Конкурентоспособность торговой организации, показатели, методы ее оценки и пути достижения
БГЭУ (Белорусский государственный экономический университет)
Курсовая работа (проект)
на тему: «Конкурентоспособность торговой организации, показатели, методы ее оценки и пути достижения»
по дисциплине: «Экономика торговли»
2021
45.00 BYN
Конкурентоспособность торговой организации, показатели, методы ее оценки и пути достижения
Тип работы: Курсовая работа (проект)
Дисциплина: Экономика торговли
Организация: Мегатоп, ОАО
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках за 2018-2019гг.
Поделиться
Введение
1 Конкурентоспособность торговой организации: понятие и методы оценки
1.1 Сущность конкурентоспособности торговой организации
1.2 Методы оценки конкурентоспособности торговой организации
1.3 Зарубежный опыт конкурентоспособности
2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Мегатоп»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Мегатоп»
2.2 Оценка конкурентоспособности ОАО «Мегатоп»
3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности ОАО «Мегатоп»
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности ОАО «Мегатоп»
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий по повышению конкурентоспособности
Заключение
Список использованных источников
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Конечная цель любой организации - победа в борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как естественный результат постоянных и грамотных усилий организации. Достигнуто ли это или нет, зависит от конкурентоспособности товаров организации, т. е. насколько они лучше по сравнению с аналогами - продуктами других организаций.
Успех любой организации определяется способностью предлагать продукты, которые наилучшим образом соответствуют потребностям рынка и потребителей. Поэтому важно обратить пристальное внимание на такой многозначный аспект организации, как конкурентные преимущества. Одним из наиболее важных ресурсов для повышения конкурентоспособности организации является формирование корпоративной культуры или обеспечение лояльности сотрудников к деятельности своей компании.
Развитие рыночных отношений обуславливает появление новых задач, что обуславливает необходимость совершенствования управления. Важно понимать руководителей организаций о необходимости постоянно совершенствовать обслуживание клиентов, уделять внимание качеству продукции, ремонту помещений, внедрению новых технологий и т. д.
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что все организации более или менее сталкиваются с такой проблемой, как конкуренция, поэтому, чтобы выжить в таких условиях, а также развиваться, необходимо проанализировать текущую ситуацию на рынке, принимать решения о мерах по повышению конкурентоспособности. Конкурентные преимущества являются наиболее важным фактором в обеспечении безопасности объекта, то есть его выживания в «суровых условиях реальности» и его последующего эффективного развития.
Торговая отрасль – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики Республики Беларусь. Конкуренция в торговле, как и в любой другой отрасли экономики, играет важную роль в повышении качества товаров (продукции), предлагаемых потребителю, и эффективности деятельности организаций, реализующих товары (продукцию) потребителю. Задачей государственных органов является обеспечение условий для развития конкуренции в торговле.
В качестве объекта исследования данной работы выступает ОАО «Мегатоп».
Предметом исследования является конкурентоспособность ОАО «Мегатоп».
Целью работы является разработка мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности ОАО «Мегатоп».
Задачами исследования являются:
- изучение теоретических основ конкурентоспособности организации;
- оценка конкурентоспособности ОАО «Мегатоп»;
- разработка направлений повышения конкурентоспособности ОАО «Мегатоп».
При написании курсовой работы были использованы методы анализа и синтеза, графический, табличный, а также методы обработки результатов маркетинговых исследований, включающих методы экспертных оценок.
Следует отметить довольно высокую степень разработанности исследуемой проблемы в научной литературе. Теоретической и методологической основой исследования данной работы являются научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам оценки и повышения конкурентоспособности предприятия.
Практическая значимость курсовой работы определяется возможностью использования ее результатов с целью повышения конкурентоспособности ОАО «Мегатоп».
1 Конкурентоспособность торговой организации: понятие и методы оценки
1.1 Сущность конкурентоспособности торговой организации
Рынок и торговля потребительскими товарами связаны между собой как частное и целое. Формирование и развитие торговли осуществлялось совместно с развитием товарно-обменных процессов и было обусловлено действием тех же факторов, которые способствовали развитию рынка.
Торговля как форма товарного обмена активно воздействует на рыночные процессы и экономические отношения между субъектами рынка, что обеспечивает развитие конкуренции на потребительском рынке.
На розничное торговое предприятие (РТП) в рамках прямой или косвенной конкуренции влияет огромное количество факторов внешнего характера, которые могут в разной степени ограничивать деятельность экономического субъекта. И все же очевидно, что главное влияние на объект оказывает среда конкурентов и потребителей. При этом окончательный выбор остается за потребителем, который тем самым влияет на развитие предприятия.
Конкуренция в сфере розничной торговли, выступая как форма соперничества субъектов рыночного хозяйства, способствует выявлению рыночных позиций предприятия на отдельных сегментах рынка и стратегических возможностей его в кратко-, средне- и долгосрочный периоды.
Конкуренция возникает в том случае, если на одном и том же рынке продается много близких по своим потребительским свойствам товаров. Суть конкурентной борьбы состоит в улучшении или сохранении позиции организации на рынке, что достигается благодаря отличию поставляемых организацией товаров от товаров-конкурентов как по степени соответствия конкретной потребности клиентов, так и по затратам на её удовлетворение [6, с. 325].
Конкуренция – элемент рыночного механизма, реализующийся в форме взаимодействия рыночных кроме того субъектов и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. Конкуренция в условиях рынка способствует формированию хозяйственных пропорций и санации экономики [12, с. 67].
Одним из субъектов конкуренции на рынке является организация. Его положение на рынке определяется его конкурентоспособностью.
Конкурентоспособность – сложное и разностороннее понятие, включающее в себя такие составляющие деятельности организации, как товар и его основные характеристики: качество, актуальность, технология производства, доступность для конечных потребителей.
В процессе исследования конкурентоспособности как обобщенной экономической проблемы следует учитывать следующие факторы:
– необходима, прежде всего, количественная оценка экономических объектов, являющихся носителями свойства конкурентоспособности, без чего поддержание уровня конкурентоспособности, его повышение носит субъективный характер;
– универсальное общепринятое понятие конкурентоспособности отсутствует;
– к числу основных параметров, которые определяют уровень конкурентоспособности, относятся многослойность, относительность и конкретность;
– конкурентоспособность определяется с использованием результатов сопоставлений как организаций, так и их продуктов;
– сопоставление экономических объектов в процессе сравнительного анализа конкурентоспособности должно удовлетворять требованиям полноты и корректности [13, с. 129].
2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Мегатоп»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Мегатоп»
MEGATOP – стабильная многопрофильная компания Беларуси, специализирующаяся на производстве и продаже обуви.
Под управлением организации находятся розничная сеть в Беларуси и России, обувное производство, складской распределительный центр, недвижимость, представительства в различных странах мира.
MEGATOP сегодня – это 73 магазина в Республике Беларусь, 11 магазинов в Российской Федерации и 1180 сотрудников!
ОАО «Мегатоп» является юридическим лицом по законодательству Республики Беларусь, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, вправе от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах, иметь счета в банках Республики Беларусь и в разрешенных случаях – в иностранных банках, печати и штампы со своим наименованием, фирменные бланки, товарные знаки и иные реквизиты.
Основными целями деятельности ОАО «Мегатоп» являются:
- предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли, полное и своевременное удовлетворение спроса населения в товарах народного потребления и услугах;
- удовлетворение социальных и экономических интересов трудового коллектива торговой организации и участников торговой организации.
ОАО «Мегатоп» специализируется на розничной торговле товарами народного потребления (обувь).
Миссия ОАО «Мегатоп» – обеспечивать потребителей только лучшими и качественными товарами.
Стратегией развития ОАО «Мегатоп» является реализация высококачественной и конкурентоспособной продукции, удовлетворяющей требованиям потребителя, нормативных и законодательных документов.
В соответствии с этим, стратегия развития предприятия направлена на:
- получение прибыли за счет уменьшения затрат, в том числе издержек обращения;
- сохранение завоеванных рынков сбыта и расширение их на основе взаимовыгодных отношений с потребителями продукции;
- обеспечение потребителей высококачественной продукцией, соответствующей их требованиям и ожиданиям;
- поддержание высокой культуры обслуживания, повышение профессионального мастерства и квалификации работников;
- обеспечение оптимальных условий труда для работников предприятия.
Общее руководство ОАО «Мегатоп» в соответствии с Уставом осуществляется директором. Оперативно-исполнительскую деятельность осуществляет аппарат управления, который формируется директором и ему подчиняется.
3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности ОАО «Мегатоп»
3.1 Мероприятия по повышению конкурентоспособности ОАО «Мегатоп»
Все большее значение в развитии эффективной коммуникационной политики приобретает Интернет. В настоящее время количество компаний, которые реализуют Интернет-маркетинг, постоянно увеличивается. Интернет-маркетинг требует своей доли в бюджете маркетинга, которая будет стремиться к увеличению с течением времени, учитывая существующие для этого предпосылки. Для успеха организации необходимо сконцентрировать огромное внимание на проблеме оценки эффективности использования интернет-маркетинга.
В рамках исследования был проведен анализ индекса цитирования Яндекс и Google PageRank. Анализ индекса цитирования позволил определить ссылочную популярность сайта ОАО «Мегатоп», которая показывает количество сайтов, ссылающихся на сайт организации. Ссылочная популярность сайта равна 600. Однако подавляющее большинство сайтов, дающих ссылку на сайт исследуемой организации, являются русскоязычными. PageRank – это числовая величина, характеризующая «важность» страницы в Google. Чем больше ссылок на страницу, тем она становится «важнее». Шкала PageRank может изменяться от 0 до 10. PageRank сайта ОАО «Мегатоп» равен 4. PageRank от 4 до 5 свидетельствует о средней «раскрученности» сайта.
Поскольку ОАО «Мегатоп» практически не использует активные формы интернет-продвижения, то рекомендуется разработка программы и бюджета SMM-продвижения и интернет-рекламы с использованием инструментов Яндекс. Это обеспечит непосредственный приток потенциальных клиентов на интернет-сайт организации по прямым и баннерным ссылкам из интернета и соцсетей.
Маркетинговое коммуникации в социальных медиа необходимы, потому что стремительное развитие социальных объединений в сети свидетельствует о том, что множество людей испытывают острую нужду в человеческих отношениях и стараются восполнить этот пробел в своей социальной жизни. А так как технологии постоянно совершенствуются, то это общение становится все более разносторонним и насыщенным.
Маркетинговое коммуникации в социальных медиа обеспечивают:
- сохранение и повышение имиджа компании;
- ведение диалога и получение обратной связи;
- повышение лояльности посредством построения длительных взаимоотношений с клиентами;
- получение активной аудитории, участвующей в обсуждениях, конкурсах, мероприятиях, распространяющей информацию о компании;
- создание базы данных;
- установление эмоциональной связи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конкурентоспособность организации является существующие фактором развития ранка региона и страны в целом. Процесс формирования конкурентоспособности представляет собой совокупность организационно-экономических мер по приведению производственных программ выпуска продукции определенного объема, ассортимента и качества в соответствие с имеющимся производственным потенциалом. Одним из главных факторов формирования конкурентоспособности является максимальное использование конкурентных преимуществ.
Не вызывает сомнения, что эффективное производство продукции повышает ее конкурентоспособность, другими словами, между категории «конкурентоспособность» и «эффективность» существует взаимосвязь в силу их близости. Однако, несмотря на все сходства, которые были указаны нами ранее, между понятиями «конкурентоспособность и «эффективность» нельзя поставить знак равенства. Они не только не синонимы, но и прямые и четкие связи между конкурентоспособностью продукции и ее эффективностью прослеживаются далеко не всегда. В подтверждение данной позиции можно привести тот факт, что при проведении оценки конкурентоспособности и эффективности отдельных предпринимательских структур результаты оказываются диаметрально противоположными.
Для оценки конкурентоспособности предприятий существует множество методов, каждый из которых характеризуется своими особенностями, ориентированными на специфику конкретного производства. Большинство методов определения конкурентоспособности, представленных в научной литературе, может быть разделено на две группы. К первой относятся методы, в которых определение конкурентоспособности предприятия сводится к определению конкурентоспособности выпускаемой им продукции. Сущность второй группы методов заключается в определении набора показателей, характеризующих деятельность предприятия, установлению их числовой оценки и затем расчету интегральной оценки. Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки, поэтому при оценке конкурентоспоосбности предприятия рекомендуется использовать совокупность методов.
ОАО «Мегатоп» специализируется на розничной торговле товарами народного потребления (обувь). В ассортименте торговой организации плиты кухонные, плиты настольные, вытяжки, варочные панели, духовые шкафы как отечественного, так и импортного производства.
Деятельность предприятия за 2019-2020 гг. характеризуется ростом выручки от реализации, валовой прибыли, производительности труда. Однако в то же время показатели прибыли и рентабельности имеют тенденцию к сокращению, что указывает на снижение экономической эффективности деятельности ОАО «Мегатоп».
Была проведена оценка конкурентоспособности ОАО «Мегатоп» и основных его конкурентов на рынке методом комплексной оценки. В качестве конкурентов были выбраны Белвест и Марко. Конкурентоспособность розничных организаций оценивалась по таким показателям, как количество торговых объектов, ассортимент товаров, наличие дисконтной программы, средний чек, наличие интернет-магазина, наличие дополнительных услуг, культура обслуживания, финансовое состояние. В результате проведенных расчетов комплексный показатель конкурентоспособности ОАО «Мегатоп» составил 0,541, что ниже чем у Белвест и Марко.
