Введение
Глава 1 Теоретические аспекты визуализации информации
1.1 Определение понятия «визуализация»
1.2 Роль визуализации в образовании
1.3 Преимущества использования визуализации на уроках математики
Глава 2 Практические аспекты визуализации информации
2.1 Методы и средства визуализации информации на уроке математики
2.2 Активизация познавательной деятельности обучающихся с помощью визуализации информации на уроке математики
Заключение
Список использованных источников
Введение
Современные образовательные стандарты ориентируют педагогов на активизацию познавательной деятельности обучающихся, повышение мотивации к изучению той или иной темы, предмета. Повышение продуктивности познавательной деятельности рассматривается как ключевая задача организации процесса обучения.
В современном образовательном контексте технологии играют ключевую роль в преобразовании учебного процесса, придавая ему новые измерения и возможности. Одним из важных аспектов этого преобразования является использование технологий визуализации информации на уроках математики. Математика, как один из фундаментальных предметов, требует особого подхода к обучению, и визуализация становится неотъемлемой частью этого подхода.
Актуальность темы исследования в значительной степени определяется стремительным развитием информационных технологий и необходимостью адаптации образовательных практик к современным требованиям. В условиях изменяющегося мира, где доступ к информации и технологиям становится всеобщим, визуализация на уроках математики выходит на передний план как инновационный метод, способствующий эффективному усвоению материала, развитию критического мышления и подготовке обучающихся к требованиям современного общества.
Необходимо совершенствовать познавательный процесс учащихся. Для этого необходимо опираться на особенности восприятия, памяти, мышления, воображения и самовыражения учащихся, характерные для их возраста. Поэтому перед учителями стоит задача вооружить своих выпускников прочной системой знаний и умений, а также способностью самостоятельно восстанавливать и развивать свои познавательные способности.
[...]
Глава 1 Теоретические аспекты визуализации информации
1.1 Определение понятия «визуализация»
Одним из самых эффективных приемов достижения целей является визуализация – техника, активно используемая в современной психологии. У нее много приверженцев, но есть и скептики, считающие ее сомнительным эзотерическим учением. На самом деле это чисто психологическая техника, эффективность которой доказана многочисленными исследованиями. Сегодня мы поговорим о том, что такое визуализация и как она работает, а также о том, как использовать эту технику, каких правил стоит придерживаться и каких ошибок избегать [1, с.88].
Визуализация представляет собой процесс создания графических образов, изображений или представлений с целью более наглядного и понятного восприятия информации. Этот метод включает в себя использование различных визуальных средств, таких как диаграммы, графики, схемы, карты, анимации, и другие графические элементы. Главной целью визуализации является представление данных или концепций таким образом, чтобы они стали доступными для восприятия через зрительное восприятие.
Визуализация включает в себя не только статические изображения, но и динамические средства, такие как анимации и интерактивные доски. Важным аспектом визуализации является передача информации через зрительное восприятие, что может существенно улучшить понимание математических концепций и их взаимосвязей.
Идея визуализации информации в обучении сыграла важную роль в истории образования. На практике она нашла свое выражение в реализации одного из основных дидактических принципов - принципа наглядности.
[...]
Глава 2 Практические аспекты визуализации информации
2.1 Методы и средства визуализации информации на уроке математики
Существует большое разнообразие традиционных средств визуализации: диаграммы, графики, таблицы и схемы. Однако сегодня, с развитием компьютерных технологий, появляются и новые средства компьютерной визуализации: презентации, компьютерная графика, карты памяти, облака слов, ленты времени, коллажи, различные интерактивные задания, основанные на визуальном ряде (например, большинство заданий в Learning Apps),
- Интерактивные доски:
Интерактивные доски являются мощным инструментом визуализации в современных классах. Преподаватель может демонстрировать графики, строить геометрические фигуры или решать уравнения непосредственно на доске. Например, при изучении геометрии, учитель может создавать и изменять фигуры, а затем анализировать их свойства в реальном времени, визуально поддерживая объяснения.
- Программное обеспечение для визуализации:
Существует множество программ, специально разработанных для визуализации математических концепций. Например, программы для построения графиков (например, GeoGebra) позволяют учащимся исследовать математические функции, изменять параметры и видеть, как это влияет на график. Такие инструменты делают математику более доступной и интересной.
- Использование цветов и форм:
[...]
Заключение
Анализ литературных источников показал, что визуализация в рамках педагогического процесса представляет собой определенный важный процесс представления данных в рамках изображения на основе удобства для понимания данной деятельности. Именно процесс визуализации во многом может сформировать образное представление о знаниях и развитии учебных действий в целом. Визуальные методы, в основном, могут быть сведены к процессам активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
В процессе обучении технология визуализации не должна сводится только к принципу наглядности, но и к процессу иллюстрирования с целью более легкого и удобного усвоения информации. Такой процесс наиболее доступный на сегодняшний день и становится часть познавательной деятельности каждого учащегося. Методически грамотный подход к визуализации позволяет и поддерживает переход обучающегося на более высокий уровень познавательной активности и стимулирует творческий потенциал.
Систематическое и целенаправленное использование методов визуализации в процессе обучения школьников математике способствует осознанному усвоению учащимися учебного материала, повышает уровень эффективности обучения, стимулирует развитие и поддержание интереса к математике, а также развитие различных форм рефлексивной деятельности.
В ходе проведения исследования было отмечено, что для учащихся 9 класса более высокими являются именно результаты познавательной деятельности, однако для активизации познавательных процессов необходимо грамотно использовать определенные методы и формы визуализации.
[...]
1 Андреева, М. В. Технологии веб-квест в формировании коммуникативной и социокультурной компетенции / М.В. Андреева. – М.: Академия, 2015. – 287 с.
2 Баландина, И. В. Психология и педагогика: методика и проблемы // Компьютерная визуализация как развитие дидактического принципа наглядности / И. В. Баландина. – М.: Академия, 2016. – C. 9-13.
3 Далингер, В. А. Когнитивно-визуальный подход и его особенности в обучении математике / Далингер В. А. //Электрон. науч. журн. «Вестник ОГПУ» Вып. 2016. – C. 5-12
4 Емельянова, Ю.С. Использование виртуальных досок для групповой работы в сфере дистанционного обучения математике / Е.Е. Смирнова // Новые знания. – 2015. – № 3. – С.15-28
5 Замов, Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л.В. Замов. – М.: Академия, 2018. – 258 с.
6 Пахомова, Е.А. Методические аспекты использования мультимедийных презентаций на уроках математики: журнал «Матэматыка. Праблемы выкладання» №3 / Е.А. Пахомова. – Мн.: «Адукацыя i выхаванне», 2017. – С.20-21
7 Перевощикова, Е.Н. Составление конспекта-таблицы во время школьной лекции / Е.Н. Перевощикова // Математика в школе. – 2015. – №4. – С.18-22
8 Сырина, Т. А. Когнитивная визуализация: сущность понятия и его роль в обучении языку / Т. А. Сырина // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2016. — № 7 (172). — С. 81–84.
9 Фролова М.А. Визуализация образовательного процесса средствами инфографики // Педагогические науки. – 2016. – №4 (46). – С. 104-106.