Введение
1 Традиции как объект научного анализа
2 Значение традиций в регулировании общественных отношений
3 Инновации как объект научного изучения. Роль, место и функции инноваций в культуре
4 Научное управление инновациями. Научное планирование и прогнозирование инновационной Деятельности
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день исследование традиций и инноваций исследуется довольно внимательно. Отечественная гуманитарная мысль накопила богатый опыт изучения традиции и инновации. Тем не менее, вопрос традиции и инновации, а также их взаимодействие только формируется как предмет самостоятельного философского исследования.
Традиция и инновация являются сложными общественными феноменами. Они проявляются настолько многообразно, что определенные их стороны способны стать предметом специальных научных исследований. Традиция и инновация представляют собой довольно объемные понятия, многогранные, охватывающие довольно разнообразные явления жизни и являющиеся предметом обсуждения и дискуссий в научной среде. При этом, вопрос разработки традиций и инноваций не становится более понятной. Эти важнейшие и столь необходимые в философском и практическом плане категории заслуживают отдельного обсуждения и дальнейшего изучения.
Традиция является социальным феноменом, сложной специфической системой, которая представляет собой особый механизм социального наследования, цель которого – воспроизводство, сохранение. Ее сущность – это трансляция и воспроизведение накопленных социальных исторических ценностей, передающихся от поколения к поколению, чтобы обеспечить преемственность и непрерывность социальной жизнедеятельности и стабильности социально-общественной жизни.
Что же касается инновации, то ее природа универсальна. Исследование феномена инновации проявляется в различных сферах социально-общественной жизнедеятельности. Данный феномен уже давно разрушил традиционные границы экономической теории и обрел общесоциальные, культурные характеристики. Термин отличается еще большим количеством значений. С философской точки зрения инновации связаны с развитием других сфер общественной жизни, общественных отношений, традиций, культуры, творчества.
Объект исследования – понятия традиции и инновации.
Предмет исследования – философское осмысление категорий традиции и инновации в социокультурном, научном, общественном аспектах.
Цель исследования – изучение особенностей традиции и инновации в современном социокультурном пространстве.
Задачи исследования:
1. изучить традиции как объект научного анализа, значение традиций в регулировании общественных отношений;
2. охарактеризовать инновации как объект научного изучения, определить ее роль, место и функции в культуре;
3. рассмотреть научное управление инновациями
Методы исследования – теоретический анализ научной, исследовательской литературы по теме исследования; метод синтеза, обобщения.
1 ТРАДИЦИИ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО АНАЛИЗА
На сегодняшний день развитие инноваций входит в круг главных приоритетов в области социально-экономического развития. В лексическом словаре современного общества появляются такие понятия инновационной активности, инновационного потенциала, инновационной личности, инновационного сознания, инновационного сектора, инновационной системы, инновационного развития и т.д. В соответствии с этим представляется необходимым рассмотреть такие понятия как инновация и традиция.
Научная литература предусматривает несколько сотен определений понятия инновации, среди которых можно выделить инновацию техническую, экономическую, организационную, управленческую и т.д. На первоначальном этапе анализа некоторых из основных определений выявляется общая закономерность, которая заключается в том, что любые инновации начинаются с открытия, которые понимаются как нечто совершенно новое или дополнение к уже существующему. В соответствии с этим появляется вопрос о том, можно ли каждое открытие относить к инновациям. Данный вопрос обусловлен тем, что далеко не каждое открытие, которое происходит в реальности, представляется необходимым и возможным относить к инновациям.
В трудах исследователей В.Г. Медынского, Б.А. Райзберга, Л.Ш. Лозовского, Е.Б. Стародубцевой и др. инновация определяется в качестве результата внедрения открытия. В частности, В.Г. Медынский считает, что «под инновациями подразумеваются объекты, внедренные в производство в результате проведенных научных исследований или сделанных открытий, качественно отличных от предшествующих аналогов» [15, с. 5].