1. Биказаков, Б.М. Инструменты оценки конкурентоспособности предприятия / Б.М. Биказаков, Е.В. Матвеев // Актуальные проблемы менеджмента, экономики и экономической безопасности. – 2019. – № 4. – С. 136-139.
2. Быков, В.А, Конкурентоспособность товара: научные основы, методы оценки, управления / В.А. Быков. – М.: Научная книга, 2015. – 94 с.
3. Валиахетов, Р.Р. Классификация факторов, воздействующих на конкурентоспособность предприятия / Р.Р. Валиахетов // Современное состояние и перспективы развития экономических наук. – 2016. – № 6. – С. 19-25.
4. Гашева, О.В. Исследование семантики конкурентоспособности / О.В. Гашева, Л.А. Платонова // Вестник Полоцкого государственного университета. – 2016. – № 6. – С. 73-77.
5. Глухих, Л.В. Факторы и резервы конкурентоспособности промышленного предприятия / Л.В. Глухих, А.А. Сенюк // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 11-3 (52). – С. 476-479.
6. Дементьева, А. Конкурентоспособность международных компаний / А. Дементьева // Маркетинг. – 2017. – № 3 (52). – С. 325-328.
7. Дикая, В.А. Методы оценки конкурентоспособности фирмы / В.А. Дикая // Естественно-гуманитарные исследования. – 2019. – № 24 (2). – С. 21-24.
8. Иванова, Е.А. Оценка конкурентоспособности предприятия / Е.А. Иванова. – Ростовн/Д: Феникс, 2018. – 298 с.
9. Курлыкова, А.В Стратегический менеджмент: учеб. пособие / А.В. Курлыкова – М.: РИОР:ИНФРА-М, 2015. – 176 с.
10. Мазилкина, Е.И. Управление конкурентоспособностью / Е.И. Мазилкина, Г.Г. Паничкина. – М.: Омега-Л, 2017. – 325 с.
11. Михеева, Е.Н. Методы оценки конкурентоспособности непродовольственных товаров / Е.Н. Михеева. – М.: ЮНИТИ, 2016. – 153 с.
12. Моисеева, Н.K. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление / Н.К. Моисеева, Ю.П. Анискин. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 232 с.
13. Найденова, Р.И. Понятийный аппарат дефиниции «конкурентоспособность предприятий» / Р.И. Найденова, М.С. Демьяненко // Современный менеджмент: теория, методология и практика. – 2019. – № 5. – С. 129-132.
14. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/.
15. Петров, В.В. Стратегическое управление: учебное пособие / В.В. Петров. – Саратов: СГТУ, 2015. – 288 с.
16. Реутов, В.Е. Управление конкурентоспособностью: монография / В.Е. Реутов, Н.Э. Вельгош. – Симферополь: Таврия, 2015. – 200 с.
17. Савина, Н.В. Конкурентоспособность предприятия: уровни, подходы и показатели / Н.В. Савина // Университетская наука. – 2019. – № 1 (7). – С. 110-114.
18. Теория и практика оценки конкурентоспособности: учеб. пособие / Е.В. Чмышенко [и др.]. – Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2017. – 150 c.
19. Товпегина, В.А. Проблемы оценки конкурентоспособности предприятия / В.А. Товпегина // Управление инновационными и инвестиционными процессами и изменениями в условиях цифровой экономики. – 2019. – № 8. – С. 430-437.
20. Фурсов, А.П. Сущность и понятие конкурентоспособности товара (услуг) / А.П. Фурсов // Инновационная наука. – 2018. – № 11. – С. 100-104.
21. Хорина, И.В. Методика оценки конкурентоспособности и качества продукции / И.В. Хорина, Е.С. Бочкарева // Вестник современных исследований. – 2018. – № 12.12 (27). – С. 494-496.
22. Ярмухаметов, И.В. Факторы конкурентоспособности предприятия / И.В. Ярмухаметов // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт. – 2018. – № 1. – С. 456-459.
Работа защищена на оценку "8" без доработок.
Уникальность свыше 40%.
Работа оформлена в соответствии с методическими указаниями учебного заведения.
Количество страниц - 37.
В работе также имеются следующие приложения:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Бухгалтерский баланс за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках за 2018-2019гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Отчет о прибылях и убытках за 2018-2019гг.
Не нашли нужную
готовую работу?
готовую работу?
Оставьте заявку, мы выполним индивидуальный заказ на лучших условиях
Заказ готовой работы
Заполните форму, и мы вышлем вам на e-mail инструкцию для оплаты