Реализация технологии сотрудничества на учебном занятии по изобразительному искусству у учеников младших классов
БГПУ им.М.Танка (Белорусский государственный педагогический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Реализация технологии сотрудничества на учебном занятии по изобразительному искусству у учеников младших классов»
по дисциплине: «Образовательные технологии»
2021
45.00 BYN
Реализация технологии сотрудничества на учебном занятии по изобразительному искусству у учеников младших классов
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Образовательные технологии
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика креативности Торренса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Программа организации коллективной творческой деятельности на уроках изобразительного искусства.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Критерии оценки иллюстраций младших школьников.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
1.1 Теоретические основы проблемы изобразительной одаренности
1.2 Технологии сотрудничества на учебном занятии по изобразительному искусству у учеников младших классов
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ У УЧЕНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
2.1 Диагностика уровня развития воображения детей младшего школьного возраста
2.2 Развитие воображения у учеников младших классов посредством реализации технологии сотрудничества на учебном занятии по изобразительному искусству
2.3 Исследование результатов апробации программы по развитию воображения младших школьников
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Существующие проблемы развития социума в духовных, экономических и научно-технических областях не могут быть решены без полноценной реализации творческих возможностей человека. В настоящее время существующая в образовании тенденция рассматривает весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества, и при этом обнаруживает себя проблема учебного сотрудничества, т. е. парных, групповых и коллективных форм работы. Формирование культуры общения и творческого отношения к общему делу – являются наиболее актуальными проблемами воспитания подрастающего поколения. В практике педагоги отмечают тот факт, что современные школьники испытывают трудности в общении, не умеют сотрудничать, договариваться, понимать и ценить художественное творчество других.
В настоящее время проблема развития воображения младших школьников приобретает особую актуальность. В современно мире, в условии новых социальных и экономических преобразований повышаются требования к развитию творческого начала личности, как залога дальнейших положительных преобразований социума и окружающего мира. Современная личность должна иметь гибкое и креативное мышление, развитую фантазию и воображение, чтобы иметь возможность находить быстрые и эффективные решения возникающих проблем. Это выдвигает определенные требования к образовательным стандартам, в том числе и к методам и средствам развития творческого начала личности. В связи с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого воображения, так как прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия. Новые педагогические технологии должны быть направлены на развитие творческих способностей подрастающего поколения.
Важную роль в этом играет организация парной и групповой работы, где ребенок вооружается навыками самостоятельной деятельности, становится в позицию исследователя, становится равноправным участником обучения. В современной теории и методике преподавания в начальной школе утвердился личностно-деятельностный подход к обучению, основными положениями которого являются направленность на развитие личности обучающегося как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Важнейшим средством достижения этой цели является организация учебного сотрудничества в образовательном процессе, под которым подразумевают различные виды совместной работы обучаемых, направленной на решение учебных задач.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ
1.1 Теоретические основы проблемы изобразительной одаренности
Проблемы одаренности всегда были предметом внимания многих исследователей. Наиболее детально данную проблему изучил и разработал советский психолог Н.С. Лейтес. В своих работах автор исследовал вопросы возрастной одаренности, предпосылки формирования данного феномена, а также индивидуальные различия. Исследователь подчеркивал значимость дошкольного и младшего школьного возраста в формировании и развитии одаренности. По его словам: «ни раньше, ни позже способности так быстро и продуктивно не развиваются, именно в эту пору жизни появляются чудо-дети (вундеркинды), одаренность в этом возрасте является ярким и массовым явлением» [8, с. 49].
Большой интерес к проблеме одаренности породил множество определений данного понятия. Так, по мнению В.В. Юрчук, «одаренность – это свойство специфических корреляций способностей субъекта, которые обеспечивают успешность выполнения тех или иных действий, а сам неповторимый комплекс способностей личности позволяет выполнять компенсаторную функцию, когда отсутствие или неразвитость одного качества вуалируется более развитой характеристикой личности» [4, с. 415].
А.И. Савенкова определяет одаренность как «комплекс способностей, который обусловлен генетически, и который играет о пределяющую роль в темпе развития личности, а также в конечном результате этого развития» [6, с. 36]. В психологическом словаре А.В. Петровского термин «одаренность» определяется как «совокупность задатков, природных данных определенной степени выраженности, которые являются предпосылками для формирования способностей» [14, с. 251].
В своей модели творческой одаренности, которая является актуальной и для изобразительной одаренности, А.М. Матюшкин выделил основные компоненты:
- преобладание познавательных мотивов над остальными;
- стремление к творческой активности, которая проявляется в желании исследовательской деятельности, к постановке и решению новых задач;
- способность принимать креативные решения;
- умение спрогнозировать ситуацию;
ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ У УЧЕНИКОВ МЛАДШИХ КЛАССОВ
2.1 Диагностика уровня развития воображения детей младшего школьного возраста
С целью выявления уровня развития воображения детей младшего школьного возраста было проведено исследование, в котором приняли участие 20 учащихся 3-4 классов.
Цель исследования: выявление уровня развития воображения.
Задачи исследования:
- проведение констатирующего этапа с целью выявления особенностей воображения детей младшего школьного возраста.;
- качественный анализ исследования;
- определение дальнейших путей развития воображения младших школьников с учетом их индивидуальных особенностей;
- подбор методик и инструментов для формирующего этапа исследования;
- разработка программы занятий на основе технологий сотрудничества, способствующих развитию воображения учащихся;
- исследование эффективности программы занятий.
Исследование состоит из трех этапов:
1. Констатирующий этап предполагает исследование и анализ уровня развития воображения младших школьников при помощи авторских методик.