Ежедневно совершаются множественные открытия более обыденного порядка, которые также внедряются в жизнь человека.
2 ЗНАЧЕНИЕ ТРАДИЦИЙ В РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ
Традиции – одна из важных категорий, которыми оперирует теория культуры. Универсальность и значимость данной категории определяется тем, что традиции существуют во всех сферах культурного пространства – материальной, политической, художественной, моральной, повседневной, физической.
Культурные традиции – это социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение и воспроизводимое в определенных обществах, социальных группах в течение длительного времени.
По мнению В.Л. Акулова, традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и являются необходимым условием их существования. Традиции присущи многим различным областям культуры, хотя их значение в каждой из этих областей различно, самое главное место традициям определяет сфера религии [3, с. 64].
Существуют строгие традиции, которые не допускают инноваций и отклонений в поведении. Они характеризуются очень долгим существованием, передаются из поколения в поколение без изменений. Другой тип – это пластичные, мобильные традиции. Они имеют довольно широкий диапазон изменчивости, трансформаций, хотя основа традиций также остается неизменной. В этом случае традиции могут «расти» с новыми нормами, правилами, методами, они меняются в зависимости от той или иной ситуации, допускают вариативность поведения в разных обстоятельствах.
Традиции формируют «коллективную память» общества и социальных групп, обеспечивая их непрерывное развитие. Кроме того, отдельные группы, классы, слои имеют свои собственные традиции.
3 ИННОВАЦИИ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИЗУЧЕНИЯ. РОЛЬ, МЕСТО И ФУНКЦИИ ИННОВАЦИЙ В КУЛЬТУРЕ
Исходный философский принцип, идея изначально присутствует в основании научных исследований, а также объективно существует независимо от того, осознает ли данный факт сам ученый. Поэтому философская идея определяет обоснованность нового открытия, гипотезы, концепции, выступает в качестве необходимой предпосылки и условия для вторжения научного познания в инновационную область. Академик А.Б. Мигдал справедливо считает, что серьезное научное исследование невозможно осуществлять без применения прикладной философии, которая определяет качественную сторону исследования. Прикладная философия, по мнению ученого, также позволяет осмысливать полученные в ходе исследования результаты и правильно их интерпретировать [15, с. 5].
Ценностно-мировоззренческое осваивание нововведения представляет собой акт, распространенный в определенной степени во времени. Он реализуется на трех взаимосвязанных уровнях:
1. онтологическом, который включает в себя содержание исследуемого объекта и позволяет осваивать данный объект в качестве форменной реальности (на бытийном уровне), попутно определяя его отличительные особенности, инновационные характеристики. Данный уровень представляют категории свойства, состояния, отношения, связи, процесса, состояния, причинности, необходимости, случайности, пространства, времени и т.д.;
2. эпистемологическом (познавательном) уровне, на котором раскрывается функциональная сущность, возможности исследуемого объекта, явления. Данный уровень представляют категории понимания, истины, метода, знания, объяснения, доказательства, теории, факта и др.
4 НАУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ. НАУЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одной из актуальных целей управления сферами жизнедеятельности общества является развитие инноваций во всех сферах социально-общественной деятельности. Как считает большинство авторитетных политиков, экономистов, ученых и специалистов, непосредственно занятых разработкой данного вопроса, без формирования инновационной составляющей нельзя обеспечить качественный социальный, научный экономический рост. Но эффективное управление инновациями невозможно без понимания их сущности (природы) и форм, которые они приобретают в различных сферах человеческой деятельности.
Что касается сущности инноваций, то наиболее точным представляется определение австрийского экономиста И. Шумпетера. По его мнению, суть инноваций и инновационной деятельности заключается в «созидательном разрушении», то есть разрушении существующих, традиционных форм организации производства, устаревших технологий и создании новых технологий, новых форм организации производства и новых продуктов. Такое понимание сущности инноваций наиболее кратко и точно отражает их содержание и функцию в хозяйственной деятельности [20].
Из шумпетерского определения сущности инноваций следует, что инновации предполагают новое сочетание факторов производства, то есть новые технологии, обновление самих факторов производства, появление новых товаров и услуг. В своей знаменитой книге «Теория экономического развития» И. Шумпетер следующим образом писал о процессе инновационного развития: «производить – значит комбинировать имеющиеся в нашей сфере вещи и силы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день развитие инноваций входит в круг главных приоритетов в области социально-экономического развития. В лексическом словаре современного общества появляются такие понятия инновационной активности, инновационного потенциала, инновационной личности, инновационного сознания, инновационного сектора, инновационной системы, инновационного развития и т.д. В соответствии с этим представляется необходимым рассмотреть такие понятия как инновация и традиция. Научная литература предусматривает несколько сотен определений понятия инновации, среди которых можно выделить инновацию техническую, экономическую, организационную, управленческую и т.д. На первоначальном этапе анализа некоторых из основных определений выявляется общая закономерность, которая заключается в том, что любые инновации начинаются с открытия, которые понимаются как нечто совершенно новое или дополнение к уже существующему. В соответствии с этим появляется вопрос о том, можно ли каждое открытие относить к инновациям. Данный вопрос обусловлен тем, что далеко не каждое открытие, которое происходит в реальности, представляется необходимым и возможным относить к инновациям.
Каждая эпоха инновационные изменения рассматривает в своем ключе. Данный аспект с точки зрения социального развития всегда привлекал внимание ученого сообщества. Так, ранний период истории отличается тем, что инновационные открытия характеризовались единичностью, что обуславливалось стремлением какого-либо ученого к самореализации, доказательству своих способностей. По этой причине ценностное значение обретало онтологический аспект усвоения новшества, что проявлялось в наличие нового, не соответствовавшего традициям, принятии его как чуда, единственной истины.
Современное общество воспринимает инновации как индикатор общественно-социального прогресса, постепенно превращая их в определенную структурную систему, основной функцией которой является производство и внедрение открытий, потому что область науки превращается в непосредственную производительную силу, определяя стратегии общественного развития.
Одной из актуальных целей управления сферами жизнедеятельности общества является развитие инноваций во всех сферах социально-общественной деятельности. Как считает большинство авторитетных политиков, экономистов, ученых и специалистов, непосредственно занятых разработкой данного вопроса, без формирования инновационной составляющей нельзя обеспечить качественный социальный, научный экономический рост. Но эффективное управление инновациями невозможно без понимания их сущности (природы) и форм, которые они приобретают в различных сферах человеческой деятельности. Содержание инновационных процессов невозможно понять без факторов и условий, способствующих возникновению инноваций. Как известно из истории развития стран мира темпы экономического и культурного развития в большинстве стран мира не были постоянными, периоды быстрого роста сменялись спадами и застойными периодами, во время которых не работал инновационный ресурс развития. Затем этот ресурс включался, знание того при каких условиях включается инновационный ресурс развития на макро и микроуровне позволит в какой-то мере создавать эти условия и стимулировать инновационные процессы
1. Абдеев, Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия дл XXI в. / Р.Ф. Абдеев. – М.: Владос, 1994. – 335 с
