ВВЕДЕНИЕ
1 АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ
1.1 Сущность и характеристика ассортиментной политики организации, ее роль в удовлетворении платежеспособного спроса населения
1.2 Порядок разработки ассортиментной политики организации, учет факторов
2 АНАЛИЗ АССОРТИМЕТНОЙ СТРУКТУРЫ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА КОБРИНСКОГО РАЙПО
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности Кобринского райпо
2.2 Анализ структуры розничного товарооборота
2.3 Управление структурой розничного товарооборота
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ И ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ КОБРИНСКОГО РАЙПО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется необходимостью повышения эффективности формирования ассортимента в организациях торговли, а так-же повышения конкурентоспособности – важнейшего условия научно-технического реформирования белорусской экономики. Все более важное значение с каждым годом приобретает оптимизация розничной торговли потребительскими товарами как эффективная возможность не только пополнить бюджеты всех уровней вследствие увеличения регионального товарооборота, но и как способ одновременно повысить уровень жизни населения. При этом обеспечивается поступление в розничную торговую сеть по прямым связям или через крупные оптово-торговые организации широкого ассорти-мента товаров по приемлемым ценам. Граждане с различным уровнем достатка получают возможность выбора товаров в соответствии с их реальны-ми доходами (в том числе, низкооплачиваемые категории населения в ходе различных торговых акций, присущих цивилизованной торговле, например, при сезонных распродажах, могут приобретать и те товары, которые обычно по карману только «богатым»). Вследствие использования современных торговых технологий возрастают объемы продаж и, как следствие, оборотные средства торговых организаций, что укрепляет их финансовое благополучие.
Процесс сбыта товаров характеризуется наличием жесткой конкуренции. Прежде всего, это конкуренция в планировании ассортимента и разработке новых образцов. Следует также отметить конкуренцию цен, по которым товары предлагаются на рынке. Чтобы лучше понять проблемы в процессе выбора ассортиментной политики, необходимо остановиться на основных факторах, определяющих формирование ассортимента торговой организации.
Правильный выбор ассортиментной политики организации служит своего рода гарантией, что выгодные возможности не будут упущены.
При правильном выборе ассортиментной политики торговой организации будет максимальным образом удовлетворяться спрос ее потребителей и в конечном итоге организация будет рентабельной.
1 АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ СУЩНОСТЬ, РОЛЬ И ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ
1.1 Сущность и характеристика ассортиментной политики организации, ее роль в удовлетворении платежеспособного спроса населения
Ассортимент товаров в розничной торговле в совокупности представляет собой предложение товаров. Поэтому он должен стимулировать потребителя к покупке и быть шире, чем номенклатура спрашиваемых товаров, чтобы обеспечить вы¬бор. В таком случае ассортимент будет активно воздействовать на спрос, формировать новые потребности, а это путь к увеличению объемов продажи товаров. Формирование ассортимента и управление им является важной задачей коммерческой деятельности в розничной торговле [2, с. 217].
Согласно Закону Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» от 08.01.2014 г. № 128-З, ассортимент товаров – совокупность товаров в определенном соотношении по видам, моделям, размерам, цветам и иным признакам [11].
Ассортиментный перечень товаров – перечень товаров, которые должны быть в продаже в торговом объекте, в котором осуществляется розничная торговля (далее – розничный торговый объект), постоянно или в течение периода, предназначенного для их продажи [11].
Управление ассортиментом – комплексная система мер, затрагивающая не только товар, но и его упаковку, маркировку, установление цены, сервисное обслуживание. Направлена на формирование конкурентоспособной ассортиментной модели торговых объектов, оптимизацию товарных запасов в каждом из них с целью обеспечения устойчивого положения на рынке и рентабельной работы.
Задача торговой организации состоит в том, чтобы не просто предложить покупателю товар, а обеспечить комплексное удовлетворение его потребности. Например, потребителю, который желает купить мебель, должны быть предложены не отдельные предметы мебели, а возможность полностью решить проблему оформления удобного и эстетически привлекательного жилища с помощью мебельных компонентов, гарнитуров, подбора светильников, напольных покрытий, ковров и т.д.
Рынок потребительских товаров динамичен и требует экономически обоснованной и социально ориентированной ас¬сортиментной политики.
2 АНАЛИЗ АССОРТИМЕТНОЙ СТРУКТУРЫ РОЗНИЧНОГО ТОВАРООБОРОТА КОБРИНСКОГО РАЙПО
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности Кобринского райпо
Кобринское райпо играет важную роль в жизнедеятельности Кобринского района. Эта роль выражается, прежде всего, в том, что райпо обслуживает все сельское население района.
