования происходит активный поиск и разработка новых идей, методов и подходов к развитию и обучению учащихся. В этом контексте игровая деятельность выделяется как эффективное средство общеличностного развития детей.
Младшие школьники проявляют особый интерес к образовательным занятиям, которые содержат необычные, удивительные и неожиданные элементы. Это способствует увеличению интереса к учебным предметам и созданию положительной эмоциональной обстановки во время занятий. Игра занимает важное место среди видов деятельности в младшем школьном возрасте, создавая комфортные условия для развития ребенка.
Вопросы использования игр и организации игровой деятельности на уроках начальной школы привлекали внимание многих ученых и исследователей, таких, как: В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Г.К. Селевко, В.Г. Коваленко, В.И. Минскин, Е.В. Карпова. Ими были разработаны методологические основы игрового контента, игры в учебном процессе, определена ее социальная суть, выявлено положительное влияние на развитие интеллекта.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что игровая деятельность представляет собой оптимальный способ передачи учебного материала в сознание младших школьников. С использованием игр дети начинают познавать окружающий мир, его свойства и явления с самого раннего возраста. Младший школьный возраст является периодом, в течение которого рекомендуется активно внедрять игровую деятельность в учебный процесс.
Объект – организация игровой деятельности младших школьников на уроках.
Предмет – влияние игровой деятельности на развитие познавательной активности детей.
Цель исследования – изучить влияние игровой деятельности на развитие познавательной активности детей.
Задачи:
1. Описать исторический аспект использования игровой деятельности на уроке
2. Рассмотреть педагогические условия использования и этапы проведения игровой деятельности на уроке.
[...]
Глава 1 Теоретические основы использования игровой деятельности
1.1 Исторический аспект использования игровой деятельности
Исторический аспект использования игровой деятельности прослеживает свой путь от древности до современности, отражая изменения в педагогических подходах и восприятии образования. В различные эпохи различные культуры и общества придавали разное значение игре как средству обучения.
В древности игровая деятельность в образовании часто имела религиозные и обрядовые корни. Древние цивилизации использовали игры для передачи традиций, нравственных ценностей и знаний. Такие обучающие игры были важным элементом формирования личности и социализации.
В средние века и в период Возрождения игры в образовании приобретают более академический характер. Обучение в этот период было часто базировано на диалоге и взаимодействии, что способствовало использованию игр и симуляций для более эффективного обучения.
С развитием промышленности в XIX веке и распространением массового образования формальные методы обучения становятся главным приоритетом. Однако, даже в это время остаются учителя, которые ценят игровые элементы в учебном процессе. Игры включаются в уроки для упрощения усвоения материала и укрепления полученных знаний.
В XX веке с появлением новых педагогических направлений, таких, как методика М. Монтессори и активное обучение, акцент снова смещается в сторону интерактивного обучения и использования игровых форм.
Вторая половина XX века также привнесла в образовательный процесс технологические инновации, включая компьютерные игры.
В сфере педагогики и психологии игра рассматривается как основной способ деятельности детей, который выполняет функции социализации, адаптации и развития коммуникативных навыков.
Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и другие российские психологи направили свои исследования на аспекты игры, связанные с развитием личности.
[...]
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по использованию игровой деятельности
2.1 Исследование уровня познавательной активности детей младшего школьного возраста
С целью изучения уровня познавательной активности детей младшего школьного возраста мною было организовано исследование, в котором приняло участие 20 детей в возрасте 9-10 лет.
Для решения поставленной цели мною были определены следующие задачи:
– определение выборки испытуемых и методик для исследования;
– изучение сформированности познавательной активности у детей и анализ полученных данных;
– разработка системы игр познавательного характера
Для исследования мною были выбраны следующие методики, которые мы рассмотрим более подробно.
1. Диагностика уровня познавательного интереса обучающихся (по Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой).
Цель методики – определение уровня познавательного интереса детей в младшем школьном возрасте.
Данная методика проводится индивидуально с каждым ребенком. Испытуемым задается 5 вопросов, на которые ребенок дает ответ. Каждому ответу присваивается определенный балл, по которому можно установить уровень познавательного интереса: высокий, средний, низкий, нулевой.
2. Методика «Лесенка побуждений» (автор А.И. Божович, И.К. Маркова).
Цель – изучение выраженности мотивов ребенка.
Методика включает в себя 8 мотивов, на которые необходимо ответить «да» или «нет».
По результатам проведенного исследования устанавливается два вида мотивов: познавательный (широкий познавательный мотив, процессуальный мотив; результативный мотив, учебно-познавательный мотив); социальный мотив (широкий социальный мотив; учительский мотив; родительский мотив; товарищеский мотив).
[...]
Заключение
Исторический аспект использования игровой деятельности на уроках педагогики свидетельствует о том, что игра как метод обучения и передачи опыта сопровождает человечество с древности. Вплоть до конца XIX столетия, игра в образовании была редкостью, и преобладала авторитарная и рациональная система обучения. Однако, с появлением подходов от Ф. Фребеля и М. Монтессори, дидактическая игра внедрилась в образовательный процесс, расширив применение на разные возрастные группы.