2. Формирующий этап включает разработку упражнений, конспектов занятий, а также программу по развитию воображения у младших школьников с применением технологии сотрудничества.
3. Контрольный этап, в ходе которого было проведено контрольное исследование уровня развития воображения младших школьников, а также сформулированы выводы о степени эффективности разработанной программы.
Методики исследования:
1. Тест креативности Торренса (Приложение А).
Тест креативности Торренса является наиболее популярным среди методик, направленных на диагностику творческих способностей детей. Э.П. Торренс определяет креативность как «чувствительность к задачам, дефициту и пробелам знаний, стремление к объединению разноплановой информации» [15, с. 14]. По мнению автора, креативность помогает обнаруживать проблемы, связанные с дисгармонией элементов, осуществлять поиск решений, выдвигать различные предположения и гипотезы, а также опровергать и преобразовывать данные гипотезы, стремясь добиться нужного результата.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблемы одаренности всегда были предметом внимания многих исследователей. Наиболее детально данную проблему изучил и разработал советский психолог Н.С. Лейтес. Большой интерес к проблеме одаренности породил множество определений данного понятия. В целом, одаренность можно определить как комплекс способностей, который обусловлен генетически, и который играет определяющую роль в темпе развития личности, а также в конечном результате этого развития.
Изобразительная одаренность обнаруживается у детей раньше других. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изобразительном творчестве.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно-прикладного искусства в эстетической деятельности. При взаимосвязи обучения и творчества ребенок имеет возможность самостоятельно осваивать различные художественные материалы, экспериментировать, находить способы передачи образа, например, в рисунке, лепке, аппликации.
Констатирующий этап исследования показал, что в исследуемой группе младших школьников основная масса детей (40%) имеет уровень креативности в норме. 20% младших школьников имею уровень креативности немного выше нормы, также есть один человек (5%), который имеет высокий уровень креативности.
Стоит обратить внимание на то, что 20% имеют уровень креативности немного ниже нормы, также у 15% младших школьников уровень креативности значительно ниже нормы. Для детей данных трех групп необходимо разработать комплекс занятий по развитию воображения и креативности.
Контрольный этап исследования показал, что показатели по всем критериям значительно повысились. Так отсутствует низкий уровень по таким критериям как продуктивность и гибкость, а высокий уровень имеют значительное количество учащихся: 70% – по критерию продуктивности, и 60% - по гибкости. Анализ уровня оригинальности и завершенности показал, что показатели также улучшились, однако еще осталась группа младших школьников, нуждающихся в дальнейшей работе по повышению уровня показателей данных критериев. В целом можно отметить, что разработанная программа позволила значительно повысить уровень воображения младших школьников, привить им стремление к самореализации через изобразительную деятельность посредством реализации технологии сотрудничества.
1. Алексеева, В.В. Изобразительное искусство и школа / В.В. Алексеева. – Москва : Сов. художник, 1968. – 286 с.;
2. Антонова, И.Г. Одаренные дети и особенности педагогической работы с ними / И. Г. Антонова // Одаренный ребенок. – 2011. – № 1. – С. 46-51.
3. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учеб. пособ. / Д.Б. Богоявленская. – М.: Академия, 2002. – 320 с.
4. Ветлугина, H.A. Художественное творчество и ребенок / H.A. Ветлугина. – М.: 1972. – 395 с.
5. Волков, И.П. Приобщение школьников к творчеству : Из опыта работы / И.П. Волков. – Минск : Нар. асвета, 1992. – 126 с.
6. Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества: учеб. пособ. для ВУЗов / Л.Б. Ермолаева-Томина. – 2-е изд. – М.: Академический Проект: Культура, 2005. – 304 с.
7. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы / Н.С. Лейтес. – М.: 1984. – 254 с.
8. Матюшкин, А.М. Загадки одаренности / А.М. Матюшкин // «Вопросы психологии». – 1993. – №6. – С. 40-49.
9. Островская, О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе : 1-4 кл. : Пособие для учителя / О.В. Островская. – М. : ВЛАДОС, 2003. – 276 с.
10. Полуянов, Ю.А. Изобразительное искусство : Содерж., методика и орг. занятий в нач. шк. : Пособие для учителя / Ю. А. Полуянов. – М. : ИНТОР, 1997. – 47 с.
11. Психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. – М.: Политическая литература,1990. – 494 с.
12. Рукавицын М.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М.: Просвещение, 2002 – 159 с.
13. Савенков, А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: учеб. пособ. для студ. высш. пед. учеб. завед. / А.И. Савенков. – М.: Издательский центр «Академия» 2000. – 232 с.
14. Соловьева, И.В. Художественно-творческая деятельность детей как фактор развития одаренности: автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / И.В. Соловьева. – Магнитогорск, 2000. – 25 с.
15. Туник, Е.Е. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса: метод. руководство / Е.Е. Туник. – СПб., – 1998. – 170 с.
16. Турро, И.Н. Коллективные работы по изобразительному искусству в системе обучения и воспитания младших школьников: : Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. (13.00.01) / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена. – Ленинград, 1974. – 20 с.
17. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии / В.В. Юрчук. – Мн. «Современное Слово», 1998. – 768 с.
18. Юсов, Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников : диссертация доктора педагогических наук : 13.00.01 / Б.П. Юсов. – Москва, 1984. – 378 с.
19. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. – М.: Советская педагогика, 1976. – 344 c.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 60%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 29.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Методика креативности Торренса.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Программа организации коллективной творческой деятельности на уроках изобразительного искусства.
ПРИЛОЖЕНИЕ В Критерии оценки иллюстраций младших школьников.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты