Введение
1 Понятие, сущность и развитие торговых сетей
1.1 Понятие торговой сети, ее цель и функции
1.2 Виды торговых сетей и их роль в обслуживании населения
1.3 Характеристика и тенденции развития торговых сетей в Республике Беларусь
2 Организация торговой сети ООО «Ресттрейд»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Ресттрейд»
2.2 Организация торговой сети в ООО «Ресттрейд»
2.3 Проблемы развития торговой сети в ООО «Ресттрейд»
3 Разработка мероприятий по совершенствованию торговой сети в ООО «Ресттрейд»
3.1 Мероприятия по совершенствованию торговой сети в ООО «Ресттрейд»
3.2 Оценка эффективности предложенных мероприятий
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Приложение Б
ВВЕДЕНИЕ
Розничная торговля является заключительным этапом в процессе доведения (реализации) товаров потребителю. Осуществляется она в довольно малых объемах через различные объекты (магазины, павильоны, лотки, палатки и другие). Все розничные торговые предприятия занимаются реализацией товаров непосредственно населению, то есть физическим лицам. При этом ими используются свои некоторые специфические способы и методы продажи.
В условиях перехода экономики под статус рыночной, довольно серьезно изменяется сущность, содержание и цели деятельности всех торговых организаций, их поведение. Так, главной хозяйствования любого торгового объекта, стала прибыльная, рентабельная и безубыточная работа.
Торговая отрасль Республики Беларусь является самой модернизированной отраслью в стране. Она чаще всего повергается изменениям и совершенствуется, улучшая качество торгового обслуживания населения. В настоящее время торговая отрасль Республики Беларусь находится на очень сложном этапе своего развития, который характеризуется осуществлением глубоких комплексных преобразований в отрасли, требует активных действий со стороны всех игроков рынках, максимальной реализации имеющегося потенциала, заложенного в отрасли.
Главная цель развития белорусской торговой отрасли заключается в постоянном совершенствовании деятельности, обеспечении необходимого уровня платежеспособного спроса всех слоев населения товарами и услугами высокого качества в довольно широком ассортименте, а также довольно активном продвижении отечественных товаров на рынке.
Главным звеном, которое завершает процесс товарного обращения, является розничная торговая сеть, которая составляет основную (примерно 2/3) часть материально-технической базы всей розничной торговли.
Розничная торговая сеть предназначается для продажи товаров населению. Основными задачами предприятий торговой сети являются:
– удовлетворение потребительского спроса, как по ассортименту, так и по качеству товаров;
– организация необходимого уровня обслуживания покупателей с предоставлением самых различных услуг.
Успех реализации данных функций во многом зависит от расположения объектов розничной торговой сети, выбранного метода расположения сети в целом, и каждого из магазинов в отдельности. Конечно, это довольно трудоемкий и затратный процесс, однако он многократно окупается впоследствии.
1 Понятие, сущность и развитие торговых сетей
1.1 Понятие торговой сети, ее цель и функции
В настоящее время современная торговля реализует две, особенно важные коммерческие функции. Ими являются: функция накопления и распределения (функция физического распределения), а также куплю и продажу (функция обмена). Эти функции помогают в разработке критериев, которых впоследствии необходимо придерживаться при планировке и дизайне розничного торгового предприятия.
Розничная торговая сеть – это одна из составляющих материально-технической базы торговли. В ней завершается процесс обращения товаров.
Торговая сеть – это основная часть материально-технической базы торговли, так как именно здесь завершается процесс товарного обращения – товар попадает непосредственно к потребителю [1, 122].
Розничной торговой сетью называется совокупность розничных торговых предприятий, а также других единиц торговли, которые размещаются на некоторой определенной территории, имея следующие цели – продажа товаров и обслуживание покупателей. Все магазины, которые имеют статус торговых предприятий, обладают схожими признаками: экономическими, юридическими и правовыми. Они имеют собственные основные и оборотные средства, находятся на полном хозяйственном расчете, имеют свой баланс, собственную организационную структуру, управление, имеют статус юридического лица.
Структурные подразделения торговых предприятий объединены экономически. В своей деятельности они руководствуются своим собственным уставом или положением. Таким образом, к магазинам, являющимися торговыми предприятиями могут относится только крупные магазины, либо объединения таких магазинов [2, c. 44-45].
Второе определение розничной торговой сети – это совокупность торговых предприятий, которые расположены в пределах некой определенной территории и находящиеся под общим руководством и управлением [1, c. 123].
Выделяют следующие главные функции розничной торговой сети:
– закупка товаров у поставщика;
– организация завоза товаров в магазины;
– приёмка и хранение товаров;
– подсортировка товаров и подготовка их к продаже;
– продажа товаров населению и мелкооптовым покупателям;
– принятие рисков за реализацию;
– финансовая деятельность;
– информирование рынка, получение информации о рынке (спрос, предложение, новинки);
– наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах и услугах.
2 Организация торговой сети ООО «Ресттрейд»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Ресттрейд»
ООО «Ресттрейд» – динамично развивающееся в Республике Беларусь предприятие, имеющее свою собственную сеть торговых предприятий и объектов общественного питания под общим названием «Дионис». Организация зарегистрирована в Едином реестре предпринимателей и юридических лиц в 2004 году, УНП 390286042. Местоположение головного офиса предприятия: г. Полоцк, ул. Октябрьская, 25/1-6.
Компания существует на рынке 20 лет и развивается как розничная сеть продовольственных магазинов «Дионис». Основная концепция сети – это широкий ассортимент, безупречная свежесть товаров и отличный сервис. Постоянное развитие и актуальная концепция сделали бренд Дионис для покупателей ярким, узнаваемым и популярным.
Миссией ООО «Ресттрейд» является создание сети продовольственных супермаркетов, отвечающей всем требованиям современного покупателя в стремлении улучшать качество жизни. Покупатели должны получать удовлетворение от каждой покупки, а отношения с поставщиками должны строиться на основе честности, надежности и стабильности.
Главные ценности ООО «Ресттрейд» – развитие, технологичность, эффективность. Лучший передовой мировой опыт, адаптированный к белорусским реалиям всегда на службе у покупателей для и комфорта и полной удовлетворенности. Эффективность в работе измеряется соотношением максимального результата при минимальных издержках в ресурсах.
Благодаря существующим стандартам предприятия, все магазины сети работают в рамках единой концепции оформления, маркетинговой, ценовой и кадровой политики. Все усилия профессионалов, работающих в компании, направлены на максимальное удовлетворение нужд покупателей [16].
В настоящее время торговая сеть «Дионис» насчитывает 28 магазинов, общей площадью 38986 м2, торговой площадью 22367 м2, в таких городах, как: Брест, Витебск, Глубокое, Гомель, Гродно, Лепель, Минск, Полоцк и Новополоцк.
Современный покупатель имеет все права на совершение покупки в комфортных условиях. Ввод в эксплуатацию новых технологически продвинутых торговых объектов с легкостью решает такую задачу.
ООО «Ресттрейд» стремится не только удовлетворять все потребности своего покупателя, но и удивить его, превзойти его ожидания. Для этого во всех магазинах сети «Дионис»:
– используется высокотехнологичное оборудование ведущих европейских и отечественных производителей, удовлетворяющие современные требования торговли;
– при супермаркетах «Дионис» организованы цеха по производству мясных полуфабрикатов, горячей выпечки и кулинарии собственного производства;
– развивается собственное производство под торговой маркой «Дионис», которая гарантирует покупателям их качество и превосходный вкус;
– при проектировании магазинов в первую очередь уделяется внимание удобству торгового зала, навигации и расположения товаров;
– в зданиях супермаркетов «Дионис» для удобства покупателей часто располагаются банкоматы, отделения банков, аптеки, другие торговые точки;
– во всех магазинах сети представлен широкий ассортимент продукции: от продуктов питания до сопутствующих непродовольственных товаров;
– действуют стандарты работы персонала по обслуживанию покупателей.
3 Разработка мероприятий по совершенствованию торговой сети в ООО «Ресттрейд»
3.1 Мероприятия по совершенствованию торговой сети в ООО «Ресттрейд»
В предыдущем разделе курсовой работы были выявлены следующие проблемы успешного развития торговой сети «Дионис», ООО «Ресттрейд»:
– несовершенная логистика;
– развитие информационных технологий и интернет-торговли;
– низкая покупательная способность населения страны;
– острая конкуренция со стороны других торговых сетей.
На основании вышеизложенного, предложим следующие мероприятия по совершенствованию торговой сети в ООО «Ресттрейд»:
1) Повышение покупательской лояльности за счет расширения спектра дополнительных услуг – создания сервиса заказов и доставки товаров на дом. Для реализации данного мероприятия наиболее эффективной рекомендацией будет создание интернет-витрины на базе действующего сайта dionis-shop.by.
Интернет витрина является одновременно и сайтом, который кроме других функций несет в себе еще и презентационную – на ней покупатель может ознакомиться со всеми имеющимися товарами и услугами того или иного предприятия. Также обычно на интернет-витрине представлена обширная фотогалерея товаров.
Отличие витрины от интернет-магазина в том, что она создается, для ознакомления потенциальных клиентов с товарами и их характеристикой, а также другими интересующими покупателя вопросами. Но она не осуществляет продажу товаров через сеть, там не будет таких опций, которые могут помочь с заказом и оплатой товара прямо на сайте. Потенциальному покупателю будет предложено отправить свой заказ со списком необходимых товаров, после с ним свяжется курьер для доставки. Оплата заказа будет произведена по факту доставки напрямую курьеру наличными либо банковской картой.
В основном в структуру интернет-витрины магазина «Дионис» будет входить:
– главная страница с информацией о владельце и каталог товаров, на ней можно также разместить новинки, популярные предложения и акции, рекламные игры и скидки;
– страницы «О нас», «Доставка и оплата» «Обратная связь», «Контакты», «Фотогалерея» и пр.
– для каждого товара предусмотрена своя страничка, которая содержит его фото, описание, цену, информацию, указанную на маркировке товара;
– каталог всех товаров по разделам с возможностью быстрого просмотра, сортировки по разным критериям и т.д.
Преимущества интернет-витрины:
– простое и удобное меню и навигация;
– всегда актуальная информация;
– дополнительная реклама;
– расширение географии доставки;
– увеличение количества покупателей;
– рост покупательской лояльности;
– можно легко преобразовать сайт-каталог в интернет-магазин с дальнейшей перспективой продажи онлайн;
– изучение потребительского спроса путем анализа интернет-заказов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе выполнения курсовой работы и решения поставленных задач, а также достижения поставленной цели, были сделаны следующие выводы:
1) Торговая сеть – это основная часть материально-технической базы торговли, так как именно здесь завершается процесс товарного обращения – товар попадает непосредственно к потребителю. Розничной торговой сетью называется совокупность розничных торговых предприятий, а также других единиц торговли, которые размещаются на некоторой определенной территории, имея следующие цели – продажа товаров и обслуживание покупателей. Ее функциями являются: закупка и завоз товаров, приемка и хранение товаров, сортировка товаров и подготовка их к продаже, продажа товаров населению, информирование и изучение рынка, финансовая деятельность, удовлетворение спроса.
Розничная торговая сеть является такой сетью, в которой могут быть представлены совершенно разные объекты розничной торговли.
2) Розничную торговую сеть классифицируют по следующим двум при-знакам: стационарности и товарно-ассортиментному профилю. По стационарности выделяют стационарную, полустационарную, передвижную и посылочную виды сетей. К стационарной сети относятся магазины и мелкорозничная сеть (палатки, киоски, ларьки, павильоны, автоматы). Основой стационарной торговли являются магазины.
Нестационарная (полустационарная) торговая сеть – это совокупность нестационарных торговых объектов, независимо от присоединения к инженерным коммуникациям, используемых строительных конструкций и габаритов, в том числе передвижных.
Передвижная торговая сеть имеет довольно большое значение при обслуживании сельской местности, удаленных районов. Она подразделяется на развозную (автомагазины) и разносную. Передвижная сеть более мобильна, чем стационарная – она везде следует за покупателем и обслуживает его.
Посылочная торговля – это дополнительная форма торгового обслуживания населения. Осуществляется она предприятиями-изготовителями, оптовыми базами, оптово-торговыми фирмами через почту. Довольно удобна для населения.
По товарно-ассортиментному признаку торговая сеть подразделяется на смешанную, специализированную, узкоспециализированную и универсальную. По размерам – крупную, среднюю и мелкую. По формам интеграции: горизонтальная и вертикальная.
1 Виноградова, С.Н. Организация и технология торговли / С.Н. Виноградова, О.В. Пигунова, С.П. Гурская, Р.Н. Кольцова. – Минск, Вышейшая школа, 2009 – 370 с.
2 Каплина, С.А. Организация и технология розничной торговли / С.А. Каплина. – М.: Феникс, 2013 – 336 с.
3 Пахбухчиянц, О.В. Организация и технология торговли / О.В. Пахбухчиянц. – М.: Дашков и К, 2014. – 294 с.
4 Квасникова, В.В. Организация и технология торговли: курс лекций / В.В. Квасникова. – Витебск: ВГТУ, 2009. – 400 с.
5 Широких, А.А., Хвалей, М.К, Холоповский, В.П., Лашкевич, Н.М. Организация и технология торговли: учебно-методический комплекс. – Минск: ИПД, 2010. – 263 с.
6 Платонов, В. Н. Организация и технология торговли: учебник / В. Н. Платонов. – Минск: БГЭУ, 2009.– 317 с.
7 Дашков, Л.П. Организация, технология и проектирование предприятий (в торговле): учебник /Л.П. Дашков, В.К. Памбухчиянц, О.В. Памбухчиянц. – М.: Дашков и К°, 2015. – 456 с.
8 Грибанова, И.В. Организация и технология торговли: учебное пособие / И.В. Грибанова, Н.В. Смирнова. – Минск: РИПО, 2011. – 411 c.
9 Турлай, М.А. Локтев, А.В.Формирование розничной торговли в Беларуси: Материалы конференции студентов БГЭУ. – Минск, 2017. – С. 284-285.
10 Шатьков Д.А. Развитие гипермаркетов в Республике Беларусь. – Минск. – 22 коференция студенческих работ, БГЭУ, 2016. – С. 365-366.
11 Как изменились белорусские торговые сети за год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ej.by/news/companies/.../mart-sostaviltop-20-torgovyh-setey-belarusi.html.
2. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by.
13 Food-ритейл в Беларуси: итоги 2018 года [Электронный ресурс]. – 10.01. 2019. – Режим доступа: https://produkt.by/news/food-riteyl-v-belarusi-itogi-2018-goda.
14 Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ). Официальный сайт [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: https://mart.gov.by.
15 Герасимович, А.Н. Ритейл – конкуренция впереди // «Генеральный директор», №3. – 2017. – С. 21-22.
16 Официальный сайт ООО «Ресттрейд» [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: https://dionis-shop.by.
17 Антропов, Б.П. Экономика торговли: учебно-методический комплекс / Б.П. Антропов. – Минск: ИПД. – 2013. – 352 с.
18 Экономика организаций торговли: учебное пособие / Под редакцией Р.П. Валевич, Г.А. Давыдовой. – Минск: БГЭУ, 2010. – 671 с.
19 Отскочная, З.В., Наплекова, Ю.А., Чуева, И.И., Дегтярь, О.Н. Организация и технология торговли.– М.:Академия, 2012. – 192 c.
20 Арзуманова, Т.И. Экономика организации /Т.И. Арзуманова, М.Ш. Мачабели. – М.: Дашков и К, 2013. – 240 с.
21 Как в сказке. Разработка сайтов и приложений [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: https://tale.by.