Современные педагогические исследования акцентируют внимание на важности использования игровых технологий в обучении. При этом, педагогические условия игровой деятельности становятся критическими факторами для обеспечения оптимальности педагогического процесса. Организационно-педагогические, психолого-педагогические и дидактические условия выделяются как ключевые компоненты успешной реализации игровых технологий в обучении.
При проведении игровой деятельности на уроке, учителя сталкиваются с различными проблемами, такими как дисциплина, оценка, и учителям важно уметь согласовывать действия учеников, чтобы сохранить баланс между игровой атмосферой и сущностью урока. Применение игровых технологий также сопряжено с ограничениями, такими как отсутствие методических разработок и нехватка времени учителя для подготовки игр.
Важно учесть, что игра рассматривается учителями как одна из форм обучения, которая должна органически взаимодействовать с другими методами учебной работы. Общий вывод подчеркивает значимость игровой деятельности в современном образовании и необходимость компетентного подхода учителей к ее использованию с учетом всех педагогических условий.
По результатам проведенного исследования мною было установлено, что большая часть детей младшего возраста обладает средним уровнем познавательной активности – дети характеризуются стремлением к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Преобладает процессуальный и родительский мотив, умеренный уровень познавательных потребностей.
1. Абуков, А.Ф. Методологические аспекты использования игры (игрового метода) в педагогике и психологии [Текст] / А.Ф. Абуков// «Знание». – 2016. – №11. – C. 51-57.
2. Андреева Э.В. Воспитание мотива самообучения у младших школьников: автореферат дисс. канд. пед. наук / Э.В. Андреева. – Пермь, 2010. – 21 c.
3. Боровских, А.В. Игра: деятельность или мышление? [Текст]/ А.В. Боровских // Педагогика. – 2015. – №7. – C.52-59.
4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выгодский. – Санкт-Петербург: «Сфера», 2001. – C. 56-79.
5. Карлова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения: Пособие для родителей и педагогов / Е.В. Карлова. – Ярославль: Академия развития, 2007.
6. Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников / О.А. Козлова // Начальная школа. – 2004. – №11. – С. 49-51.
7. Кукушин, B.C. Теория и методика обучения / B.C. Кукушин. – Ростов н/Д. : Феникс, 2005. – С. 206-209.
8. Макаренко, А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта [Текст]/ А.С. Макаренко. – М., 1958. –79 с.
9. Михайленко, Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий [Текст] / Т. М. Михайленко // Педагогика: традиции и инновации: материалы междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2017 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2017. – С. 110-123.
10. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. 10-е изд., перераб. и доп В.М. Мухина. – М.: Академия, 2006. – 608 с.
11. Педагогический словарь [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 81-82.
12. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 608 с.
13. Подласый И.П. Педагогика: учебник для студ. пед. вузов – 2-е изд., доп. / И.П. Подласый. – Москва: Юрайт, 2011. – 574 с.
14. Приблуда, Е.И. Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания [Текст]/ Е.И. Приблуда// Научно-методический журнал Концепт. – 2013. – Т.3. – С. 49-55.
15. Репринцева, Е.Л. Педагогические игры: теория, история, практика. [Текст]/ Е.Л.Репринцева. – Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2005. – С. 43-57.
16. Савченко А.Я. Развитие познавательной самостоятельности младших школьников / А.Я. Савченко. – Киев: рад.шк., 2001. – 176 с.
17. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учебное пособие/ Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 2008. – С. 65-77.
18. Сивцева А. С. Определении содержания понятия «педагогические условия» методом контент-анализа // А. С. Сивцева / Научно-методический журнал Концепт. – 2018. – №4. – C. 41-47
19. Слепович Е.С. Игровая деятельность младших школьников / Е.С. Слепович. – М.: Педагогика, 2010. – 206 с.
20. Спиваковская, А.С. Игра – это серьезно [Текст]/ А.С. Спиваковская. – М., 1991. – 124 с.
21. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения [Текст]/ К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, 1990. – 112 c.
22. Хёйзинга, Йохан. Homo ludens. Человек играющий [Текст]/ Д.В. Сильвестров, Д. Э. Харитонович. – СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. – 46 с.
23. Хмилевская Ю.Г. Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников / Ю.Г. Хмилевская. –Начальная школа. – 2018. – № 11.
– С 16-20.
24. Шайхетдинова, Л.Р. Игровые технологии как фактор познавательной деятельности учащихся / Л.Р. Шайхетдинова// Научно-методический журнал Концепт. – 2017. – №7. – C. 57-64
25. Шмаков, С.А. Игры учащихся - феномен культуры [Текст]/ С.А. Шмаков.
26. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. – М: ВЛАДОС, 2012. – 228 с.