Кобринское районное потребительское общество – многоотраслевая организация, осуществляющая торговую деятельность, общественное питание, заготовку сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущих и вторичного сырья, производство потребительских товаров, оказание услуг, перевозку товаров, внешнеэкономическую деятельность.
Кобринское райпо производит товары народного потребления, имеет сеть объектов общественного питания, швейный пошивочный цех, хлебопекарню, убойную площадку, кондитерский и колбасный цеха, макаронную линию, овощесушильный завод, коопавтобазу.
Кобринское районное потребительское общество является юридическим лицом, некоммерческой организацией, создаваемой в форме потребительского кооператива. Райпо на добровольной основе входит в Кобринский областной союз потребительских обществ и Белорусский республиканский союз потребительских обществ. Организация зарегистрирована решением Кобринского исполнительного комитета № 120, от 18.02.2004 г. в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 300033387.
По состоянию на 01.01.2020 г. в состав Кобринского потребительского общества входят два филиала: «Дивинский» и «Городецкий».
В соответствии с уставом основной целью деятельности Кобринского районного потребительского общества является удовлетворение материальных (имущественных) и иных потребностей членов общества, обслуживаемого населения.
3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАЗРАБОТКИ И ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ КОБРИНСКОГО РАЙПО
Ассортимент товаров, предлагаемый Кобринского райпо, непостоянен, находится в развитии в результате воздействия на него многочисленных факторов. В связи с этим управление ассортиментом является одним их важнейших направлений коммерческой деятельности и самым сложным процессом, от которого зависят результаты деятельности организации. Оно связано с постоянными изменениями на потребительском рынке и необходимостью укрепления позиций организации в конкурентном соперничестве.
Что касается наиболее распространенной ошибки, то здесь следует иметь в виду современную особенность формирования ассортимента. Так, в Кобринского райпо появляется предложение поставщика, оно рассматривается начальником торгового отдела, после чего завозится узкий ассортимент небольшими партиями. Затем начинается увеличение спроса на этот товар, вследствие чего через какое-то время ассортимент из 10-ти позиций превращается в 100 позиций, из которых 20% – явный неликвид, привезенный за-одно с товаром, пользующимся спросом. В результате получается, что ас-сортимент имеет тенденцию к неконтролируемому росту.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.
Формирование ассортимента – проблема конкретных товаров, их от-дельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами и или лицензиями и «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.
Кобринское райпо играет важную роль в жизнедеятельности Кобринского района. Эта роль выражается, прежде всего, в том, что райпо обслуживает все сельское население района.
Кобринское районное потребительское общество – многоотраслевая организация, осуществляющая торговую деятельность, общественное питание, заготовку сельскохозяйственной продукции и сырья, дикорастущих и вторичного сырья, производство потребительских товаров, оказание услуг, перевозку товаров, внешнеэкономическую деятельность.
Анализ основных экономических показателей деятельности Кобринского райпо показал, что в 2017 году снизилась выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг на 1,36 %, а в 2018 году на 5,55 %. Себестоимость реализованной продукции при этом в 2017 году выросла на 0,36%, В 2018 году на 6,17%. Наблюдается увеличение прибыли от реализации продукции в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 69,33%, в 2018 году по сравнению с 2017 годом произошло снижение на 23,82%.
Отметим увеличение эффективности использования трудовых ресурсов в 2017 году по сравнению с 2016 годом, поскольку вырос показатель производительности труда в 2017 году по сравнению с 2016 годом на 13,1%, в 2018 году по сравнению с 2017 годом на 16,45%. В качестве положительно-го момента отметим также превышение темпа роста производительности руда над темпом роста средней заработной платы.
1 Бунеева, Р. И. Коммерческая деятельность: организация и управление: учебник / Р. И. Бунеева. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2012. – 350 с.
2 Виноградова, С.Н. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / С. Н. Виноградова. – Минск.: Выш. шк., 2012. – 297 с.
3 Дашкова, Л. П. Коммерция и технология торговли: учебник / Л. П. Дашкова, В. К. Памбухчиняц. – М.: Инфра-М, 2010. – 596 с.
4 Дашкова, Л.П. Организация и проектирование торговых предприятий / Л.П.Дашкова, О.В.Памбухчиянц. – М. : Маркетинг, 2011. – 410 с.