2. Авсянников, Н.М. Инновационный менеджмент / Н.М. Авсянников. – М.: РУДН, 2002. – 176 с
3. Акулов, В.Л. Философия, религия, наука / В.Л. Акулов // Новая экономика. – 2007. - № 56. – С. 62-71
4. Бакуменко, Т.А. Философия серебряного века в контексте русской духовной традиции // Веснік БДУ. Сер. 3. Гісторыя... – 2002. - №2. – С. 42-48
5. Гофман, А. Б. Мода и обычай // Рубеж: альманах социал. исслед. – 1992. – № 3. – С. 125
6. Гуревич, П.С. Философия культуры: учебное пособие для студентов гуманитарных вузов / П.С. Гуревич. – 2-е изд. – М.: Аспект-Пресс, 1995. – 288 с
7. Друкер, П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения / П. Друкер. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. – 288 с
8. Зейналов, Г.Г. Философское обоснование научного открытия / Г.Г. Зейналов // Учебный эксперимент в образовании. – 2015. – № 2 (74). – С. 6-10
9. Козенко, З.Н., Оганесян, Л.О. Институциональные аспекты формирования инновационной инфраструктуры АПК / З.Н. Козенко, Л.О. Оганесян // Материалы межрегиональной научно-практической конференции «Роль инновационной инфраструктуры в социально-экономическом пространстве региона. – Элиста, 2014. – С. 77-83
10. Козенко, З.Н., Гончарова, И.А Управление инновациями на хлебоприемых предприятиях / З.Н. Козенко, И.А. Гончарова // Основы экономики, управления и права. Периодический всероссийский научный журнал. – 2014. – № 5 (17). – С. 55-60
11. Козенко, З.Н. Формирование инновационных кластеров добычи и разработки агроруд / З.Н. Козенко // Орошаемое земледелие. Ежеквартальный сельскохозяйственный научно- производственный журнал. – 2015. – № 1. – С. 56-61
12. Крапивенский, С.Э. Социальная философия: учебное пособие для студентов гуманитарных и экономических факультетов / С.Э. Крапивенский; Гос. Ком. Рос. Федерации по высшему образованию, Волгогр. гос. ун-т. – 3-е изд., испр. и доп. – Волгоград: Волгогр. ком. По печати, 1996. – 351 с
13. Кун, Т. Логика и методология науки. Структура научных революций / Т. Кун. – [Электронный ресурс] – URL: //http://ladin.narod.ru/phil/99-kun.html/
14. Лойко, Л.Е. Философия: курс лекций / Л.Е. Лойко // Министерство внутренних дела Республики Беларусь, Учреждение образования «Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь. – Минск: Академия МВД, 2011. – 245 с
15. Медынский, В.Г. Инновационный менеджмент: учебник / В.Г. Медынский. – М.: Инфра-М, 202. – 294 с
16. Мигдал, А.Б. Физика и философия / А.Б. Мигдал // Вопросы философии. – 1990. – № 1. – С. 5-32
17. Морозов, Ю.П. Инновационный менеджмент: учебное пособие для вузов. – 2-е изд. перераб. и доп. / Ю.П. Морозов, А.И. Гаврилов, А.Г. Городнов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 471 с
18. Плахов, В.Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологического исследования / В.Д. Плахов. – М.: Мысль, 1982. – 148 с
19. Пригожин, А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. Социальные проблемы инноватики / А.И. Пригожин. – М.: Наука, 1989. – 271 с
20. Сагидов, А.М. Обычаи и традиции в правовой системе республики Дагестан : автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.М. Сагидов. – М., 2008. – 18 с
21. Спиркин, А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики, 2002. – 365 с
22. Суханов, И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений / И.В. Суханов. – М.: Полит. лит., 1976. – 187 с
23. Тирских, М.Г., Черняк, Л.Ю. Соотношение традиции с обычаем и правом: компаративистские аспекты / М.Г. Тирских, Л.Ю. Черняк. – [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-traditsii-s-obychaem-i-pravom-komparativistskie-aspekty
24. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент / Р.А. Фатхутдинов. – СПб.: Питер, 2005. – 448 с
25. Шумпетер, И.А. Теория экономического развития / И.А. Шумпетер. – М.: Прогресс, 1982. – 401 с
26. Яковец, Ю.В. Наследие Н.Д. Кондратьева: взгляд из XXI века / Ю.В. Яковец. – М.: МФК, 2001. – 221 с