Форма государственного правления: понятия и виды
Академия МВД РБ
Курсовая работа (проект)
на тему: «Форма государственного правления: понятия и виды»
по дисциплине: «Теория государства и права»
2021
45.00 BYN
Форма государственного правления: понятия и виды
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Теория государства и права
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Поделиться
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ВИДЫ РЕСПУБЛИК
ГЛАВА 3 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ВИДЫ МОНАРХИЙ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Понимание формы государства пришло не сразу. На протяжении долгого времени считалось, что форма государства образована формой правления, к которой впоследствии добавились политический режим и форма государственного устройства. В процессе дискуссий в правовой литературе высказывались различные мнения, отдавая приоритет тому или иному определенному аспекту термина «форма государства». На сегодняшний день наиболее распространенной выступает концепция организации государственной власти, которая состоит в единстве трех элементов – правления, устройства и политического режима.
Проблема формы государства приобретает не только теоретическое, однако и первостепенное практическое и политическое значение. Эффективность деятельности Правительства, престиж и стабильность власти в целом, состояние правопорядка в стране зависит от того, насколько организована и осуществлена государственная власть.
В последнее время четко обозначились многие острые вопросы в теории и практике современных конституций, в частности вопрос о различных вариантах формы правления.
Это сопряжено, в первую очередь, с тем, что в современных условиях формируются прежние градации, взаимное восприятие и переплетение элементов различных форм, возникают смешанные и «гибридные» формы правления. Образование таких форм отражает определенные тенденции современного конституционного развития.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СОВРЕМЕННАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ПРАВЛЕНИЯ
Среди многих проблем, связанных с государством, особое место занимают вопросы определения понятия форм государства. В научной и учебной литературе им традиционно уделяется особое внимание. И это не случайно, поскольку в зависимости от того, как понимается форма государства и как оно относится к другим его партиям, идея государства в целом создается.
Территория, население, власть – это информативные характеристики государства, которые отражают общее, присущее всем государствам. Однако государства сильно отличаются друг от друга с точки зрения их внутренней организации, что выражается в понятии «форма государства».
Форма государства всегда выступает прямым выражением его сущности и содержания. В чем сущность и содержание государства, так это в конечном итоге его форма [1, с. 81].
Если категория «сущность государства» отвечает на вопрос: что является основным, естественным определяющим в государстве, то категория «форма государства» интерпретирует вопрос о том, кто как управляет в обществе, как работают и действуют государственные структуры власти. это то, как население объединено на данной территории, как оно через различные территориальные и политические образования связано с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов и приемов.
Исследовать государство с точки зрения сущности – значит раскрыть волю и интересы таких слоев общества, групп, классов, которые оно прежде всего выражает и защищает. Рассматривать государство с точки зрения содержания означает установить, как и в каких направлениях оно действует. Изучение государства с точки зрения его формы означает, прежде всего, изучение его структуры, ее основных компонентов, внутренней структуры, основных методов формирования и реализации государственной власти.
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ВИДЫ РЕСПУБЛИК
Республика представляет собой такую форму правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным органами. При республиканской форме правления высшие органы власти избираются населением на определённый срок и несут ответственность перед избирателями. Переход к республике как всемирная тенденция начался в период буржуазно-демократических революций, важнейшей вехой в которых была война за независимость США.
В президентской республике глава государства занимает свой пост согласно процедуре, не предусматривающей участие парламента. В классическом примере – в США – однако, существует процедура косвенных выборов президента. При косвенных выборах президента избиратели выбирают коллегию выборщиков, которая затем избирает президента. Каждый штат избирает столько выборщиков, сколько сенаторов и представителей он посылает в конгресс. ХХIII поправка к Конституции США предоставила Федеральному округу Колумбия право избрания трех выборщиков [10, c. 125]. Выборщиков избирают списком по мажоритарной системе относительного большинства. Партия, набравшая наибольшее число голосов, получает все места выборщиков от данного штата. В остальных случаях президентской республики, характерных, прежде всего, для Латинской Америки: Мексика, Бразилия, Венесуэла, Панама, Парагвай, Перу, Колумбия, Коста-Рика – президент избирается непосредственно.
Президентская республика теоретически строится по принципу жесткого разделения властей. Конституционный строй в таком случае основан на разграничении компетенции между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Создатели концепции разделения властей полагали, что ограниченный монарх, будучи главой государства, одновременно будет осуществлять исполнительную власть через подчиненных ему министров [11, c. 119]. Данный принцип впоследствии был перенесён на президентскую республику, в которой обе ветви власти - законодательная и исполнительная – действуют независимо друг от друга, но имеют возможность уравновешивать друг друга. Система сдержек и противовесов опирается на предположение о равном правовом положении высших органов государства.
ГЛАВА 3 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ И ВИДЫ МОНАРХИЙ
Монархия представляет собой такую форму правления, при которой высшая государственная власть принадлежит одному лицу, занимающему свою должность в установленном порядке престолонаследия. После Второй мировой войны монархия была упразднена в Болгарии, Италии, Румынии и некоторых других странах, а затем в Греции и Афганистане. Но есть и случаи восстановления монархии (в Испании после смерти диктатора генерала Франко).
Абсолютная монархия характеризуется сосредоточением всей полноты государственной власти в руках монарха, принцип разделения властей при этом отрицается. В правовом отношении монарх – источник любой власти, и только он определяет ее пределы в нормативных актах, которые дарует своим подданным. Король – зачастую высшее духовное лицо при наличии государственной религии. Для абсолютной монархии свойственно отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей полноты государственной власти в лице единоличного правителя [21, c. 64].