5 Иванова, И. Концепция мерчендайзинга – инструмент управления прибылью и стратегическое конкурентное преимущество на рынке / И. Иванова // Стратегии бизнеса. – 2011. – № 18. – С. 12–18.
6 Ильин, Н.М. Исследование ассортимента товаров – насущная задача товароведения / Н.М.Ильин // Весн.Бел.Дзярж.Ун-та. – 2013. – № 6. – С. 34-40.
7 Коммерческая деятельность предприятия: Стратегия, организация, управление / В. К. Козлов [и др.]. – СПб.: Политехника, 2010. – 322 с.
8 Коммерческая деятельность: учебник / В. В. Березенков [и др.]. – М.: Атри, 2011. – 405 с.
9 Об утверждении Концепции потребительской кооперации на 2016-2020 годы: постановление Правления Белкоопсоюза от 29 февраля 2016 г., № 47 / Белкоопсоюз. – Минск, 2016. – 27 с.
10 Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания и положения о порядке разработки и утверждения ассортиментного перечня товаров, ассортиментного перечня продукции общественного питания: Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 703 от 22 июля 2014г. // Консультант [Электронный ресурс].
11 О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь: закон Республики Беларусь № 128-З от 8 января 2014 года // Консультант [Электронный ресурс].
12 О перечнях товаров: постановление Министерства торговли Республики Беларусь № 20 от 08.05.2014г. // Консультант [Электронный ресурс].
13 Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности потребительской кооперации Республики Беларусь за 2018 год. – Белкоопсоюз, Минск: 2019. – 75 с.
14 Основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности потребительской кооперации Республики Беларусь за 2017 год. – Белкоопсоюз, Минск: 2018. – 75 с.
15 Официальный сайт Министерства статистики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by.
16 Официальный сайт Министерства торговли Республики Беларусь [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.mintorg.gov.by.
17 Памбухчиянц, О.В. Коммерция и технология торговли / О.В. Памбухчиянц, Л.П. Дашков. – М.: Маркетинг, 2009. – 612 с.
18 Панкратов, Ф. Г. Коммерческая деятельность: учебник / Ф. Г. Панкратов, Н. Ф. Солдатова. – 13-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. – 500 с.
19 Пигунова, О. В. Ассортиментная концепция предприятия торговли / О.В. Пигунова // Маркетинг. – 2009. – № 1. – С. 68-78.
20 Половцева, Ф.П. Коммерческая деятельность / Ф.П.Половцева. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 390 с.
21 Разнодежина, Э. Н. Коммерческая деятельность : учеб. пособие / Э. Н. Разнодежина. – Ульяновск : УлГТУ, 2014. – 140 с.
22 Розничная и оптовая торговля в Республике Беларусь: статистический сборник. – Национальный статистический комитет Республики Беларусь, Минск, 2019. – 69 с.
23 Розничная и оптовая торговля в Республике Беларусь: статистический сборник. – Национальный статистический комитет Республики Беларусь, Минск: 2018. – 190 с.
24 Ромина, А. Г. Коммерческая деятельность: учеб. пособие / А. Г. Ромина. – Минск: Белорусский государственный экономический университет, 2009. – 316 с.
25 Синецкий, Б. И. Основы коммерческой деятельности: учебник / Б. И. Синецкий. – М.: Юрист, 2010. – 659 с.
26 Соломатин, А. Н. Экономика товарного обращения. / А.Н. Соломатин, П.В. Петров. – М.: Инфра–М, 2011. – 220 с.
27 Сыцко, В. Е. Товарная политика предприятия отрасли: учеб. пособие / В.Е. Сыцко [и др.]. – Минск: Выш. шк., 2012. – 239 с.
28 Хасянов, А.И. Совершенствование деятельности предприятий розничной торговли / А.И.Хасянов // Проблемы теории и практики управления. – 2011. – № 4. – С. 21-24.
29 Черник, Н. Ю. Товарная политика предприятия: учебное пособие / Н.Ю. Черник. – Минск: БГЭУ, 2014. – 278 с.
30 Экономика и организация деятельности торгового предприятия / А.Н.Соломатин [и др.]; под ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА, 2009. – 294 с.
31 Экономика предприятия торговли и сферы услуг / В.В. Басконов [и др.]; под ред. В.В. Басконова. – М.: ИНФРА–М, 2012. – 416 с.
32 Экономика торгового предприятия. / С. Н. Лебедева, Н. А. Казиначикова, А. В. Гавриков. – 4–е изд., испр. – Минск: Новое знание, 2015. – 240 с.