ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Структура жизненного цикла организации
1.2 Методика анализа жизненного цикла организации
ГЛАВА 2 МОДЕЛИ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Модели жизненных циклов организации
2.2 Факторы, влияющие на продолжительность жизни организации
ГЛАВА 3 МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО « БАНК БЕЛВЭБ» В СООТВЕТСТВИИ СО СТАДИЯМИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
3.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Банк БелВэб»
3.2 Моделирование жизненного цикла ОАО «Банк БелВэб» и анализ полученных данных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Организации возникают, формируются, достигают успеха, ослабевают и в конечном итоге перестают существовать. Единицы их существуют бесконечно долго, и ни одна из организаций не существует без изменений. Новые организации создаются каждый день. В то же время сотни организаций ликвидируются безвозвратно ежедневно. Те, кто знает, как адаптироваться – процветать, а негибкие организации – исчезают.
Актуальность работы объясняется тем, что в сегодняшнем бизнесе преуспевающий лидер должен четко ориентироваться в окружающем нас мире и вовремя реагировать на ситуацию. Конечно, вопросы управления жизненным циклом являются стратегическими целями. Не зная, на какой стадии развития находится предприятие, глава компании не сможет создать правильную стратегию, не сможет оценить, насколько принятый стиль управления соответствует этому этапу. Эти знания очень важны для высшего менеджмента как для государственного, так и для частного предприятия.
Именно поэтому концепция жизненного цикла организации как прогнозируемые изменения с определенной последовательностью состояний с течением времени широко распространена. Используя концепцию жизненного цикла, можно увидеть, что существуют четкие этапы, через которые проходят организации, и что переходы с одного этапа на другой являются предсказуемыми, а не неожиданными.
Целью курсовой работы является выявление этапа жизненного цикла ОАО «Банк БелВЭБ».
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты жизненного цикла организации;
- изучить модели жизненных циклов организации;
- рассмотреть факторы, влияющие на продолжительность жизни организации;
- провести моделирование жизненного цикла ОАО «Банк БелВЭБ».
Объект исследования – деятельность ОАО «Банк БелВЭБ». Предмет исследования – жизненный цикл ОАО «Банк БелВЭБ».
Методы исследования применяемы в курсовой работе: анализ и синтез, вертикальный анализ, метод индукции и дедукции и др.
Рассмотренная тема достаточно широко разработана в экономической литературе. В процессе работы была использована литература как зарубежных, так и отечественных авторов, таких, как: И. А. Бланк, И. Адизес, Ю. Г. Киреева, Г. Минцберг, А. С. Макаров, Р. И. Секиров и другие. Особое внимание было уделено их теориям и практическим примерам, которые помогли обосновать актуальность темы и определить основную цель и задачи данной работы. Расчеты показателей ведутся на основании баланса и отчета о финансовых результатах за 2018-2020 гг.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Структура жизненного цикла организации
Планирование, формирование и поведение организации может быть представлено с помощью моделей, которые основываются на одной из процессорных концепций – теорий жизненных циклов. Не существует неминуемой линейной очередности этапов в существовании организаций.
Роль моделей жизненных циклов обуславливается перспективой их применения с целью анализа организаций в проектах административного консультирования. Модели могут помочь структурировать получаемые об организации данные. Определения этапа формирования организаций дает возможность исключить ошибки при установлении их потенциала и планирования их дальнейшего формирования [12, c. 47].
Жизненный цикл организации — совокупность стадий развития, которые проходит фирма за период своего существования.
Данная концепция рассматривается в рамках менеджмента и предполагает прохождение организацией нескольких шагов развития (параллель с живыми существами) [2, с. 61]:
- становление,
- рост,
- зрелость,
- смерть.
Однако завершающий этап не совсем применим к организации, так как не всякое искусственное создание непременно обязано умереть.
Жизненный цикл имеет следующий вид [2, c. 63]:
- зарождение и становление,
- рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка,
- зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем,
- старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конкурентами.
Впоследствии организация либо ликвидируется, либо становится частью более крупной, либо распадается на более мелкие организации, которые, в зависимости от ситуации, могут находиться на стадии роста или зрелости.
ГЛАВА 2 МОДЕЛИ ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛОВ ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Модели жизненных циклов организации
Жизненный цикл принимает следующие формы: рождение и становление, рост, когда компания активно заполняет сегмент по своему выбору, зрелость, когда компания пытается удержать существующую долю рынка под своим контролем, и старость, когда компания быстро теряет долю рынка и заменяется конкурентами. В дальнейшем организация либо ликвидируется, либо объединяется в более крупную организацию, либо делится на более мелкие организации, которые, в зависимости от ситуации, могут находиться в стадии роста или зрелости (реже—других стадий) [17].
Организация находится в стадии становления, и жизненный цикл продукта обретает форму. Цели остаются неясными, творческий процесс протекает свободно, и переход к следующему этапу требует стабильной поддержки. Этот этап включает в себя следующие явления: зарождение, поиск единомышленников, подготовку к реализации идей, юридическое оформление организации, подбор оперативного персонала и выпуск первой продукции.
Организация создается. Основатель-это предприниматель, который выполняет всю работу в одиночку или с несколькими коллегами. На этом этапе люди часто приходят в компанию, их привлекает личность творца и они разделяют его идеи и надежды. Общение между сотрудниками легкое и неформальное. Все долго и упорно трудились, а сверхурочные компенсировались скромной зарплатой.
На этом этапе особенно важны нематериальные составляющие мотивации: возможности самореализации, интересная работа и признание успеха. Рекомендуется использовать простой компенсационный план, особенно для менеджеров по продажам.
Контроль основан на личном участии руководителя во всех рабочих процессах. Организация не является ни формализованной, ни бюрократической, и характеризуется простой структурой управления. Основное внимание уделяется созданию новых продуктов или услуг и завоеванию места на рынке. Следует отметить, что некоторые компании могут перестать развиваться на этом этапе и существовать в таком стиле управления в течение многих лет
На этом этапе организация является социальной системой, поскольку она состоит из людей, принадлежащих к той же или сходной парадигме. Каждый член организации имеет свою собственную культурную философию и систему ценностей. Совместная деятельность, инициируемая членами организации, запускает процесс формирования знаний на индивидуальном уровне, когда накопленный каждым членом организации опыт перерабатывается в соответствии с индивидуальными убеждениями и идеями. На этом же этапе начинается экспозиция, когда в ходе совместной деятельности каждый член коллектива вольно или невольно демонстрирует свою систему идей, навыков и умений.
ГЛАВА 3 МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОАО «БАНК БЕЛВЭБ» В СООТВЕТСТВИИ СО СТАДИЯМИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА
3.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Банк БелВэб»
Открытое акционерное общество «Белвнешэкономбанк» (ОАО «Банк БелВЭБ») — универсальный кредитно-финансовый институт, занимающий ведущие позиции среди коммерческих банков Республики Беларусь в области международных расчетов, валютных операций и обслуживании внешнеэкономической деятельности государства и клиентов, имеющий многолетний опыт работы и признанную репутацию на зарубежном и внутреннем валютных рынках.
Миссия Банка заключается в обеспечении успешной реализации деловых инициатив клиентов, ориентированной на содействие развитию экономических связей Беларуси и России с применением высокотехнологичных банковских решений, соответствующих лучшим мировым практикам.
Открытое акционерное общество «Белвнешэкономбанк» зарегистрировано Национальным банком Республики Беларусь 12 декабря 1991 года (регистрационный номер 24).
Регистрационный номер в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – 100010078.
В соответствии с лицензией на осуществление банковской деятельности № 6, выданной Национальным банком Республики Беларусь 21 декабря 2018 г., ОАО «Банк БелВЭБ» имеет право на осуществление следующих банковских операций:
- привлечение денежных средств физических и юридических лиц на счета и во вклады (депозиты);
- размещение привлеченных денежных средств физических и юридических лиц на счета и во вклады (депозиты) от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;
- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
- открытие и ведение счетов в драгоценных металлах;
- осуществление расчетного и кассового обслуживания физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов;
- валютно-обменные операции;
- купля-продажа драгоценных металлов в случаях, предусмотренных Национальным банком;
- привлечение и размещение драгоценных металлов во вклады (депозиты) физических и юридических лиц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жизненный цикл организации – это совокупность стадий развития, которые фирма проходит за время своего существования. Данная концепция рассматривается в рамках менеджмента и предполагает прохождение организацией нескольких шагов развития: зарождение и становление, рост, когда фирма активно заполняет выбранный ею сегмент рынка, зрелость, когда фирма пытается сохранить имеющуюся долю рынка под своим контролем, старость, когда фирма быстро теряет свою долю рынка и вытесняется конку-рентами.
Открытое акционерное общество «Белвнешэкономбанк» (ОАО «Банк БелВЭБ») — универсальный кредитно-финансовый институт, занимающий ведущие позиции среди коммерческих банков Республики Беларусь в области международных расчетов, валютных операций и обслуживании внешнеэкономической деятельности государства и клиентов, имеющий многолетний опыт работы и признанную репутацию на зарубежном и внутреннем валютных рынках.
Общая рентабельность ОАО «Банк БелВЭБ» за анализируемый период уменьшается, так данный показатель в 2018 г. составлял 39,15 %, а в 2020 уже – 13,34 %.
Также наблюдается негативная тенденция по значению рентабельности активов. Данный показатель в 2019 г. по сравнению с 2018 г. уменьшился на 0,39 п.п., а в 2020 г. по сравнению с 2019 г. на 0,20 п.п. Таким образом, сни-жается степень прибыльности всех имеющихся активов ОАО «Банк БелВЭБ».
Показатель рентабельности собственного капитала ОАО «Банк БелВЭБ» за анализируемы период снижается на 3 п.п. в 2019 г. и на 1,53 п.п. в 2020 г., то есть снижается отдача вложенных собственных средств банка.
ОАО «Банк БелВЭБ» находится на пятом месте с суммой активов на 01.01.2020 г. в размере 4 659 820 тыс. руб.
Можно сделать выводы о следующих пройденных этапах жизненного цикла ОАО «Банк БелВЭБ»:
- для перехода «младенчество – давай-давай (рост)» характерно выполнение и наличие всех ключевых критериев, что позволяет сделать выводы о прохождении данного этапа жизненного цикла компании;
- для перехода «давай-давай (рост) – юность» характерно также выполнение и наличие всех признаков, свидетельствующих о внедрении и полноценном развитии управленческого аппарата и структуры компании, что позволяет сделать выводы о прохождении данного этапа жизненного цикла компании;
- для перехода «юность – расцвет» характерно выполнение в той или иной степени 2,5 признаков (критериев) из четырех, или 62,5 %, что позволяет сделать выводы о нахождении компании в стадии расцвета и, соответственно, на стадии построения и оптимизации управленческой системы, одним из ключевых аспектов которого является в том числе оптимизация финансовой и маркетинговой стратегии развития компании.
1. Агарков А.П. Теория организации. Организация производства: Интегрированное: Учебное пособие для бакалавров / А.П. Агарков Р.С. Голов. - М.: Дашков и К, 2015. - 272 c.
2. Адизес, И. Управление жизненным циклом корпорации /Пер. с анг. под. науч. Ред. А.Г. Сеферяна. – СПб.: Питер, 2014. – 384 с.
3. Арай, Ю. Н. Специфика бизнес-моделей в социальном предпринимательстве / Ю. Н. Арай // Российский журнал менеджмента. – 2014. – № 4. – C. 55-78.
4. Бабошин, А. В. Конкурентные позиции субъектов предпринимательства в современной теории конкуренции / А. Бабошин // Современная конкуренция. – 2014. – № 2. – С. 23-27.
5. Бланк, И. А. Основы финансового менеджмента. Т.1. – Киев: Ника-Центр: Эльга, 2015. – 547 с.
6. Бланк, И. А. Основы финансового менеджмента. Т.2. – Киев: Ника-Центр: Эльга, 2015. – 555 с.
7. Бланк, И. А. Финансовая стратегия предприятия. – К.: «Ника-Центр», «Эльга», 2014. – 711 с.
8. Веснин В.Р. Теория организации: Учебник / В.Р. Веснин. - М.: Проспект, 2015. - 272 c.
9. Виханский, О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С. Виханский. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 512 с.
10. Гаджилаева, Э. Я. Финансовая стратегия как инструмент управления компанией в современной российской практике / Э. Я. Гаджилаева // Экономика и предпринимательство. – 2016. – № 6. – С. 886-889.
11. Киреева, Ю. Г. Финансовая стратегия предприятия / Ю. Г. Киреева // Экономика и социум. – 2016. – № 11. – С, 681-683.
12. Козлов, С. В. Влияние стадии жизненного цикла предприятия на формирование стратегии развития / С. В. Козлов // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. – 2018. – №17. – С. 15-28.
13. Кэмпбел Д. Стратегический менеджмент / Дэвид Кэмпбел, Джордж Стоунхаус, Билл Хьюстон. – М.: Проспект, 2016. – 336 c.
14. Лавизина, О. Некоторые аспекты управления жизненным циклом организации, понимаемой как социальная система / О. Лавизина // Менеджмент в России и за рубежом. – 2013. – № 5. – С. 47-60.
15. Макаров, А. С. Формирование финансовой политики с учетом стадий жизненного цикла / А. С. Макаров // Финансы и кредит. – 2013. – № 12. – С. 47-54.
16. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник / Б.З. Мильнер.. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 848 c.
17. Минцберг, Г. Структурирование организаций / Стратегический процесс. – СПб: Издательство «Питер», 2015. – 404 с.
18. Мищерина, М. В. Определение финансовых стратегий по стадиям жизненного цикла компании / М. В. Мищерина // Вестник университета. – 2018. – № 1. – С. 67-69.
19. Официальный сайт ОАО «Банк БелВЭБ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.belveb.by/.
20. Официальный сайт Национального банка Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.gov.by/.
21. Плескова, О. В. Финансовая стратегия компании в концепции жизненного цикла / О. В. Плескова // Известия Уральского государственного эконмического университета. – 2016. – № 3. – С. 75-82.
22. Ружанская Л. С., Яшин А.А., Солдатова Ю. В. Теория организации : учебное пособие. М. : ФЛИНТА, 2016. – 328 c.
23. Секиров Р. И. Алгоритм определения стадии жизненного цикла организации / Р. И. Секиров // Статистика и экономика. – 2013. – №2. – С. 63-66.
24. Статистические данные о кредитовании // Статистический бюллетень № 1 (январь 2018) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/bulletin/stat_bulletin_2018_01.pdf
25. Статистические данные о кредитовании // Статистический бюллетень № 12 (декабрь 2019) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nbrb.by/Publications/bulletin/Stat_Bulletin_2019_12.pdf