Абсолютная монархия, сформировавшаяся в поздний период развития Средневековья, в настоящее время характерна для богатых, но экономически неразвитых стран, которым присуща строгая морально-этическая регламентация общественной жизни. При неограниченной монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию, руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. На современном этапе данный конституционный строй присутствует в Саудовской Аравии, Катаре, Омане, ОАЭ, Брунее. В ОАЭ он имеет свои особенности: правитель страны избирается сроком на пять лет из числа эмиров – правителей субъектов федерации, которые, в свою очередь являются абсолютными монархами в своих эмиратах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании проведенного исследования и согласно поставленным задачам, сделаем некоторые выводы.
Форма правления представляет собой составную часть комплексного правового института формы государства. Данный компонент формы государства задаёт конечные, самые общие принципы распределения основных полномочий государства между высшими органами власти, устанавливает, кому подотчётно и подконтрольно правительство.
Форма правления зависит от конкретно-исторических условий её возникновения и развития. Причины, детерминирующие выбор конкретной формы правления, кроются в соотношении политических сил в стране, особенно в период её возникновения. Появление государства и его развитие подчинены всеобщим диалектическим законам. Форма правления, не обусловленная историческим опытом, догматически навязанная извне радикальной группой общества путём буквального перенесения зарубежных образцов, ведёт к тому, что оно перестаёт быть действенным механизмом. Государство не отвечает вызовам, как из собственной социальной среды, так и внешним, теряет контроль над обществом. Иными словами, форма правления есть следствие культурного и экономического окружения, в котором предполагается её функционирование.
Абсолютной монархии свойственны неограниченные полномочия монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Дуалистическая монархия, характеризуется отделением части власти монарха в пользу парламента, в крайней виде такая форма правления представляет собой номинальный парламентаризм.
1 Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы / В.Н. Протасов. – Москва: Новый Юрист, 1999. – 162 с.
2 Марченко, М.Н. Теория государства и права / М.Н. Марченко. – Москва: Проспект, 2008. – 640 с
3 Симонишвили, Л.Р. Формы правления: история и современность: учеб. пособие / Л.Р. Симонишвили. – Москва: Флинта, 2007. – 280 с.
4 Иванов, В. Формы правления и политического режима. В поисках нового содержания / В. Иванов // Логос. – 2008. – № 6 (69). – С. 121-155.
5 Чиркин, В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/461268/.
6 Дербишайр, Дж. Д. Политические системы мира: в 2 т. / Дж. Д. Дербишайр. – Москва: Рипол Классик, 2004. – 495 с.
7 Чиркин, В.Е. Государствоведение / В.Е. Чиркин. – Москва: Юристъ, 1999. – 398 с.
8 Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: учебник / А.Ф. Вишневский, К.А. Горбаток, В.А. Кучинский, под. ред. В.А. Кучинского; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образование Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь. – Минск: Акад. МВД, 2013. – 479 с.
9 Борисов, Г.А. Теория государства и права: учебник / Г.А. Борисов. – Белгород: Изд-во Бел ГУ, 2007. – 292 с.
10 Дробязко, С.Г. Общая теория права: учеб. пособие для вузов / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – 2-е изд., исправл. и доп. – Минск: Амалфея, 2007. – 480 с.
11 Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / Г.А. Василевич. – Минск: Вышэйшая школа, 2016. – 399 с.
12 Маклаков, В.В. Конституции зарубежных стран: учебное пособие / сост. проф. В.В. Маклаков. – 4 изд. перераб. и доп. – Москва: Волтерс Клувер, 2003. – 624 с.
13 Гончаров, Д.Ю. Традиционные и смешанные республики / Д.Ю. Гончаров // Журнал российского права. – 2011. – № 7. – С. 86-93.
14 Бальхаева, С.Б. Республика как форма правления / С.Б. Бальхаева // Журнал российского права. – 2011. – № 8. – С. 56-64.
15 Коврякова, Е.В. Особенности парламентского контроля в парламентарной республике (на примере ФРГ) / Е.В. Коврякова // Журнал российского права. – 2009. – № 6. – С. 143-150.
16 Платонов, Ю.Н. Классификация республик / Ю.Н. Платонов // Журнал российского права. – 2011. – № 8. – С. 26-33.
17 Мазарчук, Д.В. Общая теория государства и права / Д.В. Мазарчук, Н.А. Глыбовская. – 2-е изд. – Минск: Тетралит, 2016. – 141 с.
18 Коврякова, Е.В. Особенности парламентского контроля во Франции / Е.В. Коврякова // Представительная власть XXI века: законодательство, комментарии, проблемы. – 2003. – № 1-3. – C. 18-19.
19 Варламова, Н.В. Конституции государств Центральной и Восточной Европы / отв. ред. Н.В. Варламова. – Москва: МОНФ, 1997. – 578 с.
20 Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2004. – 48 с.
21 Демичев, Д.М. Конституционное право. Краткий конспект лекций / Д.М. Демичев. − Минск: БГЭУ, 2018. − 182 с.
22 Конституция Бахрейна от 14 февраля 2002 года // Конституционное право зарубежных стран [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mykpzs.ru/konstituciya-baxrejna-2002-rus/.
22 Демичев, Д.М. Конституционное право. Учебник / Д.М. Демичев. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. – 416 с.
23 Конституция Испании от 29 декабря 1978 года // Конституционное право зарубежных стран [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mykpzs.ru.
24 Конституция Японии от 3 мая 1947 года // Конституционное право зарубежных стран [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mykpzs.ru.
25 Конституция Иордании 1952 года // ОАЭ и Ближний Восток [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://oaelife.ru/?p=1057.
Работа защищена на оценку "9" без доработок.
Уникальность свыше 70%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 34.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты