Актуальность работы состоит в важности закрепления теоретических знаний, полученных в процессе обучения в высшем учебном заведении, формирования у студентов экономического образа мышления; а также выработке умений применять полученные знания и приобретенные навыки при решении конкретных экономических вопросов.
Товарное обращение является неотъемлемым элементом рыночной экономики, определяющим ее суть и общественное назначение. Торговля как отрасль экономики во многом способствует решению главной задачи общественного производства – удовлетворению разносторонних потребностей людей и этим самым связывает производство с потреблением, поддерживая баланс между предложением и спросом. Данная специфическая особенность, в первую очередь, касается природы и методики формирования финансовых результатов и расходов объектов торговли.
Расходы на реализацию являются сложной социально-экономической категорией, интерес к которой постоянно возрастает по мере развития рынка. Столь широкая заинтересованность данной проблемой определяется тем, что расходы на реализацию товаров в организациях торговли связаны с повседневным решением разнообразных практических задач по обслуживанию населения и удовлетворению его повседневных потребностей и, тем самым, обусловлены объективной необходимостью осуществления определенных действий в сферах общественного воспроизводства. Представляя собой некоторый конечный результат таких действий, расходы на поверхности явлений проявляются в денежной затратной форме, порой превышая, как это имеет место в настоящее время, доходы. На различных стадиях общественной деятельности и под ее воздействием они приобретают соответствующие характеру конкретного вида деятельности объемы и структуру. Затраты, издержки и расходы во многом являются синонимами. Однако в зависимости от особенностей производственной деятельности их производственные характеристики видоизменяются, они перевоплощаются друг в друга. Это обусловлено тем, что выделяется три уровня организации деятельности: отдельная деятельность, действие и операция.
Важнейшей задачей хозяйствования на современном этапе является повышение эффективности экономики. Одним из направлений этого процесса является экономия всех видов ресурсов. Повышение эффективности хозяйственной деятельности состоит прежде всего в том, чтобы результаты хозяйственной деятельности росли быстрее, чем затраты на нее. Расходы на реализацию являются одним из важных показателей эффективности и качества работы организаций торговли. Снижение может быть достигнуто за счет строжайшей экономии, роста производительности труда и совершенствования форм его оплаты, индустриализация сферы обращения, рационализация товародвижения. От уровня этих затрат зависят финансовые результаты работы организаций торговли, а также возможности расширения воспроизводства в сфере обращения, роста поступлений в бюджет.
1. Теоретические основы формирования затрат и расходов
1.1 Расходы организации торговли как экономическая категория и показатель эффективности хозяйствования
Продажа товаров является основным видом деятельности профессиональных организаций, поэтому сумма их затрат составляет стоимость реализации товаров в натуральном выражении.
Стоимость продажи товаров – это материализованная стоимость жизни и труда, выраженная в денежном выражении, связанная с установлением связи между производителем и потребителем или передачей товаров от производителя к потребителю [12, с.52].
В экономическом плане эти затраты отражают долю используемых ресурсов (ожидаемые затраты).
Что касается содержания, это текущие расходы, которые полностью расходуются каждый год и требуют ежегодной предоплаты.
Ценность затрат на реализацию заключается в их окончательности, то есть они обеспечивают нормальный процесс движения товаров, продажа товаров народного потребления происходит с целью удовлетворения потребностей населения. Повышая эффективность реализации затрат и их формирования в общественно необходимых количествах, можно увеличить прибыль от торговли, часть которой ориентирована на развитие и совершенствование своей материально-технической базы – необходимая предпосылка повышения качества коммерческих услуг.
Инструкция поддерживает преемственность с современными методами учета затрат на производство. Исходя из этого, все расходы организации делятся:
- расходы подразделяются по характеру, условиям реализации и направлениям деятельности организации на:
- расходы на текущую деятельность;
- расходы, связанные с инвестиционной деятельностью;
- расходы, связанные с финансовой деятельностью.
До принятия вышеуказанной инструкции в профессиональном анализе часто использовалась категория «издержки обращения» [2, с.13]. В настоящее время он не утратил своей актуальности, поскольку организации, действующие в областях торговли, закупок, маркетинга и другой брокерской деятельности, согласно нормативным документам, отражают затраты на продажу по разделам «Затраты на внедрение». Однако, что касается деятельности профессиональных организаций потребительской кооперации в современных степенях, основной категорией представляется стоимость продажи товаров.
В целях улучшения процесса управления стоимостью продажи товаров их учет, анализ и планирование проводятся в соответствии с номенклатурой товаров, поскольку в каждой статье указываются цели, для которых были использованы эти расходы.
2. Анализ расходов ТКУП «Универмаг Беларусь»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ТКУП «Универмаг Беларусь»
Объектом исследования является Торговое Коммунальное Унитарное Предприятие (ТКУП) «Универмаг Беларусь». Оно является одним из крупнейших торговых предприятий Республики Беларусь.
ТКУП «Универмаг Беларусь» – рентабельно работающее торговое предприятие с 42-летней историей. Универмаг «Беларусь» образован в соответствии с приказом Министерства торговли БССР №50 от 3 мая 1978 года. Распоряжением Совета Министров БССР от 2 ноября 1970 года была утверждена проектная документация на строительство в центре Заводского района г. Минска универмага «Беларусь». Так, 8 июня 1978 года универмаг приветливо распахнул свои двери для первых покупателей по адресу улица Жилуновича, 4.
Государственное торговое предприятие «Универмаг Беларусь» создано на основании решения Мингорисполкома от 24.12.1998 г. №1401 в результате преобразования арендного предприятия. С апреля 2000 года в соответствии с Гражданским Кодексом Республики Беларусь преобразовано в торговое коммунальное унитарное предприятие «Универмаг Беларусь».
В 2008 году предприятие «Универмаг Беларусь» обновило фасад здания, его внутренние залы несравнимо увеличились. Светлые, удобные торговые залы расположены на четырех этажах. Постоянный микроклимат в них поддерживается кондиционером. Шесть эскалаторов способны доставить с этажа на этаж 150 человек в минуту. Свой радиоузел передает информацию о товарах и услугах. Шесть грузовых лифтов, электропогрузчики, штабелеры, телефонная станция внутренней связи и другое оборудование работают на то, чтобы универмаг был наполнен разнообразными товарами.
Ориентироваться на четырех этажах универмага довольно просто. На первом покупателям предлагаются бытовая техника, посуда, инструменты, различные хозяйственные товары и широкий ассортимент продуктов питания. На втором этаже продаются товары для мужчин, часы, спортивные и радиотовары, на третьем – все, что могут пожелать женщины и дети, на четвертом этаже – ткани, ковры и все, чем можно украсить дом.
ТКУП «Универмаг Беларусь» ориентирован на реализацию товаров отечественного производства (свыше 70%) для людей со средним и высоким уровнем достатка, ценящих качество изделия и комфорт при совершении покупок, знающих, что организация несет ответственность за продажу товаров и что их права потребителей всегда будут защищены.
Организационная структура организации ТКУП «Универмаг Беларусь» представлена в приложении А.
3. Пути совершенствования торговой организации ТКУП «Универмаг Беларусь»
3.1 Методика обоснования плановых величин расходов торговой организации
В условиях кризисных явлений рыночной экономики прогнозированием расходов на реализацию товаров, в том числе торговой отрасли, практически не занимаются. Однако ряд крупных торговых организаций предпринимают попытки разработки прогнозов расходов на предстоящие 2-3 года. Целью разработки таких прогнозов, как правило, является определение размера ожидаемой, прибыли на предстоящий период. Кроме того, проводимые расчеты позволяют выявить возможные источники финансирования развития материально-технической базы этих торговых организаций.
По мере преодоления кризисных явлений в экономике роль прогнозов экономических показателей торговых организаций, в том числе расходов на реализацию товаров, будет возрастать.
Прогнозирование расходов на реализацию товаров торговых организаций должно осуществляться в следующей последовательности:
- проведение глубокого экономического анализа расходов на реализацию по торговой деятельности за ряд лет в увязке с конечными финансовыми результатами организаций;
- оценка тенденций развития расходов на реализацию по общему уровню и отдельным статьям;
- расчет и изучение доли общей величины расходов на реализацию в доходах от торговой деятельности за ряд лет, выявление причин изменения и прогнозирование этого показателя;
- количественная оценка влияния факторов на общий уровень и отдельные статьи расходов на реализацию, прогнозная оценка факторного влияния на текущие затраты торговых организаций;
- экспертная оценка изменения показателей.
Как правило, в экономической практике прогнозы разрабатывают по основным статьям расходов на реализацию товаров, занимающим наибольший удельный вес в их совокупной величине. Остальная часть расходов прогнозируется по их доле в расходах на реализацию за предшествующие 3-5 лет, после чего устанавливается общая величина прогнозируемых затрат.
Аналитическая практика показывает, что методические подходы к прогнозированию и планированию расходов на реализацию торговых организаций практически не различаются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Расходы на реализацию торговой организации представляют собой затраты, связанные с доведением товаров от производства до потребителя, включая их реализацию конечным потребителям.
Затраты на сбыт возмещаются из дохода от торговли. Определенные виды расходов возмещаются из финансовых результатов организации. В ущерб прибыли, имеющейся у торговой организации, штрафам, пени, штрафам и другим видам санкций, предоставленных или признанных за нарушение условий торговых соглашений, стоимости возмещения понесенных убытков, потери части товаров и другие виды расходов возмещаются.
Согласно Закону Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» от 12.07.2013 №57-З (в ред. 17 июня 2017 г. № 52-3), под расходами организации понимают уменьшение экономических выгод в результате уменьшения активов или увеличения обязательств, ведущее к уменьшению собственного капитала организации, не связанному с его передачей собственнику имущества организации, распределением между учредителями (участниками) организации.
На сумму и уровень расходов на реализацию влияют внешние и внутренние факторы.
Внутренние факторы по характеру действия подразделяются на две группы прямого и косвенного воздействия как на издержкоемкости товара, так и на уровень расходов, связанных с функционированием торгового предприятия в целом.
Издержкоемкость товара зависит от вида, потребительских свойств, качества товара, уровня его конкурентоспособности, подготовленности к реализации, применяемых методов продажи, трудоемкости, жизненного цикла, ресурсообеспеченности, эффективности использования товарных ресурсов, товарооборачиваемости и др. (непосредственное воздействие).
Объектом исследования является Торговое Коммунальное Унитарное Предприятие (ТКУП) «Универмаг Беларусь». Оно является одним из крупнейших торговых предприятий Республики Беларусь.
Опираясь на основные показатели деятельности организации ТКУП «Универмаг Беларусь», представленные выше, можно говорить о том, что наблюдается снижение эффективности экономической деятельности анализируемой организации в период с 2019 по 2020 гг.
Можно говорить о том, что в организации ТКУП «Универмаг Беларусь» наблюдается увеличения размера расходов на реализацию товаров в анализируемом периоде, а именно с 2019 по 2020 гг. на 10,64%. В 2020 году расходы на реализацию составили 9444 тыс.р., следовательно, темп прироста составил 79,57%, а это на 20,43% ниже, чем в 2019 году.
При общем снижении размера выручки и прибыли организации ТКУП «Универмаг Беларусь» в анализируемом периоде, а именно, в период 2019-2020 гг. можно говорить о том, что рост расходов на реализацию товаров оказывает на данный фактор негативное влияние.